Отчет по самообразованию учителя информатики и ИКТ
Оценка 4.6
Документация
doc
информатика
7 кл—9 кл
01.06.2017
Отчет по самообразованию учителя информатики и ИКТ Идиговой М. Д. за 2016 - 2017 уч. год. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Отчет по самообразованию учителя информатики и ИКТ
отчет2016-2017.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Основная общеобразовательная школа с. Валерик"
ОТЧЕТ
учителя информатики и ИКТ
Идиговой Мархи Дукваховны
за 20162017 учебный год «Если человек в школе не научится творить,
то и в жизни он будет только
подражать и копировать».
Л.Н.Толстой.
Целью своей работы считаю не только дать ученику определенную сумму знаний,
но и научить учиться, развивать интерес к учению. Считаю необходимым организовать
учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения
всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Государственному
Образовательному Стандарту, а также расширение предметных задач для учащихся,
проявляющих интерес к предмету.
В педагогической деятельности ставлю несколько задач:
дать учащимся качественное образование по информатики
раскрыть потенциал каждого учащегося: интеллектуальный, творческий и
нравственный.
прививать навыки самостоятельной работы с ориентацией на дальнейшее
обучение в различных учебных заведениях. Подготовить учащихся к
осознанному выбору профессии с помощью внеурочной деятельности
(робототехника)
совершенствовать форм организации учебной деятельности
использовать новые педагогические технологии, эффективные методики
обучения
развивать и укреплять интерес к информатики.
Все это позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его
способностями, интересами и возможностями, а учащимся достигать
определенных успехов в учебе и реализации своих планов по получению
дальнейшего образования. «Проектная деятельность учащихся как средство повышения эффективности
Программа самообразования
обучения»
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому
человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально
экономических условиях.
В новой образовательной парадигме учащийся становится субъектом познавательной
деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает
необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и
развитие способностей, заложенных природой в каждом учащемся. Результатом работы
учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от
простой репродукции.
Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику
преподаваемого мною предмета «Информатика и Информационные технологии»,
определяю цель: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и
в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
Исходя из этой цели, ставлю перед собой задачи:
Способствовать формированию у учащихся ключевых компетенций:
информационной способность грамотно выполнять действия с информацией;
коммуникативной способность вступать в общение с целью быть понятым;
социальной способность действовать в социуме с учетом позиций других
людей;
предметной способность применять полученные знания на практике.
Но реализация этих задач невозможна без использования эффективных педагогических
технологий.
Необходим поиск новых форм организации учебновоспитательного процесса, которые
позволили бы:
обеспечить высокий уровень знаний учащихся, умение самостоятельно
приобретать и применять их на практике;
развивать каждого учащегося как творческую личность, способную к
практической работе с различными материалами и инструментами;
вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс;
формировать навыки поисковой и исследовательской деятельности, развивать
критическое мышление.
На мой взгляд, одной из технологий, обеспечивающей достижение поставленных целей,
является проектная деятельность. Метод проектов – не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной
дидактике и в зарубежной. Первоначально его называли методом проблем, был
разработан американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником
В.Х. Хилпатриком.
В современной педагогике о проектной технологии написано очень много работ, самые
известные – это работы Бычкова В.А, Гузеева В.В., Полата Е.С., Чечеля И.Д.
Опираясь на эти работы, я определил, для себя, что такое учебный проект.
Е. С. Полат дает такое определение методу проектов в современном понимании: «…
метод», предполагающий «определенную совокупность учебнопознавательных
приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате
самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов».
К важным факторам проектной деятельности относятся:
повышение мотивации учащихся при решении задач;
развитие творческих способностей;
смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к
технологическому;
формирование чувства ответственности;
создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимися.
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит изза наличия в
проектной деятельности ключевого признака самостоятельного выбора.
Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода
к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора
инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата.
Технология проектной деятельности
Выделяют 5 основных этапов в проектной деятельности.
I. Проблемноцелевой этап:
На первом этапе мы с учащимися выбираем проблемную область, ставим задачи,
определяем конечный вид создаваемого программного продукта, круг пользователей,
формируем состав проектной бригады и распределяем обязанности.
II. Этап разработки сценария и технического задания
На данном этапе учащиеся отбирают содержание, подбирают материал, производят его
предельную детализацию. На этом этапе я выступаю в роли консультанта.
III. Этап практической работы
На этом этапе ведется работа по воплощению в жизнь поставленных задач.
IV. Этап предварительной защиты
На данном этапе я просматриваю рабочую версию создаваемого проекта, выявляю
недоработки, предлагаю пути устранения выявленных недостатков. Учащиеся
дорабатывают продукт.
V. Этап презентации публичной защиты проекта
На этом этапе производится защита проектной работы участниками проекта.
Примеры проектов Практикоориентированный проект.
В предлагаемом проекте кроссворд служит для проверки знаний не только того, кто
его разгадывает, но также и для того, кто его создаёт. В ходе выполнения проекта моя
роль состоит в организации самостоятельной познавательной, творческопрактической
деятельности учащихся. Они могут обратиться за помощью и к своим товарищам.
Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем обратившийся к
нему, поскольку его знания закрепляются именно при объяснении своему
однокласснику. Лучшие работы распечатываются и используются учителями
предметниками на уроках. Такие проекты позволяют получить оценки сразу по
нескольким предметам. Они наглядно показывают учащимся практическую ценность
приобретённых ими знаний.
1. Тема «Кроссворд проверь свои знания»
Учебные предметы: информатика и любой образовательный предмет
Участники: учащиеся 79 класса
Продолжительность: 1 урок + домашняя работа
Цель: учащимся предстоит, используя навыки работы со шрифтами и таблицами
самостоятельно освоить технологию создания кроссвордов Продукты: компьютерная
презентация
Публичная презентация: класс
Планируемый результат: Создание и оформление тематического кроссворда в
текстовом процессоре Word.
Ход проекта:
определение темы вопросов для кроссворда;
отбор материала, его анализ и составление вопросов с ответами;
создание макета кроссворда на бумаге;
создание кроссворда на бумаге на ПК (79 классы), при оформлении кроссворда можно
использовать вставку рисунков, символов, автофигур.
Запись вопросов и ответов к кроссворду; Творческие проекты
Творческие проекты, пожалуй, самые интересные для детей. Поскольку здесь они
могут продемонстрировать весь свой креатив, фантазию
1. Тема: «Робот для проверки воды в аквариуме»
Учебный предмет: информатика,
Продолжительность: 1 четверть
Участник: учащиеся 9 класса
Цель:
Продукт: «Робот»
Публичная презентация: Выступление
Ролевой проект
Ход проекта: Данный проект является итоговым уроком по теме «Устройство ПК».
Учащиеся предварительно разделены на две группы. Участники одной являются
представителями компьютерных фирм. Они приносят на урок заготовленные
рекламные объявления, прайслисты компьютерных фирм, рекламные буклеты. Другая
группа учащихся представляет собой покупателей. Каждый участник этой группы
хочет купить ПК с определённой целью и на «имеющуюся» у него сумму. Со звонком
продавцы занимают своё место за рабочими столами, а покупатели стараются сделать
оптимальный выбор, исходя из определённых ограничений. Когда выбор сделан, между
двумя сторонами подписывается договор о «продаже» компьютера. После заключения
таких договоров всеми покупателями переходим к обсуждению разыгранных ситуаций.
Первыми представляют свои результаты покупатели. Каждый из них объявляет с какой
целью он пришёл покупать компьютер, какой суммой он располагал и какую
комплектацию он выбрал. Характеристики выбранного компьютера записаны в
договоре и выбор каждой комплектующей должен быть обоснован, от этого зависит оценка учащегося. Затем выступают учащиеся из группы продавцов. Они представляют
свои наборы комплектующих для сделанных заказов, обосновывая их выбор.
Тема: «Выбери ПК»,
Участники: учащиеся 8х классов.
Планируемый результат: осознанный выбор учениками модели компьютера, согласно
имеющимся начальным условиям.
Цели: проверить качество знаний учащихся по теме «Устройство ПК», показать
учащимся практическое применение материала, изученного ими на уроках
информатики, научить культуре поведения в ситуации продавецпокупатель.
Учебнопедагогическая задача: используя рекламные объявления из газет, прайслисты
компьютерных фирм, определить, исходя из своих интересов, наиболее подходящую
конфигурацию ПК. Обосновать свой выбор.
Длительность: один урок.
Подводя итоги проекта, я всегда обращаю внимание учащихся на их культуру
поведения в моделируемых ситуациях куплипродажи, указывая на необходимость
вежливого отношения друг к другу.
Описанные проекты дают представление о возможности включения элементов
проектной деятельности в преподавании курса информатики.
Анализ уровня выполнения проектов позволяет сделать следующие выводы:
проектная деятельность позволяет решить проблему разноуровневой
Результативность.
компьютерной подготовки учащихся. Каждый трудится в своём темпе, осваивая
посильные навыки и умения;
оценка, выставленная не за воспроизведение пройденного материала, а за
стремление самостоятельно расширить свои знания, найти им практическое
применение, умение работать в коллективе является хорошим стимулом для
дальнейшего обучения;
появляются реальные условия для бесконфликтной педагогики, воспитания
самокритичности, обучения самоанализу и рефлексии.
метод проектов дает возможность организовать практическую деятельность в
интересной для учеников форме, направив усилия на достижение значимого для
них результата.
освоение программных средств и вычислительной техники становится более
осмысленным, работа учащихся осознанной, увлекательной, познавательно
мотивированной.
Можно отметить повышение качества обучения по классам
Год
20162017
Успеваемость
Качество
100%
75%
Собственные наблюдения показали, что в целом метод проектов является эффективной
инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной
Вывод грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности
школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.
Работа с мотивированными детьми.
К сильным учащимся следует предъявить более высокие требования, а не
ограничиваться теми, которые предложены в Обязательных результатах обучения.
Отсутствие таких требований может притупить живой интерес к учению, вызвать
отрицательное отношение к школе, затормозить характерный для них высокий темп
психического развития и даже привести к отставанию в учении.
Работа с учащимися некомпетентного вида.
Таких учащихся у меня обучается не очень много:
Велась систематическая внеурочная деятельность (индивидуально групповые
занятия).
Также регулярно работаю с такими детьми на уроках. Особенно важно, чтобы
ребенок поверил в свои силы, чтобы он не чувствовал себя слабым в своем классе,
чтобы сохранил интерес к предмету, который трудно ему дается.
Учащиеся всех классов с удовольствием посещали часы школьного компонента.
Внеурочная и кружковая деятельность
Цель: создание условий для изучения основ алгоритмизации и программирования
с использованием робота Lego Mindstorms NXT, развития научнотехнического и
творческого потенциала личности ребёнка путём организации его деятельности в
процессе интеграции начального инженернотехнического конструирования и основ
робототехники.
Задачи:
∙ оказать содействие в конструировании роботов на базе микропроцессора NXT;
∙ углубить знания в среде программирования ПервоРобот NXT;
∙ оказать содействие в составлении программы управления Легороботами;
∙ развивать творческие способности и логическое мышление обучающихся;
∙ развивать умение выстраивать гипотезу и сопоставлять с полученным
результатом;
∙ развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;
∙ развивать умения работать по предложенным инструкциям по сборке моделей;
∙ развивать умения творчески подходить к решению задачи;
∙ развивать применение знаний из различных областей знаний;
∙ развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности,
отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить
ответы на вопросы путем логических рассуждений;
∙ стимулировать мотивацию обучающихся к получению знаний, помогать
формировать творческую личность ребенка. ∙ способствовать развитию интереса к технике, конструированию,
программированию, высоким технологиям.
Ожидаемые результаты
привлечение школьников к исследованиям в области робототехники;
обмен технической информацией и начальными инженерными знаниями
между учащимися;
развитие новых научно – технических идей учащихся;
внедрение в образовательный процесс информационных и
коммуникационных технологий;
мотивация к изучению учебных дисциплин у учащихся;
организация занятости школьников во внеурочное время.
Отчет по самообразованию учителя информатики и ИКТ
Отчет по самообразованию учителя информатики и ИКТ
Отчет по самообразованию учителя информатики и ИКТ
Отчет по самообразованию учителя информатики и ИКТ
Отчет по самообразованию учителя информатики и ИКТ
Отчет по самообразованию учителя информатики и ИКТ
Отчет по самообразованию учителя информатики и ИКТ
Отчет по самообразованию учителя информатики и ИКТ
Отчет по самообразованию учителя информатики и ИКТ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.