Отчет по самообразованию учителя начальных классов за 2016-2017 учебный год.
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
администрации +1
Взрослым
21.01.2018
Методическая тема самообразования: «Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации учащихся ».
Методическая тема самообразования определена на основании приоритетных направлений развития начальной школы и определена на основании SWOT-анализа собственной деятельности и приоритетного направления развития начальной школы.
Цель: создание условий для формирования навыков парной и групповой работы в начальной школе.
Задачи:
-Обучать способам организации групп совместного взаимодействия;
-Учить планировать деятельность во время учебного процесса;
-Развивать навыки социально - культурного поведения.
-Формировать адекватную самооценку себя и партнера.
Время реализации проекта: 2016 – 2017 уч. год
2 отчет самоанализ.docx
Отчет по самообразованию учителя начальных классов
за 20162017 учебный год.
«Для того, чтобы учащийся сумел получить высокую оценку,
ему необходимо знать об
ожидаемых результатах работы и научиться их достигать»
Джон Биггс
Методическая тема самообразования: Методическая тема самообразования: «Влияние групповой
и парной работы на развитие мотивации учащихся ».
Методическая тема самообразования определена на основании приоритетных направлений
развития начальной школы и определена на основании SWOTанализа собственной деятельности и
приоритетного направления развития начальной школы.
Цель: создание условий для формирования навыков парной и групповой работы в начальной
школе.
Задачи:
Обучать способам организации групп совместного взаимодействия;
Учить планировать деятельность во время учебного процесса;
Развивать навыки социально культурного поведения.
Формировать адекватную самооценку себя и партнера.
Время реализации проекта: 2016 – 2017 уч. год
Предполагаемые результаты: Результатом обучения и воспитания в начальной школе должна
стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность их
применять для самостоятельного получения знаний, т.е. развитии у детей начальных классов обще
учебных умений и навыков (познавательных, коммуникативных, регулятивных). Поэтому,
групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную
работу на уроке.
Актуальность: В настоящее время существует серьезная тенденция к угасанию интереса
школьников к учебной деятельности, снижение мотивации. А при организации работы в парах и
группах идет увлекательная подача учебного материала, и каждый ученик мыслит, выражает своё
мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются варианты решения, и находятся верные ответы.
Групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового
обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и
потребностей.
Теоретическая база опыта.
Эрнест Легуве, французский драматург, заметил, что «цель
воспитания – научить детей обходиться без нас». Групповая работа помогает детям работать
самим, учиться общаться, решать конфликты, отстаивать свою точку зрения и применять свои
знания на практике. Групповая форма работы ставит учащихся перед необходимостью высказать и
обосновать свое мнение, свои мысли в форме внешней речи, что способствует глубокому и выделению существенного и обобщению
осознанному осмыслению,
знаний.
Обучение в группе предусматривает все виды общения и опирается на них. Это и обучение в
процессе общения, и общение учащихся друг с другом, и общение учащихся с учителем, это и
социальное общение, поскольку в ходе общения учащиеся поочередно выполняют разные
социальные роли (исполнителя, лидера, организатора и т. д.) В ходе реализации всех этих уровней и
возникает контакт между учителем и учащимися, который по мнению известного российского
психолога А.А.Леонтьева является последним звеном в цепочке педагогического общения:
деятельность – взаимодействие – общение – контакт. При работе в группах могут возникнуть
противоречия, конфликты. Необходимо специально учить детей дискуссии и конструктивному
разрешению конфликтов. Конструктивное разрешение конфликта способствует и обнаружению
оптимальных стратегий решения задач, и отношению к точкам зрения других детей как достойным
уважения и понимания, а к учителю не как к носителю единственно верной точки зрения, а как к
опытному коллеге по общей работе.
Использую разные формы повышения своего профессионального уровня:
*Курсы повышения квалификации
*Изучение методической литературы
*Семинары и конференции
*Открытые уроки
*Опыт учителей – новаторов
*СМИ, ИКТ
*Видео, аудио информация на различных носителях
*Мероприятия по обмену опытом
*Литература (методическая, научнопопулярная, публицистическая, художественная)
*Интернет.
Я стала использовать этот прием с целью повышения интереса к приобретению новых знаний,
приобретение навыка формулировать свои мысли и аргументировано отстаивать свою точку зрения,
а также для формирования адекватной самооценки. Раньше мы применяли различные приемы
работы в группах, но это не являлось системой. А когда это вошло в регулярную систему работы,
то ученики с удовольствием идут на урок, ожидая какихто сюрпризов от учителя. Это
стимулирует их активность и повышает мотивацию обучения. При организации работы в парах и
группах каждый ученик предлагает своё мнение, обсуждаются разные варианты решения, идёт
обмен мнением детей в процессе учебного диалога. Групповая форма работы позволяет решить
задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения. Когда дети объединяются в
группы, сотрудничество представляет собой способ работы где есть распределение обязанностей и
ответственность за каждого ученика группы. Работа в группе помогает учащимся выражать свое
мнение, раскрывать себя в процессе обмена мнениями. Многие учащихся просто не умеют
высказывать свои убеждения, размышления и аргументировать, свои мысли и размышления, а дают
те ответы, которые от них требует педагог. Важно, раскрыть способность учащихся работать в группах, научить их слушать и слышать друг друга, уважать мнение других, развивать навыки
критического мышления, потому что без всех этих компонентов невозможна коллективная
деятельность и, как следствие, продукт такой деятельности это саморазвитие и самореализация
личности. Я стараюсь подбирать задания на урок разноплановые и разно уровневые, используя
ИКТ. По результатам индивидуальной работы дети объединяются в группы. Интересно наблюдать
за их реакцией, когда они, получив картинку, начинают искать подобную и радуются членам своей
группы, другие разочаровываются. Но в ходе урока, дети забывают о своих симпатиях и
антипатиях, потому что вовлечены в работу и у них нет времени на выяснение своих личных
отношений. В этом большой плюс групповой работы. Приступая к работе в группах, мною было
доведено до учащихся о распределении ролей в группе, в целях достижения наилучшего результата,
но в то же время, выполняя свои обязанности, каждый должен активно участвовать в работе.
Подбирая задания на уроки, старалась выбрать те, которые больше будут влиять на развитие
мыслительных процессов и требовать большего взаимодействия и вклада от каждого ребенка, в
достижении результата, тем самым мотивируя их к собственному развитию в обучении. Слабые
прислушиваются к советам сильных учеников. Поэтому каждый вовлечен в работу. Получатся, что
через диалог и решение проблемных ситуаций, развивается не только речь учащихся, но и умение
отстаивать свою точку зрения. Я думаю, что это и есть главный плюс групповой и парной работы.
Реализацию этих задач осуществляю на уроках через использование следующих
компонентов:
Однородная групповая работа, эта работа предполагает выполнение небольшими группами
учащихся одинакового для всех задания.
Дифференцированная работа, это выполнение различных заданий разными группами.
Используемые методы обучения в группе: кооперативное обучение, групповая дискуссия, мозговой
штурм.
Кооперативное обучение это метод взаимодействия учащихся в небольших группах,
объединенных для решения общей задачи.
Групповая дискуссия это способ организации совместной деятельности учеников под
руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников
в процессе общения.
Мозговой штурм или свободное выражение мыслей, приводит к появлению множества идей
Перспективы развития проекта по теме самообразования:
* продолжить изучать современную литературу по теме самообразования;
* повысить профессиональный уровень через работу в ПСС, Интернет ресурсы;
* применять инновационные методы преподавания;
* повысить интерес учащихся к групповой и парной работе, развить творческие способности,
логическое мышление, познавательную активность;
* апробировать на уроках различные формы и методы работы. Учитель начальных классов / /
Отчет по самообразованию учителя начальных классов за 2016-2017 учебный год.
Отчет по самообразованию учителя начальных классов за 2016-2017 учебный год.
Отчет по самообразованию учителя начальных классов за 2016-2017 учебный год.
Отчет по самообразованию учителя начальных классов за 2016-2017 учебный год.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.