«Роль классного руководителя
в системе воспитания школьников
в условиях реализации
ФГОС второго поколения»
В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание. Ориентируясь на формирование личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, нам нужно помнить, что она формируется личностью самого учителя. Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.
Цель деятельности классного руководителя: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи деятельности классного руководителя: формирование и развитие коллектива класса; создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; формирование здорового образа жизни; защита прав и интересов обучающихся; организация системной работы с обучающимися в классе; организация социально значимой, творческой деятельности; установление контактов с родителями обучающихся; ведение документации (классный журнал, личные дела, портфолио учащихся, ИОП учащихся, оценочные листы, план воспитательной работы классного руководителя).
Мы часто слышим фразу: « Дети - наше будущее. Но задумываемся ли, от кого зависит будущее наших детей? Сегодня изменились требования к учителю, ученику. Человек 21 века - это творческая личность, Он должен быть активным, динамичным, работоспособным, волевым, уверенным в себе. Чтобы воспитать такого человека, нужно измениться и самому воспитателю. Ведь « …. воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров, а для такого творчества нужна интуиция и глубокие знания…..»
Воспитательная работа в классе - процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе.
В начале каждого учебного года классный руководитель совместно с воспитателем группы продлённого дня, ученическим коллективом и родителями составляет план воспитательной работы класса. Он состоит из следующих разделов: характеристики класса, аналитической справки, плана работы по направлениям: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, интеллектуальное, общекультурное, социальное; планом работы с родителями и родительским комитетом.
Исходя из плана воспитательной работы, составляется Индивидуальный Образовательный План каждого ученика (ИОП).
В своей воспитательной деятельности важным считаю внедрение в практику принципа обучения и воспитания успехом. Успех рождает дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика. Это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личностных компетенций школьника.
Следить за успешностью детей позволяет Оценочный лист, который заводится в начале учебного года, здесь они оценивают свои достижения по всем направлениям воспитательной работы. Так же за успешностью можно наблюдать по заполнению портфолио учащихся. В течение двух лет учёбы наш классный коллектив участвует в общественной жизни школы. На протяжении этих лет обучения его отличают высокие показатели участия многих конкурсов: всероссийского, регионального, .школьного уровня.
УЧАСТИЕ КЛАССА В ШКОЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ, ВСЕРОССИЙСКИХ КОНКУРСАХ, МЕРОПРИЯТИЯХ2017-2018, 2018-2019УЧЕБНЫХ ГОДОВ.
Мероприятие |
Уровень |
Результат |
Комплексная олимпиада по школьному краеведению для учащихся начальной школы «Рысёнок» 2018 г. |
Региональный |
Диплом 1 место, Диплом1 место, Диплом 2 место, Диплом 3 место по Куединскому району |
Конкурс на лучшую Новогоднюю ёлку
|
Школьный |
Грамота «Самая дружная школа» |
Молодёжный чемпионат «Старт» |
Федеральный |
Диплом 1 место в районе |
Конкурс-игра «Почемучка» |
Региональный |
Участие, 9 место в районе, сертификат участника |
Конкурс «Лис – любитель истории» |
Региональный |
Участие, сертификат участника |
Молодёжный чемпионат «Старт» |
Федеральный |
Участие, сертификат участника |
Конкурс «Енот» |
|
|
Комплексная олимпиада по школьному краеведению для учащихся начальной школы «Рысёнок» 2019 г. |
Региональный |
Диплом 1 место, Диплом 2 место, Диплом 3 место по Куединскому району |
«Совёнок» |
Федеральный |
|
Конкурс «Русский медвежонок» |
Региональный |
Участие, сертификат участника |
Конкурс «Кенгуру» |
Международный |
Итоги в конце апреля |
Лыжня России
|
Школьный |
Грамоты 1, 2, 3 места |
|
|
|
Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и их родителей и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме кружков, проектов.
Младший школьник ещё пока не может организовать самостоятельно свою деятельность и в этом несомненно велика роль родителей и классного руководителя. Такое содружество сближает всех участников воспитательного процесса, активизирует на совместную деятельность.
Я часто представляю, какими будут мои воспитанники,- надеюсь, это будут самостоятельные и самодеятельные личности. И думаю, что класс стал местом, где дети учатся быть успешными.
Именно к этому я стремлюсь и строю свою воспитательную работу с классом. Успех зависит как от качеств и усилий самого человека, так и от внешних факторов.
Мониторинг уровня воспитанности - один из основных критериев оценки воспитательной работы. Конечно, ещё рано делать выводы, ведь прошло только 2 года обучения и воспитания. Но работа по анализу воспитанности обучающихся проводится в классе регулярно.
Результаты мониторинговых исследований детского коллектива свидетельствуют о том, что классный коллектив имеет пока недостаточно высокий уровень сформированности. И это понятно. Мы вместе всего два года. У нас ещё всё впереди. Диагностика класса показывает, что коллектив находится на стадии становления. Есть над чем работать.
Безусловно, воспитательная работа, внеурочная деятельность в классе не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Родители оказывают помощь во всех делах коллектива, проявляют интерес ко всем успехам и неудачам детей. Активно участвуют в жизни класса и школы в целом. Мы организовываем не только совместные классные мероприятия, но и привлекаем родителей к участию в различных конкурсах.
Традиционными становятся праздники всей семьи такие как «Праздник Пожилого человека», «Праздник Мужчин»,» Мамин День 8марта». Такие формы работы только сближают детей и родителей, способствуют раскрытию их способностей, творческого потенциала. Дети не боятся выступать так как у них уже есть хороший хотя и небольшой опыт выступления перед одноклассниками и детьми другого класса.
Современное поколение родителей очень молодое и нуждается в педагогической и психологической помощи. Поэтому к подготовке родительского собрания я подхожу основательно. В ходе проведения собраний я использую различные формы и виды деятельности. Это анкетирование, консультации, диспуты, советы, работа в микрогруппах.
Классный руководитель широко использует в воспитательной деятельности и технологию проектного обучения, дети учатся создавать проекты различной тематики. Например, проект « Осенний урожай» Для создания такого проекта дети посетили библиотеку, нашли множество загадок, пословиц об овощах и фруктах, о людях труда, выполнили презентации с помощью пока родителей об урожае со своих огородов. Итогом такой деятельности стала самопрезентация проекта
Так же дети выполняли проекты на темы: «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы», «Моя семья» и другие.
Создавая такие проекты, ребята стараются самостоятельно и охотно приобретать знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения и системное мышление. Мои воспитанники уже сами выступают со своими мини-проектами пока перед детьми класса. Но скоро аудитория слушателей, думаю, увеличится.
Таким образом, следует подчеркнуть, что эффективно выстроенная работа классного руководителя на всех этапах является условием успешной реализации учебного плана в части «Внеурочная деятельность». В результате для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Современный классный руководитель не просто воспитатель или предметник-урокодатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества педагога могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в школе, причем при условии, что учитель активно занимается научно-методической, поисковой, инновационной работой, учится искать свое “профессиональное лицо”, свой педагогический инструмент. На протяжении многих лет я стремлюсь к этому. Сейчас у каждого из нас много возможностей.
Своё выступление хочу закончить такими словами:
Мой класс - девчонки и мальчишки,
Такие разные они:
Одни рисуют, любят книжки,
Других компьютер так манит!
Спешу я к ним не только, чтобы
Их как учитель поучать,
Мне с ними весело, еще бы,
Мой класс не может заскучать!
Потехе час и время делу:
Мой класс к успеху устремлен,
Талантом, я признаюсь смело,
Ребенок каждый наделен.
Они, конечно, непоседы,
Но знаю – незачем кричать.
Ведь можно в ласковой беседе
Про поведение сказать.
Вхожу я в класс свой, улыбаясь,
И вижу блеск ответный глаз.
Я их люблю, для них стараюсь,
Ведь класс мой – самый лучший класс.
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.