Отчёт городской творческой группы за учебный год
Оценка 4.9

Отчёт городской творческой группы за учебный год

Оценка 4.9
Документация +1
docx
администрации
4 кл
19.02.2019
Отчёт городской творческой группы за учебный год
цель: повышение профессиональной компетентности учителей начальных классов в разработке программ курсов внеурочной деятельности в свете реализации ФГОС НОО второго поколения. Исходя из цели, были определены следующие задачи: - Изучить подходы к формированию рабочих программ по внеурочной деятельности в рамках ФГОС; - На основе анализа авторских программ разработать единые требования к составлению программ курсов внеурочной деятельности; - Оказать практическую и методическую помощь учителям по составлению и разработке программ внеурочной деятельности. Для успешной реализации поставленных задач был составлен план работы ТГ, в котором отражены темы заседаний участников группы по вышеуказанной проблеме:
Отчёт творческой группы.docx
Администрация города Магнитогорска Муниципальное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа­интернат № 4» города Магнитогорска 455026, Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Суворова, 110 Тел/факс: (3519) 20­25­85, e­mail: internat4shunin@mail.ru; http://74203s037.edusite.ru Аналитический отчёт городской творческой группы за 2017 ­2018 год по теме «Актуальные вопросы внеурочной деятельности в начальной школе» Составитель: Картавцева Елена Олеговна, руководитель городской  творческой группы учителей начальной школы,  учитель начальных классов  высшей квалификационной категории МОУ «С(К)ОШИ №4». Добрый день, уважаемые коллеги! Наша творческая группа вот уже четвёртый год работает по теме: «Актуальные вопросы внеурочной деятельности в начальной школе».  г. Магнитогорск 2017/2018 учебный год В 2017 – 2018 учебном году я как руководитель группы преследовала цель: повышение профессиональной компетентности учителей начальных классов в разработке программ курсов внеурочной деятельности в свете реализации ФГОС НОО второго поколения.  Исходя из  цели, были определены следующие задачи: ­ Изучить подходы к формированию рабочих программ по внеурочной деятельности в рамках ФГОС; ­ На основе анализа авторских программ разработать единые требования к составлению программ курсов внеурочной деятельности; ­   Оказать   практическую   и   методическую   помощь   учителям   по     составлению   и   разработке   программ внеурочной деятельности. Для успешной реализации поставленных задач был составлен план работы ТГ, в котором отражены темы заседаний участников группы по вышеуказанной проблеме: Круглый   стол   «Организация   работы   на   2018­2019   учебный   год   в   рамках   ПТГ   «Актуальные   вопросы внеурочной деятельности в начальной школе» Практический семинар «Внеурочная деятельность как механизм повышения качества образования» Практический   семинар   «Внеурочная   деятельность   как   ресурс   развития   НОО   и   дополнительного образования детей» Практический   семинар   «Внеурочная   деятельность   как   ресурс   развития   НОО   и   дополнительного образования детей» В   рамках   организации   проведения   практических   семинаров   участниками   ТГ   были   подготовлены содержательные   и   интересные   выступления,   а   также   проведены   открытые   занятия   по   внеурочной деятельности, на которых учителя школ показали свой профессионализм  и педагогическое мастерство.  Хотелось бы  отметить наиболее интересные выступления следующих педагогов:  № п/п ФИО педагога Тема выступления  1 2 3 4 Среди проведённых открытых занятий в рамках практических семинаров наиболее эффективными считаю  следующие занятия: 1. 2. 3. 4. Кроме того, участники нашей группы приняли активное участие в создании методического продукта – «Программы   курсов   внеурочной   деятельности   как   технологический   аспект   организации   учебно­ воспитательного процесса в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО   (электронного сборника программ курсов внеурочной деятельности в начальной школе).  В качестве доказательства своих слов позволю себе перечислить перечень программ курсов внеурочной деятельности и выполнить краткий общий анализ их содержания, которые на сегодняшний день вошли в этот сборник: 1. Рабочая   программа   курса   внеурочной   деятельности   «Гимнастика   мозга   или   образовательная кинезиология, как средство преодоления неуспешности учащихся» 2. Программа элективного курса по правовому воспитанию «Дети и право» для учащихся 1­4 классов. 3. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика». 4. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика». Предполагалось,   что   программы   внеурочной   деятельности   будут   разрабатываться   по   разным направлениям, выделенным в  ФГОС НОО: спортивно­оздоровительному, духовно­нравственному, социальному,   общеинтеллектуальному,   общекультурному.   В   них   должна   отражаться   цель   достижения некоторых   программ   личностных,   метапредметных   и   предметных   результатов,   причем   приоритетными   должны   являться личностные   результаты.   При   этом   метапредметные   результаты   зависят   от   степени   реализации межпредметного взаимодействия в содержании программы и в организации внеурочной деятельности, а предметные результаты – от того насколько внеурочная деятельность опирается на учебный материал по разным   дисциплинам   и   совершенствует   подготовку   младших   школьников   в   конкретной   предметной области. В настоящий момент педагогами нашей творческой группы разработаны по общеинтеллектуальному  и духовно­   нравственному   направлениям.   Названия     («Гимнастика   мозга», «Занимательная   математика»,   «Занимательная   грамматика»)   носят   занимательный   характер.   Такие названия привлекательны для детей, мотивируют их на выбор программы. К сожалению, название такой программы как «Дети и право» не совсем соответствуют характеру внеурочной деятельности младших школьников. В структуру программы внеурочной деятельности рекомендовано включить следующие компоненты. Титульный лист. В большинстве программ, составленных учителями, в соответствии с требованиями перечислены:   образовательное   учреждение,   название   и   авторы   программы   с   указанием   должности,   её направление, название населенного пункта, год разработки и еѐ утверждение. К сожалению, не во всех программах  учителей отражено, на основе какой авторской  программы  она  составлена. Из­за этого в Интернете можно встретить большое количество очень похожих программ разных авторов. По сути, эти программы являются интерпретациями одной из разработанных учёными программ. В авторских программах  ученых  в титульном листе присутствуют  те же  компоненты,  естественно, за исключением образовательного учреждения и информации об утверждении. Пояснительная записка.  Во всех проанализированных программах указаны их направленность, цели и задачи   программы,   сроки   реализации,   выделены   результаты.   Однако,   далеко   не   во   всех   программах обоснована их актуальность, раскрыта логика формирования содержания, определены формы занятий. Учебно­тематический   план.  Перечень   разделов   и/или   тем,   количество   часов   по   каждой   теме представлены   во  всех   анализируемых  программах.  Рекомендуемая  разбивка   часов  на  теоретические  и практические   виды   занятий   часто   отсутствует.   Это   оправдано   возрастными   особенностями   младших школьников,   для   которых   нецелесообразно   проводить   отдельно   теоретические   занятия.   Однако,   в программе «Дети и право» по основам формирования правовой культуры выделяются теоретические и практические   занятия,   при   чем   из   31   часа   занятий   для   первоклассников   21   час   в   тематическом планировании отведен на изучение теории. Поэтому считаю, что такой план для начальной школы должен быть скорректирован. Требование указывать формы организации деятельности учащихся при проведении занятий, как правило, не   выполняется.   Это   ведет   к   однообразию   используемых   форм,   что   не   соответствует   характеру внеурочной деятельности. Содержание курса. В некоторых программах краткое содержание представлено только в пояснительной записке и учебно­тематическом планировании, что вполне правомерно для программ, рассчитанных на 1 час в неделю. Анализ содержания курсов показал, что, к сожалению, оно не редко представляет собой набор отдельных тем, логично не связанных между собой. Мониторинговая   карта.  Она   может   быть   использована   для   определения   эффективности   внеурочной деятельности.   Для   этого   в   ней   рекомендовано   указать   критерии   (личностные,   метапредметные   и, возможно,   предметные   из   перечня   ФГОС   НОО),   показатели   (в   двух   уровнях   –   прогнозируемом воспитательном   результате   и   прогнозируемом   воспитательном   эффекте),   диагностические   средства   и сроки проведения диагностики.   На мой взгляд, этот компонент программы способствует обеспечению более целенаправленной работы учителя по еѐ реализации. При этом важна выработка педагогическим сообществом единых подходов к пособия «Считай, В.П. Труднева трактовке   и   пониманию   «воспитательного   результата»   и   «воспитательного»   эффекта   внеурочной деятельности. В анализируемых программах внеурочной деятельности мониторинговая карта не представлена. При еѐ разработке авторам можно обратиться к работе, в которой приведен пример такой карты. Описание методического и/или материально­технического обеспечения образовательного процесса. Учебно­методическое   обеспечение   может   включать:   учебные   пособия,   методические   рекомендации   к курсу,   рабочие   тетради,   справочники;   демонстрационные,   раздаточные   и   контрольно­   измерительные материалы.   При   описании   материально­технического   обеспечения   программы   указывают   место проведения занятий и средства технического оснащения. При этом полезно указывать не только виды средств, но и их конкретные названия (с выходными данными).. Список   литературы.   Он   должен   содержать   перечень   публикаций,   как   для   педагога,   организующего внеурочную   деятельность   учащихся,   так   и   для   детей   (возможно   и   для   их   родителей).   В проанализированных программах учителей список литературы чаще всего отсутствует. В случаях, когда список   дан,   в   нем   приведены   источники,   адресованные   только   учителю.   Исключение   составляют немногочисленные тетради на печатной основе, разработанные к некоторым курсам. Для   организации   внеурочной   деятельности   учителю   можно   рекомендовать   пособия,   которые   прошли проверку временем. Так по математике настольными книгами для нескольких поколений учителей были учебные смекай,   отгадывай!»   (1970),   «Внеклассная работа по математике в начальной школе» (1975), И.Я. Депмана, Н.Я. Виленкина «За страницами учебника математики» (1989). Они не потеряли свою актуальность и в настоящее время. Важно также, чтобы учителя знали и рекомендовали своим ученикам книги, адресованные именно детям. Среди   такой   литературы   можно   отметить   книгу   для   учащихся   «Открываю   математику»   (2005), написанную преподавателями РГПУ им. А.И. Герцена. Она написана специально для младших школьников. Содержит разнообразную (по 11 разделам) интересную информацию с иллюстрациями и задания к ней. Отдельно   в   списке   литературы   многие   указывают   электронные   источники.   Они   приведены   лишь   в отдельных программах.  Рассмотрим подробнее некоторые элементы программ внеурочной деятельности. Большинство   проанализированных   программ   ставят   своей   целью   достижение,   в   первую   очередь, личностных   результатов.   В   соответствии   с   ФГОС   НОО   к   ним   относятся   готовность   и   способность обучающихся   к   саморазвитию,   сформированность   мотивации   к   обучению   и   познанию,   их   ценностно­ смысловые установки. Авторы   некоторых   программ   при   определении   целей   используют   точные   формулировки   личностных результатов, данных во ФГОС НОО.  Мною проведён краткий анализ тех программ, которые разработаны Вами, коллеги, но, к сожалению не все включились в разработку программ внеурочной деятельности. Количество их недостаточно для сборника.  На мой взгляд, работу творческой группы можно считать удовлетворительно, так как цели и задачи в учебном 2017/2018 году успешно реализованы за счёт активного участия членов группы в методической и практической   работе;     желания   и   стремления   участников   группы   постоянно   совершенствовать   свое педагогическое мастерство. Вместе с тем, наряду с имеющимися положительными результатами в работе ТГ имеются   недостатки: ­ Состав ТГ не постоянный. ­ Часть представленных педагогами материалов требуют доработки и коррекции. По   итогам   проведённого   анализа,   указанных   проблем   в   нашей   группе     на   2018   –   2019   учебный   год планирую выстроить работу таким образом, чтобы участники группы смогли реализовать свои идеи в полном объёме и посещали методические мероприятия в полном составе. На этом своё выступление заканчиваю и благодарю за внимание.

Отчёт городской творческой группы за учебный год

Отчёт городской творческой группы за учебный год

Отчёт городской творческой группы за учебный год

Отчёт городской творческой группы за учебный год

Отчёт городской творческой группы за учебный год

Отчёт городской творческой группы за учебный год

Отчёт городской творческой группы за учебный год

Отчёт городской творческой группы за учебный год

Отчёт городской творческой группы за учебный год

Отчёт городской творческой группы за учебный год
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2019