Цель деятельности Служба качества техникума: сопровождение, развитие (улучшение) и подержание СМК в рабочем состоянии. Отчёт структурирован, составлен в определённой последовательности по основным направлениям деятельности: планирование поддержания и улучшения СМК; управление документацией и записями СМК; анализ удовлетворённости потребителей образовательной услугой; организация внутреннего обмена информацией, а так же анализ СМК со стороны руководства
ОТЧЁТ О РАБОТЕ СЛУЖБЫ ПО КАЧЕСТВУ.doc
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
____________«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»_________
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ
СТО СТОТИС 5.601012014
ОТЧЕТ
О работе Службы качества
01.01.2017 01.09.2017 уч.г
Подготовила:
Уполномоченный по качеству: Сафина В.Г
Холмск, 2017
1 Цель деятельности Служба качества: сопровождение, развитие (улучшение) и подержание СМК в рабочем состоянии.
Основные направления деятельности Службы качества:
1. Планирование поддержания и улучшения СМК
2. Управление документацией и записями СМК
3. Анализ удовлетворённости потребителей образовательной услугой
4. Организация внутреннего обмена информацией
5. Анализ СМК со стороны руководства
6. Компетентность, подготовка и осведомленность сотрудников
7. Проведение анализа, мониторинга и измерение образовательной услуги
8. Проведение внутреннего аудита
9. Осуществление консультативной помощи по вопросам СМК
Мероприятия, включенные в план
работы
1
1.1 План работы
по сопровождению, развитию и
поддержанию СМК в рабочем
состоянии
на 01.01.2017 01.09.2017 уч.г
Результаты
2
Корректирующие действия
3
1. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ СЛУЖБЫ КАЧЕСТВА
Данный план представлен по 7 направлениям:
1. Планирование поддержания и улучшения СМК
2. Управление документацией и записями СМК
3. Ориентация на потребителя
4. Внутренний обмен информацией
5. Анализ со стороны руководства
6. Компетентность, подготовка и осведомленность
7. Анализ, мониторинг и измерение
Вывод:
2 1.2 План работы Совета по
качеству
1.3 План мероприятий по
выполнению корректирующих и
предупреждающих действий на
план выполнен на 75%
не в полном объёме выполнен пункт 7, т.к. нет
квалифицированных аудиторов.
Совет является коллегиальным руководящим органом,
координирующим деятельность в рамках системы
качества. Совет работает по плану, утвержденному на
текущий учебный год.
План предусматривает
проведение конкретных мероприятий, направленных
на совершенствование качества образовательной
деятельности, а также персональную ответственность
членов Совета за их реализацию.
Вывод:
проведено 6 заседаний из 8 запланированных, где
рассмотрено 12 вопросов в области качества, отражено
в протоколах, следовательно выполнено на 85%;
принято 18 решений, определены ответственные и
сроки выполнения;
сдвигались сроки заседаний по объективным и
необъективным причинам;
план неоднократно корректировался.
Корректирующие и предупреждающие действия
спланированы относительно 8ти
процессов,
функционирующих в техникуме:
3
качеству
Представителю руководства
по
активнее
включиться в организацию,
координацию и реализацию
планирования работы Совета
по качеству
(основание
Положение «О представителе
руководства по качеству»).
Менеджеру по качеству
согласовывать
подготовительную
заседаний заранее.
часть
Владельцам процессов:
проанализировать ресурсные
возможности техникума для выполнения
действий.
намеченных
2017 учебный год (составлен на
основе анализа СМК со стороны
руководства за
2016 – 2017
учебный год)
обеспечение
Материальнотехническое
1 Разработка и корректировка учебнопланирующей
документации
2 Приём абитуриентов
3 Организация учебного процесса
4 Методическая работа
5
образовательного процесса»
6 Подготовка специалиста
7 Воспитательная работа
8 Контроль, анализ и оценка предоставления
образовательной услуги
Вывод:
анализ выполнения проводился 4 раза в уч.год
(01.01.2017.,
на
13.06.2017г.), что говорит о системности;
за 2017 уч.г. выполнено 36 мероприятий
повышения результативности СМК, что составило
78%;
определены причины невыполненных мероприятий
и частично выполненных мероприятий;
составлен с владельцами процессов отчёт «Анализ
выполнения плана по повышению результативности
СМК на 20162017 учебный год».
перенос сроков выполнения;
05.02.2017г.,
08.04.2017г.,
4 1.4 Программа и планы
проведения внутренних аудитов
Области аудита: учебный процесс,
делопроизводство,2 цикловые методические комиссии.
План конкретные аудиты, в которых
указываются сроки проведения проверок и объекты
проверок. Область аудита на каждую составлен свой
конкретный план:
ЦМК ОД, ЕНЦ, общепрофессиональных дисциплин
ЦМК профцикла
организация учебного процесса
Согласовать
проект
проведения
Программы
внутренних аудитов на Совете
по качеству.
Вывод:
в соответствии с программой составлены планы
конкретных аудитов;
программа выполнена на 85%;
внутренний аудит проведен согласно программе
и планам по конкретным областям аудита, т.е.
выполнен на 95%;
по результатам внутреннего аудита разработаны
корректирующие действия, в настоящее время
осуществляется верификация их реализации;
выявлено 15 несоответствий
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ КАЧЕСТВА
2.1 Организация работы по сопровождению, развитию и поддержанию СМК в рабочем состоянии на 2016 уч.г
2.1.1 Управление документацией
СМК
Результативное функционирование Системы
менеджмента качества обеспечивается комплексом
Представителю руководства
по качеству организовывать и
5 координировать работу по
определению, обсуждению и
утверждению Политики и
Целей Техникума в области
качества.
Менеджеру по качеству
уточнить форму проведения
документов
(советы,
комиссии, приказ).
Владельцам
регулярно вести
документов.
процессов
Реестры
документов, определяющих структуру и организацию
СМК, порядок управления и взаимодействия, методы
и правила работы, используемые при оказании
образовательных услуг.
Управление документами СМК осуществляется в
соответствии с п.п. 4.2.3, 4.2.4 ГОСТ ISO 90012008,
требованиями настоящего Руководства.
В соответствии с введением в действие ГОСТ ISO
90012011 и Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» N 273ФЗ от 29.12.2012 г. в
Техникуме проведена работа по актуализации
документации.
Произведены изменения в действующих
процессах и документах СМК:
Стандарты организации 5
Руководства по процессам 11
Разработаны новые процессы и документы
СМК
Политику в области качества на 20162017 уч. год 1
Цели в области качества на 20162017 учебный год 1
Руководство по качеству 1
Руководство по процессу (РП) 1
Положения 11
Правила 1
6 документы зарегистрированы, контрольные
Технологические документы: инструкции – 1,
методические рекомендации 1
Итого база документации Техникума
обновлена на 46% (полный перечень представлен в
Руководстве по качеству).
Все
экземпляры утверждены.
На основе Политики в области качества и в
соответствии с требованиями ГОСТ ISO 9001 – 2011
разработаны цели качества ГБПОУ «Сахалинский
техникум отраслевых технологий и сервиса» на 2016
2017 учебный год. Цели в области качества
используются как средство управления и оценки
результативности СМК.
В конце учебного года владельцы процессов
провели оценку достижения запланированных целей,
проанализировали причины не достижения и
разработали корректирующие и предупреждающие
действия. Анализ включается в годовой отчет
владельца процесса.
Два раза в год (сентябрь и январь) анализируется
организационная структура управления (в том числе
штатное расписание) и выстраивается графически.
Реестры документов неактуальны, т.к. в этом
учебном году их ревизия не осуществлялась
7 Зам. директора по НМР
определить
председателям
ЦМК записи и сроки их
хранения.
Председателям ЦМК вести
Реестр записей.
Владельцам
регулярно вести
записей.
процессов
Реестры
2.1.2 Управление записями СМК
владельцами процессов.
Не всеми сотрудниками изучаются документы
регламентирующие их труд.
состоянии
В Техникуме определены и поддерживаются в
для
рабочем
предоставления свидетельств результативности Системы
менеджмента качества, соответствия
продукции и
процессов установленным требованиям..
необходимые
записи,
записи по результатам мониторинга и
В Техникуме ведется Реестр записей, в котором,
для каждой записи, наряду с другими сведениями,
указываются место и срок ее хранения. Записи ведутся
в соответствии с Руководствами по процессам:
записи по результатам контроля качества
образовательной услуги/продукта образовательной
услуги (РП 102016);
результативности процессов (СТО 22016);
аудитов СМК (СТО 32016);
записи об образовании, обучении, навыках и опыте
персонала (РП 062016);
записи по результатам анализа СМК со стороны
руководства (РК 012016);
записи о характере несоответствий
образовательной услуги/несоответствующем продукте
записи по результатам внутренних и внешних
8 2.1.3 Ориентация на потребителя
мониторинга
образовательной услуги и предпринятых действиях
(СТО 62016);
записи о результатах предпринятых
корректирующих и предупреждающих действий
(СТО 72016);
Реестры записей неактуальны, т.к. в этом учебном
году их ревизия не осуществлялась владельцами
процессов.
В Техникуме создана система взаимодействия
Техникума со своими потребителями, т.е. система
потребительского
(ПМ)
удовлетворенности образовательными услугами
различных групп потребителей. Использовано 19
инструментов (анкет и опросников) для проведения
мониторинга, из которых 6 разработаны вновь и 4
скорректированны:
удовлетворённость абитуриентов: потребности
и ожидания образовательной услуги,
работой
приёмной комиссии;
удовлетворенность студентов: внеучебной
работой классного руководителя,
деятельностью,
работой СП,
прохождением производственной
восприятие образовательной услуги,
практики,
оказанием библиотечных услуг;
удовлетворённость работодателей:
9
Председателям ЦМК:
спланировать
сроки
проведения потребительского
мониторинга;
проанализировать
инструменты мониторинга на
корректность и эффективность
результатов;
согласовать инструменты
мониторинга с представителем
руководства по качеству и
менеджером по качеству.
Менеджеру по качеству:
составить график проведения
потребительского
мониторинга, отслеживать его
выполнение;
довести до сведения и
педагогического коллектива,
разместить на сайте Техникума
график
результаты
потребительского
мониторинга;
проконтролировать
выполнение корректирующих и
предупреждающих действий.
Представителю руководства
по качеству:
фиксировать
корректирующие
и
предупреждающие действия,
довести их до исполнителей с
определением
сроков
выполнения.
студентов
профессиональной подготовкой
по
конкретным профессиональным компетенциям,
качеством принимаемых на работу выпускников
техникума, профессиональной подготовкой студентов,
качеством принимаемых на работу выпускников
техникума;
удовлетворённость родителей образовательной
услугой;
удолетворённость выпускников обучением в
техникуме;
удовлетворённость сотрудников техникума:
работой в техникуме,
построенной системой
менеджмента в техникуме;
удовлетворённость директора, руководителей
структурных
специалистов:
построенной системой менеджмента в техникуме;
удовлетворённость пед.состава: работой СПС,
работой методической службы.
Результаты проведения исследования представлены
в процессах П 03, П 05, П 06, П 09, П 10.
Постоянное отслеживание состояния
удовлетворенности потребителей образовательных
услуг,
соизмерение полученных результатов с
требованиями и ожиданиями, выявление тенденций их
изменений помогает в принятии управленческих
подразделений,
10 планы
корректирующих
решений.
По результатам потребительского мониторинга
составляются
и
предупреждающих мероприятий для улучшения
качества предоставляемой образовательной услуги.
Так,
по результатам исследования степени
удовлетворенности студентов выделены области,
требующие улучшения в первую очередь: организация
воспитательной и внеучебной работы со студентами,
организация производственной практики, усиление
практической подготовки.
При приёме на обучение в Техникум составляется
«Портрет абитуриентов», который представлен в
отчёте приёмной комиссии, данные используются в
течении учебного года всеми руководителями
структурных подразделений.
Не все корректирующие действия фиксируются,
следовательно, их выполнение трудно отследить и
проанализировать на эффективность.
Некоторые пункты выводов по результатам
исследования
удовлетворенности
потребителей остаются без внимания председателями
ЦМК.
Нарушение графика проведения потребительского
мониторинга.
степени
11 Системному
администратору на сайте
создать рубрику «СМК в
техникуме»
2.1.4 Организация внутреннего
обмена информацией
2.1.5 Проведение анализа со
стороны руководства
Информирование персонала осуществляется по
вопросам Политики и Целей в области качества,
удовлетворенности потребителей, функционирования
и результативности процессов и СМК. Внутренний
обмен информацией осуществляется посредством:
проведения служебных совещаний;
оперативной телефонной (в т.ч. мобильной) связи;
деловой переписки (с использованием электронной
почты и системы бумажного документооборота);
сайт Техникума.
Руководством Техникума проводятся технические
совещания по выполнению плановых заданий, их
доведение до исполнителей и корректировка:
для сотрудников по вторникам в 15.00;
для руководителей (совещание при директоре) по
понедельникам в 09.00;
Необходимые данные для анализа готовит менеджер
по качеству и, в виде Отчета о функционировании
Системы менеджмента качества за учебный год, в срок
до 01 июля,
Представителю
руководства по качеству и директору Техникума для
анализа.
Заключительным этапом анализа СМК со стороны
руководства является заседание Совета по качеству,
представляет
12 по
Итоговым документом является План
улучшению Системы
которое проводится под руководством директора
Техникума.
На Совете по качеству обсуждаются материалы
отчета о функционировании СМК, проблемные
вопросы и возможности для улучшений Системы
менеджмента качества.
мероприятий
менеджмента качества на учебный год.
Текущие вопросы функционирования Системы
менеджмента качества выносятся в повестку дня
совещаний, которые проводятся под руководством
директора Техникума или Представителя руководства
по качеству.
Представитель руководства по качеству и менеджер
по качеству в рабочем порядке постоянно
информируют
директора о состоянии Системы
менеджмента качества для принятия решений по
возникающим проблемам.
Ежегодно, по итогам анализа СМК со стороны
руководства
Техникума, разрабатывается «План
работы по сопровождению, развитию и поддержанию
СМК в рабочем состоянии» на учебный год.
Должностные инструкции разрабатываются
Для каждой должности в соответствии штатного
13
Мероприятия представлены в
отчёте по УМР
2.1.6
подготовка и осведомленность
Компетентность, разрабатываются
расписания
должностные
инструкции, которые содержат конкретный перечень
выполняемых работ,
конкретные права и
предусматривают ответственность исполнителя.
Потребность профессиональной подготовки и
переподготовки кадров определяется, и обучение
работников проводится в соответствии с конкретными
задачами предприятия, перспектив его развития,
совершенствования существующих и создания новых
рабочих мест.
Оценка компетентности персонала производится
посредством проведения процедуры аттестации.
Целью процесса является поддержание и повышение
уровня компетенции, знаний, навыков персонала в
условиях меняющейся производственной ситуации,
обеспечение понимания каждым сотрудником своей
роли в образовательном процессе и системе
менеджмента качества и взаимозависимости между его
обязанностями, качеством оказания образовательной
услуги
положением
образовательного учреждения.
Порядок найма на работу, подготовки и оценки
компетентности персонала описан в РП 05
«Управление персоналом»:
4 педагога прошли аттестацию на соответствие
экономическим
и
14 2.1.7 Проведение анализа,
мониторинга и измерение
процессов
требованиям первой и высшей квалификационной
категории, 4 аттестованы на соответствие
Подготовка персонала проводится посредством
следующих мероприятий:
3 педагога обучились на курсах по системе СМК;
3 педагога прошли курсовую подготовку в ИРОСО;
5 педагогов продолжают обучение в ВУЗах;
1 педагог в аспирантуре;
Влияет на выполнение параметров
текучесть
результативности
квалифицированных кадров, так как вновь принятые
педагоги не имеют категории, а чтобы сдать на
категорию необходимо проработать не менее 2х лет.
Мониторинг и измерение процессов
Результативность СМК зависит от
результативности каждого из процессов, входящих в
состав СМК. Поэтому при выполнении анализа СМК
оценивалась результативность всех двенадцати
процессов СМК. Для каждого процесса СМК
установлена
периодичность осуществления сбора
информации о фактическом значении каждого
параметра процесса.
процессов учитывались
успеваемость
При проведении анализа функционирования
многие параметры:
востребованность
обучающихся,
15
Владельцам
процессов
скорректировать параметры
оценки
результативности
процесса. удовлетворенность
выпускников работодателями,
эффективность
студентов
программами,
преподавания, информация о студентах, доступность
ресурсов и эффективность их использования, другие
ключевые индикаторы деятельности.
В отчёте «Анализ СМК со стороны руководства»
доказательства эффективного
представлены
процессами,
управления
в
обеспечивающими
требований
заинтересованных сторон по уровню подготовки
специалистов. Это позволяет сделать следующие
выводы:
Техникуме
выполнение
установленные показатели выполнены на 100%
не результативных процессов нет.
мониторинг и измерение качества продукта
Мониторинг и измерение образовательной
услуги осуществляется в Техникуме по двум
направлениям:
(результата) образовательной услуги;
оказания образовательной услуги.
Мониторинг и измерение качества продукта
(результата)
услуги
(регламентировано РП 082013, РП 102013, РП 11
мониторинг и измерение качества процессов
образовательной
16 2013, П 0402, П 0902, П 0203, П 0303, П 0703, П
1005, П 0308, П 0508, П 1008). При мониторинге
определяется соответствие знаний,
умений и
обретения практического опыта
обучающихся и
выпускников требованиям ГОС СПО/НПО.
Мониторинг осуществляется на различных этапах
его подготовки обучающихся путем проведения
текущего опроса обучающихся в процессе проведения
учебных занятий, зачетов, экзаменов, защиты курсовых
и дипломных проектов, выпускных квалификационных
работ.
Свидетельствами проведения мониторинга и
измерений являются записи в классных журналах,
сводных ведомостях успеваемости, зачётных книжках,
протоколах ГАК и др.
Свидетельством соответствия критериям приемки
продукта образовательной услуги в Техникуме
является диплом о СПО/НПО с приложением, в
котором указана оценка уровня знаний выпускника по
изученным дисциплинам.
диплома
осуществляется
завершения
теоретического и практического курсов и успешного
прохождения итоговых аттестационных испытаний.
Мониторинг и измерение качества процессов
оказания образовательной услуги (регламентировано
Выдача
только после
17 РП 052013, РП 062013, РП 102013, П 0205, П 0605,
П 1105, ПР 0305, МР 0105).
При мониторинге определяются:
выполнение учебных планов и программ;
укомплектованность и уровень квалификации
преподавательских кадров;
материальнотехническое
образовательных процессов;
информационнометодическое
образовательных процессов;
используемые образовательные технологии;
посещаемость занятий;
успеваемость учащихся и др.
обеспечение
обеспечение
2.1.8 Осуществление
консультативной помощи по
вопросам качества
2.2 Организация работы Совета по качеству
Организовано консультирование руководителей
подразделений и владельцев процессов по разработке и
обновлению документации СМК, отражено в
ежемесячном планесетке.
Владельцам процессов
соблюдать график
консультаций.
Основной организационной формой деятельности
Совета по качеству является его заседание, которое
проводится по утвержденному плану не реже одного
раза в три месяца, а также по мере необходимости.
Из 8ми планируемых заседаний:
6 заседаний проведено не по графику, в т.ч. и не по
Членам Совета по качеству
более ответственно относить к
посещениям заседаний и
активизировать свою
деятельность в этом
направлении
18 2.3 Организация мероприятий по выполнению корректирующих и предупреждающих действий на 2014 учебный
год
уважительной причине, поэтому заседания прошли не
как отдельно по качеству, а приложения к
административным совещаниям. Тем не менее, все
запланированные вопросы были рассмотрены и
соответствующие действия выполнены.
Руководство Техникума является ответственным
за улучшение результативности СМК.
Своевременно осуществляется анализ
выполнения
повышения
результативности СМК, составленные на основании
отчёта за предыдущий учебный год.
мероприятий
Владельцам
процессов,
более конкретно отмечать, на
какой стадии выполнения то
или иное мероприятие.
Менеджеру по качеству
составить график контроля по
выполнению запланированных
корректирующих
и
предупреждающих действий
2.4 Организация проведения внутренних аудитов
Группа внутренних аудитов состоит из 4х
человек: 3 преподавателя, из них 2 председатели ЦМК
и менеджер по качеству.(аудиторы не прошли
обучение, не квалифицированные)
Внутренний аудит качества в Техникуме
осуществляется с целью установления того, что СМК:
соответствует требованиям ГОСТ ISO 90012011 и
другим регламентирующим документам;
19
Обучить аудиторов по
специальным программам.
Сформировать
аудиторов из 5 человек.
Послать
аудиторов.
на обучение
группу результативна, эффективна, и поддерживается в
рабочем состоянии.
По результатам проведенных внутренних (и
внешних) аудитов разрабатываются и реализуются
корректирующие и предупреждающие мероприятия,
направленные на улучшение учебновоспитательного
процесса.
В ходе аудита выписано 6 уведомлений на
выявленные 15 несоответствий, которые могут, по
мнению аудиторов, привести к появлению более
значительным несоответствиям в дальнейшем.
Внутренний аудит на 20132014 учебный год
проведен согласно программе и планам по конкретным
областям аудита.
По результатам внутреннего аудита разработаны
корректирующие действия, в настоящее время
осуществляется верификация их реализации.
Долгое оформление и согласование отчётной
документации.
Область проверок обширна, состав аудиторов не в
состоянии такой объём охватить.
3. МОТИВАЦИЯ УЧАСТНИКОВ УЛУЧШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Классные воспитатели, кураторы:
Мотивация сотрудников
осуществления работ по СМК
для
за проведение анкетирования обучающихся и обработку данных, результативность
работы отражена в критериальных показателях премирования (бальная оценка),
20 выставляется менеджером по качеству.
Внутренние аудиторы:
мотивирование как дополнительный функционал (ежемесячная фиксированная
сумма);
за расширенный объём при проведении аудита, результативность работы отражена
в критериальных показателях премирования (бальная оценка), выставляется
менеджером по качеству.
Владельцы процессов:
мотивирование как дополнительный функционал (ежемесячная фиксированная
сумма).
Сотрудники:
за оказание качественной образовательной услуги и участие в улучшение
образовательного процесса, результативность работы отражена в критериальных
показателях премирования (бальная оценка),
выставляемых руководителями
структурных подразделений.
Внутренний контроль
Со стороны руководства на основе:
4. КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ РАБОТЫ СЛУЖБЫ КАЧЕСТВА
отчёта «Анализа СМК со стороны руководства»;
результатов диагностики и мониторинга;
отчётов внутренних аудиторов.
Результат:
СМК соответствует Политике в области качества, пригодна и результативна;
Политика в области качества соответствует требованиям ГОСТ ISO 90012011 и
соответствует целям администрации;
организационная структура управления и имеющиеся ресурсы пригодны и
достаточны для функционирования СМК;
21 внутренние аудиты СМК проводятся в соответствии с требованиями ГОСТ ISO
90012011 в плановом порядке;
по выявленным несоответствиям разрабатываются и реализуются в плановом
порядке мероприятия корректирующего и предупреждающего действия;
персонал осведомлен о требованиях и вовлечен в деятельность по СМК;
в созданной СМК заложена основа постоянного улучшения деятельности
организации;
система менеджмента качества является результативной т.к. все процессы СМК
являются результативными;
планы Службы качества выполнены в среднем на 85%.
Не проводился, не организовывался. Отсутствует участие научного руководителя
для обеспечения внешнего аудита.
Внешний контроль
22
Отчёт о работе Службы качества техникума
Отчёт о работе Службы качества техникума
Отчёт о работе Службы качества техникума
Отчёт о работе Службы качества техникума
Отчёт о работе Службы качества техникума
Отчёт о работе Службы качества техникума
Отчёт о работе Службы качества техникума
Отчёт о работе Службы качества техникума
Отчёт о работе Службы качества техникума
Отчёт о работе Службы качества техникума
Отчёт о работе Службы качества техникума
Отчёт о работе Службы качества техникума
Отчёт о работе Службы качества техникума
Отчёт о работе Службы качества техникума
Отчёт о работе Службы качества техникума
Отчёт о работе Службы качества техникума
Отчёт о работе Службы качества техникума
Отчёт о работе Службы качества техникума
Отчёт о работе Службы качества техникума
Отчёт о работе Службы качества техникума
Отчёт о работе Службы качества техникума
Отчёт о работе Службы качества техникума
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.