Отдел Папоротниковидные
Оценка 4.9

Отдел Папоротниковидные

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
биология
7 кл
17.12.2018
Отдел Папоротниковидные
Данный конспект урока предназначен для учащихся 7 классов общеобразовательных учреждений по предмету биология. В ходе этого урока учащиеся не только узнают новые знания, но и используют различные источники для самостоятельного приобретения этих знаний. Учащиеся пытаются найти ответ на вопрос, а существует ли цветок папоротника на самом деле?
Конспект урока Отдел папоротникообразные .doc
Тема: «Отдел Папоротниковидные». Цели урока:  1. Образовательные:  изучить особенности строения и жизнедеятельности  папоротников 2. Развивающие: формирование умений устанавливать причинно­следственные связи,  используя приемы проблемного обучения.  3. Воспитательная: воспитывать чувство гордости за совместный результат  познавательной деятельности Тип урока: комбинированный (изучение нового учебного материала и первичное закрепление).    Форма проведения: урок ­ исследовательский проект Ход урока 1. Организационный момент. 2. Проверка знаний (споровые и семенные)  На какие две крупные группы можно разделить все высшие растения?   Какие отделы растений входят в группу споровых? (мхи, плауны, хвощи,  папоротники)  От каких древних растений произошли моховидные? (от псилофитов)  Какую функцию выполняют ризоиды? (всасывают питательные  вещества из  почвы)  Чем ризоиды отличаются от настоящих корней? (состоят из одинаковых  тонкостенных клеток)  Есть ли корни у плаунов? (да, есть) А у хвощей? (Есть)  Чем отличаются хвощевидные от других споровых растений? (членистым  строением побегов)  Назовите вегетативные органы мхов. (стебли и листья)  Вегетативные органы хвощей (стебель, лист, корень)  Чем отличается весенний побег хвоща лесного от летнего? (У весеннего  (спороносного) нет ветвей и листьев) 3. Тема нашего урока «Отдел Папоротниковидные (Слайд 5) Всякое исследование начинается с выдвижения гипотезы (предположения). Я прошу вас  записать свою собственную гипотезу ответа на проблемный вопрос урока. 4.  Внимательно прослушайте мой рассказ и заполните пропуски в таблице. Происхождение папоротников, древние и современные папоротники: жизненные формы и среда обитания (Слады 6 – 10)     Папоротники произошли от потомков псилофитов, и представляют собой одну из  наиболее древних групп высших  растений.  В каменноугольный период наряду с хвощами и плаунами, занимали господствующее положение в растительном мире  Земли, образуя  обширные леса. В настоящее время насчитывается около 300 родов и более 10000 тысяч видов  папоротников. По своим размерам папоротники варьируют от тропических древовидных  форм, достигающих  иногда высоты 25 метров с диаметром ствола до 50 см, до крошечных  растений всего лишь в несколько миллиметров длины. Папоротники распространены по  всему земному шару. Наиболее разнообразны они во влажных тропических лесах.  В большинстве своём ­ это травянистые растения, но встречаются и древовидные,  лиановидные формы. Также встречаются и папоротники­ эпифиты, селящиеся на других  растениях. Итак, Каковы жизненные формы папоротника?  (травянистые, древовидные,  лиановидные, эпифиты) Около 2/3 из всех видов папоротников преимущественно произрастают в тропиках, а  оставшаяся треть населяет леса умеренной зоны. Очень редко встречаются  папоротники  в  степях и пустынях. С чем связано такое распространение папоротников на планете? Какова среда обитания? (места с повышенной влажностью)  В Оренбургской области  широко распространён водный папоротник – сальвиния  плавающая, и обитающий в дубовых и сосновых лесах орляк обыкновенный. Остальные  виды редкие и занесены в «Красную книгу Оренбургской  области». Это кочедыжник  женский, страусник обыкновенный, щитовник мужской и другие. ( слады 11 – 14)  + Рустам приготовил небольшое сообщение (страусник обыкновенный)   Мы с вами узнали  какие красивые папоротники растут  в нашей местности. Наша задача  беречь их. Изучение строения папоротника Внимательно прочтите  информацию в справочнике   «Строение папоротников»,  рассмотрите рисунок. Какие поколения чередуются в жизненном цикле папоротника? (спорофит и гаметофит) Какое из них преобладает (бесполое – спорофит) Как называется лист папоротника (вайя) Какие вегетативные органы есть у папоротника (стебель, листья, корни) Какой особенностью обладают листья папоротника? (верхушечный рост, молодые листья  закручены улиткообразно) В чем произошло усложнение в организации папоротника по сравнению со мхами? (папоротники в отличие от мхов имеют корневище, укороченный стебель и вайи (резные  листья) Выполните лабораторную работу «Строение папоротника» Цель: Изучить особенности строения папоротников. Выявить черты принадлежности к  высшим растениям. Выделить черты усложнения папоротников по сравнению с хвощами.  Оборудование:  рисунок папоротника,  рисунки 1.Рассмотрите внешнее строение папоротника по рисунку  . Найдите корневище с  отходящими от него придаточными корнями. Какую корневую систему они образуют? 2.Рассмотрите лист (черешок, молодой лист­улитку) папоротника и зарисовать. 3.На нижней стороне листа папоротника найдите бурые бугорки со спорами. Каково  значение спор в жизни папоротника? 4.Сравните папоротник с  хвощом.  Найдите черты сходства и различия. Заполните таблицу «Сравнение папоротника и хвоща».                     Название растения Хвощ полевой Папоротник Нефролепис высокий Части растения Корни, корневая система Листья:  Внешнее строение  Наличие проводящей  системы  Особенности роста Придаточные, мочковатая Придаточные, мочковатая Чешуевидные Проводящая система  отсутствует Длинночерешковые,  перистые Имеется проводящая  система Верхушечный рост, молодые  листья закручены  улиткообразно На нижней стороне листа Нахождение спорангиев Спороносные колоски Размножение папоротников Найдите  и прочитайте в справочнике информацию о размножении папоротников.  Какие способы размножения характерны для папоротников? (половой и бесполый) Бесполый: делением корневища;  присыпав почвой часть листа,  можно получить  новый побег. Как называется половое поколение папоротника? (гаметофит, заросток) Где на заростке развиваются яйцеклетки? (в архегониях) Сперматозоиды? (в  антеридиях) При каких условиях возможно оплодотворение яйцеклетки? (капля воды) Для чего необходимо это условие (для передвижения сперматозоидов) Какая фаза в жизненном цикле  папоротника преобладает? (спорофит) Просмотр ЦОР  «Размножение папоротников» 5. Рефлексия. 6. Домашнее задание: Стр. в учебнике.

Отдел Папоротниковидные

Отдел Папоротниковидные

Отдел Папоротниковидные

Отдел Папоротниковидные

Отдел Папоротниковидные

Отдел Папоротниковидные

Отдел Папоротниковидные

Отдел Папоротниковидные
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2018