Задачи урока:
-изучить особенности строения и жизнедеятельности плаунов;
-выявить усложнения организации плаунов в ходе эволюции;
-продолжить формирование умений сравнивать, решать проблемные вопросы, работать с гербариями и рисункам.
Оснащенность урока: гербарные экземпляры плаунов; таблицы; рисунки с изображениями плауновидных ; кинофильм о плаунах.
Основные положения урока.
• Происхождение плауновидных, как и моховидных , от псилофитов.
• Плауны- многолетние , вечнозеленые травянистые растения с прямостоячими и
ползучими побегами.
• Бесполое размножение плаунов осуществляется спорами и с помощью укоренения жизнеспособных фрагментов.
• Споры плаунов используют в медицине , ветеринарии , промышленности .
o Используя изученный ранее материал , докажите черты сходства мхов и плаунов и возможность происхождения плаунов (как и мхов) от псилофитов.
o Обратите внимание учащихся на особенности внешнего строения плаунов:
o ползучие побеги, отходящие от них корни , мелкие, различной формы и их расположение на стебле
o Подчеркните особенности цикла развития плаунов , соотношение в нем гаметофита и спорофита.
Вопросы для обсуждения .
1. В чем причина вымирания большинства древовидных споровых растений в конце каменноугольного периода?
2. Докажите , что плауны имеют более высокую организацию, чем мхи, что позволяет им существовать в более сложных климатических условиях.
3. Составьте схему жизненного цикла плауна булавовидного и сравните ее со схемой жизненного цикла мха. (Зрелые гаметофиты плаунов не отделены от спорофита и этим отличаются от ранее изученных сухопутных растений, т.е. мхов)
4. Почему плауны занесены в Красную книгу России?
5. Почему половое размножение плаунов происходит только при наличии капельной воды, а бесполое происходит в сухую погоду?
6. Каково значение плаунов в природе и в каких местах чаще всего плауны встречаются?
7. Как человек использует плауны?
ПЛАУНОВИДНЫЕ.docx
Урок 18. Отдел плауновидные .
Особенности строения и жизнедеятельности
Задачи урока:
-изучить особенности строения и жизнедеятельности плаунов;
-выявить усложнения организации плаунов в ходе эволюции;
-продолжить формирование умений сравнивать, решать проблемные
вопросы, работать с гербариями и рисункам.
Оснащенность урока: гербарные экземпляры плаунов; таблицы;
рисунки с изображениями плауновидных ; кинофильм о плаунах.
Основные положения урока.
Происхождение плауновидных, как и моховидных , от
псилофитов.
Плауны- многолетние , вечнозеленые травянистые растения с
прямостоячими и
ползучими побегами.
Бесполое размножение плаунов осуществляется спорами и с
помощью укоренения жизнеспособных фрагментов.
Споры плаунов используют в медицине , ветеринарии ,
промышленности .
o Используя изученный ранее материал , докажите черты сходства
мхов и плаунов и возможность происхождения плаунов (как и
мхов) от псилофитов.
o Обратите внимание учащихся на особенности внешнего строения
плаунов:
o ползучие побеги, отходящие от них корни , мелкие, различной
формы и их расположение на стебле
o Подчеркните особенности цикла развития плаунов , соотношение в нем
гаметофита и спорофита.
Вопросы для обсуждения .
1. В чем причина вымирания большинства древовидных споровых растений
в конце каменноугольного периода?
2. Докажите , что плауны имеют более высокую организацию, чем мхи, что
позволяет им существовать в более сложных климатических условиях.
3. Составьте схему жизненного цикла плауна булавовидного и сравните ее
со схемой жизненного цикла мха. (Зрелые гаметофиты плаунов не
отделены от спорофита и этим отличаются от ранее изученных
сухопутных растений, т.е. мхов)
4. Почему плауны занесены в Красную книгу России?
5. Почему половое размножение плаунов происходит только при наличии
капельной воды, а бесполое происходит в сухую погоду?
6. Каково значение плаунов в природе и в каких местах чаще всего плауны
встречаются?
7. Как человек использует плауны?
Закрепление материала: Допишите предложения.
Растения, относящиеся к указанным выше отделом (плауны, хвощи,
папоротники), произошли от ___ и процветали на Земле более____ лет назад.
Современные растения ___ потомки вымерших___ лесов, которые образовали
такое полезное ископаемое, как ___.
Дайте определения:
Спорангий – это…,
Гаметофит – это…,
Заросток – это…,
Зигота – это…,
Рассмотрите гербарные экземпляры плауна булавовидного, обратите
внимание на стебли, форму листьев и их расположение на стебле,
спороносные колоски. Чем является взрослое растение плауна –
спорофитом или гаметофитом? А мха?
Домашнее задание. Изучить статью «Отдел Плауновидные», повторить
общую характеристику подцарства Высшие растение. Подготовить
сообщение об использовании плаунов человеком и об их роли в
природных сообществах.
Отдел плауновидные .
Отдел плауновидные .
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.