Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
Методическая разработка урока-проекта
«Отечественная война 1812 года»

Арсланова Оксана Камалутдиновна
учитель истории и обществознания
педагогический стаж – 14 лет
г. Избербаш 2019 год
Информационно-исследовательский урок-проект по теме «Отечественная война 1812 года»
Класс: 10
Тип урока: урок обобщения, комбинированный
Цели урока:
- сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории;
- показать отражение массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию во славу Отечества;
- подвести учащихся к пониманию того, что война была сложным общественным явлением, которое охватило все стороны жизни российского общества;
Задачи урока :
- формирование у обучающихся понимания неразрывности прошлого и настоящего.
- воспитание уважения к истории и культурным ценностям, толерантного отношения к представителям других народов
- развитие познавательного интереса учащихся
- развитие умения работать с различными источниками, исторической информацией
- развитие умения сравнивать, обобщать, анализировать.
Задействованные педагогические технологии:
§ традиционная,
§ проектная,
§ компьютерная технология,
§ технология межпредметных связей,
§ проблемные технологии,
§ технология развития критического мышления
Межпредметные связи: литература, МХК, география, обществознание.
Форма организации деятельности:
§ фронтальная,
§ групповая
Методы
• словесные,
• наглядные,
• практические
Предполагаемый результат:
После завершения проекта учащиеся смогут:
• понимать особенности современной жизни, сравнивая события и явления прошлого и настоящего;
• представлять, какие последствия для Москвы и для России имело вторжение Наполеона;
• анализировать, обобщать и оценивать исторические факты, формулировать и аргументировать собственную точку зрения;
• использовать Интернет и различное программное обеспечение для создания презентаций.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, карта «Отечественная война 1812 года», видео, презентация, пакеты документов (см. Приложение 1), тексты басен Крылова (см. Приложение 2)
Методические рекомендации к проведению урока.
Данный урок – проект проводится в 10 классе, как закрепление изученного материала за 8 класс. Данная разработка предполагает большое поле для деятельности учителя. Материал урока дает большие возможности воспитанию гражданско-патриотического чувства у учеников.
Ход урока:
I. Организационный этап.
II. Актуализация знаний. (5 минут)
Учитель:
- Попробуйте по просмотренному материалу определить историческое событие (видео встречи в Тильзите)
- Скажите пожалуйста, какие события вынудили Александра 1 заключить этот договор?
1. Военное поражение под Фридландом (2июня 1807)
2. Военно – дипломатические причины (разгром Пруссии, нейтралитет Австрии, эгоизм Англии, затяжная война)
3. Внутриполитические (рост недовольства войной в России, тяжелое финансовое положение, страх правящих классов за свои привилегии в случае поражения)
4. Наполеон в данный момент не делал попыток вторжения, это настораживало, а бездействие Александра только играло ему на руку.
- Дело в том, что для победы над Англией, Наполеону требовалась полная континентальная блокада. Победить на море было просто невозможно, поэтому было принято решение заключить специальный договор с Россией, создав единый фронт для борьбы с Англией. Александр 1 понимал, что его коалиция с Пруссией, Англией и Швецией потерпела крах, поскольку Наполеон одерживал победу за победой, и положение союзников с каждым днем становилось все более шатким.
- Ну и нельзя не вспомнить битву под Аустерлиц (20 ноября 1805 год). Вошло в историю как «битва трёх императоров», поскольку против армии императора Наполеона I сражались армии императоров австрийского Франца II и русского Александра I. Сражение закончилось разгромом союзных армий.
- В каком литературном произведении описаны события этой битвы.
Аустерлицким сражением заканчивается первый том «Войны и мира» Льва Николаевича Толстого. (показ видео)
Ребята, представьте, что вы являетесь участниками игры что? Где? Когда? Всё внимание на экран. (презентация учителя)
Этому событию в истории посвящены произведения М.Ю. Лермонтова и Л.Н. Толстова, создан художественный фильм, в честь этого события сооружен храм Христа Спасителя в Москве, памятник в Смоленске, две триумфальные арки, портретами участников этого события украшен один из залов Эрмитажа в Санкт –Петербурге, одному из главных героев поставлен памятник у стен Казанского собора, где покоится его прах, в его честь создан орден, которым награждали в ХХ в. лучших полководцев в войне с фашистской Германией.
Внимание, вопрос:
- О каком событии идёт речь и как будет звучать тема сегодняшнего урока?
Эпиграф к теме:
Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог?
Так вопрошал А.С. Пушкин в X главе «Евгения Онегина».
Тема урока: Отечественная война 1812 г
Тема нашего урока вам уже знакома из курса истории 8 класса. Давайте вспомним, что вы знаете об Отечественной войне 1812 года?
(Война между Российской и Французской империями на территории России. На первом этапе войны (с июня по сентябрь 1812 года) русская армия с боями отступала от границ России до Москвы, дав перед Москвой Бородинское сражение.
На втором этапе войны (с октября по декабрь 1812 года) наполеоновская армия отступала до границ России, преследуемая русской армией, голодом и морозами)
III. Изучение нового материала. (20 минут)
1. Причины и начало войны.
Учитель: Сегодня по прошествии 2 веков со дня тех героических времён мы попробуем ответить на вопросы которые волновали и современников и интересны нам-потомкам героев тех славных лет.
Вопросы: 1. Мог ли быть другой исход войны 1812 года?
2. В чём причины быстрого продвижения армии Наполеона по территории России в начале войны?
3. В чём состоит историческое значение Бородинского сражения?
4. Почему война 1812 года была названа Отечественной?
Работа в группах:
Я
предлагаю вам творчески поработать и создать мини-проект (лейпбук) по
теме нашего урока.
Работать будете в группах над вопросами темы. Перед вами на столах лежат документы с заданиями: прочтите их и дайте комментарий с кратким ответом. А затем представьте нам свои результаты. 1 группа познакомит нас с причинами войны, 2 группа составит краткую сравнительную характеристику французской и русской армий, а 3 группа расскажет, какими были планы сторон накануне войны и определит характер войны для обеих участвовавших в ней сторон. Прежде чем начать работу, определите, что будет делать каждый член группы. Выберите себе роль - координатора, каллиграфа, хрониста, оратора.
1 группа.
Задание: Назовите причины войны.
Документ № 1
Говоря о причинах Отечественной войны 1812 г., необходимо подчеркнуть, что она явилась следствием серьёзных противоречий между Россией и Францией. По мнению современных историков, речь не шла о завоевании России — эта задача была трудноосуществимой. Главным же противником Наполеон считал не Россию, а Англию. Исходя из сказанного, Наполеон стремился нанести военное поражение России, заключить мирный договор, в соответствии с которым Россия была бы вынуждена присоединиться к континентальной блокаде, тесть порвать все торговые отношения с Англией, а также принять участие в походе в Индию. К концу первого десятилетия XIX века под контролем французского императора оказалась почти вся континентальная Европа. Подобным устремлениям французского императора противостоял Александр I, сам желавший влиять на европейскую политику. Нарушение Россией континентальной блокады стало одной из причин вступления Франции в войну.
2 группа
Документ № 2
Задание: составьте краткую характеристику французской и русской армий, записывая ответы с краткими комментариями в таблицу.
Наполеон 1) мобилизовал ресурсы всех подвластных ему стран Европы. Французская армия превосходила русскую по численности в три раза. Французов в «великой армии» было менее половины. Большинство французских полков имело значительное число новобранцев, так как во Франции существовала 1) всеобщая воинская повинность, то есть всё мужское население призывного возраста должно было проходить службу. 1) Во время войны армия значительно увеличилась за счёт призванных из запаса, имевших военный опыт. Качество французского вооружения было выше русского: 2) ружья лучше поддавались ремонту, 2) части ружей были взаимозаменяемы. 2) Лафет в артиллерийских орудиях опирался на металлические оси, что позволяло французам передвигать их с большой скоростью. 3) Командовали армией опытные маршалы: Богарне, Удино, Даву, Ней, Мюрат и др.
В отличие от французской армии русская армия комплектовалась на основе 1) рекрутских наборов крепостных крестьян. Рекрутский набор – такая система комплектации армии, когда от определённого числа мужчин поставлялось на военную службу несколько рекрутов. 1) Срок службы составлял 25 лет. 1) Остальное население военной подготовки не проходило. 1) Обученных людей в запасе не было, поэтому быстро увеличить армию во время войны было невозможно. 2) Российская промышленность производила больше боеприпасов и вооружения, чем французская. Но по качеству оно уступало французскому вооружению. Имея значительное превосходство в артиллерии, 2) русские солдаты испытывали немало трудностей при передвижении орудий на деревянных осях, которые часто ломались. Русские солдаты отличались военной выучкой, доблестью и стойкостью. 3)Командный состав был не менее опытным, чем французский. Среди талантливых военачальников 1812 г.: М. Б. Барклай де Толли, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский, Д. С. Дохтуров и др.
|
Сравнение |
Русская армия |
Французская армия |
|
Мобилизация |
|
|
|
Вооружение
|
|
|
|
Командный состав |
|
|
3 группа
Задание: Расскажите, какими были планы сторон накануне войны и определите характер войны для обеих участвующих в ней сторон.
Документ № 3.
Планы Наполеона и Александра I
План Наполеона
Всей массой войск вклиниваться между русскими армиями, окружая каждую из них; разбить их в пограничных генеральных сражениях. Срок кампании - 1 месяц
План Александра I
В случае нападения Наполеона 1-я армия Барклая де Толли отступает к укреплённому лагерю у д. Дрисса. Здесь планировалось дать сражение. Армия Багратиона должна была атаковать фланги и тылы французской армии. В 1811 году в России разрабатывался план наступательных действий, но воплощению его в жизнь помешал отказ Пруссии поддержать Россию.
Характер войны 1812 года.
Армия Наполеона
Для армии Наполеона война была захватнической и грабительскою.
Русский народ
Для русских это была война Отечественная, справедливая, освободительная. Русский народ боролся за свободу своей Родины от иноземного порабощения.
|
План Наполеона |
План Александра I |
Характер войны
|
Армия Наполеона |
Русский народ |
2. Ход военных действий.
Работа с картой: показ стратегического расположения армии и боевых сражений.
1-я и 2-я русские армии соединились под Смоленском. Главнокомандующим русской армии был назначен Барклай де Толли, Багратион добровольно уступил Барклаю общее командование соединившимся армиями. Сражение за Смоленск 4-5 августа не выявило победителя. Тем не менее, Барклай в ночь на 6 августа дал приказ отступать. Он считал, что перевес в силах по-прежнему на стороне Наполеона, потому нужно отступать. Багратион не скрывал своего недовольства тактикой Барклая. Поползли слухи об измене. Командующий спокойно относился к этим слухам. Но постоянное отступление снижало боевой дух армии.
Тем временем в Петербург вернулся Кутузов, победоносно завершивший войну с Турцией. О Кутузове заговорили как о единственном человеке, способном занять пост главнокомандующего.
Учитель: назначенный вместо М.Б. Барклая де Толли на пост главнокомандующего русской армией М.И. Кутузов придерживался прежней тактики. Армия продолжала отступать. Военные действия велись не только на центральном, но и на других стратегических направлениях. На центральном направлении армия отступала к Москве. Остановившись 22 августа у села Бородина в 110 км от Москвы, М.И. Кутузов решился на сражение. В донесении Александру I от 23 августа М.И. Кутузов отмечал, «что позиция при деревне Бородине в 12 верстах вперёд Можайска — одна из наилучших, которую только на плоских местах найти можно...» Каждая из сторон жаждала генерального сражения.
Главная цель Наполеона
Разгромить в генеральном сражении русскую армию и заставить Россию заключить выгодный для него мир
Главная цель М. И. Кутузова
Остановить наступление неприятеля и защитить Москву
Соотношение сил
Силы были примерно равны: 150–157 тыс. русских воинов и 130–134 тыс. французов.
3. Бородинское сражение.
(Просмотр фильма "Бородинское сражение")
Учитель:
1 вопрос: почему Кутузов для генерального сражения выбрал позицию у села Бородино?
Ответ учеников: (высокий берег р. Колочи прикрывал правый фланг позиции, левый фланг упирался в Утицкий лес. Высоты позволяли выгодно разместить артиллерию. Лесной массив в тылу скрывал расположение резервов).
Учитель:
2 вопрос: какие оборонительные сооружения были построены для укрепления позиций русской армии?
Ответ учеников: (флеши, редут, батарея)
Работа с терминами: Ребята у вас эти понятия записаны на листах, вы дома вклейте эти понятия себе в тетрадь, это у нас с вами будет переносная тетрадь.
«редут», «батарея», «флешь». (Редут — сомкнутое полевое укрепление в виде многоугольника для круговой обороны; батарея — временное сосредоточение орудий на одной позиции для решения конкретной задачи; флешь — укрепление в виде стрелы, фасы которого образуют тупой угол.)
Учитель:
3 вопрос: Когда и как происходил бой за Шевардинский редут?
Ответ учеников: (24 августа произошел бой, редут дважды переходил из рук в руки, к концу дня русские его оставили и отошли к Семёновскому, бой позволил завершить строительство земляных флешь)
Учитель:
4 вопрос:
- Когда произошло Бородинское сражение?
- Какой итог Бородинского сражения?
Итоги сражения: Бородинское сражение навсегда вошло в историю как пример героизма русских воинов и их любви к своей стране, а Бородинское поле стало полем воинской славы.
4. Военный совет в Филях.
После Бородинского сражения, 1 сентября, в деревне Фили в избе крестьянина А. Фролова состоялся военный совет русского командования, на котором решалась судьба Москвы. Сражаться за Москву или оставить город неприятелю? (К теме Военного совета в Филях обращались художники и писатели XIX в. А.К. Саврасов написал картину «Кутузовская изба», А.Д. Кившенко — «Военный совет в Филях в 1812 г.». Л.Н. Толстой описал военный совет в романе «Война и мир». Именно страницами романа навеяна картина А.Д. Кившенко. Первоначальный вариант картины А.Д. Кившенко, созданный в 1880 г., находится в Русском музее в Петербурге. В 1882 г. по просьбе П.М. Третьякова автор сделал повторение для галереи).
Игровая ситуация (ФИЗМИНУТКА) (3 минуты)
Учитель: Сейчас мы с вами обыграем ситуацию «Военный совет в Филях» (с гостями урока и учащимися)
Сценарий фрагмента игровой ситуации «Военный совет в Филях» За столом, покрытым тёмной однотонной скатертью, расположились одиннадцать человек. Еще один участник исторической сценки размещается несколько поодаль. Он исполняет роль очевидца событий, рассказывающего о них.
- Слово предоставляется Михаилу Илларионовичу Кутузову.
Фельдмаршал М.И. Кутузов: «Баталия, 26 числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которую пришёл нас атаковать. Но чрезвычайная потеря, и с нашей стороны сделанная, принудила меня отступить по Московской дороге. На этом совете нам предстоит обсудить и решить лишь один вопрос: ожидать ли неприятеля в позиции или сдать оному столицу без сражения? Прошу членов совета высказать свои мнения».
- а теперь послушаем мнение генерала Л.Л. Беннигсена
Генерал Л.Л. Беннигсен: «Хорошо ли сообразили те последствия, которые повлечёт за собой оставление Москвы? Подумали ли, что будут говорить крестьяне, .мною как начальником штаба, для генерального сражения. Правый фланг армии — перед деревней Фили, центр — между сёлами Троицким и Волынским, левый фланг — перед селом Воробьёвом. Арьергард находится при селении Сетунь. Эта позиция, на мой взгляд, непреоборимая. Я предлагаю дать сражение». (Выступающий показывает расположение войск по развёрнутой перед ним карте. Все присутствующие в классе ученики также работают с картой).
-что на этот счёт думает генерал М.Б. Барклай де Толли?
Генерал М.Б. Барклай де Толли: «При осмотре с Поклонной горы места, выбранного для сражения, я признал позицию неприемлемой. Позиция растянута подобно паутине. Конница обязана будет спокойно ожидать уничтожения. В случае неудачи вся армия будет уничтожена до последнего человека. Считаю невозможным держаться русской армии на позиции, выбранной Беннигсеном, и предлагаю отступать».
- а что нам скажет генерал-лейтенант П.П. Коновницын
Генерал-лейтенант П.П. Коновницын; «Я также нахожу позицию невыгодной. Но моё убеждение — необходимо остановить неприятеля и отстоять Москву!».
- Давайте выслушаем мнение генерала-лейтенанта А.И. Остермана-Толстого
Генерал-лейтенант А.И. Остерман-Толстой: «Я разделяю предложение генерала Коновницына и настаиваю атаковать неприятеля».
- а, что думает по этому поводу генерал-майор А.П. Ермолов
Генерал-майор А.П. Ермолов: «Да, позиция растянута, но неприятель должен быть нами атакован».
- Какое мнение у Генерала Д.С. Дохтурова
Генерал Д.С. Дохтуров: «Считаю выбранную позицию подходящей для сражения и настаиваю на нем».
- Генерал М.Б. Барклай де Толли ваши доводы
Генерал М.Б. Барклай де Толли: «В случае неудачного исхода армия не сможет быстро отступить по узким улицам большого города».
- Выскажите своё мнение генерал К.Ф. Толь
Генерал К.Ф. Толь: «Местность крайне неблагоприятна для сражения. Труднопроходимые овраги и речка Карповка, находящиеся на позиции русский армии, разобщают войска. Я разделяю мнение генерала Барклая-де-Толли и предлагаю отступить с армией через Москву».
- Ваше слово генерал М.Б. Барклай де Толли.
Генерал М.Б. Барклай де Толли: «Мы потеряем армию и не отстоим город. Необходимо отступить с армией через Москву по Владимирской дороге к Нижнему Новгороду. Волга кормит Россию».
- Генерал К.Ф. Толь, вам слово.
Генерал К.Ф. Толь: «Следует сменить позицию под Москвой, чтобы в случае изменения обстоятельств отступить по Старой Калужской дороге».
- Слово предоставляется фельдмаршалу М.И. Кутузову.
Фельдмаршал М.И. Кутузов: «Осмотр позиции, произведённый мною, позволяет говорить о её неприемлемости. С потерей Москвы не потеряна ещё Россия. Первой обязанностью считаю сберечь армию, сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление, и самым уступлением Москвы приготовить неизбежную гибель1 2 неприятелю. При уничтожении же армии не только Москва, но и вся Россия будет потеряна. Что касается направления, то мы должны помышлять теперь не о краях, продовольствующих Россию, но о тех, которые снабжают армию. Почему намерен, пройдя Москву, отступить по Рязанской дороге».
- что нам скажет генерал Л.Л. Беннигсен
Генерал Л.Л. Беннигсен: «Итак, участь Москвы решена...»
Решающие слово Кутузова.
Фельдмаршал М.И. Кутузов: «Что бы ни случилось, я принимаю на себя ответственность перед государем, Отечеством и армией».
Учитель: Благодарю участников игры, прошу пройти на места. Ребята, скажите
Вопросы для обсуждения
1. Какой вопрос обсуждался присутствующими?
2. Какая из изложенных позиций представляется вам более аргументированной?
3. Какое решение было принято?
Учитель: На следующий день русские войска оставили Москву. Вместе с армией население покидало город. Русская армия отступала по Рязанской дороге, а затем перешла на Калужскую дорогу и 21 сентября остановилась на берегу Нары, в селе Тарутине. (Работа с картой: проследить путь отступления русской армии).
5. Пожар в Москве.
Французская армия в Москве
Учитель: Наполеон подошел к Москве и остановился на Поклонной горе.
Давайте вспомним известные строки об этом событии, написанные А.С. Пушкиным:
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоённый,
Москвы коленопреклонённой
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приёмный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Московская депутация с ключами от города не пришла. Город был пуст. В различных частях Москвы вспыхнули пожары. Пожары бушевали целую неделю, со 2 по 9 сентября. Три четверти построек сгорели. Из 9151 дома огонь уничтожил 6496. Полностью выгорели Китай-город, Замоскворечье, Немецкая слобода, Воздвиженка, Знаменка, Пречистенка, Тверская. Среди погибших памятников истории и культуры — Гостиный двор, Московский университет, в огне погибла рукопись «Слова о полку Игореве». С каждым днем пребывания в Москве терялась боеспособность наполеоновской армии, падала дисциплина, развивалось мародёрство. Москвичи гибли на улицах от рук захватчиков, в горящих госпиталях умирали русские солдаты. В Благовещенском соборе была устроена мастерская по переплавке церковной утвари из золота, платины и серебра в слитки, которые переправлялись во Францию. С колокольни Ивана Великого сорвали крест. Архангельский собор превратили в винный склад, а в Успенском соборе устроили конюшню.
На события 1812 г. живо откликнулся своими баснями современник событий И.А. Крылов.
6. Закрепление (5 минут)
Учитель: Прочтите басни И.А. Крылова «Ворона и курица», «Волк на псарне» и "Кот и повар" и определите, о каком событии Отечественной войны 1812 года повествует великий баснописец? Докажите свои доводы выдержками из предложенного вам текста.
"Кот и повар" (о назначении М. И. Кутузова командующим)
"Ворона и курица" (голодные французы в Москве)
"Волк на псарне" (пребывание Наполеона в Москве)
Ворона и Курица
Когда Смоленский князь,
Противу дерзости искусством воружась,
Вандалам новым сеть поставил
И на погибель им Москву оставил,
Тогда все жители, и малый и большой,
Часа не тратя, собралися
И вон из стен московских поднялися,
Как из улья пчелиной рой.
Ворона с кровли тут на эту всю тревогу
Спокойно, чистя нос, глядит.
«А ты что ж, кумушка, в дорогу? —
Ей с возу Курица кричит. —
Ведь говорят, что у порогу
Наш супостат». —
«Мне что до этого за дело? —
Вещунья ей в ответ. —
Я здесь останусь смело.
Вот ваши сестры — как хотят;
А ведь Ворон ни жарят, ни варят:
Так мне с гостьми не мудрено ужиться,
А может быть, ещё удастся поживиться
Сырком иль косточкой, иль чем-нибудь.
Прощай, хохлаточка, счастливый путь!»
Ворона подлинно осталась;
Но, вместо всех поживок ей,
Как голодом морить Смоленский стал гостей —
Она сама к ним в суп попалась.
Так часто человек в расчётах слеп и глуп.
За счастьем, кажется, ты по пятам несёшься:
А как на деле с ним сочтёшься —
Попался, как ворона в суп!
Волк на псарне
Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор, —
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» —
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьём,
Иной с ружьём.
«Огня! — кричат, — огня!»
Пришли с огнём.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щёлкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом,
И что приходит, наконец,
Ему рассчесться за овец, —
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так:
«Друзья! К чему весь этот шум?
Я ваш старинный сват и кум,
Пришёл мириться к вам,
совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я...» — «Послушай-ка, сосед, —
Тут ловчий перервал в ответ, —
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой».
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
КОТ И ПОВАР
Какой-то Повар, грамотей,
С поварни побежал своей
В кабак (он набожных был правил
И в этот день по куме тризну правил),
А дома стеречи съестное от мышей
Кота оставил.
Но что же, возвратись, он видит? На полу
Объедки пирога; а Васька-Кот в углу,
Припав за уксусным бочонком,
Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.
"Ах ты, обжора! ах, злодей! -
Тут Ваську Повар укоряет: -
Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?
(А Васька все-таки курчонка убирает.)
Как, быв честным Котом до этих пор,
Бывало, за пример тебя смиренства кажут, -
А ты... ахти какой позор! Теперя все соседи скажут:
"Кот Васька плут! Кот Васька вор!И Ваську-де не только что в поварню,
Пускать не надо и на двор,
Как волка жадного в овчарню:
Он порча, он чума, он язва здешних мест!"
(А Васька слушает да ест.)
Тут ритор мой, дав волю слов теченью,
Не находил конца нравоученью.
Но что ж? Пока его он пел,
Кот Васька все жаркое съел.
А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.
Последнее сражение разыгралось при переправе через р. Березину в ноябре 1812 года. Русские с ходу атаковали французов и Наполеон, потерявший здесь еще 30 000 солдат, бросил армию и с остатками Старой гвардии возвратился в Париж.
25 декабря Александр I издал манифест об изгнании врага из России и окончании Отечественной войны.
7. Итог урока: (2 минуты)
Учитель: В заключении я хотела бы получить ответы, на те вопросы, которые были озвучены в начале урока.
1. Мог ли быть другой исход войны 1812 года?
2. Почему, на ваш взгляд, война 1812 года названа Отечественной?
3. В чём вы видите причины быстрого продвижения армии Наполеона по территории России в начале войны?
4. В чём состоит историческое значение Бородинской битвы?
Учитель: участники событий 1812 г. — это наши предки, которые поднялись на защиту Родины и все свои силы, талант, мужество беззаветно отдавали служению Отечеству. А мы, их потомки, являемся носителями исторических и патриотических традиций, и .память о 1812 г. не должна и не может быть предана забвению.
8. Рефлексия: (2 минуты)
Хочу поблагодарить всех учащихся за творческую и плодотворную работу, способствующую достижению целей урока.
Учитель: Перед вами изображено 3 предмета: мясорубка, чемодан, корзина. Мясорубка означает, что вам нужно ещё раз дома проработать этот материал. Чемодан вы всё усвоили на уроке, а корзина, мне непонятно эта тема. Вам нужно выбрать один из предметов и объяснить почему, вы выбрали именно этот предмет, карточки с этими предметами лежат у вас на столах. Поднимите карточки с мясорубкой, почему вы выбрали именно эту карточку?
9. Оценка работы учащихся и выставление оценок. (2 мин)
VI. Домашнее задание: & 22-23, задание: 1) подготовить презентацию о полководцах Отечественной войны 1812 года. 2) в качестве закрепления темы, предлагаю вам дома решить кроссворд (1 мин)
Вопросы:
1. Кто был командующим первым корпусом наполеоновской армии в 1812 году?
2. Где произошли крупное русской и наполеоновской армий в октябре 1812 года?
3. По какой дороге отступала наполеоновская армия в 1812 году?
4. Где проходил Военный Совет, на котором было принято решение об оставлении Москвы Наполеону?
5. Находясь на острове Святой Елены, Наполеон писал: «… французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». О каком сражении идет речь?
6. Кто из русских композиторов был участником Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии в 1813-1814 годах?
7. Кто из русских генералов командовал казачьими частями во время Отечественной войны 1812 года?
8. Один из руководителей крестьянского отряда во время Отечественной войны 1812 года?
9. Укажите месяц Бородинского сражения 1812 года?
10. Кто возглавил русскую армию перед Бородинским сражением?
11. Кто был командующим русской кавалерии после Бородинского сражения 1812 года?
12. Кто был командующим II западной русской армией в 1812 году?
13. Кто из русских офицеров, участников Отечественной войны 1812 года, был автором «Записок о 1812 годе»?
14. Наполеон после поражения на реке Березине бросил свою армию. Где это произошло?
15. Как называлась река, перейдя которую Наполеон начал войну с Россией?
16. У какой деревни произошло сражение накануне Бородинского сражения?
17. Он сражался в партизанском отряде во время Отечественной войны 1812 года – Никита ….
18. Кому принадлежат эти строки: «Зима двенадцатого года настала. Кто тут нам помы? Остервенение народа, Барклай, зима иль русский бы»?
![]() |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ребята, я благодарю вас за урок. Вы все молодцы.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.