"Отечественная война 1812г."
Оценка 4.9

"Отечественная война 1812г."

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
8 кл—9 кл
19.04.2022
"Отечественная война 1812г."
Методическая разработка урока по теме " Отечественная война 1812 года"
урок по теме Отечественная война 1812г..docx

Методическая разработка урока по теме " Отечественная война 1812 года"

                                                                                                                                                                         Бамбурова Татьяна Алексеевна

Цель урока: Определить причины, цели и характер войны России с наполеоновской Францией в 1812 году.

Задачи:

·         рассказать о ходе отечественной войны 1812 года, героической обороне  российского населения, выяснить, в чём заключается её народный характер;

·         воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа;

·         развивать навыки работы с документами, с картой, умения определять, сравнивать и объяснять понятия.  

Средства обучения:

·         параграф 4 учебника история России 8 класс (авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина);

·         карта «Отечественная война 1812 года»;

·         презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран;

·         документы к событиям Отечественной войны 1812 года.

Методы обучения: беседа с классом, работа с учебником, работа с картой, выполнение познавательных  заданий, анализ документа, сообщения учащихся, использование видео,презентации.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ, с применением технологий развития критического мышления.

Опережающее задание: индивидуальные задания – подготовка сообщений.

Структура урока:

1.       Организационный момент;

2.       Подготовка к восприятию нового материала: актуализация знаний, озвучивание темы урока, постановка целей, ознакомление с планом;

3.       Изучение нового материала;

4.       Закрепление изученного материала;

5.       Подведение итогов урока. Рефлексия;

6.       Домашнее задание.

Межпредметные связи: всеобщая история, литература.

Основные понятия: Отечественная война, флеши, партизаны, ополчение, инфантерия.    Важнейшие даты:

12 июня 1812 г. – начало Отечественной войны

4-5 августа 1812г. – Смоленское сражение

8 августа 1812 г. – назначение главнокомандующим М.И.Кутузова

26 августа – Бородинское сражение

2 сентября – 2 октября – пребывание Наполеона в Москве

12 октября 1812 г. – сражение под Малоярославцем

14-16 ноября 1812г. – разгром остатков «великой армии» при Березине

25 декабря – окончание Отечественной войны.

Выдающиеся личности: М.И.Кутузов, М.Б. Барклай -де-Толли, П.И. Багратион, Н.Н. Раевский, М.И. Платов,  Ф.П. Уваров, Александр I,  Напалеон.

 

Ход урока

I.Организационный момент.  Добрый день, дорогие ребята, сегодня мы продолжаем изучать события периода правления Александра I.

Стадия «вызов». Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Актуализация знаний.  

  -Этому событию в истории посвящены произведения М.Ю. Лермонтова и Л.Н. Толстова, создан художественный фильм, в честь этого события сооружен храм Христа Спасителя в Москве, памятник в Смоленске, две триумфальные арки, портретами участников этого события украшен один из залов Эрмитажа в Санкт –Петербурге, одному из главных героев поставлен памятник у стен Казанского собора, где покоится его прах, в его честь создан орден, которым награждали в ХХ в. лучших полководцев в войне с фашистской Германией.

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Итак, тема нашего урока: «Отечественная война 1812года». ( Слайд 1) 

- Откройте, пожалуйста тетради и запишите число и тему урока.

Актуализация личного опыта учащихся.

- Что вы знаете об этом событии?   

Таким образом, сегодня на уроке мы должны:

Постановка цели урока. (Слайд 2)

- Обратите  внимание на план урока, основные понятия, даты, имена выдающихся личностей. (Слайд 3)

- По ходу урока вы должны заполнить кроссворд, по теме «Отечественная война 1812 года», вести записи в тетрадях основных событий Отечественной войны.

 План урока (Слайд 4)

1.Причины и начало войны.

2.Смоленское сражение.

3.Бородинская битва.

4.Тарутинский маневр.

5.Партизанское движение.

6.Гибель «Великой армии».

II.Изучение нового материала

1.Причины и начало войны

- Первый пункт нашего плана требует от нас определения причин, целей и характера войны 1812 года.

Задание: Просмотрите внимательно эпизод фильма «Вторжение Наполеона в Россию» и определите:  

-Каковы причины войны Наполеона с Россией ?    

-Характер войны для обеих участвовавших в ней сторон.

-Таким образом 12 июня 1812 года Великая армия Наполеона перешла реку Неман и вторглась в пределы России без объявлении войны.

Работа по группам :  

1 группа: На основании  материала  учебника и диаграммы сравнить военно - экономический потенциал России и Франции (слайд 5).

2  и 3 группа: Охарактеризовать планы воюющих сторон (2-России, 3-Франции).

Подведение итогов

Задание: ознакомившись с численностью и расположением армий давайте составим прогноз: каков должен быть итог войны? (Ответ учащихся). Однако события, как вам известно, из уроков всеобщей истории, литературы, кинофильмов, развернулась по - иному.  

Задание: внимательно проследите по карте в атласах на стр.14, как разворачиваются военные действия на начальном этапе войны. Обратите внимание на названия населённых пунктов, где происходили наиболее важные сражения.

Беседа с классом на основе анализа карты в атласах.

-Как были расположены русские войска в начале войны?(Слайд 6)

Сообщения учащихся о командующих армиями (опережающее задание).

Задание: Внимательно послушайте сообщения о командующих русскими войсками и подумайте, что их объединяет.

Барклай - де -Толли (Слайд 7).

Багратион  Пётр Иванович (Слайд 8).

Тормасов Александр Петрович (Слайд 9).

2.Смоленское сражение.

Беседа с классом

-Что вам известно о планах военных действий французов? (Слайд 10).

-Какая тактика ведения войны была выбрана русскими? (Слайд 11).

-Где и когда произошло соединение русских армий? (Слайд 12).

-Каково, по вашему мнению, значение Смоленского сражения для французов?

-Почему после Смоленска был смещён главнокомандующий русской армией Барклай - де -Толли?

-Послушайте внимательно сообщение о Кутузове и ответьте: Как вы думаете почему именно Кутузов был назначен главнокомандующим?

Сообщение учащихся о М.И.Кутузове (опережающее задание), (слайд 13).

-Какую реакцию вызвало прибытие Кутузова в армию?

-Какой план действий был принят Кутузовым?

Подведение итогов: таким образом, мы завершили  характеристику хода военных действий с момента вторжения наполеоновской армии в Россию, от переправы через реку Неман до генерального сражения у Бородино. Какой вывод можно сделать?

3.Бородинская битва

-Переходим к рассмотрению 3 пункта нашего плана «Бородинское сражение». Вам хорошо известно, что это сражение, являясь одним из самых героических событий российской истории, истории российского оружия, вызывало и вызывает к себе интерес, восхищение, чувство гордости. Этому событию посвящены литературные произведения и произведения искусства. Современники, историки, писатели ставили вопрос о его необходимости. Оригинально ответил на него в своём романе Л.Н.Толстой: «Современные историки считают, что битвы не могло не быть. Кутузов дал сражение потому, что этого желала отступавшая армия, требовало общественное мнение.

-Накануне сражения по обычаю надели чистое бельё, заботливо чистили ружья, точили штыки. Ночью священники пронесли по лагерю чудотворный образ Смоленской Божьей Матери – заступницы Русской земли. За образом со слезами на глазах шёл Кутузов, с ним весь штаб. На пути иконы Смоленской Божьей Матери на коленях стояли тысячи солдат и офицеров».

Учебная дискуссия  

-Как вы считаете, Бородино – это победа или поражение, если учесть, что в конце битвы позиции с обеих сторон были такими же, как в начале сражения?(Слайд 14). 

-Прежде чем ответить на поставленный вопрос, давайте узнаем мнение самих участников, историков и современников:

Работа с документом №1.

-Для этого на время мы станем участниками героических событий того времени, используя документы, которые разложены у вас на столах вам нужно подготовить ответы на задания  к  данным документам от лица французов -1 ряд,  русских – 2 ряд, историков и современников – 3 ряд.

(Ученики высказывают своё мнение.)

Подведение итогов (слайд 15,16).

Работа с документом №2. Вопрос к документу: (слайд 17).

-Какова была главная цель военного совета в Филях? Какое решение было принято на нём? Каковы были причины принятия этого решения?  

-Вместе с русской армией город покинули многие его жители. По приказу генерал-губернатора Ф.Ростопчина Москва была подожжена. Французы подошли к городу 3 сентября. Наполеон расположившись на Поклонной горе, любовался русской столицей. Но, вопреки ожиданиям депутация московских бояр с ключами от города так и не появилась. Город на 3 дня был отдан во власть солдат(слайд 18,19).

Индивидуальная работа по карточкам по тексту учебника

4.Тарутинский маневр

-Объясните в чём состояло значение Тарутинского манёвра? (Слайд 20,21)

5.Партизанское движение

-Какова роль русского крестьянства в победе над Наполеоном ? Выделите примеры героизма русского народа в Отечественной войне 1812г. (Слайд 22,23).

6.Отступление и гибель «Великой армии»

-Почему Кутузов хотел, чтобы французы отступали по старой Смоленской дороге? (Слайд 24).

Переправа через Березину. (Слайд 25).  

-В чём была опасность вторжения Наполеона в Россию?

-Благодаря чему была одержана победа над Наполеоном?

Формулировка главного вывода по теме урока

III.Закрепление

Взаимопроверка  кроссворда, выполненного учащимися по ходу урока (слайд 26), выставление оценок.

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

V. Домашнее задание

Параграф 4, продолжить работу над проектом с использованием дополнительного материала по истории Отечественной войны 1812г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Методическая разработка урока по теме "

Методическая разработка урока по теме "

Откройте, пожалуйста тетради и запишите число и тему урока

Откройте, пожалуйста тетради и запишите число и тему урока

Подведение итогов: таким образом, мы завершили характеристику хода военных действий с момента вторжения наполеоновской армии в

Подведение итогов: таким образом, мы завершили характеристику хода военных действий с момента вторжения наполеоновской армии в

"Отечественная война 1812г."

"Отечественная война 1812г."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2022