Откровенно о дифференциации
Оценка 4.8

Откровенно о дифференциации

Оценка 4.8
docx
04.06.2021
Откровенно о дифференциации
Из опыта работы учителя математики.docx

Откровенно о дифференциации.

Из опыта работы учителя математики

Оськиной Наталии Владимировны.

                  

                                                        

 

   Прозвенел звонок с урока. Раздается облегченный вздох учеников, наконец-то… И мое радостно-приподнятое настроение (Ай да я! Все успела!) мгновенно улетучилось. Пока мы с сильными учениками разбирали  решение трудной задачи, слабые ученики были предоставлены сами себе. Если кому-то было скучно на уроке, значит, урок не получился. Мое второе «Я» тут же угодливо опровергает: «Разве возможно, чтобы математикой увлекались все ученики класса?» Конечно, математика – это колоссальный труд, но я обязана сделать так, чтобы ученикам было интересно на моих уроках, чтобы звонок с урока они встречали с сожалением.      

            Вот с такими мыслями я начинала свою педагогическую деятельность. Побеседовав с опытными педагогами, обращаясь к книгам, я поняла, что только дифференциация поможет мне поддержать у ученика веру в себя, в свои возможности, поможет развить математические способности учащихся, воспитать у них познавательный интерес.

            Дифференциация может проявляться в двух основных видах. Первый, уровневая дифференциация, выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, школьники могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки.

            Второй вид дифференциации – это дифференциация по содержанию. Она предполагает обучение разных групп школьников по программам, отличающимся глубиной изложения материала и объемом сведений.

            Так как я работаю в коррекционной школе, в разноуровневых по составу классах, то ведущим направлением дифференциации являлась уровневая.

            Начинала я с разделения учащихся на группы по их отношению к курсу математики. Первую группу (группу С) составляли школьники, для которых математика являлась лишь элементом общего развития и в дальнейшей деятельности должна была использоваться лишь в незначительном объеме. Во вторую группу (группу В) входили учащиеся, для которых математика будет важным инструментом в их профессиональной деятельности. В третьей группе (группе А) находились те учащиеся, которые выберут математику или близкие к ней области знания в качестве основы своей будущей деятельности. Учащиеся этой группы проявляют повышенный интерес к изучению математики и должны творчески овладевать ее основами.

            Чтобы получить большую информацию о склонностях, способностях, отношению к математике я проводила анкету.

1.Фамилия, имя.

2.Где и кем работают родители?

3.Отношение родителей к математике. (Имеют математическое образование; применяют математику в своей работе; увлечены математикой; не любят математику). Нужное подчеркнуть.

4.Есть ли в домашней библиотеке математические книги, но не учебники по математике для средней школы?

5.Кто больше всего помогает готовить уроки по математике?

6.Сколько времени занимает подготовка к математике?

7.Почему ты учишь математику? (Желательно ответить откровенно и полно).

8.Хочешь ли ты знать больше, чем дают на уроке?

9.Как дается тебе математика?

10.Твое отношение к математике. (Люблю; учу, чтобы получить хорошую оценку; чтобы не ругали дома; скучно на уроках; не хочу ее учить).

11.Какого вида задания по математике тебе нравятся больше? (Задачи, примеры)

12.Мечтаешь ли ты связать свою жизнь с математикой? (Буду математиком; хочу поступить в ВУЗ, где математика является профильным предметом; хочу знать как можно больше о разном, не только о математике).

            Начинается поэтапное дифференцирование.

            Первый этап – дифференцированная домашняя работа. Группе С на дом предлагаются задания, соответствующие обязательным результатам обучения. Группа В выполняет такие же задания и плюс более сложные задачи и упражнения их учебника. Для группы А задания из учебника дополняются задачами из различных пособий. Для контроля домашнего задания я назначала трех человек, которые перед началом урока проверяли наличие домашнего задания у ребят из другой группы и докладывали мне результат проверки. Контролерами я назначала не обязательно хорошо успевающих ребят, здесь справится любой, зато слабый ученик был очень горд таким поручением.

            Второй этап – изучение нового материала. Первая часть урока обращена одинаково ко всем учащимся. Затем появляется дифференциация. Задания для группы А быстро переходят из обязательных в творческие. Группа В сосредоточивается на упражнениях, которые требуют старания, хорошего понимания основных положений темы и умений сделать 1-2 логических шага в направлении развития этих положений. Задания для группы С снова и снова возвращают учащихся к основным моментам объясненной темы.

            Третий этап – проверка усвоения пройденного материала. Здесь я предлагаю учащимся следующее: ученики группы А работают самостоятельно, сверяя затем свои результаты с результатами, которые я демонстрирую на поворотной доске; учащиеся из групп В и С поочередно работают у доски.

            Четвертый этап – самостоятельные и контрольные работы. Во время самостоятельной работы я применяла следующий прием. Ученик, выполнивший задание уровня С, поднимает руку и продолжает работать над заданием уровня В. Я проверяю, верно ли выполнено задание и ставлю «+» в тетради ученика. Это прием позволяет в течение урока проверить и оценить большинство работ. При проведении обучающей самостоятельной работы я применяю прием «побегушки». Ученики каждого ряда получают карточки определенного цвета – зеленые, синие, красные, - на которых написаны задания одного уровня сложности. Выполнив задание, ученик подходит к учительскому столу, на котором  лежат решения всех заданий, сверяет ответы. Если ответ не сходится, ученик просматривает решение. Затем он берет карточку другого цвета. За урок ученик должен решить 3 карточки и получает за это 12 баллов, за правильное решение двух карточек – 8 баллов, за одну карточку – 4 балла.

            Урок-зачет я провожу при помощи учеников-консультантов. Это обычно хорошо успевающие ученики класса. Я опрашиваю их перед классом по вопросам теории. Класс получает образцы правильных ответов. Затем консультанты расходятся по группам, состоящих из 3-4 человек, опрашивают каждого по тем же вопросам, листок с оценками передают мне. Начинается практическая часть зачета. Все ученики получают карточки, содержащие задания, соответствующие обязательным результатам, и дополнительное, усложненное задание. Оценка за зачет выставляется одна.

            Как показал многолетний опыт работы, внедряемые элементы дифференцированного подхода активизируют стремление детей к знаниям, развивают любовь к интеллектуальному напряжению и интерес к учению.

            Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Вот почему, стремясь разнообразить свои уроки, я стала проводить дидактические игры. Это «День и ночь», «Молчанка», «Кто быстрее сядет в ракету», позволяющие учителю быстро получать информацию об усвоении материала. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

            С целью развития любознательности, глубокого интереса к математике я провожу игры не только на уроках, но и во внеурочное время: на занятиях математического кружка, во время Недели математики, которая ежегодно проводится в нашей школе. Это математические турниры, математический КВН. Эти мероприятия находят обычно живой отклик у ребят, в них сочетаются как чисто развлекательные, так и пусть нетрудные, но всё же математические соревнования.

            Охотно работают мои ученики над заданиями творческого содержания. Это и составление сказок с математической тематикой, и составление задач, связанных с профессией родителей. Такие задачи ребята красочно оформляют на листах бумаги и, обмениваясь ими на уроках с товарищами, с радостью и гордостью за своих родителей слушают, как решает класс составленные ими задачи. Этим заданием я преследую несколько целей: это и профориентационная работа, и привитие навыков в таком непростом задании как составление задач и, пожалуй, самое важное – воспитание умения работать самостоятельно.

            В заключение хочу отметить положительные стороны дифференцированного подхода в обучении математике.

            Значительно улучшается четкость в организации работы класса.

            Так как каждый ученик работает на посильном для него уровне трудности, он лучше осознает свои ближайшие цели и задачи.

            Четкость в работе дает возможность постоянно контролировать знания, умения и навыки.

            Наличие сильных учеников как группы позволяет постоянно продумывать работу с ними, учитывать возможности их развития.      

 


 

Откровенно о дифференциации.

Откровенно о дифференциации.

Твое отношение к математике. (Люблю; учу, чтобы получить хорошую оценку; чтобы не ругали дома; скучно на уроках; не хочу ее учить)

Твое отношение к математике. (Люблю; учу, чтобы получить хорошую оценку; чтобы не ругали дома; скучно на уроках; не хочу ее учить)

С целью развития любознательности, глубокого интереса к математике я провожу игры не только на уроках, но и во внеурочное время: на занятиях математического кружка, во…

С целью развития любознательности, глубокого интереса к математике я провожу игры не только на уроках, но и во внеурочное время: на занятиях математического кружка, во…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2021