Предлагаемый методический материал создан с целью оказания помощи педагогу в создании и проведении собственных мастер-классов как важнейшей формы самооценки собственного педагогического мастерства. Мастер-классы сегодня – одна из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма, саморазвития, самосовершенствования в своей профессии, это способность к обобщению и распространению собственного педагогического опыта.
ОТКРЫТИЕ
МАСТЕРКЛАССАНеобходимые документы:
ПОСТОЯННО
ДЕЙСТВУЮЩЕГО
1. Ходатайство администрации школы об открытии мастеркласса.
2. Программа мастеркласса.
ОБРАЗЕЦ ХОДАТАЙСТВА
Совета рай (гор) МК
Прошу рассмотреть вопрос об открытии районного (городского)
мастеркласса учителя ______________________ Ф. И. О.
категория,
звание (если есть),
тема,
обоснование (профессионализм учителя, достижения педагога в
решении поставленной в программе мастеркласса проблемы).
Дата. Подпись.
М. П.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА МАСТЕРКЛАССА
Ф. И. О. _________________________________________________
Тема: ___________________________________________________
Цель проведения: _________________________________________
Ожидаемый результат: _____________________________________
№ п/п
Содержание деятельности
Результат (работа со слушателями)
1
2
3
ВОСТРЕБОВАННАЯ ТЕМАТИКА МАСТЕРКЛАССОВ
1. Повышение качества образования,
управление качеством
образования.
2. Специфика организации образовательной работы с детьми
старшего дошкольного возраста.
3. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
4. Продуктивное профильное обучение.
5. Разработка программы развития образовательного учреждения в
рамках участия в приоритетном национальном проекте «Образование».6. Формирование имиджа образовательного учреждения.
7. Аналитическая деятельность педагога.
8. Мониторинг педагогической деятельности.
9. Оценивание учебной деятельности в условиях безотметочного
обучения.
10. Работа с одаренными детьми.
11. Педагогическая поддержка социальнопрофессионального
самоопределения школьников.
12. Новые подходы к организации воспитательной работы в школе.
13. Инновации в психологопедагогическом сопровождении учебно
воспитательного процесса.
14. Современные педагогические технологии, формы и методы
обучения.
15. Система работы по подготовке учащихся к ЕНТ ПГК в 4 и 9
классах.
16. Проектирование образовательного процесса, направленного на
формирование ключевых компетенций учащихся.
17. Реализация введения предпрофильной подготовки и профильного
обучения.
18. Информационные и коммуникационные технологии в практике
работы учителяпредметника.
19. Формирование информационной культуры школьников как
комплексная задача образовательного учреждения.
20. Реализация национальнорегионального компонента.
21. Школьная библиотека как информационноресурсный центр
современного образовательного учреждения.
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПОШАГОВЫЙ АЛГОРИТМ
ТЕХНОЛОГИИ МАСТЕРКЛАССА
(ПРОГРАММА МОДУЛЯ)
1й шаг. Презентация мастеркласса (августовская конференция).
2й шаг. Представление системы опыта работы учителямастера.
1. Теоретическое обоснование проблематики мастеркласса.
2. Практические наработки учителя.
3. Самостоятельная деятельность слушателей (имитационная игра,
моделирование и др.).4. Рефлексия (дискуссия по результатам совместной деятельности
мастера и слушателей).
3й шаг. Представление материалов работы мастеркласса для
дальнейшего распространения опыта.
Мастеркласс.
Под мастерклассом понимается такая форма работы в группах, в
которой в совместном исследовательском творчестве мастера и
педагогов создается новый творческий проект, связанный с процессом
формирования педагогических позиций.
Во время проведения мастеркласса учительмастер должен
раскрыть содержание проблемной творческой задачи и вовлечь
педагогов в ее решение так, чтобы сами педагоги в дальнейшем, работая
в парах или группах, создавали свое решение данной задачи –
творческий проект.
Структура мастерклассов содержит 3 основных функциональных
блока:
1. Теоретический блок, в котором мастер представляет концепцию
по теме мастеркласса.
2. Практический блок, в котором участники в рабочих группах
разрабатывают заданную тему или решают проблему.
3. Презентационный блок, в котором участники представляют
творческие результаты работы в группах.
Исходя из данной структуры определяем задачи мастеркласса,
соотносимые с каждым блоком:
1. Теоретическая задача. В рамках теоретического блока
выполняется задача усвоения материала по теме. Для этого учителю
мастеру необходимо соблюдать ряд параметров в подаче теории, а
именно: содержательность, доходчивость материала, образность,
новизна.
2. Фасилитаторская задача. В рамках практического блока
учительмастер выступает в роли фасилитатора, поддерживающего
интерес участников мастеркласса к поставленной проблеме и развитие
инициативы в получении ими нового творческого опыта.
3. Организационная задача. В рамках презентационного блокарешается организационная задача – учительмастер обеспечивает
условия для презентации творческих результатов педагогов.
В качестве примера предлагаем опыт проведения мастеркласса
«Формулы аксиологической культуры, развивающие позицию
педагоганаставника».
Ц е л ь м а с т е р к л а с с а : с одной стороны, ознакомить педагогов с
методами систематической работы над собой, своим характером, дать
механизмы практического закрепления таких качеств, как оптимизм,
самоуважение, уважение друг к другу, умение вдохновлять, увлекать,
поощрять, а с другой – создать условия для участия педагогов в
творческих проектах.
Эксперимент показал целесообразность следующего хода проведения
мастеркласса, проходившего в течение двух занятий.
1. Учительмастер представляет свою концепцию по теме мастер
класса.
2. Участники в рабочих группах разрабатывают заданную тему.
3. Участники представляют групповые творческие проекты.
4. Проводится обсуждение полученных результатов.
Излагая концепцию, учительмастер поднимал вопрос о том, что
оптимизм, уважение, вера в успех – краеугольный камень педагогики.
Был приведен пример жизни В. Франкла, основателя логотерапии,
раскрывалось его понимание природы оптимизма, основанной на
уважении и самоуважении личности. Также был сделан акцент на
важности работы над своим характером, предложен один из методов –
«Работа с формулами оптимизма».
Далее педагогам предлагалось разделиться на рабочие группы
для создания творческих проектов и представить их для дальнейшего
обсуждения.
В результате появился новый творческий продукт, созданный
педагогами: «Формулы аксиологической культуры педагога: формулы
оптимизма и похвалы, формулы уважения и терпимости, формулы
успеха».
Особенности театрализованных тренингов.
Другой формой педагогической мастерской являютсятеатрализованные тренинги, которые включают:
– социальноигровые акции и воспитательные тренинги, в которых
решаются проблемы общения, поведения, социального и нравственного
становления;
– игровые тренинги, в которых развивается игровая культура детей и
педагогов;
– сказочные тренинги, в которых создается пространство сказки и
развивается творческое мышление, театральносказочная культура
детей и педагогов;
– учебноигровые тренинги,
в которых решается задача
развивающего обучения детей.
Далее был выделен ряд особенностей театрализованного
тренинга:
Театрализованный тренинг представляет собой соучастие педагогов
и детей в процессе совместного творчества. Это взаимообогащение,
когда взрослый делится с ребенком своим опытом, а ребенок обогащает
взрослого непосредственностью, чистотой чувств.
1. Тренинг – новый вид общения, в результате которого может
появиться творческий продукт – игра, творческая учебная сказка,
праздник, тетрадь фантазии. Здесь участники выступают на равных,
здесь доверяют друг к другу, нет давления и насилия.
2. Не менее важен воспитательный аспект тренинга, когда взрослый
становится опытным наставником и ненавязчиво, в процессе сочинения
и театрализованной игры передает детям свой багаж нравственных
ценностей.
3. Тренинг также становится началом развития учебно
познавательной деятельности и развития творческих способностей
педагога.
Во время тренинга педагогу приходится решать ряд задач
саморазвития, включающих социальную, нравственную сферу,
творчество и развитие профессионализма, а именно:
1) задачу социальнокоммуникативного развития, нравственного
самосовершенствования, формирования аксиологической культуры;
2) задачу формирования игротехнической и технологической
культуры;3) задачу развития творческой активности и творческого мышления,
развитие творческих способностей педагогавоспитателя в процессе
совместного творчества с детьми.
Последовательность проведения тренинга.
1. Разминканастрой на развитие саморегуляции и создание
доброжелательной атмосферы (игры на внимание, саморегуляцию,
социальнокоммуникативные и пластические игрыкоммуникации и т.
д.).
2. Постановка сказочной или жизненной проблемы.
3. Коллективная рефлексия проблемы.
4. Коллективное решение проблемы в театрализации, этюдным
способом с привлечением детей.
Подведение итогов, рефлексия и домашнее задание.
Во время тренинга педагогам предлагается акцентировать внимание
детей на нравственных качествах сказочных персонажей, а также на их
поведении, значимости доброжелательности, терпимости, уважения,
отзывчивости друг к другу, на том, что победу над неблагоприятными
обстоятельствами герои одерживают не за счет насилия, а благодаря
взаимопомощи, сотрудничеству.
Основные характеристики тренинга: доброжелательность и уважение
к каждому участнику, внимание и дисциплина, разнообразие игр и
сказочных ситуаций, обмен дарами.
Один из приемов нравственного воспитания детей во время
тренингов – это изготовление и дарение подарков. В процессе
деятельности мастерской дарение подарков приурочивается к
празднику дарения как заключительному этапу тренингов,
объединенных образносмысловой задачей.
Подразумевается, что в празднике дарения будут принимать участие
родители, помогать в оформлении, изготовлении реквизита и костюмов,
постановке сказки и т. д.
Во время совместных тренингов педагоги ставятся в условия
партнерских взаимоотношений с детьми в процессе игр, сочинения и
театрализации сказок. Им приходится играть роли сценаристов,
режиссеров, актеров. От них требуются творческая активность,
фантазия и воображение, лидерские качества и т. п.Модель театрализованных тренингов (ТТ)
Разновидности
Особенности
ТТ
1
Социальноигровые
акции, воспитательные
тренинги, в которых
решаются проб
лемы нравственного
становления
Игровые тренинги,
в которых развивается
игровая культура
детей и педагогов
Сказочные тренинги, в
которых создается
пространство сказки и
развивается сказочная
культура детей
и педагогов
Сказочные, учебно
игровые тренинги
(см. ниже)
ТТ
2
ТТ – новый вид общения,
в результате которого может
появиться творческий
продукт
ТТ – доброжелательная
атмосфера, ненасилие,
равенство
ТТ – реализация воспита
тельных задач, когда взрослый
становится опытным
наставником и ненавязчиво, в
процессе творчества передает
детям свой багаж
нравственных ценностей
ТТ – формирование
мотивации к учебноигровой
деятельности детей
Ход
тренинга
3
Разминка: игры
на внимание,
саморегуляцию;
игры
коммуникации и
т. д.
Постановка
сказочной или
жизненной
проблемы
Коллективная
рефлексия
проблемы
Характе
ристики
4
Уважение
к каждому
участнику
Внимание
и дисцип
лина
Творческая
активность
и интерес
Сотрудничест
во,
доверие
Решение
проблемы
этюдным
способом
с привлече
нием детей1
Праздники дарения
2
ТТ – помогает педагогу
решать ряд задач
саморазвития, включающих
нравственную сферу,
творчество и развитие
профессионализма
3
Подведение
итогов,
рефлексия и
домашнее
задание
Окончание табл.
4
Обмен
дарами
Мастеркласс предполагает следующее:
Состав участников подбирается из числа преподавателей разных
специальностей: математики, историки, литераторы, географы, физики
и т. д. Это позволяет сосредоточить внимание на интеграционных
моментах области знания, не проваливаясь при этом в предметный
методизм. Практика показывает, что порой легче выделить способ
действия в том предмете, который не преподаешь.
1. Один из приемов работы – разыгрывание со взрослыми ситуации
обучения. Учитель работает не с передачей информации как таковой и
не с умениями и навыками, а со способностями обучающихся.
2. Основным механизмом, позволяющим дотянуться до пласта
способностей, являются специально создаваемые ситуации учения
обучения. В ходе развертывания данных ситуаций проявляются
преобразовательные способности обучающихся. При этом расширяется
образовательное пространство предметной области знаний.
3. Состояние инновационного пространства мастеркласса не должно
быть самоцелью, оно призвано способствовать совершенствованию
области знаний,
повышению профессиональной эрудиции и
компетентности педагогов.
4. Определение перспективных направлений последующей работы с
предложенным учителем содержанием.
5. Выделение всеми участниками мастеркласса тех видов
деятельности, которые развиваются в ходе его практической
реализации. (Это может быть формирование нового содержания,
изменение организационных форм образовательного процесса,
наращивание способностей обучающихся, развитие познавательных
тенденций и т. д.)6. Построение характеристики нового складывающегося образца
практики учителя, демонстрация способствующих этому технологий и
моделей.
Возможные организационные направления проведения мастер
класса как презентации инновационной деятельности в
методическом взаимодействии «учитель – учителю»:
Лекционное направление – профессиональный методический анализ
используемого учителем педагогического арсенала:
џ В форме презентации лекционного материала:
а) лекцияисследование;
б) лекцияпрезентация авторского подхода к преподаванию
предмета;
в) лекция с компьютерной презентацией;
г) лекция с использованием дидактического материала.
џ В форме презентации творческого отчета:
а) творческий отчет с фрагментами практической демонстрации
инновационных подходов, авторских наработок в преподавании;
б) творческий отчет с компьютерной презентацией;
в) творческий отчет с использованием дидактического материала.
Обобщенные методические требования к реализации мастер
класса, его анализа и презентации:
1. Четкая градация понятий:
– методический анализ – следующий методике, последовательный,
исследовательский, систематический;
– методологический – относящийся к фундаментальным основам
глубокого, обобщенного осмысления научного исследования.
2. Четкая градация методических и дидактических понятий:
содержание, форма, метод, технология, дидактическая реализация,
формы работы и т. д.
3. Системная реализация тематической направленности мастер
класса, его концептуального видения учителем.
4. Системное развитие основного целеполагания мастеркласса с его
поэтапными фрагментарными составляющими, выводящими на логику
развития пошаговой результативности в формировании области знаний,итоговый вид деятельности по обобщению всего предоставленного
изученного и проанализированного материала.
Выделение методического содержания деятельности, которое
может стать предметом общего обсуждения и возможного
воспроизведения в широком пространстве присутствующей
аудитории.
1. Оформление содержания мастеркласса в виде инновационного,
презентационного кейса, который может служить предметом развития
последующей стратегической, методической работы.
2. Авторский подход к преподаванию предмета:
– наличие авторских подходов в преподавании;
– работа по авторской программе, особенности тематического
планирования;
– авторские наработки в формировании дидактического материала и
его применении;
– методические особенности преподавания.
Использование интеграционных возможностей в преподавании:
– интеграция разнопредметных областей знаний;
– интеграция современных образовательных технологий;
– интеграция временных (сравнение, тематическое соединение эпох,
веков, лет, мгновений и т. д.) возможностей в преподавании предмета;
– интеграция пространственных (в мире, разных странах, стране, крае
и т. д.) возможностей в преподавании предмета.
Интеграция межпредметных областей знаний.
Интегративные уроки становятся непременным условием
демонстрации педагогического опыта от открытого школьного урока до
урока на конкурсе «Учитель года».