ОТКРЫТИЕ ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩЕГО МАСТЕР-КЛАССА*

  • Мероприятия
  • rtf
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал создан с целью оказания помощи педагогу в создании и проведении собственных мастер-классов как важнейшей формы самооценки собственного педагогического мастерства. Мастер-классы сегодня – одна из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма, саморазвития, самосовершенствования в своей профессии, это способность к обобщению и распространению собственного педагогического опыта.
Иконка файла материала Открытие постоянно действующего мастер-класса.rtf
ОТКРЫТИЕ     МАСТЕР­КЛАССАНеобходимые документы: ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩЕГО 1. Ходатайство администрации школы об открытии мастер­класса. 2. Программа мастер­класса. ОБРАЗЕЦ ХОДАТАЙСТВА Совета рай (гор) МК Прошу   рассмотреть   вопрос   об   открытии   районного   (городского) мастер­класса учителя ______________________ Ф. И. О. категория,  звание (если есть),  тема,  обоснование   (профессионализм   учителя,   достижения   педагога   в решении поставленной в программе мастер­класса проблемы). Дата. Подпись. М. П. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА МАСТЕР­КЛАССА Ф. И. О. _________________________________________________ Тема: ___________________________________________________ Цель проведения: _________________________________________ Ожидаемый результат: _____________________________________ № п/п Содержание деятельности Результат (работа со слушателями) 1 2 3 ВОСТРЕБОВАННАЯ ТЕМАТИКА МАСТЕР­КЛАССОВ 1. Повышение   качества   образования,   управление   качеством образования. 2. Специфика   организации   образовательной   работы   с   детьми старшего дошкольного возраста. 3. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. 4. Продуктивное профильное обучение. 5. Разработка   программы  развития  образовательного  учреждения  в рамках участия в приоритетном национальном проекте «Образование».6. Формирование имиджа образовательного учреждения. 7. Аналитическая деятельность педагога. 8. Мониторинг педагогической деятельности. 9. Оценивание   учебной   деятельности   в   условиях   безотметочного обучения. 10. Работа с одаренными детьми. 11. Педагогическая   поддержка   социально­профессионального самоопределения школьников. 12. Новые подходы к организации воспитательной работы в школе. 13. Инновации в психолого­педагогическом сопровождении учебно­ воспитательного процесса. 14. Современные   педагогические   технологии,   формы   и   методы обучения. 15. Система  работы  по  подготовке  учащихся  к  ЕНТ ПГК в 4 и 9 классах. 16. Проектирование   образовательного   процесса,   направленного   на формирование ключевых компетенций учащихся. 17. Реализация введения предпрофильной подготовки и профильного обучения. 18. Информационные   и   коммуникационные   технологии   в   практике работы учителя­предметника. 19. Формирование   информационной   культуры   школьников   как комплексная задача образовательного учреждения. 20. Реализация национально­регионального компонента. 21. Школьная   библиотека   как   информационно­ресурсный   центр современного образовательного учреждения. РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПОШАГОВЫЙ АЛГОРИТМ ТЕХНОЛОГИИ МАСТЕР­КЛАССА (ПРОГРАММА МОДУЛЯ) 1­й шаг. Презентация мастер­класса (августовская конференция). 2­й шаг. Представление системы опыта работы учителя­мастера. 1. Теоретическое обоснование проблематики мастер­класса. 2. Практические наработки учителя. 3. Самостоятельная   деятельность   слушателей   (имитационная   игра, моделирование и др.).4. Рефлексия  (дискуссия   по   результатам   совместной   деятельности мастера и слушателей). 3­й шаг. Представление   материалов   работы   мастер­класса   для дальнейшего распространения опыта. Мастер­класс. Под мастер­классом понимается такая форма работы в группах, в которой   в   совместном   исследовательском   творчестве   мастера   и педагогов создается новый творческий проект, связанный с процессом формирования педагогических позиций. Во   время   проведения   мастер­класса   учитель­мастер   должен раскрыть   содержание   проблемной   творческой   задачи   и   вовлечь педагогов в ее решение так, чтобы сами педагоги в дальнейшем, работая в   парах   или   группах,   создавали   свое   решение   данной   задачи   – творческий проект. Структура  мастер­классов  содержит  3  основных  функциональных блока: 1. Теоретический блок, в котором мастер представляет концепцию по теме мастер­класса. 2. Практический   блок,   в   котором   участники   в   рабочих   группах разрабатывают заданную тему или решают проблему. 3. Презентационный   блок,   в   котором   участники   представляют творческие результаты работы в группах. Исходя из данной структуры определяем задачи мастер­класса, соотносимые с каждым блоком: 1. Теоретическая   задача.  В   рамках   теоретического   блока выполняется задача усвоения материала по теме. Для этого учителю­ мастеру   необходимо   соблюдать   ряд   параметров   в   подаче   теории,   а именно:   содержательность,   доходчивость   материала,   образность, новизна. 2. Фасилитаторская   задача.  В   рамках   практического   блока учитель­мастер   выступает   в   роли   фасилитатора,   поддерживающего интерес участников мастер­класса к поставленной проблеме и развитие инициативы в получении ими нового творческого опыта. 3. Организационная   задача.  В   рамках   презентационного   блокарешается   организационная   задача   –   учитель­мастер   обеспечивает условия для презентации творческих результатов педагогов. В качестве примера предлагаем опыт проведения мастер­класса «Формулы   аксиологической   культуры,   развивающие   позицию педагога­наставника». Ц е л ь   м а с т е р ­ к л а с с а : с одной стороны, ознакомить педагогов с методами систематической работы над собой, своим характером, дать механизмы   практического   закрепления   таких   качеств,   как   оптимизм, самоуважение, уважение друг к другу, умение вдохновлять, увлекать, поощрять,   а   с   другой   –   создать   условия   для   участия   педагогов   в творческих проектах. Эксперимент показал целесообразность следующего хода проведения мастер­класса, проходившего в течение двух занятий. 1. Учитель­мастер  представляет  свою  концепцию  по  теме  мастер­ класса. 2. Участники в рабочих группах разрабатывают заданную тему. 3. Участники представляют групповые творческие проекты. 4. Проводится обсуждение полученных результатов. Излагая   концепцию,   учитель­мастер   поднимал   вопрос   о   том,   что оптимизм, уважение, вера в успех – краеугольный камень педагогики. Был   приведен   пример   жизни   В.   Франкла,   основателя   логотерапии, раскрывалось   его   понимание   природы   оптимизма,   основанной   на уважении   и   самоуважении   личности.   Также   был   сделан   акцент   на важности работы над своим характером, предложен один из методов – «Работа с формулами оптимизма». Далее   педагогам   предлагалось   разделиться   на   рабочие   группы для создания творческих проектов и представить их для дальнейшего обсуждения. В   результате   появился   новый   творческий   продукт,   созданный педагогами: «Формулы аксиологической культуры педагога: формулы оптимизма   и   похвалы,   формулы   уважения   и   терпимости,   формулы успеха».  Особенности театрализованных тренингов. Другой   формой   педагогической   мастерской   являютсятеатрализованные тренинги, которые включают: – социально­игровые  акции  и  воспитательные  тренинги,  в которых решаются проблемы общения, поведения, социального и нравственного становления; – игровые тренинги, в которых развивается игровая культура детей и педагогов; – сказочные тренинги, в которых создается пространство сказки и развивается   творческое   мышление,   театрально­сказочная   культура детей и педагогов; – учебно­игровые   тренинги,   в   которых   решается   задача развивающего обучения детей. Далее     был     выделен     ряд     особенностей    театрализованного тренинга: Театрализованный тренинг представляет собой соучастие педагогов и   детей   в   процессе   совместного   творчества.   Это   взаимообогащение, когда взрослый делится с ребенком своим опытом, а ребенок обогащает взрослого непосредственностью, чистотой чувств. 1. Тренинг   –   новый   вид   общения,   в   результате   которого   может появиться   творческий   продукт   –   игра,   творческая   учебная   сказка, праздник,   тетрадь   фантазии.   Здесь   участники   выступают   на   равных, здесь доверяют друг к другу, нет давления и насилия. 2. Не менее важен воспитательный аспект тренинга, когда взрослый становится опытным наставником и ненавязчиво, в процессе сочинения и   театрализованной   игры   передает   детям   свой   багаж   нравственных ценностей. 3. Тренинг   также   становится   началом   развития   учебно­ познавательной   деятельности   и   развития   творческих   способностей педагога. Во   время   тренинга   педагогу   приходится   решать   ряд   задач саморазвития,   включающих   социальную,   нравственную   сферу, творчество и развитие профессионализма, а именно: 1) задачу   социально­коммуникативного   развития,   нравственного самосовершенствования, формирования аксиологической культуры; 2) задачу     формирования     игротехнической     и     технологической культуры;3) задачу развития творческой активности и творческого мышления, развитие   творческих   способностей   педагога­воспитателя   в   процессе совместного творчества с детьми. Последовательность проведения тренинга. 1. Разминка­настрой   на   развитие   саморегуляции   и   создание доброжелательной   атмосферы   (игры   на   внимание,   саморегуляцию, социально­коммуникативные   и   пластические   игры­коммуникации   и   т. д.). 2. Постановка сказочной или жизненной проблемы. 3. Коллективная рефлексия проблемы. 4. Коллективное   решение   проблемы   в   театрализации,   этюдным способом с привлечением детей. Подведение итогов, рефлексия и домашнее задание. Во время тренинга педагогам предлагается акцентировать внимание детей на нравственных качествах сказочных персонажей, а также на их поведении,   значимости   доброжелательности,   терпимости,   уважения, отзывчивости друг к другу, на том, что победу над неблагоприятными обстоятельствами герои одерживают не за счет насилия, а благодаря взаимопомощи, сотрудничеству. Основные характеристики тренинга: доброжелательность и уважение к   каждому   участнику,   внимание   и   дисциплина,   разнообразие   игр   и сказочных ситуаций, обмен дарами. Один   из   приемов   нравственного   воспитания   детей   во   время тренингов – это   изготовление   и   дарение   подарков.   В   процессе деятельности   мастерской   дарение   подарков   приурочивается   к празднику   дарения   как   заключительному   этапу   тренингов, объединенных образно­смысловой задачей. Подразумевается, что в празднике дарения будут принимать участие родители, помогать в оформлении, изготовлении реквизита и костюмов, постановке сказки и т. д. Во   время   совместных   тренингов   педагоги   ставятся   в   условия партнерских взаимоотношений  с детьми в процессе игр, сочинения и театрализации   сказок.   Им   приходится   играть   роли   сценаристов, режиссеров,   актеров.   От   них   требуются   творческая   активность, фантазия и воображение, лидерские качества и т. п.Модель театрализованных тренингов (ТТ) Разновидности  Особенности  ТТ 1 Социально­игровые  акции, воспитательные  тренинги, в которых  решаются проб­ лемы нравственного  становления Игровые тренинги,  в которых развивается  игровая культура  детей и педагогов Сказочные тренинги, в  которых создается  пространство сказки и  развивается сказочная  культура детей  и педагогов Сказочные, учебно­ игровые тренинги  (см. ниже) ТТ 2 ТТ – новый вид общения, в результате которого может  появиться творческий  продукт ТТ – доброжелательная  атмосфера, ненасилие,  равенство ТТ – реализация воспита­ тельных задач, когда взрослый становится опытным  наставником и ненавязчиво, в  процессе творчества передает  детям свой багаж  нравственных ценностей ТТ – формирование  мотивации к учебно­игровой  деятельности детей Ход  тренинга 3 Разминка: игры  на внимание,  саморегуляцию;  игры­ коммуникации и  т. д. Постановка  сказочной или  жизненной  проблемы Коллективная  рефлексия  проблемы Характе­ ристики 4 Уважение  к каждому  участнику Внимание  и дисцип­ лина Творческая  активность  и интерес Сотрудничест во,  доверие Решение  проблемы  этюдным  способом  с привлече­ нием детей1 Праздники дарения 2 ТТ – помогает педагогу  решать ряд задач  саморазвития, включающих  нравственную сферу,  творчество и развитие  профессионализма 3 Подведение  итогов,  рефлексия и  домашнее  задание Окончание табл. 4 Обмен  дарами Мастер­класс предполагает следующее: Состав   участников   подбирается   из   числа   преподавателей   разных специальностей: математики, историки, литераторы, географы, физики и   т.   д.   Это   позволяет   сосредоточить   внимание   на   интеграционных моментах   области   знания,   не   проваливаясь   при   этом   в   предметный методизм.   Практика   показывает,   что   порой   легче   выделить   способ действия в том предмете, который не преподаешь. 1. Один из приемов работы – разыгрывание со взрослыми ситуации обучения. Учитель работает не с передачей информации как таковой и не с умениями и навыками, а со способностями обучающихся. 2. Основным   механизмом,   позволяющим   дотянуться   до   пласта способностей,   являются   специально   создаваемые   ситуации   учения­ обучения.   В   ходе   развертывания   данных   ситуаций   проявляются преобразовательные способности обучающихся. При этом расширяется образовательное пространство предметной области знаний. 3. Состояние инновационного пространства мастер­класса не должно быть   самоцелью,   оно   призвано   способствовать   совершенствованию области   знаний,   повышению   профессиональной   эрудиции   и компетентности педагогов. 4. Определение перспективных направлений последующей работы с предложенным учителем содержанием. 5. Выделение   всеми   участниками   мастер­класса   тех   видов деятельности,   которые   развиваются   в   ходе   его   практической реализации.   (Это   может   быть   формирование   нового   содержания, изменение   организационных   форм   образовательного   процесса, наращивание   способностей   обучающихся,   развитие   познавательных тенденций и т. д.)6. Построение   характеристики   нового   складывающегося   образца практики учителя, демонстрация способствующих этому технологий и моделей. Возможные организационные направления проведения мастер­ класса   как   презентации   инновационной   деятельности   в методическом взаимодействии «учитель – учителю»: Лекционное направление – профессиональный методический анализ используемого учителем педагогического арсенала: џ В форме презентации лекционного материала: а) лекция­исследование; б) лекция­презентация   авторского   подхода   к   преподаванию предмета; в) лекция с компьютерной презентацией; г) лекция с использованием дидактического материала. џ В форме презентации творческого отчета: а) творческий   отчет   с   фрагментами   практической   демонстрации инновационных подходов, авторских наработок в преподавании; б) творческий отчет с компьютерной презентацией; в) творческий отчет с использованием дидактического материала. Обобщенные   методические   требования   к   реализации   мастер­ класса, его анализа и презентации:  1. Четкая градация понятий: – методический   анализ   –   следующий   методике,   последовательный, исследовательский, систематический; – методологический   –   относящийся   к   фундаментальным   основам глубокого, обобщенного осмысления научного исследования. 2. Четкая   градация   методических   и   дидактических   понятий: содержание,   форма,   метод,   технология,   дидактическая   реализация, формы работы и т. д. 3. Системная   реализация   тематической   направленности   мастер­ класса, его концептуального видения учителем. 4. Системное развитие основного целеполагания мастер­класса с его поэтапными фрагментарными составляющими, выводящими на логику развития пошаговой результативности в формировании области знаний,итоговый   вид   деятельности   по   обобщению   всего   предоставленного изученного и проанализированного материала. Выделение   методического   содержания   деятельности,   которое может   стать   предметом   общего   обсуждения   и   возможного воспроизведения   в   широком   пространстве   присутствующей аудитории. 1. Оформление   содержания   мастер­класса   в   виде   инновационного, презентационного кейса, который может служить предметом развития последующей стратегической, методической работы. 2. Авторский подход к преподаванию предмета: – наличие авторских подходов в преподавании; – работа   по   авторской   программе,   особенности   тематического планирования; – авторские наработки в формировании дидактического материала и его применении; – методические особенности преподавания. Использование интеграционных возможностей в преподавании: – интеграция разнопредметных областей знаний; – интеграция современных образовательных технологий; – интеграция временных (сравнение, тематическое соединение эпох, веков, лет, мгновений и т. д.) возможностей в преподавании предмета; – интеграция пространственных (в мире, разных странах, стране, крае и т. д.) возможностей в преподавании предмета. Интеграция межпредметных областей знаний. Интегративные   уроки   становятся   непременным   условием демонстрации педагогического опыта от открытого школьного урока до урока на конкурсе «Учитель года».