Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 104»
Открытое итоговое занятие для родителей
«Знатоки шахматной грамоты»
Педагог дополнительного образования
Руданова Наталия Алексеевна
Г.Ярославль, 2023г.
Цель: Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.
Задачи:
Обучающая: Закрепление названий шахматных фигур и правил их движения.
Повторить, как выглядят и как грамотно называются шахматные фигуры. Закрепить правила игры. Активизировать мышление за счет загадок. Продолжать учить детей решать простые шахматные задания.
Развивающая: Продолжать развивать интерес к игре в шахматы, образное, логическое мышление, память, внимание, сообразительность, кругозор детей. Прививать интерес к мудрой и полезной для общего развития игре.
Воспитательная: Воспитывать интерес к игре в шахматы, выдержку, спокойствие, уверенность в своих силах.
Ход занятия:
Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители и дети! Вот уже больше полугода, ребята познают азы гениальной шахматной игры. Дети прикоснулись к чарующему волшебному миру деревянных фигур, крепко и надолго подружились с игрой мудрецов. И мы надеемся, что наши юные шахматисты пронесут эту любовь и привязанность через всю жизнь.
Эта древняя игра
Так коварна и хитра,
Что без знания секретов
Не придёт побед пора.
Чтобы в шахматы играть
Нужно всё о них узнать,
Как различные фигуры
Перед боем расставлять.
Помнить, как их называть
И куда переставлять.
Строго правила игры
Соблюдать и уважать.
Так, по шахматным законам
Белым отдан первый ход.
Его сделать можно пешкой,
Либо конь идёт вперёд.
Чёрные фигуры пешкой,
Иль конем в ответ идут.
Каждой партии начало
Называется дебют.
Ведущий: И мы начинаем свой дебют!
Я предлагаю вам, ребята, разделиться на две команды. Каждая команда выбирает себе помощников – капитанов детей второго года обучения игре в шахматы.
Команды занимают свои места. Вы готовы пройти испытания? Как вы думаете, хватит ли ваших знаний для получения звания «Знатоки шахматной грамоты»?
Хорошо, если вы готовы, я объясняю вам правила игры. Каждой команде я буду по очереди задавать вопросы. Если команда затрудняется с ответом, то вы можете попросить помощи у своих капитанов. За каждый правильный ответ команда получит фишку – пешку.
1 задание «Заморочки из бочки» (тренировочные вопросы)
1. Покажите шахматную доску?
2. Покажите какое-нибудь белое поле?
3. Покажите черное поле?
4. Какие поля больше: белые или черные?
5. Что меньше: шахматная доска или шахматное поле?
6. На каких полях ничего не растет?
7. Из каких досок не строят теремок?
8.В каких клетках не держат зверей?
Ведущий: Молодцы, тренировочные испытания вы прошли успешно. Теперь каждой команде я буду задавать свой вопрос.
2 задание «Волшебный мешочек»
Каждый участник команды по очереди достаёт из мешочка шахматную фигуру, называет её и ставит фигуру на доску на своё место.
За правильное выполнение задания Команда получает пешку.
Какие мы молодцы!!!! Со всем справились!!! Продолжаем путь!!!
Загадки
о шахматных фигурах!
Не живёт в зверинце, не берёт гостинцы
По косой он ходит, Хоботом не водит. (Слон)
Она маленький солдат,
Храбрый и отважный,
Ход в две клеточки она
Делает однажды. (Пешка)
Ходит очень осторожно
На один шажок,
Ненавидит слово “Шах”.
Вот и все, дружок. (Король)
Он может ходить, как Ладья и как Слон –
И прямо и наискосок.
Направо, налево, вперёд и назад…
А бьёт он и вдаль и в упор.
Он очень опасен вблизи и вдали –
Ты больше вниманья ему удели. (Ферзь)
Стою на самом краю,
Путь откроют – пойду.
Только прямо хожу,
Как зовут, не скажу. (Ладья)
Он, не цокает, конечно,
Но легко перешагнём
Через ряд фигур и пешек
Этим шахматным… (Конем)
3. задание «Конверт с секретом»
Ведущий: Прошу команды занять места за столами. У каждой команды стоят, шахматные доски, около них шахматные фигуры.
Вам необходимо по команде, быстро поставить шахматные фигуры на свои места.
За быстроту и правильность, команда получает пешку.
4. задание
Ведущий: Игра "Что изменилось". (дети закрывают глаза, а педагог меняет местами фигуры, либо заменяет фигуру на такую же, но противоположного цвета, либо ничего не меняет). Дети выполняют задание.
5 задание Интерактивная игра «Чьи следы?»
6 задание для капитанов. «Нотация»
Ведущий: капитанам обеих команд выдаётся по одной карточке с заданиями:
Выставить пешки по заданному плану и угадать, какая фигура так двигается.
Задание для 1 команды:
Задание для 2 команды:
7 задание для капитанов. «Ценность фигур»
Ведущий: И последнее задание. Я буду называть цифру, а вы должны сказать ценность какой фигуры я назвала.
Ведущий:
Уважаемые родители!
А теперь я предлагаю вам вспомнить, играли ли вы в детстве в шахматы со своими родителями? Была ли у вас любимая фигура? Много ли раз вы выигрывали? (в ходе беседы родители по очереди вспоминают, о том, как разыгрывали партии вместе со своими братьями и сестрами, подругами, и как им было весело и интересно).
В детстве мы все играли в шахматы, и всем нам хотелось стать победителями. Игра в шахматы помогала нам выстраивать дружеские взаимоотношения со сверстниками, а также учила нас терпению.
Практическая деятельность с родителями. «Мы любим шахматы».
Итак, уважаемые родители, я думаю, что пришло время применить полученный жизненный опыт в практической деятельности со своими детьми.
1 испытание:
Родители обеих команд по очереди достают из мешочка шахматную фигуру и называют ёё. За правильный ответ, команда получает фишку пешку.
2 испытание: «Нотация»
Ведущий по очереди называет «адрес» фигуры. Команды родителей должны выстроить диагональ и вертикаль.
3 испытание: «Начальное положение»
Родители обеих команд берут по одной фигуре, далее должны встать в ряд соответственно взятой фигуры так, чтобы фигуры выстроились в начальное положение.
Ребята и родители достойно справились со всеми моими испытаниями. И вы по праву можете называться знатоками шахматной грамоты. Но останавливаться на достигнутом не советую. Продолжайте постигать шахматную науку и идите к новым вершинам побед. Желаю вам удачи!
Награждение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.