Тема занятия: «Операционные системы»
Тип занятия: занятие-путешествие
Цель:
Обобщение и систематизация знаний и способов действий обучающихся при использовании изученного материала.
Задачи:
Образующая:
Включить знания и способы действий обучающихся по данной теме в уже имеющуюся у них систему знаний и способов действий. Установить внутрипредметные и межпредметные связи.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение излагать мысли, моделировать ситуацию.
Воспитывающие:
Воспитывать уважение к товарищам, умение достойно соперничать, умение работать в коллективе.
Методы:
1. Обучения: диалогический.
2. Преподавания: объяснительно-побуждающий.
3. Учения: частично-поисковый.
Материальное обеспечение:
- подготовленная доска;
- заготовки (листы с задачами);
- рабочая тетрадь;
- проектор;
- компьютеры, дискеты;
- карточки с индивидуальными заданиями (3 уровня сложности).
Ход урока
Сообщение темы и целей занятия. Формулировка проблемы.
Мастер п/о сообщает обучающимся тему и цели занятия, формулирует проблему, обеспечивает нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии.
Мастер п/о: Домашним заданием было повторить весь материал по теме «Операционные системы». Как вы справились с этим, мы с вами узнаем сегодня на нашем уроке-путешествии.
На этом этапе мастер п/о ставит задачу актуализировать субъектный опыт обучающихся, активизировать готовность обучающихся к активной учебной деятельности.
2.1. Мотивация учения.
Итак, мы с вами отправляемся в компьютерную страну IBM-ку, чтобы помочь её жителям избавиться от коварного и злого Вируса.
2.2. Формулирование задач в действиях обучающихся.
Но почётными гостями этой страны будут объявлены лишь те, кто успешно пройдёт через все испытания, встречающиеся на пути. Подпишите свои фамилии и имена на листах с заданиями.
3. Обобщение и систематизация знаний и способов действий.
Используются задания на выявление понимания обучающимися изученного материала, вопросы, требующие интеллектуальной активности обучающихся, дидактический материал, ориентированный на индивидуальные особенности обучающихся.
3.1. Первое испытание – это волшебный мост через реку ПО (программное обеспечение), которая протекает вокруг компьютерной страны. Для того, чтобы перейти через мост, нужно заменить знак ? словом, которого не хватает:
Программное обеспечение (ПО) |
I I
Прикладное ПО |
Базовое ПО |
I I
Инструментальное ПО |
? |
Задание написано на доске.
Ответ: «Системное ПО».
3.2. Пройдя успешно первое испытание, мы оказываемся перед воротами в страну. Ворота на замке. Замок не простой, а с двоичным кодом. Открыть его можно, если указать, какой из модулей не входит в поставку MS-DOS:
Перевести число 35 в 2-ую систему счисления
Задание проектируется на экран.
Ответ: 110111
3.3. Ворота открыты. Мы попадаем в город Компьютрон.
С незапамятных времён
Город техники возрос,
Компьютроном звался он.
Славу он стране принёс.
Там, не ведая невзгод,
Очень славный жил народ.
Электронный, незлобливый,
Дружный и трудолюбивый.
Стихотворение написано на доске, читает ученик.
Население этого города занимается составлением различных программ и тестов. Но Вирус постоянно портит их программы и путает ответы на вопросы к тестам. Жители города попросили составить правильные ответы на тест. Тесты вам предлагаются 3 уровней сложности: от первого менее сложного до третьего более сложного. Уровень сложности выберите сами, правильные ответы отметьте знаком «+».
Для проверки правильности выполнения этого задания используется взаимопроверка.
Тест (1 уровень сложности).
+ а) операционной системой;
б) прикладной программой;
в) утилитой.
2. Файл, который настраивает компьютер на пользователя в процессе загрузки
операционной системы, называется:
а) config.sys;
+ б) autoexec.bat.
3. Для определения типа файла необходимо знать:
а) размер файла;
+ б) расширение имени файла;
в) основное имя.
называется:
а) диском;
б) каталогом;
+ в) файлом.
+ а) текстовые файлы, файлы документов;
б) файлы закодированных изображений;
в) исполнимые файлы.
6. Файл какого типа может заразить вирус:
а) .РСХ;
+ б) .СОМ;
в) .ТХТ.
Ответы: а в б в а б
Тест (2 уровень сложности).
+ а) утилиты;
б) системные программы;
в) прикладные программы.
2. Файлом, расширяющим базовую систему ввода/вывода (BIOS), входящим в
поставку MS-DOS, является:
а) msdos.sys;
+ б) io.sys;
в) config.sys.
3. Для текстовых файлов наиболее характерна операция:
а) копирования;
б) загрузки в ОЗУ;
+ в) редактирования.
4. Для удобства работы с файлами и систематизации файлов их группируют:
а) на дискетах;
б) в файлы;
+ в) в каталоги.
5. Расширение exe, com имеют:
+ а) исполнимые файлы;
б) файлы документов;
в) файлы текстов программ на языках программирования.
6. Norton Commander – это:
а) одна из версий MS-DOS;
+ б) программа-оболочка операционной системы;
в) операционная система.
Ответы: а б в в а б
Тест (3 уровень сложности).
+ а) тестирование компьютера;
б) поиск программы начальной загрузки MS-DOS на дисках;
в) считывание IO.SYS.
2. Основным модулем операционной системы является:
а) autoexec.bat
б)
+ в) msdos.sys.
3. Для исполнимых файлов наиболее характерна операция:
а) редактирования;
+ б) загрузки в ОЗУ;
в) переименования.
4. Расширение имени файла указывает на:
а) время создания файла;
б) объём информации, хранящейся в файле;
+ в) тип информации, хранящейся в файле.
5. Какую команду MS-DOS следует дать, чтобы скопировать файл а1.doc из
директории ВВ диска С: в директорию ТТ того же диска:
+ а) copy C: \BB\a1.doc C:\TT;
б) copy C: /BB/a1.doc C:/TT;
в) copy C: \BB C:\TT\a1.doc.
6. Графическая среда Windows – это:
а) одна из версий MS-DOS;
б) программа-оболочка операционной системы;
+ в) операционная система.
Ответы: а в б в а в
3.4. Жители Компьютрона предупреждают, что на пути нам встретится Файлосан, который сидит в своей Директории, окружённый слугами Дисководами. К нему-то мы и должны попасть. Чтобы попасть к нему, мы должны выполнить несколько заданий.
На доске укреплён лист с порядком хранения книг в библиотеке. По аналогии с хранением книг в библиотеке поместить карточки с порядком хранения информации на диске.
Библиотека (1) |
Файл (4) |
Шкаф (2) |
Подкаталог (3) |
Полка (3) |
Диск (1) |
Книга (4) |
Каталог (2) |
Название книги (5) |
Имя файла (5) |
3.5. На листе ватмана нарисовано дерево. Провести аналогию с файловой системой. Укрепить на соответствующую часть дерева таблички:
Дерево – Диск А
Ствол – Корневой каталог А:\
Крупные ветки, отходящие от ствола – Каталоги (дать имена)
Ветви поменьше – Подкаталоги (дать имена)
Листья – Файлы (дать имена).
3.6 Найди ошибку в файле
3.7. А теперь впереди сражение с Вирусом. Но для этого нам предстоит пройти 7 степеней защиты, выполнить 7 заданий на компьютере.
Задание 1. Создать папку «Урок».
Задание 2. В этой папке создать папки «Папка» и «Файл» и файл «Информация о папке», содержащий информацию о том, как создать на Рабочем столе папку.
Задание 3. Перенести файл в папку «Папка».
Задание 4. Отредактировать файл, добавив информацию о том, как создать файл.
Задание 5. Переименовать файл в файл «Информация о папке и файле».
Задание 6. Скопировать файл в папку «Файл».
Задание 7. После проверки мастером п/о удалить созданные папки и файлы.
3.8. Здесь нам предстоит пройти ещё одно испытание, которое приготовил Вирус. Он направил против нас 4 отряда команд вирусов.
Перечислите их.
Ответ: Файловые, загрузочные, макровирусы, сетевые вирусы.
3.9. Новое испытание выпало на нашу долю. Нам предстоит решить кроссворд. Для этого необходимо стереть буквы. Из оставшихся букв составить слово и объяснить его.
ф |
к |
а |
г |
а |
н |
о |
р |
т |
о |
в |
и |
В |
м |
а |
л |
о |
е |
И |
а |
т |
и |
р |
ф |
Р |
У |
С |
л |
й |
а |
Что такое «Вирус»?
Ответ. ВИРУС – небольшая специально написанная программа, которая может сама себя дописывать к другим программам, т.е. «заражать» их.
Выступление ученика с презентацией о вирусах.
3.10. Задание для самоконтроля.
Какие программы относятся к числу наиболее распространённых антивирусных программ?
Имеется 2 скреплённых листа с копиркой между ними. Задание написано на верхнем листе в левой его половине. Обучающие должны обвести кружочком правильный вариант ответа, затем снять верхний лист и копирку и сравнить с правильными ответами в правой половине листа.
Верхний лист, левая сторона: Нижний лист, правая сторона:
1. Kaspersky Anti-Virus. 1. Kaspersky Anti-Virus.
2. ARJ. 3. Dr.Web.
3. Dr.Web. 4. Adinf.
4. Adinf.
5. UNERASE.
6. NDD.
3.11. А сейчас прослушаем небольшое сообщение одного из учеников по теме «Из истории развития операционных систем».
Обучающийся делает сообщение, в котором рассказывает об истории развития операционных систем.
Не устояв перед вашими знаниями, Вирус произвёл самоуничтожение.
Мастер п/о объявляет оценки обучающимся, комментирует при этом ошибки и недочёты обучающихся, выделяет особенно удачные ответы, оценивает как работу группы в целом, так и работу отдельных обучающихся.
Чтобы инициировать рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности на занятии, взаимодействия с мастером п/о и одногруппниками, обучающимся предлагается создать файл, в котором будет напечатана оценка проведённому занятию.
Учитывая, что необходимые и достаточные условия для успешного выполнения домашнего задания всеми обучающимися были созданы на занятии, обучающимся предлагается составить кроссворды, чайнворды, ребусы, занимательные вопросы к викторине и т.д. по теме «Операционные системы».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.