Открытое занятие по развитию речи для детей 6 лет "Троица – праздник расцветающей природы. Цветы и травы"
Оценка 4.6

Открытое занятие по развитию речи для детей 6 лет "Троица – праздник расцветающей природы. Цветы и травы"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
Детсад
18.05.2023
Открытое занятие по развитию речи для детей 6 лет "Троица – праздник расцветающей природы. Цветы и травы"
Цель: приобщение детей к истокам национальной культуры и народным традициям. Задачи:  расширение представления детей о народных традициях праздника Троица; знакомство с народными скороговорками и загадками;  уточнение представления детей о полевых, луговых и садовых цветах;  закрепление умения играть в русские народные игры, соблюдая правила, проявляя доброжелательность;  развитие интереса к истории и культуре русского народа средствами фольклора;  воспитание уважительного и бережного отношения к своему прошлому, истории и культуре русского народа.
Троица_праздник_расцветающей_природы. Цветы_травы.docx

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования Республики Крым

«Дворец детского и юношеского творчества»

 

Тема: Троица – праздник расцветающей природы. Цветы и травы.

Цель: приобщение детей к истокам национальной культуры и народным традициям.

Задачи:

-     расширение представления детей о народных традициях праздника Троица; знакомство с народными скороговорками и загадками;

-     уточнение представления детей о полевых, луговых и садовых цветах;

-     закрепление умения играть в русские народные игры, соблюдая правила, проявляя доброжелательность;

-     развитие интереса к истории и культуре русского народа средствами фольклора;

-     воспитание уважительного и бережного отношения к своему прошлому, истории и культуре русского народа.

Тип занятия: комбинированный.

Дидактический материал: шапочки с изображением цветов к игре «Веночек» (по количеству детей); элементы русского народного костюма для детей (ленты, кокошники, картузы, венки, кушаки); предметные картинки с изображением цветов к игре «Отгадай загадку»; ленточная карусель к игре «Заря-заряница».

 

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка присутствующих и отсутствующих.

Здравствуйте, добры молодцы! Здравствуйте, красны девицы!

Мы не зря сегодня собрались! Поговорим о замечательном празднике наших предков. Скажите, как он называется? Я вам помогу! Этот праздник связан с пробуждением природы после зимнего сна, праздник почитания предков и прославления расцветающей природы, а праздновали его в воскресенье. (Троица)

2. Основная часть.

Как на Руси уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,

Сам народ для себя песни – шутки слагал.

Наши дедушки, бабушки нам говорили

Как плясали они, хороводы водили.

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

Своих деток учили петь ещё с колыбели.

Ребята, в русской народной традиции, праздник Троица был связан с проводами весны и встречей лета. Троица – это старинный народный праздник земли, воды, леса. Троица – их день рождения. В этот день земля, вода и лес – именинники. С давних времен люди прославляли и оберегали лес.

Душистыми травами дом свой украсьте

Впустите к себе благодать

Ведь Троица дарит надежду на счастье

И учит обиды прощать.

Вам желаю счастья я (Ребёнок)

Пусть гудит вся улица

Шумно празднуйте, друзья,

День великой Троицы.

В играх отражается любовь народа к веселью. В них много юмора, соревновательного задора. Русские народные игры развивают ум, воспитывают характер, волю, заставляют много двигаться и требуют находчивости, смекалки, ловкости и упорства.

Игры часто сопровождаются любимыми детьми считалками и зазывалками. Считалок и зазывалок множество. Вот одна из таких зазывалок:

Приглашаю детвору (Ребёнок)

На весёлую игру,

А кого не примем

За уши поднимем.

Уши будут красные.

До того прекрасные. (Дети становятся в круг)

Русская народная игра «Веночек».

На Троицу девушки плели венки из цветов и трав. Изготовление венков имело магический смысл. Украшая себя цветами и зеленью, девушки приобщались к жизненной силе, заключенной в растительности. Венок был символом дружбы.

Мы что-то засиделись, давайте поиграем в русскую народную игру «Веночек».

Дети – «цветы» встают в шеренгу с одной стороны площадки. Водящий находится на другой стороне на расстоянии 8 – 10 м. от детей, подходя к ним он произносит слова:

Я иду сорвать цветок

Из цветов сплести венок.

Дети «цветы» отвечают:

Не хотим, чтоб нас сорвали,

И венки из нас сплетали.

Мы хотим в лесу остаться,

Будут нами любоваться.

Произнеся последние слова, дети бегут на другой конец площадки, а водящий старается их осалить. Пойманный становится водящим.

Молодцы! Вы ловкие и находчивые.

Игра «Отгадай загадку».

В день Троицы принято украшать дома зелеными веточками березы, душистыми цветами и травами. Ведь зелёный цвет – это цвет обновления.

Ребята, цветы бывают разные. Какие цветы вы знаете? (Ответы детей) Где они растут? (Ответы детей). Правильно, цветы бывают полевые, луговые и садовые. Много цветов мы сегодня уже назвали. Но есть и такие, которые мы знаем, но еще сегодня не вспоминали. Я предлагаю поиграть в игру «Отгадай загадку». Готовы?

Золотая серединка

И лучи идут кругом

Это, может быть, картинка:

Солнце в небе голубом? (Ромашка)

 

Прячется в колосьях

Синий огонёк,

Это расцветает

В поле ... (Василёк)

 

Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул легкий ветерок –

И остался стебелёк. (Одуванчик)

 

Эту травку ты не тронь:

Жжётся больно, как огонь.

Вырастет, где придётся

И кусается, и жжётся. (Крапива)

 

Синенький звонок висит,

Никогда он не звонит.

Колокол колышется,

А звона не слышится. (Колокольчик).

Молодцы. Внимательно слушали и отгадали все загадки.

3. Физкультминутка «Хоровод».

На Руси хороводу отводилось особое значение, считалось, что, водя хоровод, люди помогают солнцу, главному источнику жизни.

Песни, игры, хороводы, (Ребёнок)

Не уйдут у нас из моды,

Собирайся детвора,

Коль играть пришла пора. (Дети становятся в круг).

Солнышко, солнышко, в небе посвети!

(потянуться руками вверх, подняться на носки)

Яркие лучики к нам протяни.

(вытянуть руки вперед, ладонями вверх)

Ручки мы вложим в ладошки твои,

Нас покружи, оторвав от земли.

(покружиться)

Вместе с тобой мы пойдем на лужок

Там все мы встанем дружно в кружок.

С песнями водим мы хоровод,

Солнышко с нами по кругу идет

(идти по кругу)

Хлопают радостно наши ладошки

(хлопать в ладоши)

Быстро шагают резвые ножки

Солнышко скрылось, ушло на покой

(идти по кругу)

Мы же на место сядем с тобой.

(тихо сесть на свои места).

Ребята, поглядите в окошко. Так и получилось: наш хоровод смог разогнать тучи, и на небе появилось солнце.

Игра «Скороговорки».

Мы плели веночки и водили хоровод, а теперь пришло время размять язычок. Всех скороговорок не переговоришь, а мы попробуем. Ребята, проговорите скороговорки, которые вы знаете. (Один ребёнок говорит скороговорку, а все повторяют. Играем с ускорением. Повтор 3 раза).

– «Коси, коса, пока роса. Роса долой, и мы домой»;

– «Гроза грозна, грозна гроза»;

– «Осип охрип, а Архип осип»;

– «Раз дрова, два дрова, три дрова»;

– «У ежа ежата, у ужа ужата»;

– «Течёт речка, печёт печка».

Молодцы, ребята! Хороши ваши язычки, справились со скороговорками.

Русская народная игра «Заря-заряница».

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Игра, в которую я хочу вас пригласить поиграть, называется «Заря-заряница».

Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком и говорит:

Заря-заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые –

За водой пошла!

С последними словами заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берёт ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится зарёй, и игра повторяется. (Повтор 5 раз).

Русские народные игры и хороводы исполняют своё главное назначение – объединяют людей, доставляют радость как детям, так и взрослым.

4. Итог занятия.

Ну, вот, ребята, и подошел к концу наше занятие. Мы и пели, и хороводы водили, и в старинные игры играли.

Мы с друзьями хороводы водили,

Песни пели, стихи читали, играли...

Природу мы любим, почитаем,

В стихах и песнях прославляем...

Ты в любое время года чудо – хороша,

И для русского народа ты его душа.

А праздник нам заканчивать пора.

Прощайте, красны девицы! Прощайте, добры молодцы!

Список литературы

 

1.   Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду: подготовительная

к школе группа. В.В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 132 с.

2.   Вераксы, Н.Е. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М.: Мозаика-Синтез. 2004. – 210 с.

3.   Волчкова, В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. – Воронеж: Учитель, 2006. – 111 с.

4.   Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и

развитие речи: методическое пособие. О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера,

2011. – 288 с.


 

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

Наши дедушки, бабушки нам говорили

Наши дедушки, бабушки нам говорили

Из цветов сплести венок. Дети «цветы» отвечают:

Из цветов сплести венок. Дети «цветы» отвечают:

Молодцы. Внимательно слушали и отгадали все загадки

Молодцы. Внимательно слушали и отгадали все загадки

Течёт речка, печёт печка». Молодцы, ребята!

Течёт речка, печёт печка». Молодцы, ребята!

Список литературы 1. Гербова,

Список литературы 1. Гербова,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2023