Открытое занятие по развитию речи для детей 6 лет "Троица – праздник расцветающей природы. Цветы и травы"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.05.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: приобщение детей к истокам национальной культуры и народным традициям. Задачи:  расширение представления детей о народных традициях праздника Троица; знакомство с народными скороговорками и загадками;  уточнение представления детей о полевых, луговых и садовых цветах;  закрепление умения играть в русские народные игры, соблюдая правила, проявляя доброжелательность;  развитие интереса к истории и культуре русского народа средствами фольклора;  воспитание уважительного и бережного отношения к своему прошлому, истории и культуре русского народа.
Иконка файла материала Троица_праздник_расцветающей_природы. Цветы_травы.docx

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования Республики Крым

«Дворец детского и юношеского творчества»

 

Тема: Троица – праздник расцветающей природы. Цветы и травы.

Цель: приобщение детей к истокам национальной культуры и народным традициям.

Задачи:

-     расширение представления детей о народных традициях праздника Троица; знакомство с народными скороговорками и загадками;

-     уточнение представления детей о полевых, луговых и садовых цветах;

-     закрепление умения играть в русские народные игры, соблюдая правила, проявляя доброжелательность;

-     развитие интереса к истории и культуре русского народа средствами фольклора;

-     воспитание уважительного и бережного отношения к своему прошлому, истории и культуре русского народа.

Тип занятия: комбинированный.

Дидактический материал: шапочки с изображением цветов к игре «Веночек» (по количеству детей); элементы русского народного костюма для детей (ленты, кокошники, картузы, венки, кушаки); предметные картинки с изображением цветов к игре «Отгадай загадку»; ленточная карусель к игре «Заря-заряница».

 

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка присутствующих и отсутствующих.

Здравствуйте, добры молодцы! Здравствуйте, красны девицы!

Мы не зря сегодня собрались! Поговорим о замечательном празднике наших предков. Скажите, как он называется? Я вам помогу! Этот праздник связан с пробуждением природы после зимнего сна, праздник почитания предков и прославления расцветающей природы, а праздновали его в воскресенье. (Троица)

2. Основная часть.

Как на Руси уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,

Сам народ для себя песни – шутки слагал.

Наши дедушки, бабушки нам говорили

Как плясали они, хороводы водили.

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

Своих деток учили петь ещё с колыбели.

Ребята, в русской народной традиции, праздник Троица был связан с проводами весны и встречей лета. Троица – это старинный народный праздник земли, воды, леса. Троица – их день рождения. В этот день земля, вода и лес – именинники. С давних времен люди прославляли и оберегали лес.

Душистыми травами дом свой украсьте

Впустите к себе благодать

Ведь Троица дарит надежду на счастье

И учит обиды прощать.

Вам желаю счастья я (Ребёнок)

Пусть гудит вся улица

Шумно празднуйте, друзья,

День великой Троицы.

В играх отражается любовь народа к веселью. В них много юмора, соревновательного задора. Русские народные игры развивают ум, воспитывают характер, волю, заставляют много двигаться и требуют находчивости, смекалки, ловкости и упорства.

Игры часто сопровождаются любимыми детьми считалками и зазывалками. Считалок и зазывалок множество. Вот одна из таких зазывалок:

Приглашаю детвору (Ребёнок)

На весёлую игру,

А кого не примем

За уши поднимем.

Уши будут красные.

До того прекрасные. (Дети становятся в круг)

Русская народная игра «Веночек».

На Троицу девушки плели венки из цветов и трав. Изготовление венков имело магический смысл. Украшая себя цветами и зеленью, девушки приобщались к жизненной силе, заключенной в растительности. Венок был символом дружбы.

Мы что-то засиделись, давайте поиграем в русскую народную игру «Веночек».

Дети – «цветы» встают в шеренгу с одной стороны площадки. Водящий находится на другой стороне на расстоянии 8 – 10 м. от детей, подходя к ним он произносит слова:

Я иду сорвать цветок

Из цветов сплести венок.

Дети «цветы» отвечают:

Не хотим, чтоб нас сорвали,

И венки из нас сплетали.

Мы хотим в лесу остаться,

Будут нами любоваться.

Произнеся последние слова, дети бегут на другой конец площадки, а водящий старается их осалить. Пойманный становится водящим.

Молодцы! Вы ловкие и находчивые.

Игра «Отгадай загадку».

В день Троицы принято украшать дома зелеными веточками березы, душистыми цветами и травами. Ведь зелёный цвет – это цвет обновления.

Ребята, цветы бывают разные. Какие цветы вы знаете? (Ответы детей) Где они растут? (Ответы детей). Правильно, цветы бывают полевые, луговые и садовые. Много цветов мы сегодня уже назвали. Но есть и такие, которые мы знаем, но еще сегодня не вспоминали. Я предлагаю поиграть в игру «Отгадай загадку». Готовы?

Золотая серединка

И лучи идут кругом

Это, может быть, картинка:

Солнце в небе голубом? (Ромашка)

 

Прячется в колосьях

Синий огонёк,

Это расцветает

В поле ... (Василёк)

 

Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул легкий ветерок –

И остался стебелёк. (Одуванчик)

 

Эту травку ты не тронь:

Жжётся больно, как огонь.

Вырастет, где придётся

И кусается, и жжётся. (Крапива)

 

Синенький звонок висит,

Никогда он не звонит.

Колокол колышется,

А звона не слышится. (Колокольчик).

Молодцы. Внимательно слушали и отгадали все загадки.

3. Физкультминутка «Хоровод».

На Руси хороводу отводилось особое значение, считалось, что, водя хоровод, люди помогают солнцу, главному источнику жизни.

Песни, игры, хороводы, (Ребёнок)

Не уйдут у нас из моды,

Собирайся детвора,

Коль играть пришла пора. (Дети становятся в круг).

Солнышко, солнышко, в небе посвети!

(потянуться руками вверх, подняться на носки)

Яркие лучики к нам протяни.

(вытянуть руки вперед, ладонями вверх)

Ручки мы вложим в ладошки твои,

Нас покружи, оторвав от земли.

(покружиться)

Вместе с тобой мы пойдем на лужок

Там все мы встанем дружно в кружок.

С песнями водим мы хоровод,

Солнышко с нами по кругу идет

(идти по кругу)

Хлопают радостно наши ладошки

(хлопать в ладоши)

Быстро шагают резвые ножки

Солнышко скрылось, ушло на покой

(идти по кругу)

Мы же на место сядем с тобой.

(тихо сесть на свои места).

Ребята, поглядите в окошко. Так и получилось: наш хоровод смог разогнать тучи, и на небе появилось солнце.

Игра «Скороговорки».

Мы плели веночки и водили хоровод, а теперь пришло время размять язычок. Всех скороговорок не переговоришь, а мы попробуем. Ребята, проговорите скороговорки, которые вы знаете. (Один ребёнок говорит скороговорку, а все повторяют. Играем с ускорением. Повтор 3 раза).

– «Коси, коса, пока роса. Роса долой, и мы домой»;

– «Гроза грозна, грозна гроза»;

– «Осип охрип, а Архип осип»;

– «Раз дрова, два дрова, три дрова»;

– «У ежа ежата, у ужа ужата»;

– «Течёт речка, печёт печка».

Молодцы, ребята! Хороши ваши язычки, справились со скороговорками.

Русская народная игра «Заря-заряница».

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Игра, в которую я хочу вас пригласить поиграть, называется «Заря-заряница».

Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком и говорит:

Заря-заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые –

За водой пошла!

С последними словами заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берёт ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится зарёй, и игра повторяется. (Повтор 5 раз).

Русские народные игры и хороводы исполняют своё главное назначение – объединяют людей, доставляют радость как детям, так и взрослым.

4. Итог занятия.

Ну, вот, ребята, и подошел к концу наше занятие. Мы и пели, и хороводы водили, и в старинные игры играли.

Мы с друзьями хороводы водили,

Песни пели, стихи читали, играли...

Природу мы любим, почитаем,

В стихах и песнях прославляем...

Ты в любое время года чудо – хороша,

И для русского народа ты его душа.

А праздник нам заканчивать пора.

Прощайте, красны девицы! Прощайте, добры молодцы!

Список литературы

 

1.   Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду: подготовительная

к школе группа. В.В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 132 с.

2.   Вераксы, Н.Е. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М.: Мозаика-Синтез. 2004. – 210 с.

3.   Волчкова, В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. – Воронеж: Учитель, 2006. – 111 с.

4.   Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и

развитие речи: методическое пособие. О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера,

2011. – 288 с.