Гасиева Татьяна Таймуразовна
МАУ ДО «ЦЭВД «Творчество»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Всё по полочкам »
Направленность: техническая
По педагогическим целям: образовательная
Срок реализации – 1 год
Возраст обучающихся – 5-6 лет
Особенность контингента: общая
Тема занятия: «Задачи на смекалку»
Возраст обучающихся – 5-6 лет
Тип занятия: закрепление и совершенствование знаний, умений, навыков
29.04.2021г.
Цель: совершенствование опыта самостоятельного преодоления затруднения под руководством педагога, опыта самоконтроля.
Задачи:
Образующие:
§ формировать понятие «истина-ложь»;
§ формировать понятие «отрицание»;
§ учить соотносить элементы двух групп;
§ учить решать задачи-шутки.
Развивающие:
§ создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
§ развивать смекалку, зрительную память, воображение;
§ способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитывающие:
§ воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
§ воспитывать положительную мотивацию к учению, интерес к занятиям информатики;
§ воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
§ воспитывать бережное отношение к средствам вычислительной техники.
Прогнозируемые результаты.
В результате проведения занятия по информатике дети будут
знать:
понятие истинного и ложного высказывания;
понятие логической операции «отрицание»
понятие логической операции «И»
уметь:
§ приводить примеры истинных и ложных высказываний;
§ приводить примеры отрицаний (на уровне слов и фраз «наоборот»);
§ формулировать отрицание по аналогии;
§ находить предмет по двум признакам (используя слово «И»)
§ соотносить элементы двух групп
Форма занятия: групповая
Методы обучения: словесный, практический
Дидактические средства: электронный учебник-тетрадь, дидактическая игра «Говори наоборот».
Оборудование: компьютеры для детей, карточки “Зеленое” и “Красное” для каждого ученика
Используемая литература:
1. Горячев А.В., Ключ Н.В. «Все по полочкам: пособие для дошкольников 5- 6 лет» - М., 2014г.
2. Горячев А.В., Ключ Н.В. «Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников» - М., 2014г.
Содержание занятия:
Ι часть. Вводная:
Организационный момент.
а) приветствие детей;
б) проверка по списку;
в) объяснение темы и задач занятия.
Актуализация знаний
Ребята вспомним, что мы изучали на прошлых занятиях:
1. Истинные и ложные высказывания
§ Как вы понимаете “истина”? (правда);
§ Как вы понимаете “ложь”? (неправда).
Перед вами карточки “Зеленая”, “Красная”. Если услышите истинные высказывания, поднимаете карточку “Зеленая”, ложные “Красная”.
§ Бегемот живёт в воде – И
§ Жираф живёт в воде - Л
§ Мальчик рисует машину – И
§ Машина рисует мальчика – Л
§ Медведь бродит по лесу – И
§ Щука называет себя рыбой – Л (Почему? Щука не говорит)
§ Дождя нет, а трава мокрая – И (Почему? От росы).
2. Игра «Говори наоборот»
Давайте представим, что в город пришел веселый волшебник Перепутанник и все заколдовал. Проснулись утром люди, а кругом всё наоборот!
Назови слова «наоборот» (слова противоположные по смыслу).
Например: смеяться – плакать.
§ закрыть (открыть);
§ налево (направо);
§ холодно (тепло);
§ горький (сладкий);
§ треугольник (квадрат, круг, овал) – почему? Т.е. может быть любой предмет кроме треугольника.
Если к слову не удается подобрать противоположное по значению, то на помощь приходит частица “не”, которая все отрицает, делает наоборот.
Подставим к слову “стеклянный” частицу “не”. Что получается “не стеклянный”.
3. Образуйте слова с противоположным значением с помощью частицы «не»:
§ синий – (не синий, т.е. любой цвет, кроме синего);
§ умеет (не умеет);
§ белый (не белый);
§ знайка (незнайка);
§ учёный – неучёный;
§ приветливый – неприветливый;
§ красивый – некрасивый.
Физкультминутка «Семь гномов»
§ Первый гном присел и встал.
§ А второй вдруг побежал.
§ Третий плавно покружился.
§ А четвертый наклонился.
§ Пятый влево - вправо повернулся.
§ А шестой назад прогнулся.
§ Гном седьмой без остановки прыгал высоко и ловко.
ΙΙ. Основная часть.
Работа за компьютером
Ребята, вы получили достаточно знаний, чтобы справиться со следующими заданиями.
1. Работа в тетради (с. 61).
Соотнесение элементов двух множеств.
Задание 1.
Как обезьянка и зайчик раскрасят домики?
Педагог просит помочь зверятам раскрасить домики. Треугольная банка с краской — для крыши, квадратная — для стен.
Например:
П.: Зайчика и обезьянку попросили раскрасить домики. Для крыши всегда берут краску из треугольной банки, а для стены всегда из квадратной банки. Как они раскрасят домики?
Гимнастика для глаз
Ребята, мы поработали на компьютере, наши глаза устали, давайте проведем гимнастику для глаз.
1. Закрываем глаза, глубоко вдыхаем, выдыхаем (повторяем 3 раза).
2. Зажмурили глаза, открыли (повторяем 3 раза).
3. Моргаем.
4. Посмотрели влево, вправо, вниз, вверх (повторяем 3 раза).
2. Задачи-шутки. Развитие внимания и сообразительности
Педагог задает задачи-шутки. Можно перемежать задачи на смекалку с обычными задачками на счет в пределах пяти.
П.: А теперь считайте внимательно.
- Настала зима, и зайчик стал строить себе домик из снега. Сначала построил стенку с одним окошком, потом стенку с двумя, потом стенку без окошек. Сколько цветов посадил зайчик возле домика? (Зимой цветов не сажают.)
- Построил зайка домик из снега и спрашивает у детей: «У меня 2 банки красной краски, одна банка желтой краски и четыре банки синей краски. Какого цвета мой домик?» (Белого — снег-то белый.)
- Пошел зайчик зимой гулять. Прошел по лесу, поднялся на горку, перешел поле. Вдруг - река. Как ему через реку перебраться? (Пройти по льду.)
3. Работа в тетради (с. 62).
Логическая операция «И».
Задание 2.
В каком доме ждут письмо?
Педагог просит узнать, в какой дом почтальону надо отнести письмо, соединить линией письмо и домик. Например:
П.: Почтальону надо отнести письма. Обведите дорожку к дому, которой пойдет почтальон.
III часть. Заключительная
Подведение итогов. Оценка деятельности детей
Итак, ребята давайте ещё раз обратимся к понятиям, которые использовали при решении задач на занятии:
§ истинные, ложные высказывания? (правда, неправда)
§ когда используем отрицание НЕ? (частица НЕ отрицает значение слова).
§ когда используем слово «И» (необходимо определить предмет по нескольким (двум) признакам)
Рефлексия
Ребята, было интересно на занятии? Какое задание вам понравилось? Было легко выполнять задания…? Было трудно…?
Вот и подошло к концу наше занятие. Вы замечательно справились со всеми заданиями. Молодцы!
До свидания, ребята!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.