Открытое логопедическое занятие по закреплению навыков анализа и синтеза речевых единиц "Путешествие в город слов".
Оценка 4.8

Открытое логопедическое занятие по закреплению навыков анализа и синтеза речевых единиц "Путешествие в город слов".

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
дефектология
Детсад
17.03.2018
Открытое логопедическое занятие  по закреплению навыков анализа и синтеза речевых единиц  "Путешествие в город слов".
Открытое логопедическое занятие по закреплению навыков анализа и синтеза речевых единиц "Путешествие в город слов". Цель занятия. Закреплять навыки анализа и синтеза речевых единиц. Задачи занятия, через какие методы и приёмы они реализованы. 1.Образовательная: закреплять у детей навыки анализа и синтеза речевых единиц в играх “Девочка – спотыкалочка”, “Паровозик”, “Цветы и Жар – птица”, “Заколдованный замок”, “Необычные шишки”. 2.Коррекционная: развивать у детей общую моторику, буквенный гнозис и оптико–пространственную ориентацию (при закреплении пространственных представлений, выраженных предлогом “В” в игре “Кот – фокусник”, при дописывании элементов букв; при проведении физминутки “Игра – танец со словами”). 3.Воспитательная: воспитывать у детей положительную учебную мотивацию через использование элементов занимательности, театрализации.Открытое логопедическое занятие по закреплению навыков анализа и синтеза речевых единиц "Путешествие в город слов".
Занятия.docx
Открытое логопедическое занятие  по закреплению навыков анализа и синтеза речевых единиц  "Путешествие в город слов". Возраст: подготовительная к школе группа Форма проведения занятия: Путешествие (в город слов)  Тема: “ Работа над словом” Цель занятия. Закреплять навыки анализа и синтеза речевых единиц. Задачи занятия, через какие методы и приёмы они реализованы.  1.Образовательная: закреплять у детей навыки анализа и синтеза речевых единиц в  играх “Девочка – спотыкалочка”, “Паровозик”, “Цветы и Жар – птица”,  “Заколдованный замок”, “Необычные шишки”. 2.Коррекционная: развивать у детей общую моторику, буквенный гнозис и оптико– пространственную ориентацию (при закреплении пространственных представлений,  выраженных предлогом “В” в игре “Кот – фокусник”, при дописывании элементов  букв; при проведении физминутки “Игра – танец со словами”). 3.Воспитательная: воспитывать у детей положительную учебную мотивацию через  использование элементов занимательности, театрализации. Оборудование: ­ доска, мольберты, магнитофон, детские книжки – подарки;   ­макеты доброго огонька и радуги над входом;  ­детские костюмы и атрибуты для Фонарика, Шута;  ­изображения Кляксы, Буратино, книга – словарик;   ­ карточки для чтения и дописывания элементов букв;   ­ зрительные опоры для проговаривания скороговорок;  ­демонстрационные игры – таблицы, предметные картинки.  1.Организационный момент. Ход занятия. Логопед – ведущий: ­ ребята, нас пригласили в чудесный город. Кто­то прислал нам  добрый огонёк, он совсем не жжёт руки, а освещает путь и привёл нас сюда. Что?!  (наклоняясь к огоньку) Разноцветные ворота? Разноцветные ворота!!! (дети стоят за  воротами). Две девочки встают под радугой, около ворот, инсценируют слова: Разнoцветные ворота на лугу построил ктo–то. Но прoйти в них нелегко! Те ворота  высоко! Постарался мaстер тот: взял он красок для ворот. Ни одну, ни двe, ни три!  Целых семь, ты посмотри! Как ворота эти звaть? Можешь их нарисовaть? Логопед: ­ что это за ворота? Ну, конечно же, это – радуга!   Мы под радугой пройдём,  Дружно в город попадём! В город слов попасть не просто, Город слов – чудесный остров!  Тот войдёт, кто всем на диво,  Может говорить красиво!   ­ Ребята, а мы можем говорить красиво: не спеша, громко и выразительно? Мы знаем много скороговорок и обязательно попадём в город слов! 2.Речевая гимнастика. Дети рассказывают скороговорки по зрительным опорам,  предъявляемым индивидуально для каждого ребёнка. Дети проходят под радугой,  садятся на стульчики.  Итог. Что рассказывали? Логопед кратко отмечает, как дети рассказывали.  3.Постановка цели занятия. Проблемная ситуация.  Логопед – ведущий: труден был наш краткий путь, мы успели отдохнуть (звучит  тревожная музыка). Ой, ребята, как тревожно, неуютно. Куда мы попали, как здесь  темно и страшно. Что же случилось? Кто прислал нам этот добрый огонёк и позвал  нас на помощь?  Выходит мальчик – Фонарик с фонариком в руке:  Придумано кем­ то просто и мудро,  При встрече здороваться: “Дoброе утро!”  Добрoе утро солнцу и птицам!  Доброе утро улыбчивым лицам!  Доброе утро, ребята! Доброе утро всем! Логопед–ведущий: доброе утро! Кто ты? Мальчик – Фонарик: я – Фонарик, я вас ждал! Кто позвал нас, мы узнаем, когда слово отгадаем! Какое слово странное, как будто иностранное! Показывает детям  карточку.  Дети дописывают элементы “сломанных” букв и читают слово: “словарик”. Логопед­ведущий: нас позвал дедушка Словарик, что же с ним случилось? Почему  Словарику нужна наша помощь? Мальчик – Фонарик:  У него беда, беда! Все слова вдруг потерялись,   А другие испугались, поломались!  Никакого нет порядка у Словарика в тетрадках! Логопед – ведущий: без правильных, красивых слов стало в городе и грустно, и  темно, как будто наступила ночь. Только вы, ребята, можете помочь!  ­Что нам делать, ребята, скажите!!!  Дети говорят: “Поможем дедушке Словарику!” ­Логопед: ­ наведём порядок на страничках дедушки­ Словарика! Выполним все  самые трудные задания! Веди нас, Фонарик, освещай нам путь вместе со своим  добрым огоньком! 4.Чтение слов. Логопед и дети подходят к сидящей и плачущей девочке: кто ты? Почему ты  плачешь?  Девочка: я – девочка ­ спотыкалочка! Не могу читать! Как начну читать, так и  спотыкаюсь, так и спотыкаюсь! Помогите мне! Логопед и дети: не беда, мы поможем тебе, девочка – спотыкалочка! Девочка –  спотыкалочка поочерёдно раздаёт детям слова, они читают, читает последнее слово и сама девочка – спотыкалочка.  Девочка ­ спотыкалочка: спасибо, ребята, помогли мне! Научили читать!  Логопед – ведущий: выполнили первое задание! Пошли с нами, Девочка –  спотыкалочка, ты тоже сможешь нам помочь, отлично читать научилась! Поспешим,  ребята!  5.Слоговой анализ 1­2­сложных слов.  Логопед­ ведущий:  Здесь слова нарисовали и на станцию послали,  В стороне слова стоят, на вагончики глядят. Не поймут, куда садиться! Так, ребята, не годится! ­ Что же нам нужно сделать, как выполнить это задание? Задание: нужно разделить слова на слоги и правильно “рассадить” по вагончикам: в  первом вагоне – слова из одного слога, во втором вагоне – слова из двух слогов, в  третьем вагоне – из трёх слогов.  Дети выполняют задание, подводится итог. 6.Фонематический анализ слов.  Логопед – ведущий: ах, эти страницы опалила Жар – птица! (во всех заданиях  открывается тёмная “тень” со станиц Словарика и появляются яркие образы) Унесла  Жар – птица на своём огненном хвосте буквы, обозначающие гласные звуки. Не  произносятся слова без гласных, вянут цветы! ­Что же нам, ребята, делать?  Дети: ­ нужно вставить пропущенные буквы!  Задание: вставить в слова пропущенные буквы, обозначающие ударные гласные  звуки. Дети выполняют задание, читают слова индивидуально и хором. Подводится  итог. 7.Звукобуквенный анализ.  Логопед – ведущий: кто­то ещё ждёт нашей помощи, поспешим, ребята!  Приоткрывает следующие страницы. Здесь страшно, как в башне, в которой давно  никто не живёт и не смотрит в окно! Это заколдованный замок. Захватила и  заколдовала замок злая старуха Клякса. Всё закрыла своей тенью! Сторожит Клякса  ворота замка. Задание: нужно избавиться от старухи Кляксы и её тени. Для этого  нужно по описанию узнать, какие буквы живут за этими окошками.  ­ в нижнем правом окне виднеется буква, обозначающая гласный звук, когда мы его  произносим, губы похожи на овал! (“о”), в нижнем левом окне… (“а”), в первом  верхнем окне…(“и”) и т.д. о других буквах. Итог. Посмотрите, какие теперь окна! Они осветились и в них живут буквы! Нет  Кляксы и её тёмной тени!  8.Составление слов из букв.  Логопед – ведущий: ­ кто же звал нас на помощь? Кого сторожила Клякса? Весь он сделан из полена:  Туловище, голова, колени. Улыбаясь очень мило,  Кто засунул нос в чернила? (Буратино) ­ Буратино говорит нам: “ Спасибо! Эти буквы я выучил, а зачем нужны буквы? Что  можно составить из букв?” Дети: ­ слоги, слова. Логопед ­ составим из этих букв слова! Слова должны быть разноцветные:  оранжевое, жёлтое, зелёное, голубое, синее.  Дети: работают по таблице “Радуга”. Составляют слова: замок, мазок, коза, мак, ком, мок. Уточняется их лексическое значение. Итог. Что мы составляли из букв? Физминутка. ­ Слова хотят поиграть с нами и приглашают нас на танец! Дети и  логопед танцуют парами танец под песню В.Шаинского “Игра” (“Я тебе, я тебе, я  тебе говорю сперва: научись, научись, научись не глотать слова!”) 9.Составление предложения из слов, чтение, анализ. Звучит игривая музыка (отрывок из “Турецкого марша” В.А.Моцарта). Выскакивает,  делая “колесо”, мальчик­ Шут.  Мальчик – Шут весело:   Шёл я, шёл и мешок, шутя, нашёл! (поднимает с пола мешок)  А в мешке ­ то много шишек!  Для девчонок и мальчишек! (раздаёт шишки детям)   Логопед: ­ какие шишки! С хвостами!  Ну и шутник ты, Шут! Ну и нашутил!   Дети: тянут шишки за хвосты, вытягивают “кошек”. На кошках написаны слова.  Логопед – ведущий: что это? Что нам делать?  Дети: ­ нужно прочитать слова и составить предложение! Каждый ребёнок выходит  со своим словом, дети читают слова и в предполагаемом порядке расставляют слова  в предложении. Строятся в данном порядке. Все дети проверяют – читают хором  предложение: “ У Кати белая кошка”. Меняют порядок слов в предложении,  анализируют его, определяя количество слов, правило написания большой буквы,  наличие точки в конце предложения. Мальчик – Шут: молодцы вы, ребята, умеете  составлять предложение! 10.Подбор рифмы к слову “кукушка” в игре “Сочини стишок!” Мальчик–Шут: ­ ах, какой смешной мешок! Просит: “Сочини стишок!” (достаёт из  мешка картинку с изображением кукушки)  Дети становятся в круг. Картинка с изображением кукушки пускается по кругу.  Дети, передавая картинку, называют слова, рифмующиеся со словом “кукушка”.  Предполагаемые слова:  пушка, старушка, игрушка, петрушка, подушка, лягушка, квакушка, подружка,  веснушка, избушка, мушка, хлопушка, верхушка, вертушка, макушка, попрыгушка.  Итог. Молодцы, ребята! Умеете играть и стихи сочинять! Шут, ты нам понравился,  такой весёлый! Пойдём с нами, помогать дедушке Словарику!  11.Употребление предлога “В” при разгадывании ребусов. Логопед – ведущий  заглядывает за очередную страницу:  ­ здесь слова играют в прятки, любят фокусы, загадки! К нам пришёл кот! И не  просто кот, а Кот­Фокусник! Раз, два, три! Что наколдовал кот, посмотри!  Распутаем слоги: сы – бу – ре!  Дети: ре – бу – сы! Это ребусы!  Разгадывают ребусы под золотистой ширмой Кота – Фокусника. Итог. Какое задание мы выполняли? (Решали ребусы). 12.Итог занятия.  Логопед – ведущий: ребята, посмотрите, как стало вокруг нас! Какие страницы  словаря?  Предполагаемые ответы детей: яркие, красочные, весёлые… Логопед – ведущий: как мы помогали дедушке Словарику? Какие задания выполняли для этого?  Дети: перечисляют виды работ: “Дописывали элементы букв, читали, делили слова на слоги, отгадывали буквы в окошечках замка, составляли слова из букв, вставляли  пропущенные буквы, составляли предложение, разгадывали ребусы…”  Логопед – ведущий: отмечает работу всех детей на занятии. Дедушка Словарик тоже  благодарит нас и на своих страничках приготовил для всех сюрпризы! Кто догадался, на какой из страниц кому подарок? (на страничках, совпадающих с первыми буквами имени каждого из детей). Дети разбирают тоненькие книжки, которые вложены в  конвертики на страничках словаря. Коррекционные цели:  Тема: “Звук “У”. Буква “У”. 1. Дать понятие о звуке. 2. Закрепить чёткое произношение звука.  3. Учить выделять начальный ударный звук. 4. Упражнять в употребление множественного числа существительных. 5. Познакомить с буквой “У”. Оборудование: звучащие игрушки, картинки предметные, зеркала,  символы, “Азбуки”. Ход занятия: I Оргмомент: знакомство с детьми. Игра “Назови себя”.  II Беседа о звуке с использованием звучащих игрушек. III Беседа об артикуляционном аппарате. Артикуляционная гимнастика. IV Знакомство с темой занятия: а)Игра “Отгадайте, что это?”, стр.4 “Азбука”; б) произношение звука “У”, характеристика (гласный первого ряда).  Обозначение гласных звуков. V Развитие слухового внимания: присесть на звук “У”. VI Работа над звуком по “Азбукам”, стр. 4­5, рис.1. VII Игра с мячом: образование существительного множественного числа: утка – утки учитель –  ухо – ученик – участок – узел – учебник – улей – угол – улица –  утюг – удочка – умник –  улитка – ум – VIII Знакомство с буквой “У” по “Азбукам”, по кассе букв. Обозначение гласных звуков символами. IX Итог занятия. Открытое индивидуальное занятие с воспитанником старшей группы с заиканием  «Путешествие в страну Кратких ответов». ТЕМА: Путешествие в страну Кратких ответов. Корреционно­образовательные цели: ­Закрепление в сознании дошкольника техники правильной речи. Воспитание  самостоятельной, плавной и ритмичной речи. ­Расслабление мышц по контрасту с напряжением; воздействие словом на волю и  сознание ребенка, вызывание спокойствия, уравновешенности, уверенности в своей  речи. ­Тренировка длительного речевого выдоха на отдельных звуках, словах, короткой  фразе. ­Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слоговой  структуры слов: выделение ударного гласного звука из слов, деление слов на слоги. ­Развитие процессов словообразования и словоизменения: употребление  существительных в творительном падеже единственного числа; образование названий детёнышей животных, относительных прилагательных от существительных Коррекционно­развивающие: ­Развитие слухового, зрительного внимания, памяти, мышления. Коррекционно­воспитательные: формирование интереса к занятию. Оборудование: Набор фигурок животных, домики; предметные картинки: детёныши  животных, продукты питания; план и улицы города Красивой речи; набор слов:  название животных; буквы для составления слова. Ход занятия. 1. Наши глазки хорошо смотрят и всё видят. Наши ушки хорошо слушают и всё слышат. А наш язычок что хочет делать? ( Правильно, говорить). Но вначале мы должны  расслабиться, а для этого будем делать упражнения. 2. Расслабляющие упражнения по контрасту с напряжением. ­Сели на стульчик. Руки на коленях. Успокоились. Слушайте и делайте как я. Упражнения: “Кулачки” (расслабление мышц рук). “Олени”, “Загораем” (расслабление мышц ног ). “Штанга” (­/­ мышц рук, ног и корпуса), “Кораблик”. “Шарик” (расслабление мышц живота). “Любопытная Варвара” (­/­ шеи). “Хоботок” ( ­/­ мышц речевого аппарата и губ), “Лягушки”. “Сердитый язык” (расслабление мышц языка), “Горка”. 3. Внушение “Волшебный сон”.  Теперь, ты знаешь, как легко говорить, когда нет напряжения. Если ты  почувствуешь, что не получается какое­то слово, нужно остановится, расслабится,  сделать спокойный вдох и продолжать говорить плавно, четко, не напряженно.  Повторим команды правильной речи. Мы всегда спокойны! Говорим всегда красиво, Смело и неторопливо! Ясно, четко говорим, Потому что не спешим!... 4.­А вот и город Красивой речи. Какие же улицы есть в этом городе? (Чтение названий улиц: ул. Громкая, Четкая, Пауз. Неторопливая; выделение ударного гласного звука; деление слов на слоги; нахождение таких же  слов на плане города). ­Самая главная площадь города – площадь Гласных звуков, потому что в речи  гласные звуки самые главные. ­И еще на плане есть озеро Спокойствия.  Мы всегда спокойны. 5. ­Собираемся в поездку по стране Кратких ответов. Здесь все жители говорят  кратко, отвечают на вопрос только одним – двумя словами. Мы сегодня так играем – всегда кратко отвечаем, Говорить мы не спешим, больше думаем, молчим. ­Каким видом транспорта мы воспользуемся! (Поездом, автобусом, полетим на  самолете, можно плыть на теплоходе и т.д.) Развитие речевого дыхания. Ребенок изображает движение поезда (чу­чу­чу). На длительном выдохе произносит: “у­у­у” (гудит паровоз) и т.д. 6.­Вот, кажется, мы подъезжаем к зоопарку. Как раз в зоопарк привезли из разных  мест зверей. Поможем животным найти свои дома? (Чтение названий домиков. Расселяем зверей).  Олень Лиса Игра: “Кому что?” (кормление зверей – карточки с названием любимой еды  животных, предметные картинки). Вскоре у животных появились детёныши. Игра “У кого кто?”. 7. А сейчас мы отправимся в кафе “Сладкоежка”. В кафе продавец угощает тех, кто сумеет правильно и неторопливо ответить на  вопросы. Что продаётся в кафе “Сладкоежка”? Какие сладости? (Ответы ребенка) Ещё здесь продаются различные соки из фруктов и ягод:  Сок из винограда – виноградный, ­//­ из груш – ­//­ из мандаринов – ­//­ из персиков – ­//­ из яблок – и т.д. Подсчет карточек. (За правильные ответы и плавное чёткое произношение слов –  даются фишки). 8. Вот и закончилось наше путешествие. Будем возвращаться в детский сад. На табличке все буквы разбежались. И чтобы вернуться ­ нужно составить из букв  слово. (Определение последовательности и количества звуков в слове, чтение слова). 9. Подведение итогов занятия.  Развитие сенсорного восприятия у детей с О.Н.Р. в процессе подготовки к обучению грамоте.                                      Консультация для логопедов В логопедические группы для детей с О.Н.Р. зачисляются дети по решению ПМПК, у которых речь страдает по всем компонентам:  ­ восприятие речи,  ­ лексический строй речи, способность к обобщению, ­ грамматический строй речи, ­ способность к словообразованию,  ­ построению предложения,  ­ построение пересказа,  ­ построение самостоятельного высказывания, ­ нарушен фонематический слух и фонематическое восприятие, ­ страдает воспроизведение структуры слова, ­ страдает звукопроизношение по нескольким группам  ( свистящие, шипящие, аффрикаты, сонорные звуки;  могут быть оглушения, смягчения;  отсутствие таких простых в произношении звуков, как “н”, “ф”, “в” ). Дети с О.Н,Р, I уровня посещают логопедическую группу детского сада  компенсирующего вида 4 года. Часто эти дети нуждаются в логопедическом  сопровождении и в младших классах школы. Дети с О.Н.Р. II уровня нуждаются в коррекционной работе в течении 3, иногда 3­4  лет. Дети с О.Н.Р. III уровня посещают логопедическую группу 2 года. Основная задача в работе логопеда – коррекция дефекта речи по всем компонентам и формирование всесторонне развитой гармоничной личности ребёнка. Помимо дефекта в развитии речи у детей с О.Н.Р., как правило, снижен уровень  внимания, памяти, сенсорного восприятия. В отличии от детей, посещающих массовые детские сады, дети с О,Н,Р, обучаются и  готовятся к школе по особой программе. Над формированием этой программы,  системы коррекционной работы начиная с 60­х – 70­х годы прошлого века работали  классики дефектологии Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Эти люди создали и  продолжают развивать систему коррекционной работы, на которую опираются,  следуют ей последователи Туманова, Ткаченко, Коноваленко, Глинка и все ныне  работающие специалисты. Занятия по произношению и обучению грамоте в соответствии с требованиями  программы проводит учитель – логопед. Воспитатель во второй половине дня по  заданиям логопеда занимается закреплением пройденного материала. Основные задачи в коррекционной работе учителя­логопеда на занятиях по  произношению и обучению грамоте: ­ формирование у детей системы чётко различаемых, противоположных друг другу  фонем; ­ произношение слов и предложений различной слоговой сложности и наполненности; ­ формирование необходимой готовности детей к обучению грамоте. ­ формирование навыков звуко ­ буквенного анализа слов; ­ анализ структуры предложения; ­ формирование навыков чтения и печатания слов, предложений по системе,  опирающейся на онтогенез звукового развития речи. В подготовительный период дети с О.Н,Р. усваивают, учатся различать понятия Гласные – согласные звуки; Мягкие – твёрдые согласные звуки; Глухие – звонкие согласные звуки; Ударный гласный звук; Звук – буква; Звук – слог; Слог – слово; Слово – предложение. Дети учатся анализировать на слух и читать обратные, а затем прямые слоги. Слоги  обязательно состоят из простых сохранных в произношении согласных ( ап, ат, ак, ах, па, та, ка, ха и так далее с гласными у, о, и, ы ) Постоянно с нарастанием сложности ведётся работа по слого – звуковому анализу  слов, составление, выкладывание схемы слова: ­ Кот, мак, пух, ком, том, дом, дым ­ Позже, когда логопед поставит детям свистящие, анализируем и составляем схемы  следующих слов: сам, сом, сок, сук, сын, нос ­ Преобразуем слова изменяя в каждом следующем слове один звук: ком­том­ дом –  дым; сам – сом – сон – сын; сом – сок ­ сук и так далее  ­ Составляется слого – звуковая схема слов типа “кот” и “ноты”, т. е. слов состоящих из одного слога и двух прямых слогов. Подготовительный период длится не менее одного учебного года для детей в  возрасте от 5 до 6 лет ( старшая логопедическая группа ).  Если же дети посещают логопедическую группу со среднего возраста ( от 4 ло 5  лет ), то подготовка к обучению грамоте, простейший звуко – буквенный анализ  проводится уже в этом возрасте. На пятом году жизни дети с О.Н.Р. постепенно учатся целенаправленно слушать  гласные ( а, у, и, о ) в начале слова. Дети называют первый гласный в слове,  придумывают слова на заданный гласный звук. Дети подготовительного возраста с О.Н.Р. имеют свои особенности по сравнению с  детьми, не имеющими проблем в развитии речи. У детей с системными нарушениями речи на седьмом году жизни в значительной  степени снижена работоспособность, познавательный интерес, мотивация к  обучению. Часто у детей с нарушениями речи в силу многих, иногда органических причин,  снижен уровень памяти, внимания, восприятия. На начало обучения в логопедической подготовительной группе у детей с О.Н.Р.  система фонем сформирована не полностью. Активный букварный период проходит  с 16 сентября по 1 июня. Естественно процесс обучения идёт от простого к  сложному. Сначала закрепляются звуки и буквы простые в произношении: гласные,  м, н, п, т, к, х . К середине года вводятся в изучение буквы, обозначающие сложные в произношении  и труднодифференцируемые в речи звуки: с, л, ш, р, з, ж, йотированные гласные,  аффрикаты. В процессе усвоения навыков грамоты в подготовительной логопедической группе  обязательно проводятся занятия по дифференциации сложных групп звуков и букв.  Та работа, которая проводилась в старшей группе на уровне звукового восприятия, в  подготовительной группе закрепляется при формировании навыков чтения и письма.  В логопедической группе эта работа направлена на профилактику дисграфии и  дислексии. На всех этапах букварного периода обучения проводится сначала устный анализ  слов, постепенно усложняющегося звуко­слогового состава, и только потом идут  упражнения с буквами. Дети упражняются в выкладывании схем слов, затем по схеме выкладывается и читается слово из букв. По мере знакомства с буквами, ими  заменяют фишки, обозначающие звуки на схеме. Анализ сложных слов, выкладывание схемы и составление этих слов из букв с последующим чтением, остаются актуальными в подготовительной группе до конца учебного года. Даже когда дети  научились читать и печатать предложения, анализ отдельного слова по­прежнему  служит делу профилактики дисграфии наиболее эффективно. В подготовительной группе дети усваивают навык анализа и составления схемы  предложения и чтение этих предложений. Позднее происходит переход к чтению  небольших текстов При обучении чтению логопед учитывает все особенности  речевого развития детей с О.Н.Р. Особое внимание в процессе обучения обращается  на правильность понимания, т. е. восприятия предлагаемого для чтения текста. У  детей с О.Н.Р. ярко выражены трудности в восприятии смысла услышанного и  особенно в восприятии смысла прочитанного ими самими текста. Немаловажную роль для понимания читаемого, для перехода от слогового чтения к  слитному, к осмысленному чтению предложения, играет работа над ударением. Обучение детей с О.Н.Р. требует большого разнообразия различных игровых  приёмов, которые опираются на развитие всех психических функций. Логопед в  своей коррекционной, обучающей и развивающей работе всегда помнит о том, что  основным видом деятельности для ребёнка до 10 летнего возраста является игровая  деятельность. Задачей любого логопеда является как можно большее расширение  зоны игровой деятельности на занятиях по обучению грамоте. Работа логопеда требует знания основ нейропсихологии, занимающейся изучением  психологической структуры высших психических функций и мозговых механизмов  их реализации. Основоположником нейропсихологии как науки является наш  соотечественник Александр Романович Лурия. Он занимался изучением вопросов  локальных функций мозга, осуществлял экспериментальную научно­практическую и  педагогическую деятельность на кафедре психологического факультета М.Г.У. В  трудах А. Р. Лурия были освещены вопросы нейропсихологии познавательных  процессов: речи, памяти, восприятия, мышления. Нейропсихологии речи он посвятил насколько десятилетий своей работы, открывая для специалистов как патология речи обусловлена поражением мозга в том или ином отделе коры. Были освящены вопросы взаимосвязи языка и сознания. Исследованиям в области экспериментальной  нейропсихологии привели к выводу, что локальные функции мозга окончательно  формируются у человека в период взросления. Мозгу же ребёнка свойственна  диффузная иннервация, т. е. ещё не сформировалась чёткая локализация функций, и  зоны коры обширно перекрывают друг друга. Благодаря этому компенсаторные  возможности коры головного мозга у детей значительно шире, чем у взрослого. У  ребёнка развитие одной функции способствует развитию других плохо развитых  функций значительно больше, чем у взрослого.  Это даёт возможность неограниченного расширения и взаимодействия зон развития.  Взаимосвязь и взаимоперекрываемость соседних областей мозга очень широка,  поэтому развивая память, мышление, восприятие мы тем самым способствуем и развитию речевых зон, которые так или иначе страдают у детей с О.Н.Р. различной  степени тяжести.  Таким образом, логопеду на занятиях по развитию речи, произношению и обучению  грамоте необходимо использовать как можно больше приёмов, развивающих память,  внимание, сенсорное восприятие.  Игры на логопедических занятиях, включающие в себя задачи, связанные с  восприятием цвета, формы, величины не только расширяют поле зрительного  внимания, но и эмоционально окрашивают учебный процесс, развивают интерес к  изучаемому материалу, способствует лёгкому решению задач в познании. У детей  повышается мотивация к познавательной деятельности, совершенствуется не только  речь, но и все психические функции, что способствует полноценному и  всестороннему развитию личности ребёнка. Приложения  Игровые приёмы развития сенсорного восприятия с использованием традиционных и  нетрадиционных цветов на занятиях по произношению в старшей логопедической  группе для детей с О.Н.Р.  Игры, развивающие сенсорное восприятие, внимание и память на логопедических  занятиях по обучению грамоте.  Желаем успехов!

Открытое логопедическое занятие по закреплению навыков анализа и синтеза речевых единиц "Путешествие в город слов".

Открытое логопедическое занятие  по закреплению навыков анализа и синтеза речевых единиц  "Путешествие в город слов".

Открытое логопедическое занятие по закреплению навыков анализа и синтеза речевых единиц "Путешествие в город слов".

Открытое логопедическое занятие  по закреплению навыков анализа и синтеза речевых единиц  "Путешествие в город слов".

Открытое логопедическое занятие по закреплению навыков анализа и синтеза речевых единиц "Путешествие в город слов".

Открытое логопедическое занятие  по закреплению навыков анализа и синтеза речевых единиц  "Путешествие в город слов".

Открытое логопедическое занятие по закреплению навыков анализа и синтеза речевых единиц "Путешествие в город слов".

Открытое логопедическое занятие  по закреплению навыков анализа и синтеза речевых единиц  "Путешествие в город слов".

Открытое логопедическое занятие по закреплению навыков анализа и синтеза речевых единиц "Путешествие в город слов".

Открытое логопедическое занятие  по закреплению навыков анализа и синтеза речевых единиц  "Путешествие в город слов".

Открытое логопедическое занятие по закреплению навыков анализа и синтеза речевых единиц "Путешествие в город слов".

Открытое логопедическое занятие  по закреплению навыков анализа и синтеза речевых единиц  "Путешествие в город слов".

Открытое логопедическое занятие по закреплению навыков анализа и синтеза речевых единиц "Путешествие в город слов".

Открытое логопедическое занятие  по закреплению навыков анализа и синтеза речевых единиц  "Путешествие в город слов".

Открытое логопедическое занятие по закреплению навыков анализа и синтеза речевых единиц "Путешествие в город слов".

Открытое логопедическое занятие  по закреплению навыков анализа и синтеза речевых единиц  "Путешествие в город слов".

Открытое логопедическое занятие по закреплению навыков анализа и синтеза речевых единиц "Путешествие в город слов".

Открытое логопедическое занятие  по закреплению навыков анализа и синтеза речевых единиц  "Путешествие в город слов".

Открытое логопедическое занятие по закреплению навыков анализа и синтеза речевых единиц "Путешествие в город слов".

Открытое логопедическое занятие  по закреплению навыков анализа и синтеза речевых единиц  "Путешествие в город слов".

Открытое логопедическое занятие по закреплению навыков анализа и синтеза речевых единиц "Путешествие в город слов".

Открытое логопедическое занятие  по закреплению навыков анализа и синтеза речевых единиц  "Путешествие в город слов".

Открытое логопедическое занятие по закреплению навыков анализа и синтеза речевых единиц "Путешествие в город слов".

Открытое логопедическое занятие  по закреплению навыков анализа и синтеза речевых единиц  "Путешествие в город слов".

Открытое логопедическое занятие по закреплению навыков анализа и синтеза речевых единиц "Путешествие в город слов".

Открытое логопедическое занятие  по закреплению навыков анализа и синтеза речевых единиц  "Путешествие в город слов".

Открытое логопедическое занятие по закреплению навыков анализа и синтеза речевых единиц "Путешествие в город слов".

Открытое логопедическое занятие  по закреплению навыков анализа и синтеза речевых единиц  "Путешествие в город слов".

Открытое логопедическое занятие по закреплению навыков анализа и синтеза речевых единиц "Путешествие в город слов".

Открытое логопедическое занятие  по закреплению навыков анализа и синтеза речевых единиц  "Путешествие в город слов".

Открытое логопедическое занятие по закреплению навыков анализа и синтеза речевых единиц "Путешествие в город слов".

Открытое логопедическое занятие  по закреплению навыков анализа и синтеза речевых единиц  "Путешествие в город слов".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2018