Открытое занятие лаборатории "Юный эколог" на тему "Поможем зимующим птицам!" для обучающихся 1, 2, 3, 4 классов. Основная форма работы на занятие - это работа в группах. У каждой группы своё задание, результаты которого они в конце занятия презентуют для всех остальных.
Открытое занятие
лаборатории «Юный эколог»
"Поможем зимующим птицам"
Цели:
1.Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Научить проявлять заботу к
ним.
2.Расширить знания детей о птицах.
создать атмосферу доброжелательности, веселья;
обратить внимание детей на трудное существование птиц, воспитывать бережное к ним
отношение;
выявить познавательные интересы детей и развивать их творческие способности.
Задачи:
Образовательные:
1.Формирование экологического представления детей об окружающем мире.
2. Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, доброте,
милосердии.
3. обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах.
Воспитательные:
Воспитывать и развивать единую экологическую задачу: помочь, осознать главные этические
законы жизни человека – любви, добра. Красоты, справедливости к окружающему миру.
Развивающие:
1.Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
2.Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".
Предметные результаты:
Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях
Правильно подбирать корм для птиц
Уметь изготовить простейшую кормушку
Знать правила подкормки птиц
Личностные:
Формирование интереса к изучению родной природы
Понимать важность заботы о зимующих птицах
Повышение уровня мотивации учебной деятельности
Формирование бережного отношения человека к птицам
Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения в природе
Познавательные УУД:
Наблюдать и различать зимующих птиц по рисункам, по описаниям и в природе, знать их
названия
Изготавливать простейшие кормушки
Подбирать для птиц корм
Запомнить правила подкормки птиц
Коммуникативные УУД:
Участие в диалоге
Обсуждать, слушать и понимать речь других
Отвечать на вопросы
Работать в группе
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу и стремиться её выполнять
Определять и формулировать цель своей деятельности
Оценивать свои достижения
Учиться делать самооценку своей деятельности на уроке
Оборудование: Компьютер, мультимедиа, слайды, рисунки с изображением зимующих птиц ( для
оформления класса), творческие работы детей ( выставка кормушек), карточки с надписями корма
Организационный момент.
для птиц,
Ход занятия:
Глаза закрываем и представляем
Что было вчера, мы забываем
Думаем только о том, что сейчас,
Хороший, красивый каждый из вас,
Вы самые лучшие, что есть на свете,
Глаза открываем
Здравствуйте, дети!
Присаживайтесь.
О каком времени года эта загадка?
Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины
Разукрасил все витрины? (зима)
Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль)
Как изменилась природа с наступлением зимы?
(Стало холодно, дует холодный ветер, идет снег, снежная крупа, дни стали короче, вода в реках и
прудах замерзла).
А есть ли сейчас плоды и семена на деревьях, кустарниках и травах?
(есть, но очень мало).
Можно ли увидеть зимой насекомых?
(нет)
Действительно, насекомые спрятались в укромные места, плодов на деревьях мало и нашим друзьям
стало холодно и голодно. А вот каким друзьям, вы догадаетесь послушав звукозапись
фонограмма с голосами птиц
Что вас удивило? Можно ли зимой услышать птичьи песни? Когда птицы поют?
Когда они зазвучат снова?
Как называют птиц, которые не живут на одном месте постоянно? Почему многие птицы улетают в тёплые края?
Какие птицы улетают в теплые края?
Кто же остаётся?
А тех птиц, которые зимуют с нами, как называют?
Да, верно, это зимующие птицы. Пришла зима – спасайся, кто может. А кто не может? Вот синицы, воробьи,
снегири, что делать им они не улетают как перелетные птицы в жаркие страны. Зимой наступают тяжелые
времена для них. Тысячами гибнут они в суровые месяцы зимы, но не от холода, а от голода. Ученые
подсчитали, что из 10 синиц весну встречают 12. Для того чтобы слушать песни птиц весной, нужно быть
неравнодушными и помочь им в тяжелую зимнюю пору.
Вот как птицы сами говорят о своих зимних проблемах, послушаем их разговор.
Инсценированное выступление "Доживем до весны".
Появляется взъерошенный воробей:
Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко!
Появляется синичка:
Бр р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут?
Замечает воробья:
Чикчирикин! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?
Воробей:
Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!
Синичка:Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?
Какой будет тема нашего занятия? (Поможем зимующим птицам!)
Цель занятия: выяснить какие птицы у нас зимуют, чем они питаются и изготовить кормушки
Как можно помочь птицам? Какие задачи выполнить надо?
Чтобы им помочь, надо знать: какие птицы у нас зимуют, чем кормятся.
Чтобы выполнить первую задачу, я предлагаю вам попробовать свои силы и побывать в роли редактора
журнала о природе. Каждой группе надо за 7 минут создать макет страницы о своей птичке. Для этой работы у
каждой группы есть наборы картинок, стихов, текстов. Ваша задача выбрать нужный материал и оформить
страничку, а потом её представить всем.
Работа в группах. Представление своего продукта.
Мы выяснили какие птицы зимуют в наших краях. Что нам нужно сделать дальше?
(выяснить чем их можно подкармливать зимой и попробовать изготовить кормушку)
Дома вам, ребята, было предложено подумать и нарисовать различные кормушки, а также подготовить макеты
кормушек.
Я предлагаю снова поработать в группах.
1.Группа займётся изготовлением кормушек, макеты которых были подготовлены заранее
Я предлагаю вам внимательно прочитать памятку "Как устроить кормушку для птиц" приступайте к работе!
Время у вас ограничено!
Главное условие совместной работы: работать дружно, согласованно. В конце работы вы должны будете
защитить своё изделие.
2.Группа
Сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была
птичья еда. Кормить птиц можно только белым хлебом, а вот чёрный опасен.
У разных птиц есть свои предпочтения в еде.
Изучает информацию о том какой корм подходит разным птицам и результаты исследования
оформляет в виде минипроекта. Предоставляет нам результаты.
3. Группа.
Изучает материал и оформляет памятку на тему нашего занятия «Поможем зимующим
птицам»
Результаты представят нам.Группы выступают.
Мы выполнили очень большую и серьёзную работу. Скажите, где мы можем использовать свои
наработки. (при изготовлении кормушек дома, можем использовать на уроке окр. Мира, можем
выступить на классном часе для других ребят, можно организовать и провести конкурс кормушек в
школе. Мы можем размножить памятки и раздавать их прохожим на улице)
4. Рефлексия.
Наше занятие подошло к концу. Что главного для себя поняли? (Птицам, которые улетели в теплые края, там
достаточно корма, а тем, которые остались зимовать с нами, трудно искать корм. И помочь им пережить
трудную зиму должны мы, потому что мы научились этому на сегодняшнем уроке)
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Оцените работу в группе. Выскажите свои впечатления о занятии.
Что понравилось на занятии? Хотели бы продолжить наше исследование о птицах, теперь уже о перелетных?
Пожмите друг другу руку и поблагодарите коллег по исследованию за совместную работу. Молодцы! Я
уверена, что вы станете надёжными друзьями для всех птиц.