На занятии говорится о мизансцене и их видах. Что такое импровизация? Занятие состоит из теоретической и практической частей. Во время практической работы обучающиеся выполняют мизансцены, заданные педагогом. На занятии также проводится артикуляционная гимнастика, упражнения на дикцию, на дыхание. Итогом занятия - закрепление нового материала, к картинке мизансцены прикрепляют название (вид) мизансцены.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Камбарский Дом детства и юношества»
Открытое занятие объединения «Театральные фантазии»
Тема: «Мизансцена, виды мизансцен»
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Маратканова Елена Михайловна
г. Камбарка, 2019г.Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Камбарский Дом детства и юношества»
Открытое занятие объединения «Театральные фантазии»
Тема: «Мизансцена, виды мизансцен»
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Маратканова Елена Михайловна
г. Камбарка, 2019г.Конспект занятия
объединения «Театральные фантазии»
«Мизансцена, виды мизансцен».
Дата: 05.02.2019 г.
Время проведения: 14 ч. 00 мин.
Возраст обучающихся: 1314 лет
Продолжительность занятия: 45 минут
Раздел программы: Актерская грамота
Вид занятия: комбинированное занятие.
Форма организации: коллективная деятельность.
Методы и приёмы обучения:
Словесный: беседа, диалог.
Практический: тренинг, упражнения, импровизация.
Метод усложнения заданий.
Приемы: творческие задания; создание интереса к предлагаемой проблеме
поиска ответа через комплекс упражнений, обобщение и систематизация
теоретических знаний через практическую работу.
Прогнозируемые результаты: обучающиеся приобретают практический
навык органичного сценического поведения в условиях вымысла,
предлагаемых обстоятельств, навыки коллективного взаимодействия и
сотрудничества.
Форма проведения занятия: занятие – игра, импровизация, выстраивание
мизансцен.
Цель занятия: Совершенствование знаний, умений и навыков,
обучающихся по созданию верной оправданной мизансцены.
Задачи:
Научить обучающихся создавать собственные мизансцены, исходя из
внутреннего действия и взаимодействия персонажей.
Развивать пространственные мышления обучающихся, умения
определять свое место в пространстве.
Воспитывать навыки самостоятельной индивидуальной и
коллективной работы над упражнением и этюдом в процессе создания
верной, отражающей главную мысль мизансцены.
Материалы:
театральные костюмы, реквизит;
форма одежды обучающихся: футболка, джинсы, брюки, сменная
обувь.Конспект занятия
объединения «Театральные фантазии»
«Мизансцена, виды мизансцен».
Дата: 05.02.2019 г.
Время проведения: 14 ч. 00 мин.
Возраст обучающихся: 1314 лет
Продолжительность занятия: 45 минут
Раздел программы: Актерская грамота
Вид занятия: комбинированное занятие.
Форма организации: коллективная деятельность.
Методы и приёмы обучения:
Словесный: беседа, диалог.
Практический: тренинг, упражнения, импровизация.
Метод усложнения заданий.
Приемы: творческие задания; создание интереса к предлагаемой проблеме
поиска ответа через комплекс упражнений, обобщение и систематизация
теоретических знаний через практическую работу.
Прогнозируемые результаты: обучающиеся приобретают практический
навык органичного сценического поведения в условиях вымысла,
предлагаемых обстоятельств, навыки коллективного взаимодействия и
сотрудничества.
Форма проведения занятия: занятие – игра, импровизация, выстраивание
мизансцен.
Цель занятия: Совершенствование знаний, умений и навыков,
обучающихся по созданию верной оправданной мизансцены.
Задачи:
Научить обучающихся создавать собственные мизансцены, исходя из
внутреннего действия и взаимодействия персонажей.
Развивать пространственные мышления обучающихся, умения
определять свое место в пространстве.
Воспитывать навыки самостоятельной индивидуальной и
коллективной работы над упражнением и этюдом в процессе создания
верной, отражающей главную мысль мизансцены.
Материалы:
театральные костюмы, реквизит;
форма одежды обучающихся: футболка, джинсы, брюки, сменная
обувь.Техническое оснащение занятия:
музыкальный центр;
usb – электронный накопитель (ауди);
ноутбук.
Нагляднодидактические материалы:
карточкизадания.
Музыкальное сопровождение занятия:
подборка музыкальных фрагментов к упражнениям.
План занятия.
I. Организационный момент
Приветствие. Настрой и мотивация обучающихся.
II. Основная часть
1. Сообщение темы и цели занятия.
2. Актерский тренинг.
3. Беседа по теме занятия.
4. Практическая часть по освоению темы «Творческие
задания: упражнения, импровизация, выстраивание мизансцен».
III. Подведение итогов занятия
Рефлексия.
I. Организационный момент:
Приветствие. Настрой и мотивация обучающихся.
Ход занятия.
Педагог: Здравствуйте, дорогие дети. Я очень рада нашей встрече и
хочу пригласить вас продолжить наше путешествие в удивительный мир
театра. Вы все прекрасно знаете, что 2019 год объявлен в России Годом
Театра, и поэтому нам нужно постараться, и подготовить интересное
театрализованное представление, которое и будет вашим итогом обучения.
С самых первых встреч мы часто говорили о том, кто такой актер. АКТЕР!
Давайте ещё раз обобщим ваше понимание – кто такой актер?
обучающиеся отвечают на вопросы
(актер – это исполнитель ролей в кино и театре. Мастер перевоплощения, Это
человек, который с легкостью может принять образ другой личности, полностью
поглотив её характер и качества)Техническое оснащение занятия:
музыкальный центр;
usb – электронный накопитель (ауди);
ноутбук.
Нагляднодидактические материалы:
карточкизадания.
Музыкальное сопровождение занятия:
подборка музыкальных фрагментов к упражнениям.
План занятия.
I. Организационный момент
Приветствие. Настрой и мотивация обучающихся.
II. Основная часть
1. Сообщение темы и цели занятия.
2. Актерский тренинг.
3. Беседа по теме занятия.
4. Практическая часть по освоению темы «Творческие
задания: упражнения, импровизация, выстраивание мизансцен».
III. Подведение итогов занятия
Рефлексия.
I. Организационный момент:
Приветствие. Настрой и мотивация обучающихся.
Ход занятия.
Педагог: Здравствуйте, дорогие дети. Я очень рада нашей встрече и
хочу пригласить вас продолжить наше путешествие в удивительный мир
театра. Вы все прекрасно знаете, что 2019 год объявлен в России Годом
Театра, и поэтому нам нужно постараться, и подготовить интересное
театрализованное представление, которое и будет вашим итогом обучения.
С самых первых встреч мы часто говорили о том, кто такой актер. АКТЕР!
Давайте ещё раз обобщим ваше понимание – кто такой актер?
обучающиеся отвечают на вопросы
(актер – это исполнитель ролей в кино и театре. Мастер перевоплощения, Это
человек, который с легкостью может принять образ другой личности, полностью
поглотив её характер и качества) Что он делает на сцене? (исполняет роли как в комедийных, так и в
драматических спектаклях)
Какие его основные задачи? (привлечь внимание к себе и понравиться)
Что для актера является его произведением искусства? (искусство создания
сценических образов)
Чем являются для актера место действия, время, эпоха, погодные
условия, условия жизни и другое…(предлагаемые обстоятельства).
II. Основная часть.
Педагог: Правильно! Предлагаемые обстоятельства – это то, что или
побуждает сиюминутное действие, или определяет его характер,
эмоционально его насыщает и придает ему соответственную окраску. Так
вот сегодня мы углубимся в понятие, которое и является тем органичным и
настоящим сиюминутным действием, необходимым в творчестве актера –
«импровизация» и «мизансцена».
Прежде чем назовем тему нашего занятия, я попрошу отгадать
простую детскую загадку.
Встанут все актёры дружно
Там, где им по роли нужно.
Режиссёр зовёт на сцену –
Размечает… (мизансцену)
Итак, тема нашего занятия «Мизансцена, виды мизансцен».
На протяжении учебного процесса мы сталкивались с понятием
«Импровизация», так что же такое импровизация. Что мы понимаем под
этим словом?
обучающиеся дают ответы
Педагог: Импровизация (от латинского Без подготовки,
неожиданно) это неподготовленное сиюминутное спонтанное выражение
своих чувств и мыслей речи.
И целью нашего занятия будет правильное применение импровизации
при выстраивании верной оправданной мизансцены. Но начнем мы наше
занятие с разминки.
2. Актерский тренинг.
Педагог: Первый элемент театрального искусства – это снятие
напряжения и зажимов мышц тела. Упражнение на расслабление мышц
«Поклонение солнцу»
Все стоят по кругу. Ноги на ширине плеч, стопы стоят параллельно полу,
руки свободно опущены вдоль корпуса.
вдох – руки и голову поднять вверх, напрячь все мышцы; Что он делает на сцене? (исполняет роли как в комедийных, так и в
драматических спектаклях)
Какие его основные задачи? (привлечь внимание к себе и понравиться)
Что для актера является его произведением искусства? (искусство создания
сценических образов)
Чем являются для актера место действия, время, эпоха, погодные
условия, условия жизни и другое…(предлагаемые обстоятельства).
II. Основная часть.
Педагог: Правильно! Предлагаемые обстоятельства – это то, что или
побуждает сиюминутное действие, или определяет его характер,
эмоционально его насыщает и придает ему соответственную окраску. Так
вот сегодня мы углубимся в понятие, которое и является тем органичным и
настоящим сиюминутным действием, необходимым в творчестве актера –
«импровизация» и «мизансцена».
Прежде чем назовем тему нашего занятия, я попрошу отгадать
простую детскую загадку.
Встанут все актёры дружно
Там, где им по роли нужно.
Режиссёр зовёт на сцену –
Размечает… (мизансцену)
Итак, тема нашего занятия «Мизансцена, виды мизансцен».
На протяжении учебного процесса мы сталкивались с понятием
«Импровизация», так что же такое импровизация. Что мы понимаем под
этим словом?
обучающиеся дают ответы
Педагог: Импровизация (от латинского Без подготовки,
неожиданно) это неподготовленное сиюминутное спонтанное выражение
своих чувств и мыслей речи.
И целью нашего занятия будет правильное применение импровизации
при выстраивании верной оправданной мизансцены. Но начнем мы наше
занятие с разминки.
2. Актерский тренинг.
Педагог: Первый элемент театрального искусства – это снятие
напряжения и зажимов мышц тела. Упражнение на расслабление мышц
«Поклонение солнцу»
Все стоят по кругу. Ноги на ширине плеч, стопы стоят параллельно полу,
руки свободно опущены вдоль корпуса.
вдох – руки и голову поднять вверх, напрячь все мышцы; выдох – наклон и резкий сброс напряжения. (повторить 23 раза)
Ещё одним важным элементом театрального искусства является
сценическая речь. Каждый актер, работая над ролью, добивается чёткого
произношения с помощью различных упражнений.
Упражнения по сценической речи.
Выполнение задания.
И ещё очень важное упражнение, которое нам сегодня понадобится
при выстраивании верной оправданной мизансцены – это выполнение
импровизации. Но выполнять импровизацию вы будете сегодня особенным
образом, под музыку. У меня на столе находятся карточки с заданием,
берете карточку, берете себе помощника, если это вам необходимо, я
включаю музыку, и вы начинаете выполнять задание.
3. Беседа по теме занятия.
Выполнение задания.
Педагог: Мы переходим к теме нашего занятия. Что же такое
мизансцена? Как вы понимаете значение этого слова? (Ответы обучающихся)
Мизансцена (в переводе с французского означает размещение на сцене)
расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля. Это один
из важнейших элементов в работе над постановкой спектакля.
А ваше расположение в зале можно назвать мизансценой? (Ответы
обучающихся). Конечно! Вся наша жизнь состоит из различных мизансцен.
В школе – одна, когда вы заходите в магазин – другая.
4. Практическая часть.
Для того чтобы вы поняли, что такое мизансцена, что этот
театральный термин является частью нашей жизни, я предлагаю вам
поиграть, основной целью этой игры является ваше общее расположение на
воображаемой сцене, т.е. мизансцена.
Обучающимся нужно точно выполнить указания педагога, без уточнения, кому что
Цель: умение обучающихся видеть общую обстановку, ставить приоритетную общую
делать. Им нужно самим организоваться.
цель, а не своё желание выполнить то или иное действие.
Игра «Построй мизансцену»
Первая мизансцена – одиночная, расположились на сцене, замерли и
запомнили место своего расположения на «сцене» и позу.
Вторая – одиночная, поменяли место, позу. Не забываем показать на лице
мимику, и жест, подходящий для вашей мизансцены.
Третья мизансцена – парная. Выполняем точно также как предыдущие. выдох – наклон и резкий сброс напряжения. (повторить 23 раза)
Ещё одним важным элементом театрального искусства является
сценическая речь. Каждый актер, работая над ролью, добивается чёткого
произношения с помощью различных упражнений.
Упражнения по сценической речи.
Выполнение задания.
И ещё очень важное упражнение, которое нам сегодня понадобится
при выстраивании верной оправданной мизансцены – это выполнение
импровизации. Но выполнять импровизацию вы будете сегодня особенным
образом, под музыку. У меня на столе находятся карточки с заданием,
берете карточку, берете себе помощника, если это вам необходимо, я
включаю музыку, и вы начинаете выполнять задание.
3. Беседа по теме занятия.
Выполнение задания.
Педагог: Мы переходим к теме нашего занятия. Что же такое
мизансцена? Как вы понимаете значение этого слова? (Ответы обучающихся)
Мизансцена (в переводе с французского означает размещение на сцене)
расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля. Это один
из важнейших элементов в работе над постановкой спектакля.
А ваше расположение в зале можно назвать мизансценой? (Ответы
обучающихся). Конечно! Вся наша жизнь состоит из различных мизансцен.
В школе – одна, когда вы заходите в магазин – другая.
4. Практическая часть.
Для того чтобы вы поняли, что такое мизансцена, что этот
театральный термин является частью нашей жизни, я предлагаю вам
поиграть, основной целью этой игры является ваше общее расположение на
воображаемой сцене, т.е. мизансцена.
Обучающимся нужно точно выполнить указания педагога, без уточнения, кому что
Цель: умение обучающихся видеть общую обстановку, ставить приоритетную общую
делать. Им нужно самим организоваться.
цель, а не своё желание выполнить то или иное действие.
Игра «Построй мизансцену»
Первая мизансцена – одиночная, расположились на сцене, замерли и
запомнили место своего расположения на «сцене» и позу.
Вторая – одиночная, поменяли место, позу. Не забываем показать на лице
мимику, и жест, подходящий для вашей мизансцены.
Третья мизансцена – парная. Выполняем точно также как предыдущие.Четвертая – не должны видеть друг друга.
Пятая – общая мизансцена.
Выполнение задания.
Аплодисменты друг другу.
Педагог: Через систему мизансцен режиссёр придаёт спектаклю
определённую пластическую форму и находит определённое
пространственное решение спектакля, создаёт необходимые условия для
сценического действия. Каждая мизансцена должна быть психологически
оправдана актёрами, возникать естественно, непринуждённо и органично.
Мизансцена – понятие широкое. Это не только переходы действующих
лиц и размещения, но и все действия актера, жесты и детали его поведения,
это так же все – мизансцена.
Существует несколько видов мизансцен:
круговые мизансцены, используются в основном в танцах, играх,
хороводах;
композиционная мизансцена, выстаивается на различного рода станках,
лестницах, мебели и др.;
полукруг (объединение, единство) – возможность видеть друг друга,
визуально существует как преграда за пространством полукруга;
фронтальная мизансцена необходима для укрупнения плана. Особенно
осторожно нужно обращаться с мизансценой в этом случае. Исполнители
находятся на первом плане, и здесь даже самое маленькое движение
считается, как смена мизансцены;
горизонтальная мизансцена позволяет показать зрителю крупным планом
большое число действующих лиц, делая такую мизансцену эмоционально
насыщенной;
шахматная мизансцена – зрительное увеличение количества актеров. При
этом построении актеры, находящиеся позади партнеров, всегда
располагаются в промежутках между ними;
мизансцена винт – (штопор) – «вдавливание в зал».
4. Практическая часть.
Я предлагаю вам выполнить несколько мизансцен из выше
перечисленных. Прошу выстаивать мизансцены быстро, оправданно и
красиво.
У нас имеются реквизиты и костюмы, можете воспользоваться ими,
если посчитаете нужным.Четвертая – не должны видеть друг друга.
Пятая – общая мизансцена.
Выполнение задания.
Аплодисменты друг другу.
Педагог: Через систему мизансцен режиссёр придаёт спектаклю
определённую пластическую форму и находит определённое
пространственное решение спектакля, создаёт необходимые условия для
сценического действия. Каждая мизансцена должна быть психологически
оправдана актёрами, возникать естественно, непринуждённо и органично.
Мизансцена – понятие широкое. Это не только переходы действующих
лиц и размещения, но и все действия актера, жесты и детали его поведения,
это так же все – мизансцена.
Существует несколько видов мизансцен:
круговые мизансцены, используются в основном в танцах, играх,
хороводах;
композиционная мизансцена, выстаивается на различного рода станках,
лестницах, мебели и др.;
полукруг (объединение, единство) – возможность видеть друг друга,
визуально существует как преграда за пространством полукруга;
фронтальная мизансцена необходима для укрупнения плана. Особенно
осторожно нужно обращаться с мизансценой в этом случае. Исполнители
находятся на первом плане, и здесь даже самое маленькое движение
считается, как смена мизансцены;
горизонтальная мизансцена позволяет показать зрителю крупным планом
большое число действующих лиц, делая такую мизансцену эмоционально
насыщенной;
шахматная мизансцена – зрительное увеличение количества актеров. При
этом построении актеры, находящиеся позади партнеров, всегда
располагаются в промежутках между ними;
мизансцена винт – (штопор) – «вдавливание в зал».
4. Практическая часть.
Я предлагаю вам выполнить несколько мизансцен из выше
перечисленных. Прошу выстаивать мизансцены быстро, оправданно и
красиво.
У нас имеются реквизиты и костюмы, можете воспользоваться ими,
если посчитаете нужным.Нужно выстроить внятную и четкую картину (мизансцену), для этого
всегда помните о зрителе, СТАРАЙТЕСЬ РАБОТАТЬ НА ЗАЛ ЛИЦОМ, А
НЕ СПИНОЙ. СЛЕДИТЕ ЗА ТЕМ, ЧТОБЫ ИСПОЛНИТЕЛИ НЕ
ПЕРЕКРЫВАЛИ ДРУГ ДРУГА. Используйте правильно все пространство
«сцены», не скучивайтесь в одном месте и не оставляя пустыми края сцены.
Я приглашаю трёх участников. Ваша задача показать нам
фронтальную мизансцену «Три подружки»
Спасибо, аплодисменты. На следующую мизансцену приглашаю всех
горизонтальную мизансцену
участников.
«Ожидание на вокзале»
пожалуйста,
Выстройте,
Молодцы. И для последней мизансцены мне также нужны все. Мизансцена
винт – (штопор).Нужно выстроить внятную и четкую картину (мизансцену), для этого
всегда помните о зрителе, СТАРАЙТЕСЬ РАБОТАТЬ НА ЗАЛ ЛИЦОМ, А
НЕ СПИНОЙ. СЛЕДИТЕ ЗА ТЕМ, ЧТОБЫ ИСПОЛНИТЕЛИ НЕ
ПЕРЕКРЫВАЛИ ДРУГ ДРУГА. Используйте правильно все пространство
«сцены», не скучивайтесь в одном месте и не оставляя пустыми края сцены.
Я приглашаю трёх участников. Ваша задача показать нам
фронтальную мизансцену «Три подружки»
Спасибо, аплодисменты. На следующую мизансцену приглашаю всех
горизонтальную мизансцену
участников.
«Ожидание на вокзале»
пожалуйста,
Выстройте,
Молодцы. И для последней мизансцены мне также нужны все. Мизансцена
винт – (штопор).Педагог: Молодцы, спасибо. Всё, что мы сегодня выполняли на
занятии, вам пригодится для подготовки итогового спектакля. Прошу вас
занять места в творческом полукруге.
III. Подведение итогов занятия.
Рефлексия.
Педагог: Напомните, какое понятие мы рассмотрели на сегодняшнем
занятии. Назовите пожалуйста слова – ассоциации к термину «Мизансцена»
(импровизация, сюжет, этюд, игра). Обучающиеся дают ответы.
Насколько вы запомнили виды мизансцен, сейчас узнаем. На столе
находятся картинки с видами мизансцен и их название, ваша задача взять
картинку с мизансценой и карточку с названием той или иной мизансцены, и
прикрепить к зеркалу. Остальные проверяем правильность. К одной
мизансцене имеется несколько картинок.
По театральной традиции в конце каждого спектакля, репетиции,
занятия, мы дарим друг другу аплодисменты. Я думаю, вы их заслужили.
Сила аплодисментов является оценкой труда каждого участника
коллектива.
как прошло наше занятие.
(Аплодисменты). А теперь оцените работу ваших товарищей. (Аплодисменты).
Оцените свой вклад в работу. (Аплодисменты).
Пожалуйста,
оцените,
Педагог: На зеркале находится таблица, на которой изображены
цвета, и ассоциация к каждому цвету. Попрошу вас выбрать карточку того
цвета, который отображает ваше настроение и состояние после занятия.
Таблица цветов и соответствующего настроения
Цвета, соответствующие настроениюПедагог: Молодцы, спасибо. Всё, что мы сегодня выполняли на
занятии, вам пригодится для подготовки итогового спектакля. Прошу вас
занять места в творческом полукруге.
III. Подведение итогов занятия.
Рефлексия.
Педагог: Напомните, какое понятие мы рассмотрели на сегодняшнем
занятии. Назовите пожалуйста слова – ассоциации к термину «Мизансцена»
(импровизация, сюжет, этюд, игра). Обучающиеся дают ответы.
Насколько вы запомнили виды мизансцен, сейчас узнаем. На столе
находятся картинки с видами мизансцен и их название, ваша задача взять
картинку с мизансценой и карточку с названием той или иной мизансцены, и
прикрепить к зеркалу. Остальные проверяем правильность. К одной
мизансцене имеется несколько картинок.
По театральной традиции в конце каждого спектакля, репетиции,
занятия, мы дарим друг другу аплодисменты. Я думаю, вы их заслужили.
Сила аплодисментов является оценкой труда каждого участника
коллектива.
как прошло наше занятие.
(Аплодисменты). А теперь оцените работу ваших товарищей. (Аплодисменты).
Оцените свой вклад в работу. (Аплодисменты).
Пожалуйста,
оцените,
Педагог: На зеркале находится таблица, на которой изображены
цвета, и ассоциация к каждому цвету. Попрошу вас выбрать карточку того
цвета, который отображает ваше настроение и состояние после занятия.
Таблица цветов и соответствующего настроения
Цвета, соответствующие настроениювосторженное
радостное, тёплое
светлое, приятное
спокойное
неудовлетворительное
грустное, тревожное
упадок, уныние
Педагог: Ребята, большое вам спасибо за занятие! Мне было приятно
работать с таким творческим коллективом и хочу пожелать вам, чтобы ваш
интерес к театру не угасал. Встретимся на следующем занятии.восторженное
радостное, тёплое
светлое, приятное
спокойное
неудовлетворительное
грустное, тревожное
упадок, уныние
Педагог: Ребята, большое вам спасибо за занятие! Мне было приятно
работать с таким творческим коллективом и хочу пожелать вам, чтобы ваш
интерес к театру не угасал. Встретимся на следующем занятии.