Открытое занятие по изобразительной деятельности
в средней группе «Читек».
Цель: Продолжать знакомить детей с татарскими национальными костюмами и узорами, национальным орнаментом.
Задачи:
Образовательные: Учить детей на силуэтах, составлять узор из элементов татарского орнамента: листочки, тюльпан, колокольчик.
Развивающие: Развивать интерес к культуре народов своего края. Развивать связную речь, активизировать познавательную и речевую деятельность.
Воспитательные: Воспитывать у детей чувство патриотизма, интерес к татарскому народному орнаментальному искусству, к обычаям и традициям своего народа.
Словарная работа: Читек, орнамент, тюльпан, колокольчик, лист.
Материалы и оборудование: Кукла в татарской национальной одежде, читек, образец работы, силуэты читек, готовые элементы, пластилин, стеки, доски для лепки, клеенки, салфетки, иллюстрации.
Ход занятия.
Организационный момент.
-Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. (Исэнмесез!)
-Здравствуйте, ребята! Друг на друга посмотрели, улыбнулись, подмигнули, тихо сели...
-У нас еще один гость, вернее гостья. Кто это? (Кукла Айгуль). Давайте поздороваемся с Айгуль. (Исэнме, Айгуль). Исэнмесез, балалар!
-Посмотрите, какая Айгуль красивая. Айгуль матур? (Айгуль матур). Конечно она красивая. Она пришла в национальном костюме, какой красивый наряд у нее.
-Татарский женский национальный костюм состоит из платья, затем одевают камзол или фартук, калфак. (помните мы с вами калфак украшали). Раньше наши прабабушки и прадедушки носили такой наряд. Ребята, можно ли сейчас встретить людей в таких татарских национальных костюмах. (Да, на празднике Сабантуй.) А еще на концертах, спектаклях, в музее! В наше время и в обычные дни можно встретить мужчин в тюбетейках.
- Все расшито орнаментом, который включает элементы узора (цветы-тюльпаны, колокольчики, листья).
- В татарском орнаменте используются яркие цвета -красный, синий, зеленый, голубой, розовый, оранжевый, желтый.
-Ой, ребята, Айгуль что-то загрустила. Давайте спросим у Айгуль, что же с ней случилось?
-Айгуль, почему ты грустишь?
Рассказ куклы: Я играла на поляне и потеряла свою обувь.
-На самом деле, посмотрите-ка, ребята, Айгуль босиком. А вы знаете, как называется татарская национальная обувь?
- Обувь у татар называется ичиги или читек. Посмотрите какие красивые они, какими узорами расшиты. Это обувь - читек. Ее шили из кожи, и узоры вышивали цветными нитками, мужские ичиги шились из черной кожи. А женская обувь была многоцветной и узорной. (Дети рассматривают ичиги.) А вы знаете, что читек шьют в нашей республике в г. Арске.
- А как же мы можем помочь Айгуль? Я знаю одну очень интересную веселую игру «Башмакчы». Айгуль с нами поиграет и она перестанет грустить.
Физкультминутка: Игра «Башмакчы».
-Айгуль повеселела, но она говорит, что ножки у нее замерзли. Как же нам помочь ей?
Мы своими руками сделаем читек. Я уже приготовила вам силуэты. Давайте еще раз повторим: из каких элементов составлен орнамент?
-Но перед работой разомнем пальчики.
Сегодня в нашей мастерской мы будем украшать читек. Сначала посмотрите, как располагается узор на ичигах. Узор может быть расположен и по окружности чередованием листьев и цветков. Украшать ичиги будем с помощью пластилина.
Тонкую колбаску раскатаем мы сейчас,
Вперёд – назад ладошки движутся у нас.
Приступайте! А я буду старшим дизайнером и помогу вам.
(Работа детей под звуки татарской национальной музыки.)
(В ходе работы напоминать об осанке. Спрашивать о том, какой элемент орнамента украшают.)
-У всех ли получились работы?
Итог занятия:
-Айгуль, тебе понравилась твоя обувь-читек? (Айгуль очень они понравились и теперь она сможет часто менять обувь и быть всегда красивой, ножки мерзнуть не будут).
-О чем мы сегодня говорили на занятии? (О татарском костюме и татарском орнаменте, в татарском орнаменте используются яркие цвета, люди используют орнамент для украшения).
Что мы с вами делали на занятии? (Украшали читек).
-Сау булыгыз!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.