Открытое занятие "Птицы болот и мелководья"
Оценка 4.9

Открытое занятие "Птицы болот и мелководья"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
экология +1
Взрослым
14.02.2018
Открытое занятие "Птицы болот и мелководья"
Учащиеся в ходе занятия знакомятся с внешним видом и биологическими особенностями птиц, обитающих около водоёмов и на поверхности воды. Участники занятия работают группами и самостоятельно выполняют предложенные педагогам задания. Итог занятия предполагает вёрстку и выпуск стенгазеты по теме занятия самостоятельно.
Птицы болот.doc
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» Открытое занятие по теме «Птицы болот и мелководья» Автор: Мусихина Елена Павловна, педагог доп. образования        высшей  категории МАУ ДО «Станции юных натуралистов» г. Березники, 2016 г. Цель   занятия:  познакомить   учащихся   с   приспособлениями   цапли   и журавля к жизни на мелководье и болотистой местности. Образовательные задачи: 1. Познакомить   учащихся   с   особенностями   жизни   птиц   на   болоте   и мелководье. 2. Рассмотреть   особенности   внешнего   строения   тела,   голоса   журавля   и цапли. 3. Рассмотреть роль данных птиц в биоценозе. Развивающие задачи: 1. Научить   учащихся   определять   по   особенностям   внешнего   строения птицы её местообитание. 2. Научить   учащихся   определять   птиц   в   природе   по   особенностям   их внешнего строения и окраске тела, голосу. 3. Научить учащихся определять вид корма, который предпочитает птица, по особенностям строения её клюва. Воспитательные задачи: 1. Привить учащимся любовь к родной природе и птицам. 2. Научить детей видеть прекрасное даже в самых незаметных с их точки зрения объектах природы. Оборудование: аудиозапись голосов птиц в природе, DVD  фильмы о жизни птиц   в   природе,   иллюстрации   и   фотографии   различных   видов   журавля   и цапли,   титульный   лист   с   названием   журнала   «Сорока   новости   на   хвосте принесла», набор конвертов с заданиями для работы в группах, листы бумаги формата А3, наборы фломастеров и маркеров, ножницы, клей, карандаши и ручки, линейка, карточки с цифрами, карточки с силуэтами летящих птиц. 2 План занятия: 1. Введение.  Знакомство   с   целями   и   задачами   занятия.   Решение   организационных вопросов. 2. Новый материал. 1) прослушивание аудиозаписи с голосом журавля, разбор особенностей его крика; 2) знакомство с особенностями жизни птиц на болотах и мелководье; 3) физкультминутка; 4)   работа   в   группах,   выполнение   индивидуальных   для   каждой   группы заданий; 5) разбор полученных результатов работы групп, защита своих выводов;  6) физкультминутка; 7)   прослушивание   аудиозаписи   с   голосом   цапли   серой   и   цапли­кваквы, разбор особенностей его крика; 8) вёрстка журнала из полученных страниц; 3. Игра на закрепление пройденного материала. Ход занятия: 1. Введение.  Добрый день, ребята! Я рада снова вас видеть на занятие!  Мы с вами сегодня будем редакцией научно­познавательного журнала «Сорока новости на хвосте принесла». Наверное, некоторые из вас слышали выражение:   «Сорока   новости   на   хвосте   принесла».   А   кто   может   мне объяснить,   что   оно   означает?  (Варианты   ответа).  Обычно   так   говорили, когда желали подчеркнуть, что данная новость является не совсем правдивой. 3 Вот   мы   с   вами   на   нашем   занятии   будем   рассматривать   такие   новости. Исправлять   их   и   в   журнале   писать   уже   исправленную,   научно­правдивую новость   для   наших   читателей.   Как   вы   уже   поняли   вы   сегодня   работники редакции,   а   в   ней   имеются   различные   отделы.   Сейчас   вы   разделитесь   на группы­отделы   редакции,   которые   будут   выполнять   свое   редакционное задание. (В течение 1 – 2 минут ребята делятся с помощью педагога на группы, количество которых равно количеству конвертов с заданиями). Но   перед   тем   как   приступим   к   выполнению   редакционных   заданий, предлагаю   послушать   аудиозапись   с   голосами   птиц.   Когда,   по   вашему мнению, вы услышите голос журавля, хлопните в ладоши. Готовы? Слушаем внимательно. (Прослушивание небольшого отрывка аудиозаписи). Посмотрите внимательно на фотографии птиц, развешанных на доске, и скажите под каким номером, спрятался журавль. Для этой цели проведем SMS  голосование, поднимите карточку с номером под которым, по вашему мнению, располагается фотография журавля. Принимаю ваши SMS. На доске вывешены следующие фотографии: 1. лебедь     2. журавль     3. соловей. SMS голосование. Прав был тот, кто поднял карточку с цифрой 2. Посмотрите   внимательно   на   его   фотографию   и   скажите,   где   живёт журавль.  (Варианты   ответа).  Верно,   он   живёт   на   болотах.   Давайте, представим себе, что мы объясняем, что такое болото читателям, которые никогда не видели болота.  Аукцион прилагательных о болоте. Действительно,   на   болотах   существуют   свои   не   с   чем   несравнимые условия   жизни.   Это,   прежде   всего   отсутствие   высоких   крепких   деревьев, твёрдой   почвы   и   постоянная   сырость.   Чтобы   выжить   в   таких   нелёгких условиях, надо приспособиться к ним и тогда негостеприимное болото станет 4 самым лучшим местом для проживания. Мы с вами сейчас на несколько минут превратимся в цапель и проживём один день на «уютном» болоте. Физкультминутка (приложение 1). Отдохнули,   погуляли.   И   продолжим   нашу   работу.   Прошу представителей от каждого редакционного отдела подойти к столу, где они выберут конверт с заданиям. (Раздача конвертов с заданием). Для работы вам отводиться 20 минут. Вы вскрываете конверт и знакомитесь с заданием. После этого приступаете к работе, а именно корректируете данную новость и делаете её научно достоверной. В помощь вам на столе лежат справочные материалы,   которыми   вы   можете   воспользоваться.   После   того   как   время, отведённое   для   работы   закончиться,   вы   будете   должны   представить   свои новости своим коллегам.  Презентация полученных результатов. Практическая часть Уважаемые работники редакции, мы с вами из ваших страниц должны оформить рабочий вариант нашего журнала. Оформление, полученных в ходе работы   отделов,   страниц   в   единый   журнал.   В   дальнейшем   журнал может   пополняться   новыми   страницами   и   с   ним   можно   выступать среди школьников начального блока. Физкультминутка Надо плечи нам размять, Раз­два­три­четыре­пять. Выполняем упражненье, Быстро делаем движенья. (Одна рука вверх, другая вниз,  рывками руки меняются Приложения Приложение 1 5 Цапля ходит по воде И мечтает о еде. Ноги выше поднимай Ты, как цапля, не зевай! (Рывком поднять ногу, согнутую в колене, Как можно выше, потом другую). Чтоб поймать еду в водице, Надо цапле наклониться. Ну­ка тоже наклонись, До мысочка дотянись. (Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню). Мы на месте ходим в ногу, Словно вышли на парад. (Ходьба на месте) Отдохнули мы немного, Снова парты ждут ребят. (Дети садятся за парты). Приложение 2 Отделения редакции журнала (рабочие группы): 1. Почему птица так выглядит? 2. Особенности поведения данных птиц. 3. Какие птенцы выводятся у журавля, а какие у цапли? 4. Чем питается птица и как это связано с местом её обитания? 5. Нужны ли друг другу птицы и болото? Задания для рабочих групп: 1. В конверте имеются карточки с изображениями разных лап и клювов, ваша   задача   определить   под   каким   номером   спрятаны   лапа   и   клюв 6 птицы, обитающей на болоте. Объясните, зачем птицам такие длинные ноги­ходули, такое строение пальцев и всего тела в целом. Свой выбор обоснуй.   В   качестве   подсказок   используйте   фотографии   журавля   и цапли, справочную литературу.  2. Ваша группа должна подтвердить или опровергнуть новость сороки о танцах  журавлей.  Объяснить читателям, зачем  цапля  стоит  на  одной ноге. По  собранной информации  подготовьте и  проведите для своих коллег   физкультминутку   «Танцы   журавлей».   В   качестве   подсказок используйте фотографии журавля и цапли, справочную литературу. 3. 4. В конверте имеются карточки с фотографиями птенцов и их родителей (журавль, цапля). Найдите птенцу его маму и папу. Свой выбор обоснуй. Посмотрите, вся ли информация в новости от сороки правдива, и что интересного можно рассказать нашим читателям о птенцах этих птиц. В качестве подсказок используйте справочную литературу. Образец карточки с новостями Приложение 3 Ой, что я видела сегодня на болоте. Журавли устроили танцы   на   болоте.   Сперва   ничего   –   только   подпрыгивают долгими ногами. Дальше больше: пускаются в широкий пляс, и   такие   коленца   выкидывают   –   помрёшь   со   смеху!   И кружатся, и прыгают, и вприсядку – ну в точь­в­точь трепака откалывают на ходулях! А те, что кругом стоят, равномерно, в такт, хлопают крыльями.  А у бедняжки цапли от постоянного стояния в воде всё время мёрзнут лапы. Вот и приходиться поджимать и греть то одну лапу, то другую.  7 А   детишки   у   журавля   и   цапли   боевые   ребята:   как только выклюнутся из яйца, сейчас вскочат на ножки – и пожалуйста:   уж   и   пищу   сами   себе   добывают,   и   воды   не боятся, и от врагов сами прячутся. Не   менее   важной   особенностью,   связанной   с   водным   образом   жизни, оказывается   способность   уток   и   других   водоплавающих   птиц   сохранять оперение сухим даже во время пребывания в воде. Эта способность зависит от сильного   развития   надхвостовой,   или   копчиковой,   железы,   выделяющей маслянистую   жидкость,   которой   утка   при   помощи   клюва   старательно промазывает перья и делает их непромокаемыми. Благодаря жировой смазке с перьев легко скатывается вода, и утка, вышедшая на берег или взлетевшая на воздух,   оказывается   совершенно   сухой  (вспомните   поговорку   "как   с   гуся вода"   и   сопоставьте   с   нею   выражение,  характеризующее   жалкий   вид   не приспособленной к воде "мокрой курицы"). Большинство   из   вас   слышали   выражение,   идёт   как   утка,   то   есть вперевалочку. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).  Приспособление к водной жизни резче всего выражается у утки в своеобразном устройстве ее ног. Пальцы на ногах у нее соединены между собой кожистой перепонкой (припомните плавательную перепонку на задних ногах лягушки), а сами ноги очень   коротки   и   вдобавок   далеко   отодвинуты   назад.   При   таком   строении задних   конечностей   утка   ходит   по   земле   неуклюже   o­   очень   медленно   и 8 вперевалку (утиная походка), а если начинает торопиться, то часто теряет равновесие и падает на грудь. Но когда утка спускается на воду, ее длинное туловище   ложится   подобно   корпусу   лодки,   а   ноги,   снабженные плавательными перепонками, начинают работать как весла. Им же приходится работать и в качестве руля, управляя поворотами, и в этом случае положение их ближе к заднему концу тела оказывается как раз наиболее удобным. Посмотрите внимательно на клюв утки и скажите, зачем ей клюв­сито. Чем питается она?  Кормится растительной пищей (ряской, роголистником), мелкими   беспозвоночными,   насекомыми,   моллюсками,   мелкой   рыбой, ракообразными, головастиками, иногда лягушками. Основной пищей для уток и гусей являются мелкие беспозвоночные и растения. А чем их легче добыть клювом­пинцетом или клювом­ситом? Чтобы найти ответ на данный вопрос, проведём небольшой опыт.  Опыт Оборудование: ёмкость с водой и мелкими чаинками, пинцет и ситичко. Перед   вами   ёмкости   с   водой,   в   которой   плавают   мелкие   чаинки. Попробуйте поймать чаинки сначала с помощью пинцета, а потом с помощью ситечка. Чем легче и больше было ловить? (Ответы) Правильно, ситечком. Поэтому клюв у утки плоский и по краю имеют зубчики словно сито. Пищу добывает на мелководьях при помощи фильтрации, отцеживая мелких водных животных и растительную пищу через роговые пластины клюва. 9

Открытое занятие "Птицы болот и мелководья"

Открытое занятие "Птицы болот и мелководья"

Открытое занятие "Птицы болот и мелководья"

Открытое занятие "Птицы болот и мелководья"

Открытое занятие "Птицы болот и мелководья"

Открытое занятие "Птицы болот и мелководья"

Открытое занятие "Птицы болот и мелководья"

Открытое занятие "Птицы болот и мелководья"

Открытое занятие "Птицы болот и мелководья"

Открытое занятие "Птицы болот и мелководья"

Открытое занятие "Птицы болот и мелководья"

Открытое занятие "Птицы болот и мелководья"

Открытое занятие "Птицы болот и мелководья"

Открытое занятие "Птицы болот и мелководья"

Открытое занятие "Птицы болот и мелководья"

Открытое занятие "Птицы болот и мелководья"

Открытое занятие "Птицы болот и мелководья"

Открытое занятие "Птицы болот и мелководья"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2018