Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс
Оценка 4.9

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
11 кл
04.06.2018
Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс
Тема: «Революционные события 1917 года в России» Тип занятия: Комбинированное Задачи: Образовательные: познакомить обучающихся с событиями Октября 1917 года, анализировать содержание декретов, принятыми Вторым Съездом Советов. Развивающие: формировать умения сравнивать, анализировать, аргументировать или опровергать спорные утверждения. Воспитательные: воспитывать восприятие альтернативных взглядов на события, формировать навыки самоконтроля, межличностного взаимодействия в группе. Методические: Обеспечение научности, логичности содержания занятия через компетентностный подход.конспект
конспект.docx
Открытое занятие Тема: «Революционные события 1917 года в России»  Тип занятия: Комбинированное Задачи: Образовательные:   познакомить   обучающихся   с   событиями   Октября   1917   года, анализировать содержание декретов, принятыми Вторым Съездом Советов. Развивающие:   формировать   умения   сравнивать,   анализировать,   аргументировать   или опровергать спорные утверждения. Воспитательные:   воспитывать   восприятие   альтернативных   взглядов   на   события, формировать навыки самоконтроля, межличностного взаимодействия в группе. Методические:   Обеспечение   научности,   логичности   содержания   занятия   через компетентностный подход. Технологии:   проблемно­поисковые,   коммуникативные,   игровые,   проектные,   уровневая дифференциация Методы и формы обучения и воспитания:   иллюстративный   1. Объяснительно­ проектирование) Проблемный   и   частично­поисковый   (проблемная   беседа,   формулирование проблемы)   Исследовательский   метод   (решение   тестов   и   проблемной   ситуации. прогнозирование) (объяснение,   показ,   демонстрация, 2. Методы   взаимодействия:   Преподаватель   –   обучающийся,   обучающийся­ обучающийся:   групповая   ролевая   игра,   выступление   с   докладом,   справкой, сообщением, выполнение заданий, тестов, самопроверка, моделирование схем. 3. Методы контроля и самоконтроля (проверка заданий, деятельность экспертов) 4. Методы формирования личностных результатов (внушение, рефлексия, аналогия, воспитывающие ситуации) Эпиграф: "Революцию замышляют романтики, осуществляют фанатики, а плодами её пользуются мерзавцы". Отто фон Бисмарк, рейхсканцлер Германии 1871­1890 гг. Ход занятия: Оргмомент и постановка цели  Преподаватель:  На уроках истории мы с вами проходим большую тему: «Революционные события 1917­ 1 начала 1921 годов в России и Европе.» Она включает в себя много событий мирового масштаба. Конечно, как граждане, патриоты и просто люди, неравнодушные к судьбе своей Родины,   концентрируем   свое   внимание   на   исторические   события   того   времени, происходивших в России. Мы изучили с вами Февральскую революцию, начавшуюся в ходе Первой   мировой   войны,   отречение   императора   Николая   от   трона   и   образования двоевластия в стране.  Проверка домашнего задания: 1. Фронтальный опрос: ­Революция  (Коренной   и   резкий   переворот   в   общественно­политических   отношениях, насильственным путём приводящий к смене общественного строя) ­Двоевластие   (переплетение   двух   властей   –Временного   правительства   и   органов революционно­демократической диктатуры пролетариата и крестьянства­Советов.) ­Временное правительство (Буржуазное правительство, сформированное в России в ходе Февральской революции) ­Учредительное собрание (Парламентское учреждение, которое должно было выполнять законодательные функции, в частности, законодательно утвердить новую систему власти, сложившись, в ходе Февральской рев) ­Исполком   Совета  ликвидированы   власть в административно­территориальных уездными комиссарами и исполнительными комитетами  Временного правительства) ­ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет) 2. Запись студента на доске ­историческое значение февральской революции: (1. свергнуто самодержавие; 2. Слабая социальная опора самодержавия; 3. Особенность Февральской революции­двоевластие) 3. Карточки с проверкой домашнего задания  (в  марте 1917   года в России упразднена   должность губернатора, канцелярия губернатора, губернское правление. Исполнительная губернскими, единицах заменена       (результаты проверки: эксперты проверяют карточки, оценивают их) 1 2 Характер революции:  Причины революции буржуазно­демократическая. ­недовольство народных масс как в тылу, так и на фронте.  ­ухудшение положения народа.  ­поражение на фронтах.  –произвол чиновников материального   3 Задачи   революции   («зеркально» причинам революции) ­свержение самодержавия,  ­ликвидация   помещичьего 2 4 5 Движущие силы (классы, которые ставят   задачи   в   данной революции и осуществляют их) Итоги революции     различных свобод, положения землевладения,   сословного   строя, неравенства наций,  ­установление   демократической республики,  ­обеспечение демократических ­облегчение трудящихся.   крестьянство, рабочий   класс, либеральная буржуазия, демократические   слои   населения, интеллигенция, студенчество, служащие, представители угнетенных народов, армия. ­свержение самодержавия,  ­начало   социально­политического реформирования,  ­формирование двоевластия,  ­обострение проблем в России. экономического   и         Преподаватель: сегодня темой нашего урока будет «Октябрьская революция 1917 года и сейчас мы с вами вместе поставим цель нашего урока Предполагаемая цель: выявить основные причины и итоги октябрьской революции Попытайтесь сформулировать цели нашего занятия.  (ожидаемые ответы): ­будем рассматривать революционные события октября 1917 года, ­ причины краха буржуазии; ­каким был новый политический режим Вопрос, на который нам предстоит ответить в ходе нашего занятия: что есть Октябрьская революция: переворот государственной власти или крах страны? Актуализация опорных знаний  3 Преподаватель:   чтобы   прочувствовать   настроение   населения,   нужно   погрузиться   в обстановку того времени, мы ее изучили на предыдущих уроках, поэтому на прошлом уроке вы получили групповые задания на представление мнений каждого слоя населения в виде   игровых   миниатюр   по   1,5   ­   2   минуты   для   каждой   группы.   И   сейчас   мы   хотим выслушать представителей помещиков и буржуазии с их позицией в создавшейся ситуации Группа аналитиков. Ваша задача – на основе выступлений представителей разных слоев населения   выявить   общие   наболевшие   проблемы   для   всех   и   различия   во   взглядах   на происходящее Группа Помещики и буржуазия 1   Помещик:   до   войны   всё   хорошо   было   –   треть   мирового   рынка   нашим   хлебушком наполнено было, а сейчас что, сейчас армию подкармливать надо и лошадьми, и хлебушком поделиться, уже такой прибыли, как раньше нет, времена тяжёлые настали. 1. Заводовладелец: А у меня до войны в нескольких городах фабрики и заводы были, ткани одежду выпускали, посуду всякую, так кто ж теперь все это купит? Денег у людей нет, а меня все склады товарами забиты. Себе в убыток работать негоже. Придётся закрываться до лучших времен и людей увольнять. 2 Заводовладелец: знать надо, какую продукцию выпускать. Ныне у государства спрос на военную продукцию. Мои пушки, да винтовки как пирожки горячие уходят, кому война, а кому мать родна…я никогда столько не зарабатывал. А если победим, вы представляете сколько новых рынков сбыта и источников сырья прибавится, озолотеем. 2 Помещик. Вам то в городе можно до победы ждать, а у нас на полях и работать то некому, в батраки приходят бабы, дети, да старики наниматься и все безлошадные.  Много ли   напашут,   мужиков   то   на   фронт   забрали,   а   возвращаются   покалеченные.   Голодные крестьяне малоземельные озлоблены, бунтуют часто, грозят самовольно землю отобрать. Куда только это правительство смотрит, порядок навести не может, одни обещания. Группа КРЕСТЬЯНЕ 1. Нас тут злыми называют!!!­ А как не злиться то? Был земли клочок, да лошадка­ кормилица, хоть какой­то урожай собирали, да у помещика батрачили, пусть копейки, да   зарабатывали.   А   теперь…   Мужиков   –   на   фронт,   лошадей   –   на   фронт,   фураж заготовь, отберут, продразверсткой замучили. 2. Кому   пахать   то   теперь?   Бабам   с   детьми?   И   стариков   вместо   лошадей   запрягать? Сколько   мужиков   калеками   с   войны   вернулось?   Им   как   жить?   За   что   они   там кровушку то поливали? Что разбогатели, что ли от этой войны? Кому она нужна то? 3. Что ж за власть то у нас такая, что готова свой же народ голодом задушить? 4. Что нам эта власть? Землю не дает, войну ведет. Долой такую власть!!! 4 Группа РАБОЧИЕ 1. Мужиков­     наших   кормильцев   на   фронт   позабирали,   чем   детишек   своих   кормить теперь?   Вот   старшенького   на   заработки   отправила,   а   ему   12   лет   отроду,   телеги разгружать,   да   тяжести   таскать   уже   придется,   есть,   что­то   надо.   Сама   стиркой подрабатываю, вон сколько солдат, да матросов скопилось в городе. Раньше­ то я на ткацкой фабрике работала, а муж на Путиловском заводе, на жизнь хватало. А теперь все позакрывали, работы не найти, и не знаю, живой ли муж, где и за что воюет… 2. А мой – калекой с фронта вернулся, без ноги… Какой из него работник теперь… Вон у соседки мужика не брали на войну, и работает, и деньжата, хоть и небольшие есть, да с ней вчера от рассвета до заката в очереди за хлебом простояли, так и не купили ничего,   не   привезли   хлебушка.   Да   и   на   чем   привезти   то?     Все   железные   дороги эшелонами забиты.  3. И когда только эта война закончится! Сколько людей гибнет на фронте? Сколько изувеченных, сколько сирот голодных по городу побираются!!! Куда только эта власть смотрит?! 4. Власти только обещают, да толку то. Вон свободу всем дали, тюрьмы открыли, на улицу страшно выйти. Либо воры, либо мародёры. Везде митинги, да разборки, на словах все знают, как жить надо, а что людям дали? Нищету, голод, безработицу и войну, которой нет конца…. Группа народы России 1. Россия наша родина и другой у нас нет. Так доколе ж мы у себя дома гостями будем?        Почему мы не можем так же свободно, как великороссы развивать свой язык, свою национальную культуру? 2. Почему   нам   не   позволяют   создавать   свои   национальные   местные   органы   власти   и занимать государственные должности? Мы хотим, чтобы наши дети не забывали свой родной язык и могли изучать его в школах. 3. Вместе с русскими братьями мы воюем на фронте против общего врага, и страну свою мы любим, а потому и хотим истинного равноправия и справедливости.  4. А   это   правительство   только   обещает:   Дождитесь   Учредительного   собрания   после победы в войне. Долой такое правительство и войну долой!!! Группа Армия 1. Офицер:   на   фронте   обстановка   складывается   ужасная.   Людей   гибнет   много   не только в боях. Идет деморализация и развал армии. Бывают случаи, когда солдаты бунтуют, командирам не подчиняются и даже стреляют в своих офицеров. Амии себе командиров выбирать стали 2. Солдат 1: а нам теперь такое право дол указ №1 Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов! У нас теперь в армии все равны – и офицер и рядовой, вот пусть учатся уважать нас… 5 3. Солдат 2 Ага!!! И оружие у нас есть, и развернуть его можем, куда захотим! Доколе на   фронте   будем   убивать   таких   же,   как   и   мы   солдат   немецких   из   рабочих   и крестьян. Хватит нам убивать друг друга. Ради того, чтобы их и наши богатеи стали еще богаче. Да и вообще хватит воевать, домой надо возвращаться, кто о наших женах с детишками, кроме нас позаботится? 4. Офицер 2: ну, скажите, люди добрые, можно с такой армией воевать или побеждать. Срочно надо прекращать эту вону и налаживать порядок в армии, иначе страну потеряем. Слово аналитикам.  Какие же общие и отличительные суждения о ситуации вы отследили? ­Общее недовольство вызывает нерешенность главных вопросов революции Какие главные вопросы надо было срочно решать? ­ о мире ­о земле ­национальный вопрос ­экономические и политические преобразования Заинтересованы   в   войне   были   представители   военно­промышленного   комплекса, получавшие прибыль от военного производства. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: итак, обозначим причины надвигающейся новой революции? (на доске и в тетради) Озвучивает аналитик: 1)усталость от войны; 2)промышленность и сельское хозяйство страны оказались на грани полного развала; 3)катастрофический финансовый кризис; 4)нерешенность аграрного вопроса и обнищание крестьян; 5)оттягивание социально­экономических реформ; 6)противоречия Двоевластия стали предпосылкой для смены власти. Преподаватель: А Временное правительство не давало народу ни мира, ни земли и не решало главные вопросы.  Тем   временем,   3   апреля   1917   года   В.И.   Ленин   в   составе   группы   социал­демократов вернулся   в   Петроград   из   эмиграции.   Выступая   на   Финляндском   вокзале,   он   выдвинул программу действий большевиков, направленную на захват власти в стране. 4 апреля В.И. Ленин выступил с «Апрельскими тезисами» 6 Анализ документа «Апрельские тезисы». Текст зачитывается студентом. Текст выводится на экран. Обучающиеся работают с историческим источником. Беседа по вопросам: – Каково отношение лидера большевиков к войне? ­  В чем Ленин видел своеобразие «текущего момента» в России? ­ Какие главные задачи Ленин ставит в политической сфере?  ­ На какие способы достижения этих задач указывает Ленин? ­Что предлагает сделать Ленин для решения аграрного вопроса?  ­   Какие   шаги   еще   предлагает   сделать   лидер   большевиков   для   изменения   ситуации   в стране? «Апрельские тезисы», содержание  ­   Ленин   В.И.   предложил   план   мирного   перерастания   буржуазно­демократической революции в социалистическую  ­выдвинул   лозунги:   «Никакой   поддержки   Временному   правительству!»,   «Вся   власть советам!»  ­ за выход из войны, «мир без аннексий и контрибуций»  ­ за диктатуру пролетариата, против парламентаризма, считал, что права должны быть представлены той части населения, которая представлена в Советах.  ­ за замену постоянной армии всеобщим вооружением народа.  ­ предложил  переименовать социал­демократическую  партию в  коммунистическую, тем самым подчеркнув разрыв с меньшевиками  ­   предложил   создать   новый   коммунистический   Интернационал   взамен   распавшегося Интернационала.  ­ в экономике: рабочий контроль над предприятиями, слияние всех банков в один под контролем   пролетариата,   т.е.   национализация   банков,   земли   и   создание   из   крупного каждого помещичьего имения «образцового хозяйства на общественный счёт»  ­ провести аграрную реформу: конфисковать все помещичьи земли и национализировать все земли в стране  7 ­   провести   банковскую   реформу:   произвести   слияние   всех   банков   в   один общенациональный банк, который будет под контролем Советов народных депутат 8 Преподаватель: В ходе событий весны – лета 1917 года правительство пережило три кризиса, трижды привлекая в коалиционный состав с членов Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов   эсеров   и   меньшевиков.   С   одной   стороны,   это   было   стремление   объединить усилие   для   решения   острых   вопросов   и   избежать   гражданской   войны,   но   ни   одна политическая сила в этих коалиционных правительствах не взялась их решать, откладывая на потом, до окончания войны. После июльского кризиса двоевластие закончился. Эсеры и меньшевики   сдали   всю   власть   Временному   правительству   Керенского.   Тот   получил широкие   полномочия   и   обрушился   на   большевиков.   А   чтобы   разоружить   Питерских рабочих и очистить город от вооруженной массы солдат и матросов, обратился за помощью к   командующему   армией   генералу   Корнилову.   Осознав,   что   Корнилов   готовит установление   в   стране   военной   диктатуры,   Керенский   вынужден   был   обратиться   за помощью к большевикам, которые в данный момент показали себя самой организованной силой.   Они   в   считанные   дни   создают   40­тысячную   Красную   гвардию,   и   в   результате Корниловский   мятеж   был   подавлен.     СЛАЙД   6   Рост   авторитета   большевиков   был ошеломляющим. Преподаватель: Политическая ситуация к осени 1917 года обостряется.  Но чтобы продолжить разговор о дальнейших событиях, мы должны проработать основные понятия, с которыми нам предстоит работать, поиск значений которых был предложен вам на прошлом занятии 2 студента записывают значение понятий на доске (остальные ­ в тетради) ВРК­  военно­революционный комитет (21.10.1917) СНК­совет народных комиссаров –наименование советского правительства (27.10.1917) Преподаватель: В самом начале сентября происходят довыборы в Петроградский Совет. Большинство мест получили большевики. Председателем назначен Л.Д. Троцкий. Решение об   изменении   тактики   большевиков   и   переориентации   с   мирных   средств   борьбы   на вооруженный захват власти большевики приняли на 6 съезде своей партии в июле­августе 1917г. Как реальный политический курс это решение было оформлено не на партийном съезде, как этого требовал устав партии, на узком заседании членов ЦК 10 октября 1917г., причем не все эту идею поддержали. 12 октября 1917 г. при Петросовете был создан Военно­ революционный комитет (ВРК). Выполнявший роль штаба по подготовке восстания, в него помимо большевиков вошли представители   левого   крыла   эсеровской   партии.   Во   главе   ВРК   стал   Л.Д.   Троцкий.   22 октября   ВРК   направил   своих   представителей   во   все   воинские   части   Петроградского гарнизона.  В   это   же   время   во   всех   районах   города   большевики   организовали   многочисленные митинги.   В   отличие   от   Февральской   революции,   которая   вспыхнула   стихийно,   новое выступление готовилось большевиками тщательно, и об этом знали все силы. 24 октября вооруженные отряды Красной гвардии и революционных солдат Петрограда начали захватывать мосты, почту, телеграф, вокзалы. Никто не оказал им сопротивления. 9 Видеоролик: Взятие Зимнего дворца Работа с документами: Преподаватель:   вечером   25   октября   открылся   Второй   Всероссийский   съезд   Советов рабочих   и   солдатских   депутатов.   Большинство   делегатов   съезда   большевики   и   левые эсеры. Меньшевики и правые эсеры покинули съезд, т.к. их требования не были выполнены. Первые декреты­ законы Советской власти Предлагаю поработать с содержанием первых декретов. Зачитывает студент (документ на столах у обучающихся) II ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД СОВЕТОВ РАБОЧИХ И СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ ДЕКРЕТ О МИРЕ Рабочее   и   Крестьянское   правительство,   созданное   революцией   24—25   октября   и опирающееся на Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, предлагает всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире………таким миром Правительство считает немедленный мир без аннексий   (т.   е.   без   захвата   чужих   земель,   без   насильственного   присоединения   чужих народностей) и без контрибуций. Такой   мир   предлагает   Правительство   России   заключить   всем   воюющим   народам немедленно,   выражая   готовность   сделать   без   малейшей   оттяжки   тотчас   же   все 10 решительные   шаги   впредь   до   окончательного   утверждения   всех   условий   такого   мира полномочными собраниями народных представителей всех стран и всех наций. Продолжать эту войну из­за того, как разделить между сильными и богатыми нациями захваченные ими слабые народности, Правительство считает величайшим преступлением против   человечества   и   торжественно   заявляет   свою   решимость   немедленно   подписать условия мира, прекращающего эту войну на указанных, равно справедливых для всех без изъятия народностей условиях. Тайную   дипломатию   Правительство   отменяет,   со   своей   стороны   выражая   твердое намерение   вести   все   переговоры   совершенно   открыто   перед   всем   народом,   приступая немедленно   к   полному   опубликованию   тайных   договоров,   подтвержденных   или заключенных правительством помещиков и капиталистов с февраля по 25 октября 1917 г.  Обращаясь   с   предложением   к   правительствам   и   народам   всех   стран   начать немедленно[1] открытые переговоры о заключении мира, Правительство выражает с своей стороны   готовность   вести   эти   переговоры   как   посредством   письменных   сношений,   по телеграфу,   так   и   путем   переговоров   между   представителями   разных   стран   или   на конференции таковых представителей. Для облегчения таких переговоров Правительство назначает своего полномочного представителя в нейтральные страны. Правительство   предлагает   всем   правительствам   и   народам   всех   воюющих   стран немедленно заключить перемирие, причем со своей стороны считает желательным, чтобы это перемирие было заключено не меньше как на три месяца, т. е. на такой срок, в течение которого вполне возможно как завершение переговоров о мире с участием представителей всех без изъятия народностей или наций, втянутых в войну или вынужденных к участию в ней, так равно и созыв полномочных собраний народных представителей всех стран для окончательного утверждения условий мира. Вопросы по документу: ­ основная концепция «Декрета о мире» ­условия для прекращения войны 11 Зачитывает студент (документ на столах у обучающихся) I ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД СОВЕТОВ РАБОЧИХ И СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ ДЕКРЕТ О ЗЕМЛЕ 1) Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа. 2)  монастырские, церковные, со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями переходят в распоряжение волостных земельных комитетов   и   уездных   Советов   крестьянских   депутатов,   впредь   до   Учредительного собрания. 3) Какая бы то ни было порча конфискуемого имущества, принадлежащего отныне всему народу, объявляется тяжким преступлением, караемым революционным судом.          4) Для руководства по осуществлению великих земельных преобразований, впредь до окончательного   их   решения   Учредительным [18]собранием,   должен   повсюду   служить следующий   крестьянский   наказ,  составленный   на   основании   242   местных   крестьянских наказов   редакцией   «Известий   Всероссийского   Совета   Крестьянских   Депутатов»   и опубликованный в номере 88 этих «Известий» (Петроград, номер 88, 19 августа 1917 г.)[1]. О   з е м л е [2] Вопрос   о   земле,   во   всем   его   объеме,   может   быть   разрешен   только   всенародным Учредительным собранием. Самое справедливое разрешение земельного вопроса должно быть таково: 1) П р а в о   ч а с т н о й   с о б с т в е н н о с т и   н а   з е м л ю   о т м е н я е т с я н а в с е г д а ; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду, либо в залог, ни каким­либо другим способом отчуждаема. Вся земля  о т ч у ж д а е т с я б е з в о з м е з д н о , обращается в всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней. За   пострадавшими   от   имущественного   переворота   признается   лишь   право   на общественную поддержку на время, необходимое для приспособления к новым условиям существования. 2) Все недра земли: руда, нефть, уголь, соль и т. д., а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства. Все мелкие реки, озера, леса и проч. переходят в пользование общин, при условии заведывания ими местными органами самоуправления.   3) Земельные   участки   с   плантации, рассадники,   питомники,   оранжереи   и   т.   под. не   подлежат   разделу, а   превращаются   в показательные и   передаются   в   исключительное   пользование государства   или   общин,   в зависимости от размера и значения их.  высококультурными хозяйствами:   сады,   4) Конские заводы, казенные и частные племенные скотоводства, и птицеводства и проч.   конфискуются,   обращаются   во   всенародное   достояние   и   переходят   либо   в исключительное   пользование   государства,   либо   общины,   в   зависимости   от   величины   и значения их.   Вопрос о выкупе подлежит рассмотрению Учредительного собрания. 5) Весь   хозяйственный   инвентарь   конфискованных   земель,   живой   и   мертвый, переходит   в   исключительное   пользование   государства   или   общины,   в   зависимости   от величины и значения их, без выкупа. Конфискация инвентаря не касается малоземельных крестьян. 6) Право пользования землей получают все граждане (без различия пола) Российского   12 государства, желающие обрабатывать ее своим трудом, при помощи своей семьи, или в товариществе, и только до той поры, пока они в силах ее обрабатывать. Наемный труд не допускается. При случайном бессилии какого­либо члена сельского общества в продолжение 2 лет, сельское   общество   обязуется,   до   восстановления   его   трудоспособности,   на   этот   срок прийти к нему на помощь путем общественной обработки земли. Земледельцы,   вследствие   старости   или   инвалидности,   утратившие   навсегда возможность лично обрабатывать землю, теряют право на пользование ею, но взамен того получают от государства пенсионное обеспечение. 7) Землепользование должно быть уравнительным, т. е. земля распределяется между трудящимися, смотря по местным условиям, по трудовой или потребительной норме. Формы пользования землей должны быть совершенно свободны, подворная, хуторская, общинная, артельная, как решено будет в отдельных селениях и поселках.     8) Вся   земля,   по   ее   отчуждении,   поступает   в   общенародный   земельный   фонд. Распределением ее между трудящимися заведуют местные и центральные самоуправления, начиная от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая центральными областными учреждениями. Все   содержащееся   в   этом   наказе,   как   выражение   безусловной   воли   огромного большинства   сознательных   крестьян   всей   России,   объявляется   временным   законом, который   впредь   до   Учредительного   собрания   проводится   в   жизнь   по   возможности немедленно, а в известных своих частях с той необходимой [20]постепенностью, которая должна определяться уездными Советами крестьянских депутатов. [3] Земли рядовых крестьян и рядовых казаков не конфискуются.   Председатель Совета Народных Комиссаров Владимир Ульянов 26 октября 1917 г. 13 Вопросы по документу: ­   Можно   ли   считать,   что   Декрет   о   земле   выполнил   требования   крестьян, сформировавшиеся   после   отмены   крепостного   права?  (Многообразие   форм землепользования   (подворное,   хуторское,   общинное,   артельное).   Отмена   права   частной собственности на землю. Запрет применения наёмного труда) ­ В чем, на ваш взгляд, состояла политическая привлекательность декретов? 3.Закрепление Преподаватель: на   дом   вам   было   предложено   задание:   найти  оценку   событий   Октября современниками и историками. Прошу зачитать, что вам удалось найти Обучающийся  1:  существуют   различные  точки  зрения  на  революционные  события  1917 года: ­ Сторонники монархических взглядов считали, что Февраль положил начало катастрофе, а в Октябре страна рухнула в пропасть. Власть большевиков ввергла Россию в анархию, а в дальнейшем привела к миллионам смертей, духовному распаду ­ Либералы, эсеры и меньшевики полагали, что Советская власть установила не диктатуру пролетариата, а “диктатуру над пролетариатом”. ­ Сами большевики считали, что только советская власть отвечает коренным интересам народа, только она обеспечила спасение от экономической катастрофы, ликвидировала эксплуатацию, открыла путь к демократии и социальной справедливости. Обучающийся 2:  П. Н. Милюков. «История Второй русской революции»: «Начало   той   бесконечной   цепи   страданий   неорганизованных   масс   от   вооруженного господства организованных шаек, в которой погибла русская государственность». А.И. Деникин. «Очерки русской смуты»:   «Власть падала из слабых рук Временного правительства, и во всей стране не оказалось, кроме большевиков, ни одной действенной организации, которая могла бы предъявить свои права на тяжкое наследие во всеоружии реальной силы. Этим фактом в октябре 1917 года был произнесен приговоров стране, народу и революции». Преподаватель: Многие историки склоняются к тому, чтобы не разделять “Февральскую” и “Октябрьскую” революции. Целесообразнее говорить о Российской революции 1917 года. Наша Родина стала полем для невиданного эксперимента. Было положено начало новому государству – советскому. 14 Обращение военно­революционного "К гражданам России!"     Петроградского комитета 25 октября (7 ноября) 1917 г.      Выверено по изданию: Декреты   Советской   власти.   Т.I. М., Гос. изд­во полит. литературы, 1957. С.2.      Временное правительство низложено.  Государственная власть перешла в руки органа Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, Военно­революционного комитета, стоящего во главе петроградского пролетариата и гарнизона.      Дело, за которое боролся народ: немедленное предложение демократического мира, отмена помещичьей собственности на землю, рабочий   контроль   над   производством, создание   Советского правительства – это дело обеспечено.      Да здравствует революция рабочих, солдат и крестьян!                                   Военно­революционный комитет                                   при Петроградском Совете                                   рабочих и солдатских депутатов.      25 октября 1917 г. 10 ч. утра. Звучит «Интернационал»: Вставай, проклятьем заклейменный, Весь мир голодных и рабов 15 Кипит наш разум возмущенный И в светлый бой вести готов…  Никто не даст нам избавлений: Не бог. Не царь и не герой, Добьёмся мы освобождения  Своею собственной рукой…. Прочтение Стихотворения  Владимир Кириллов МЫ Мы несметные, грозные легионы Труда. Мы победители пространства морей, океанов и суши, Светом искусственных солнц мы зажгли города, Пожаром восстаний горят наши гордые души. Мы во власти мятежного, страстного хмеля;  Пусть кричат нам: "Вы палачи красоты",  Во имя нашего Завтра ­ сожжем Рафаэля,  Разрушим музеи, растопчем искусства цветы.  Мы сбросили тяжесть наследья гнетущего,  Обескровленной мудрости мы отвергли химеры;  Девушки в светлом царстве Грядущего  Будут прекрасней Милосской Венеры...  Слезы иссякли в очах наших, нежность убита,  16 Позабыли мы запах трав и весенних цветов.  Полюбили мы силу паров и мощь динамита,  Пенье сирен и движенье колес и валов...  О, поэты­эстеты, кляните Великого Хама,  Целуйте обломки былого под нашей пятой,  Омойте слезами руины разбитого храма.  Мы вольны, мы смелы, мы дышим иной красотой.  Мускулы рук наших жаждут гигантской работы, Творческой мукой горит коллективная грудь,  Медом чудесным наполним мы доверху соты,  Нашей планете найдем мы иной, ослепительный путь.  Любим мы жизнь, ее буйный восторг опьяняющий,  Грозной борьбою, страданьем наш дух закален.  Всё ­ мы, во всем ­ мы, мы пламень и свет побеждающий, Сами себе Божество, и Судья, и Закон. Преподаватель:  сегодня   мы   с   вами   на   уроке   рассмотрели   события   осени   1917   года, познакомились   с   первыми   декретами   Советов,   рассмотрели   характеристику   нового политического режима.  А каково ваше мнение? Выскажите свою точку зрения: что это – переворот во власти или крах государства? Давайте еще раз прочитаем эпиграф к сегодняшнему занятию: как вы полагаете, относится он к характеристике событий рассматриваемого периода? Рефлексия: (самопроверка) обучающиеся проверяют выполненное задание друг у друга, сверяя свои 17 ответы с эталонами ответов, выданных им. Задание 1: Вариант 1 1. Какой политический лозунг выдвинул в «Апрельских тезисах» В. И. Ленин: а) немедленное свержение Временного правительства; б) передача всей власти в руки Советов; в) передача власти Учредительному собранию. 2. Выберите основные причины Октябрьской революции: а) усталость от войны; б) промышленность и сельское хозяйство страны оказались на грани полного развала;  в) выступление за продолжение ведения боевых действий. 3. Основная концепция «Декрета о мире»: а) национализация земли в стране; б) объявление всеобщей демобилизации;  в) прекращение войны, заключение мира. 4. Какие экономические меры были выдвинуты в «Апрельских тезисах»: а) передача земли в распоряжение крестьянских комитетов; б) конфискация помещичьих земель; в) введение контроля Советов за общественным производством и распределением; 5. Основная концепция «Декрета о земле»: а) объявление о национализации промышленности; б) объявление всеобщего тайного голосования;  в) отмена помещичьей собственности на землю. Вариант 2 1. Каково было отношение В. И. Ленина к войне в «Апрельских тезисах»: а) продолжение ведения боевых действий; 18 б) немедленное прекращение военных действий; в) безоговорочная капитуляция. 2. Решения по аграрному вопросу, предложенных большевиками: а) передача земли в руки буржуазии; б) конфискация всех помещичьих земель;  в) национализация земли в стране. 3. Выберите основные причины Октябрьской революции: а) катастрофический финансовый кризис; б) нерешенность аграрного вопроса и обнищание крестьян;  в) возвращение Южного Сахалина России. 4. Выберите положения «Декрета о земле»: а) отмена права частной собственности на землю; б) всеобщая воинская повинность только крестьян; в) Запрет применения наёмного труда. 5. О взятии власти 25 октября 1917 г. объявил в обращении к гражданам России: а) лидер партии большевиков В.И.Ленин; б) Петроградский Военно­революционный комитет;  в) Петроградский Совет. 19 Эталоны ответов (раздаются обучающимся для самоконтроля) Вариант 1 Вариант 2 № вопроса Вариант ответа № вопроса Вариант ответа 1 2 3 4 5 а а, б в б в 1 2 3 4 5 б б, в а, б а, в б Задание 2: Оцените свою работу на уроке по 5­балльной системе. Для этого ответьте на вопросы: 20 а) ­ как я усвоил материал:        получил глубокие знания – 5 баллов        усвоил материал частично – 4 балла        мало что понял и запомнил – 3балла б) ­ как я работал?        везде справился самостоятельно – 5 баллов        допустил ошибки – 4 балла        работой не удовлетворен, справился с заданиями плохо – 3­2          балла Мое мнение:      было ли интереснее на этом уроке по сравнению с другими? Да(нет) Выставление оценок с комментариями Домашнее задание: составить исторический кроссворд по пройденной теме, подготовить сообщения: «В.И. Ленин, как «символ» революции», «Судьба русской интеллигенции после октября   1917   года»,   «Становление   советской   власти   на   территории   России», «Судьба последнего русского царя». 21 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА комбинированного учебного занятия теоретического обучения Тема занятия: «Революционные события 1917 года в России» Элементы внешней Деятельность преподавателя время структуры Элементы дидактической 1. Организационн ый момент 2. Мотивация  учебной  деятельности  структуры построение ­Беседа ­Диалог 3 мин. 15 мин. Приветствие студентов, контроль их  готовности к занятию ­ Поясняет, что в рамках темы  «Революционные события 1917­1921 гг. в  Европе и России», рассматривается тема  социалистической революции в России.  ­Помогает формулировать тему занятия  «Октябрьская социалистическая  революция 1917 г», её актуальность, место  занятия в системе занятий. ­Помогает формулировать учебные цели. ­Объявляет критерии оценки работы на  занятии. 15 мин. Проведение диагностики успешности,  применяя разнообразные формы и приёмы  организации, дифференцированный  подход.  Беседа по теме (примерные вопросы):  1.Какие альтернативы открывались перед  страной после Февральской революции?  2.Какой путь был выбран в октябре 1917  года? Почему?  Постановка проблемного вопроса урока и  заданий для работы.  30 мин. Организация познавательной деятельности  и активности студентов в связи с  изучением нового материала,  использование закрепляющие  микроиздания, выдача тезисов занятия. 3. Актуализация  опорный  знаний 4. Формирование  новых знаний ­фронтальный опрос: ­Революция  ­Двоевластие  ­Временное пр­во ­Учредительное собрание ­Исполком Совета    ­ВЦИК  ­историческое значение  февральской революции: ­игра Деление студентов на  социальные группы:  «Буржуазия, помещики», «Крестьяне», «Рабочие»,  «Народы России»,  «Армия». ­лекция ­работа с документами «Апрельские тезисы»,  «Декрет о мире»,  «Декрет о земле». 5. закрепление ­беседа 10 мин. Предлагает найти оценку событий Октября 1917 г. современниками и историками. Обсуждение главных, основных линий и  направлений изученного 6. рефлексия ­опрос 10 мин. Проводит индивидуальные консультации 7. итоги занятия ­тест 7 мин. ­объявление оценок и их обоснование ­домашнее задание

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс

Открытое занятие "Революционные события 1917 года в России" 11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2018