Открытое занятие «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Комнатное садоводство»
Оценка 4.9

Открытое занятие «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Комнатное садоводство»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология +1
Взрослым
15.01.2017
Открытое занятие «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Комнатное садоводство»
Разработка открытого занятия «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Комнатное садоводство» рассчитана на учащихся 9-17 лет. Цель занятия: Заинтересовать учащихся деятельностью объединения и пробудить интерес к занятиям по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе “Комнатное садоводство”. При проведении занятия используются педагогические технологии: личностно-ориентированные, развивающие индивидуальные познавательные способности ребёнка на основе имеющегося у него жизненного опыта; групповые технологии при организации совместных действий учащихся в парах; технологии исследовательского (проблемного) обучения, когда учащийся самостоятельно постигает понятия, а не получает их от педагога.Данный материал можно использовать на занятиях по программе «Комнатное садоводство» с учащимися 9 – 17 лет при изучении тем: «Растения субтропиков», «Прививка черенками», «Защита комнатных растений от вредителей». Занятия можно проводить с использованием натуральных объектов цитрусовых растений в теплице Детского ЭкоЦентра.
Конспект занятия Бакаенко Т.Л..docx
Бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования города Омска «Детский эколого­биологический Центр» Открытое занятие «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Комнатное садоводство»                                                                                                     Автор : Бакаенко Татьяна Леонидовна,                                         педагог дополнительного образования                        2016 г. 1 Открытое занятие «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Комнатное садоводство» Цель: заинтересовать учащихся деятельностью объединения и пробудить  интерес к занятиям по дополнительной общеобразовательной   общеразвивающей программе “Комнатное садоводство”. Задачи: 1. Общеобразовательные ­ знакомство с деятельностью объединения детей и содержанием  образовательной программы “Комнатное садоводство”; ­ получение знаний о способах размножения с помощью прививки  и о  вредителях цитрусовых растений; ­ осуществить на практике прививку лимона; 2. Развивающие: ­ формирование у учащихся творческих способностей, внимания; ­ пробуждение любознательности; ­ расширение знаний о цитрусовых растениях 3. Воспитывающие: ­ создание атмосферы открытости и доверия; ­ обеспечение у учащихся мотивации к занятиям  ­ воспитание последовательности и аккуратности в работе, адекватной  самооценки и самоконтроля. Технологическая карта Формы, методы, Содержание Результат детей Результат педагога 2 приемы деятельности на   Диалог.   занятии Организационный  этап. Знакомство (8  минут) Создание  эмоционального   настроя на занятие  Основной этап.  Введение в предмет.  Постановка  проблемы. Поиск решения  проблемы (20 минут)     Снятие напряжения и барьеров общения.   Знакомство. Снятие  напряжения и настрой  детей на занятие.   Беседа о  цитрусовых  растениях Демонстрация  слайдов по теме Введение в  образовательную  программу: ­ знакомство с видами  цитрусовых с  помощью слайдовой  презентации; Активизация  познавательной  деятельности,  постановка цели  учащимися. Беседа. Создание комфортной  обстановки на занятии. Первичная проверка  понимания. Понятийный  словарь. Прививка –  Подвой –  Привой –  Усвоение новых  знаний. Создание  проблемной  ситуации.  Побуждение к  поиску решений  проблемы. Практическая  часть. Практическая  работа  «Прививка лимона» Практическая  работа «Вредители  растений» Постановка проблемы. ­ можно ли дома  вырастить лимоны? ­ как прививать  растение лимон? Поиск решения. Работа в парах: по  инструкции  Постановка целей.  Создание проблемной  ситуации. Поиск решений самостоятельная  работа  Контроль выполнения  работы С помощью лупы  и  микроскопа  рассмотреть  вредителей растений.  Сравнительно­ описательный метод  – сравнение с  картинкой Контроль, оказание  помощи.   Завершающий этап.  Подведение итогов      3 Игра «Угадай­ка» занятия (5 минут) Загадки о цитрусовых Закрепляют  Обобщение.  Рефлексия. Приглашение на  занятия в  объединений  «Комнатное  садоводство» Подведение итогов. Обобщение  полученных знаний. Дети учатся  прислушиваться к  чужому мнению. Приводят в порядок  рабочее место. Реклама ­  приглашение  раздаётся  полученные знания Дают обратную связь, через самооценку. Оценивают занятие с  помощью плодов  лимона и мандарина. Проверка знаний,   полученных на занятии  Выявление степени  удовлетворенности и  заинтересованности детей  занятием.  Проявляют интерес  к занятиям  Запись в объединение  «Комнатное садоводство» Оборудование: Предметные стёкла – 8 шт.,  Лупы – 4 шт., Микроскопы школьные – 4 шт., Скальпели – 4 шт., Скотч узкий – 4 шт., Кюветки – 4 шт.,   комнатное растение лимон., черенки лимона – 4 шт., полиэтиленовая плёнка – 4 шт., плоды лимона – 4 шт., плоды мандарина – 4 шт,  карточки «Вредители цитрусовых растений», карточки «Этапы прививки лимона» карточки «Инструкция по ТБ» Инструкция к практической работе «Прививка лимона» Живые объекты в пакетах: тля, белокрылка. I. Организационный этап. Знакомство (5 минут). 4 Дети заходят в кабинет и готовятся к занятию. Приветствие. Здравствуйте, ребята! Давайте с вами познакомимся.  Слайд 1. Учащиеся:    Меня   зовут   Татьяна   Леонидовна.   Я   работаю   педагогом дополнительного образования в Детском ЭкоЦентре. А теперь, каждый из вас, представьтесь, пожалуйста. Учащиеся: По очереди называют свои имена. Педагог: Я рада нашему знакомству и можем приступить к занятию. На столе перед вами стоят микроскопы. Они настроены для работы. Их нельзя сдвигать. В кюветах лежат инструменты для работы.  I. Основной этап. Введение в программу. (15 минут) Я   работаю   по   программе   «Комнатное   садоводство».   А   что   такое «садоводство»? Учащиеся:  Выращивание разных растений в саду, на даче.  Педагог: Верно. Но сегодня мы будем изучать растения, которые можно  выращивать в теплице и даже в комнате. Отгадайте, о каком растении эта  загадка? Слайд 2. Жёлтый он, как солнца луч, Ароматен, но кислюч! Отрезай ты ломтик смело, Если горло заболело – С мёдом в чае лечит он. 5 Цитрус тот зовут… (лимон). Слайд 3. Учащиеся: ­ Это лимон. Педагог: Верно! А знаете ли вы, что же означает  «цитрус»? Слово «цитрус» в переводе с латинского языка означает «лимонное дерево». Так что можно  считать, что среди цитрусовых лимон является родоначальником.  Итак, о каких растениях сегодня пойдёт речь на нашем занятии? Учащиеся: ­ Мы будем изучать цитрусовые растения. Педагог:  Мы   познакомимся   с   несколькими   цитрусовыми   растениями   и   выполним практическую работу  Оказывается, что на Руси лимоны стали выращивать еще в XIX веке. В городе Павлово практически все жители занимались выращиванием этих растений. Так   появился   уникальный   сорт   комнатного   лимона,   который   называют «павловским».   А почему? Вот что говорят историки. В просторечии слово "слимонить"   равнозначно   словам   "стащить",   "украсть"   и   т.   п.   Пошло   это словечко   гулять   по   белу   свету   с   одного   забавного   происшествия.   Как рассказывают, в 1735 году в Нижнем Новгороде остановилась большая баржа с подарками, которые посылал персидский шах императрице Анне Иоанновне. Среди подарков было несколько лимонных, кофейных, гранатовых и других деревцев. На барже побывали многие нижегородцы и окрестные жители. Так вот, один из любопытствующих горожан, служивший в павловской конторе, незаметно положил один из плодов лимона в карман. С тех пор и пошли по России "павловские лимоны", а вместе с ними и словечко "слимонил", т. е. украл. Слайд 4. (фото лимона) 6 Педагог:  Но   не   только   лимоны   относятся   к   цитрусовым   растениям.   Вы можете догадаться, о каком растении идёт речь.  Португальские   мореплаватели   завезли   из   восточных   стран   эти   оранжевые вкусные шары. И стали торговать ими с соседями. Те, конечно, спрашивали: «Откуда яблочки­то?» ­ потому что об этих плодах не слышали, а по форме этот фрукт на яблоко похож. Торговцы честно отвечали: "Из Китая яблочки, китайские!" Так и запомнилось. А в Россию апельсины попали из Голландии.  По­голландски "яблоко" ­  appel, а китайский ­  sien. Вот и вышел апельсин. «Оранже» с французского переводится как «апельсинное дерево». Стало быть «оранжерея» ­ апельсиновый зимний сад. Слайд 5. (фото апельсина и мандарина) А ещё есть брат – мандарин. Родина мандарина ­ Юго­Восточная Азия.  Знаете ли вы, откуда произошло название   «мандарин»?   Такое   название   эти   цитрусовые   плоды   получили потому,   что   были   чрезвычайно   дороги   и   доступны   только   состоятельным людям, которых в Китае называли мандаринами.  Слайд 6. (фото плодов кинкана, грейпфрута, лайма) Педагог:  Ещё   к   цитрусовым   относится:   кинкан   (или   кумкват),   грейфрут, лайм.  Итак, вы познакомились с основными видами цитрусовых растений. А можно ли у нас на даче выращивать лимоны, мандарины?  Учащиеся: Ответы.  ­ На даче вырастить нельзя, так как это теплолюбивые растения, и они зимой замёрзнут. 7 Педагог: Верно. Суровые сибирские зимы не позволяют выжить тропическим растениям. Такие растения можно выращивать только в теплицах или дома на подоконнике.  В   теплице     Детского   ЭкоЦентра   растут   настоящие   лимоны, апельсины и другие цитрусовые растения. Вырастить цитрусовые растения в домашних условиях совсем не просто. Как вырастить лимоны и получить плоды можно научиться в нашем объединении «Комнатное садоводство».    Как вы думаете с чего нужно начать выращивание лимона? Учащиеся:  Нужно   взять   семена   и   посадить   в   землю.   Когда   появится росточек, его нужно поливать. Педагог:  Верно,  но  это   будет  «дичок».  Плодов  от   него  мы  не  дождёмся. Чтобы получить плоды, нужно сделать ему прививку, т.е. привить черенок (веточку) от плодоносящего растения, который называется привой. Растение, на которое будем прививать, называется подвой. Запишите в тетрадь определения. Слайд 7. ПРИВИВКА – один из способов вегетативного размножения. ПРИВОЙ  – растение, часть которого (черенок) прививается другому (подвою) для придания ему новых свойств. ПОДВОЙ – растение, на которое прививается черенок другого растения. Учащиеся: Записывают определения в тетради. Педагог: А сейчас выполним практическую работу «Прививка лимона». 8 Вспомним правила ТБ при работе с острыми предметами. Инструкция по ТБ: (Приложение № 1) Практическая работа № 1 Работа в парах Педагог: Демонстрирует растения лимона: привитое и «дичок». Объясняет  последовательность действий: Карточка­инструкция (Приложение № 2) Если   «прививка»   была   успешной,   то   через   1­2   месяца   привитый   черенок прирастёт,   зазеленеет   и   будет   расти.   Через   2­3   года   зацветёт   и   образует плоды. Ребята,   перед   вами   лежат   черенки,   уже   подготовленные   для   прививки   и инструкции для работы. Нужно соблюдать технику безопасности при работе с острыми предметами: ножами, ножницами и черенками. Работать будете в парах, соблюдая аккуратность и не мешая другим. У кого возникнут вопросы, обращайтесь ко мне. После завершения практической работы, приведите рабочее место в порядок. Учащиеся: Выполняют практическую работу в парах по карточкам-инструкциям. Показывают педагогу выполненную работу. Педагог: Ребята, вы отлично выполнили практическую работу и можете сами осуществлять прививку плодовых растений дома и на даче. Практическая работа №2 9 Педагог:  Цитрусовые   растения,   как   и   многие   другие,   часто   поражаются вредителями, которые портят листья, ветки. Это белокрылка, тля, щитовки, трипсы, мучнистые червецы. (Краткая характеристика насекомых­вредителей) Вы   можете   их   рассмотреть   с   помощью     микроскопа.   Но   сегодня   мы рассмотрим   только   двух.  А   кого   вы   увидите,   определите   сами,  сравнив   с изображением на картинке. Возьмите предметные стёкла, внимательно рассмотрите и определите, какие это вредители. (На доске прикреплены изображения вредителей растений).  Учащиеся: Выполняют практическую работу под руководством педагога по карточке­инструкции (Приложение № 3): Педагог: Итак, каких вредителей растений вы определили? Учащиеся: ­ Это белокрылка и тля. Педагог: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием. Запишите   название   насекомых­вредителей,   которых   вы   определили (белокрылка и тля). II. Обобщение и контроль знаний (7 минут) Педагог: Подведём итог занятия.  Игра «Угадай-ка» (ответы появляются на слайде) 1. С оранжевой кожей, На мячик похожий, Но в центре не пусто, А сочно и вкусно. (Апельсин) 2. Ну, а это угадать Очень даже просто: Апельсин, ни дать, ни взять, Только меньше ростом. (Мандарин) 3. Для лечения болезней 10 Он всех цитрусов полезней. Очень кислый, сочный он. Этот жёлтый фрукт … (Лимон) 4. Лимончик зелёный, но спелый. Вот какой он умелый! (Лайм) 5. Все его мы с детства знаем –  Удивительнейший фрукт, Апельсин напоминает, Называется –  …  (Грейпфрут)  А теперь посмотрим, как вы запомнили последовательность прививки лимона? (Приложение №  4) По очереди разложить на доске картинки этапов прививки растения.  Название вредителя по изображению. Какое насекомое изображено? (соотнести названия насекомых-вредителей с изображением на карточках) III. Рефлексия (3 минуты) Педагог: Ребята, вы можете высказать свои впечатления о занятии. Что вы узнали для себя нового, где вы можете применить полученные на занятии знания? Учащиеся: Делятся впечатлениями о проведённом занятии. Педагог: Ребята, перед вами лежат два фрукта – мандарин и лимон. Если вам понравилось занятие, поднимите сладкий мандарин. Если не понравилось – кислый лимон. Приглашаю вас к нам в ЭкоЦентр на занятия в объединение «Комнатное садоводство» (визитки). Спасибо за работу на занятии! 11 Приложение № 1 Правила техники безопасности при работе с острыми предметами.  Не играть режущими предметами (ножницы, ножи).   При работе с режущими предметами  необходимо следить за движением и положением лезвий во время работы.  Никогда не направляйте режущую часть на себя. только от себя...  Кладите ножницы сомкнутыми   острыми концами от себя 12 Приложение № 2 Карточка­инструкция Этапы прививки 1 – взять черенок от плодоносящего  дерева лимона (привой),  сделать  косой срез с двух сторон; 2 – взять черенок основного растения  (подвой) и в верхней части сделать  расщеп, глубиной 3 см; 3 – вставить привой срезом в расщеп, 4 – плотно перевязать скотчем, 5 – сверху накрыть пакетом и  перевязать скотчем. 13 Приложение № 3 Карточка­инструкция «Определение насекомых­вредителей с помощью        микроскопа» 1. Взять предметное стекло, нанести каплю воды. 2. Опустить стекло в пакет с насекомыми и прикрепить на стекло насекомое. 3. Осторожно накрыть покровным стеклом. 4. Положить препарат на столик микроскопа. 5. Рассмотреть в окуляр препарат, регулируя винты. 6. Сравнить с картинкой и определить вредителя. 14 Приложение № 4 15 16 17 18 Список использованной литературы 1 Ворфоломеева Е.А. Болезни и вредители комнатных растений. Санкт­ Петербург, «Дом­«Нева», 2003. 2 Ганичкина О.А. Справочник умного садовода. «Эксмо­Пресс», 2014. 3 Дадыкин В.В. Цитрусовый сад на вашем окне. – «АСТ­Пресс», 2008. 4 Педагоги дополнительного образования Социальная сеть работников образования     5 Как привить лимон     в     домашних     условиях: пошаговая...       nsportal    .  ru vsadu.ru›post/1568   6 Вредители     цитрусовых       культур, методы борьбы... citrus.abc64.ru›citruspests.htm 19

Открытое занятие «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Комнатное садоводство»

Открытое занятие «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Комнатное садоводство»

Открытое занятие «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Комнатное садоводство»

Открытое занятие «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Комнатное садоводство»

Открытое занятие «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Комнатное садоводство»

Открытое занятие «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Комнатное садоводство»

Открытое занятие «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Комнатное садоводство»

Открытое занятие «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Комнатное садоводство»

Открытое занятие «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Комнатное садоводство»

Открытое занятие «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Комнатное садоводство»

Открытое занятие «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Комнатное садоводство»

Открытое занятие «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Комнатное садоводство»

Открытое занятие «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Комнатное садоводство»

Открытое занятие «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Комнатное садоводство»

Открытое занятие «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Комнатное садоводство»

Открытое занятие «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Комнатное садоводство»

Открытое занятие «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Комнатное садоводство»

Открытое занятие «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Комнатное садоводство»

Открытое занятие «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Комнатное садоводство»

Открытое занятие «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Комнатное садоводство»

Открытое занятие «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Комнатное садоводство»

Открытое занятие «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Комнатное садоводство»

Открытое занятие «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Комнатное садоводство»

Открытое занятие «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Комнатное садоводство»

Открытое занятие «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Комнатное садоводство»

Открытое занятие «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Комнатное садоводство»

Открытое занятие «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Комнатное садоводство»

Открытое занятие «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Комнатное садоводство»

Открытое занятие «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Комнатное садоводство»

Открытое занятие «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Комнатное садоводство»

Открытое занятие «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Комнатное садоводство»

Открытое занятие «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Комнатное садоводство»

Открытое занятие «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Комнатное садоводство»

Открытое занятие «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Комнатное садоводство»

Открытое занятие «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Комнатное садоводство»

Открытое занятие «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Комнатное садоводство»

Открытое занятие «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Комнатное садоводство»

Открытое занятие «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Комнатное садоводство»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2017