"Реализация креативных возможностей учащихся при изучении естественных наук"
Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
биология
Взрослым
01.05.2017
Не секрет, что интерес к познаниям у современных детей стремительно падает. Увлечённые компьютерными играми и общением в социальных сетях современные дети самостоятельно моделируют круг своих интересов. Учитель же, озабоченный выполнением требований ГОСО, превращает урок в поток информации и эстафету заданий. Ученику становится всё труднее маневрировать в этом потоке, всё труднее переключаться с одного предмета на другой. Педагог новой формации должен быть гибким, уметь создать условия для реализации и развития индивидуальных и творческих способностей учащихся, обладающих стремлением к успеху, верой в свои возможности, потребностью в новых достижениях, способных к саморазвитию и творчеству.
статья.docx
Реализация креативных возможностей учащихся
при изучении естественных наук
Самообразование – это высшая форма самовыражения личности, в
которой адекватно участвуют все физические и духовные силы человека;
это вид творческой деятельности, в процессе которой человек,
саморазвиваясь и самоизменяясь, создаёт не только духовные, но и
материальные ценности, обладающие как объективной общественной,
так и субъективной значимостью.
А.Г.Мысливченко, И.Л.Наумченко
Всё творчески, иначе – зачем?
Эта фраза должна стать девизом современного учителя.
Не секрет, что интерес к познаниям у современных детей стремительно
падает. Увлечённые компьютерными играми и общением в социальных сетях
современные дети самостоятельно моделируют круг своих интересов.
Учитель же, озабоченный выполнением требований ГОСО, превращает урок в
поток информации и эстафету заданий. Ученику становится всё труднее
маневрировать в этом потоке, всё труднее переключаться с одного предмета
на другой. Педагог новой формации должен быть гибким, уметь создать
условия для реализации и развития индивидуальных и творческих
способностей учащихся, обладающих стремлением к успеху, верой в свои
возможности, потребностью в новых достижениях, способных к саморазвитию
и творчеству.
При современном подходе к образовательному процессу урок уже нельзя
рассматривать как основную несущую конструкцию этого процесса. Урок –
лишь элемент в более крупной единице, предназначенной для изучения темы.
Творчество это высшая форма активности и самодеятельности человека.
Хотя научить творчеству нельзя, но можно создать условия, способствующие
формированию творческой личности.
занятия более эффективными, чтобы
активизировать процесс познания, разнообразить деятельность учащихся и
тем самым вызвать интерес к биологии, использую биологические задачи
творческого характера, творческие работы, дидактические игры, проектно
исследовательские работы.
Творческие работы учеников состоят в создании компьютерных
презентаций к урокам, кроссвордов, криптограмм, ребусов, шарад, викторин.
Учащиеся, имеющие литературный талант, пишут сочинения, стихи. К
примеру, «Путешествие капельки воды по растению», «Путешествие одного
любознательного эритроцита». В моей практике бывали случаи, когда
старшеклассники рифмовали целую тему в стиле реп и на уроке своим
Для того чтобы сделать речитативом удивляли одноклассников. Творческие работы дают возможность
создать условия для реализации и развития творческих способностей,
опираясь на внутренние потребности самоутверждения, самовыражения,
самореализации учеников, а также развития самостоятельности и активности.
Активность качество не врожденное и не постоянное, а динамически
развивающееся и прогрессирующе. На уровень творческой и познавательной
активности ребенка сильно влияют отношение учителя, его стиль общения, а
также настроение самого ученика. Если ученику удалось себя реализовать в
творчестве, достичь успеха в тех направлениях деятельности, которые ему
особенно хорошо удаются, это значительно повышает его интерес к предмету.
Во время работы над исследовательским проектом каждый ученик имеет
возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт,
продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех. В ходе работы над
исследовательским проектом возможно и целесообразно развитие следующих
исследовательских умений:
понимание сущности проблемы и
формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование
гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных
данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и
обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчета о
выполнении исследования, публичная презентация работы. Данная форма
предоставляет ребёнку идти путём проб и ошибок, постепенно
самостоятельно формируя собственные выводы. Тематика таких работ
должна соответствовать интересам учащихся, быть актуальной.
Очень нравятся ребятам задачи творческого характера, которые побуждают
их мыслить нестандартно. К примеру:
• При покупке коровы хозяюшки обращают внимание на длину хвоста.
Существует примета, что корова с более длинным хвостом – молочная.
Как возникла такая примета? Представьте двух пасущихся на лугу коров.
Они похожи как две капли воды: и по силе, и по аппетиту. Только у одной
коровы хвост гораздо длиннее. Как вы думаете, какая из коров даст
больше молока?
(Больше молока даст та корова, у которой хвост длинее. Ведь чем
больше хвост, тем легче отмахиваться от мух и оводов, которые
постоянно надоедают и отвлекают коров от еды.)
• В какое время нужно рубить деревья, чтобы получить древесину
наилучшего качества, а в какое нельзя?
(Наиболее плотная и прочная древесина формируется к концу ноября
декабря. Строительные материалы уже «встраиваются» в ствол и ветки
деревьев. В это время лучше всего проводить рубки. Хуже всего качество
древесины летом и в особенности весной – во время активного
сокодвижения.)
Ещё больший интерес вызывают задачи, требующие не только логически
мыслить, но и предлагать пути решения проблемы: У фермеров южноафриканской провинции Трансваль в течение ряда лет
стада павианов уничтожали почти весь урожай мандаринов. Не помогали
ни охранники, ни собаки... Как быть фермерам?
Решение А: фермеры стали высаживать среди мандариновых деревьев
лимонные. Любители сладких плодов стали приходить в бешенство, когда
раскусывали кислые фрукты. Приблизительно через полгода после начала
эксперимента павианы полностью разочаровались в этих плантациях.
Решение Б: фермеры Эфиопии ловят одну из обезьян, красят ее в
необычный цвет и отпускают на волю. Освобожденная обезьяна
стремится вернуться в свою стаю, но ее соплеменники, испуганные
приближением диковинного зверя, пускаются наутек. Окрашенная же
обезьяна, не зная, что выглядит не так, как ей положено, преследует свою
стаю...
Журнал «Столица», 1993. — № 38.
Очень нравятся ребятам театрализованные постановки, в которых им
выпадает играть роль частей организма человека, животных, растений. Чтобы
лучше сыграть, раскрыть содержание, возникает необходимость расширить
познания, что благотворно сказывается на общем уровне образованности.
Работа, направленная на развитие ребенка как творческой индивидуальности
– процесс длительный, требующий больших затрат времени, усилий, терпения.
И очень важно, не останавливаясь на полпути, достичь своих целей.
"Реализация креативных возможностей учащихся при изучении естественных наук"
"Реализация креативных возможностей учащихся при изучении естественных наук"
"Реализация креативных возможностей учащихся при изучении естественных наук"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.