Открытые уроки
Оценка 5

Открытые уроки

Оценка 5
docx
19.01.2023
Открытые уроки
Конспект открытых уроков.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АВАДАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Республика Дагестан 368659, Докузпаринский р-н, с. Авадан, Ленина 32 89285487437
.e-mail:
avadan.school@mail.ru.веб-сайт:
https://avadan.dagestanschool.ru

 

 

 

 

 

 

 

СБОРНИК

РАЗРАБОТОК ОТКРЫТЫХ УРОКОВ

за учебный период 2017-2022уч.г

Абдуллаевой Фатимат Мусаевны.

МКОУ «Аваданская средняя образовательная школа» Докузпаринского района.

 

 


Содержание материалов

 

Пояснительная записка……………………………………………………………….

Урок русского языка в 5 классе «Правописание приставок на з- и с-»……………

Урок русского языка в 6 классе «В мире фразеологизмов»……………………….. Урок развития речи в 8 классе «Я оратор»…………………………………………

Интегрированный урок (русский язык + литература) в 10 классе «Кому нужна совесть?» по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина……………………………….

Урок литературы в 11 классе «Сложная судьба человека в русской литературе  XX века» (по рассказу М.А. Булгакова «Морфий»)…………………………………… Внеклассное мероприятие для старшеклассников «Памяти Владимира Высоцкого»……………………………………………………………………………

Приложения…………………………………………………………………………...

 

 

 

 

 

 


 

Пояснительная записка

 

Данные материалы содержат конспекты «открытых» занятий: как уроков по русскому языку и литературе, так и внеклассных мероприятий по предмету. Настоящая серия конспектов не представляет собой тематического цикла, собрана как аттестационный материал.

В методике преподавания русского языка и литературы не предлагается конкретного идеального образца оформления конспекта урока. Методисты предлагают сохранять триединство целеполагания,  указывать форму занятия, перечислять необходимое оборудование к уроку. В связи с вышеперечисленным представляю ряд конспектов, оформленных в разном ключе, для того, чтобы составить более подробное впечатление об умении разрабатывать конспект занятия.

Предложенные  конспекты дают также представление об использовании личностно ориентированных технологий обучения:

ü технологии контекстного обучения,

ü игровых технологий,

ü информационно-коммуникативных технологий.

Материалы содержат приложения – фоторепортажи о некоторых «открытых» мероприятиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правописание приставок на з-, с-.

Цели:

­   закрепление правописания приставок на з-; с-,

­   формирование умения объяснять свой выбор, высказывать суждение, умения анализировать и обобщать.

Методы и приёмы: словесные – беседа, рассказ, постановка проблемного вопроса.

Оборудование: карточки, опорная таблица для воспроизведения правила, таблица с речевым материалом для рассуждения.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Учитель: Здравствуйте. Я рада вас видеть на уроке. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?

Психологический настрой на работу.

Учитель: Сегодня мы продолжим путешествие по стране “Морфемика”, будем преодолевать трудности. А трудности легко преодолевать, когда человек всё делает с хорошим настроением. У вас хорошее настроение, я это вижу. Тогда, в добрый путь, удачи.

2. Сообщение темы урока и постановка цели.

Учитель: Мы уже несколько уроков работаем по теме: “Состав слова” и сегодня мы уточним, когда в приставках можно писать согласную З-, а когда – С-.

И подумаем, с какими можно обратиться словами к человеку XXI века, чтобы планета наша сохранила свой многовековой зелёный наряд. Запишите число и тему.

3. Словарная работа.

Учитель: Запиши правильно через запятую словарные слова.

Учитель: Познакомимся со значением двух слов. Работа с толковым словарём.

Обязанность - то, что входит в круг действий, поступков, обязательных для выполнения (согласно закону, общественным требованиям, внутреннему побуждению). Права и обязанности граждан.

Отчизна - (высокое) Отечество, родина.

Учитель: Придумай предложения или словосочетания с новыми словами. (Устная форма работы.) Правильно составленное словосочетание или предложение записываем в тетрадь.

4. Объяснение новой темы.

Учитель: Посмотрите. На доске находятся пословицы. Прочитайте их.

Безделье до добра не доводит.

У сильного всегда бессильный виноват.

Учитель: А следующую пословицу вы должны сами составить. Перед вами находятся карточки со словами. Составь правильно пословицу. Обрати внимание на заглавную букву и точку, что они тебе подсказывают?

лает.

От

собака

безделья

От безделья собака лает.

Учитель: Как вы понимаете эти пословицы? Объясните.

Учитель: Какие здесь выделены слова во всех трёх пословицах? Запиши эти слова в тетрадь, выдели приставку.

img1

Учитель: Как мы произносим приставки? Все ли отчётливо буквы мы слышим?

Подчеркни первый согласный в корне.

Перед звонким или глухим согласным пишется З-?

Повторим буквы, обозначающие согласный звук.

р, л, м, н, й

б, в, г, д, ж, з

 

 

п, ф, к, т, ш, с

х, ц, ч, щ

Учитель: Образуй слова с помощью приставки по образцу и запиши их через запятую.

Что?

Что?

Что?

Какой?

Дело

- безделье,

сила

- бессильный,

лес

-

дума

-

дорога

-

жалость

-

молва

- безмолвие,

край

-

право

-

злоба

-

закон

-

совесть

-

Учитель: Проверим. Перед вами две корзины. Прочитайте сначала слова с приставкой без-, а потом с приставкой бес-. Игра. Сколько “очков” набрано?

 

 

 

 

Учитель: Слова, которые оказались в левой корзине, какой звук слышится в приставках – З или С?

На какой согласный оканчиваются приставки?

Перед звонким или глухим согласным пишется З?

Слова, которые оказались в правой корзине, какой звук слышится в приставках – З или С?

На какой согласный оканчиваются приставки? Перед звонким или глухим согласным пишется С?

Правописание приставок раз - (рас -), без- (бес-), из- (ис-), воз- (вос-) зависит от их произношения:

З – произносится и пишется перед звонким согласным в корне;

С – произносится и пишется перед глухими согласными в корне.

5. Творческий диктант.

Учитель: Замените существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с). Распределить в два столбика: без-, бес- .  

  1. Ребенок без забот (беззаботный)
  2. Небо без звёзд (беззвёздное)
  3. Вход без платы (бесплатный)
  4. Пустыня без воды (безводная)
  5. Дорога без конца (бесконечная)
  6. Ребенок без помощи (беспомощный)
  7. Жидкость без цвета (бесцветная)
  8. Плач без звука (беззвучный)
  9. Движение без шума (бесшумное)
  10. Шоколад без вкуса (безвкусный)

6. Физминутка для улучшения мозгового кровообращения.

И. п. – сидя, руки на поясе. 1 – повернуть голову направо. 2 – и. п. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный

И. п. – сидя, руки на плечи, кисти сжать в кулаки. 1 – наклонить голову назад. 2 – и. п. То же вперед. Повторить 6-8 раз.

И. п. – сидя, руки поднять вверх, кисти произвольно. Прогнуть спину, сгруппироваться, обняв правой рукой левое плечо, левой рукой правое плечо. Потянуться и продолжить работу.

7. Работа с текстом.

Учитель: Прочитайте открытое письмо к молодёжи писателя Леонида Леонова.

Дорогие юные друзья!

Мы бе…платно пользуемся бе…ценным богатством земли – лесом. Но леса бе…жалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо во…мещать всякую копейку, без ра…писки взятую у природы.

Вам бе…конечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга.

Учитель: В каком предложении содержится основная мысль? Какие предложения употреблены в переносном значении? Как вы понимаете слова этого текста?

Ученик: Мы берём у земли её богатства. Не даём ей за это даже расписки. Но долги надо отдавать. Каждый сорванный цветок, сломанную ветку надо возмещать посадкой цветов и деревьев. Леса – наше богатство. Они наши зелёные друзья.

8. Самостоятельная работа.

Учитель: Вставь самостоятельно пропущенные буквы в текст. Устно объясняем выбор написания приставок.

9. Составление суждения о письме Л. Леонова.

Учитель: Согласны ли вы с мыслями, высказанными в письме Л. Леонова? Давайте подтвердим своё согласие или несогласие, т. е. выскажем суждение. В этом нам помогут следующие выражения:

Я разделяю (не разделяю) точку зрения, что…. .

Я согласен (не согласен) с тем, что….

Мне кажется убедительной (неубедительной) мысль о том, что…

Учитель: Одно из этих предложений будет начинать ваше суждение. После этого вы объясните, почему согласны или не согласны с точкой зрения писателя.

10. Выполнение письменной работы. Учащиеся составляют текст и записывают в классную тетрадь.

11. Проверка выполненного задания.

Чтение учащимися своего суждения. Обобщение.

Я разделяю точку зрения писателя о том, что надо беречь леса. Их гибель несёт страшные бедствия. Без зелёного наряда планеты высохнут реки. Сухие ветры погубят урожаи. Будут исчезать животные и люди. А виноваты в этом будем мы сами.

Учитель: А что надо сделать, чтобы сберечь лес? Зависит ли от человека будущее Земли в 21 веке? Какой твой вклад может быть полезным для природы?

12. Задание на дом.

Устно составьте открытое письмо своим сверстникам, где напомните, как надо беречь лес. Учащиеся получают карточку:

Ребята! От нас зависит, какой будет Земля в 21 веке. Давайте беречь зелёный наряд планеты.

В лесу………(не ра…жигайте, может во…пламениться, ра…цветающие растения, не оставляйте бе…порядок, не бе…различными; не допустим, чтобы исчезли).

13. Итог урока.

Учитель: Назовите тему сегодняшнего урока.

Какие моменты урока вам лучше запомнились?

В каких случаях пишется приставка на з -; с-?

С какими словами из словаря вы познакомились?

Какие слова вы скажете человеку XXI века?

Какая новая страница для вас открылась в огромной стране “Морфемика”?

Оценка за работу на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок – командная  игра

«В мире фразеологизмов»

Цели проведения игры:

 

  • Познавательные: повторение понятия «фразеологизм»,  лексическое значение  и грамматическое  строение фразеологизма;
  • Практические: совершенствование умений определять значение фразеологизмов, находить их в тексте;
  • Общепредметные: развитие логического мышления.

 

Оборудование: карточки с заданиями, компьютер для презентации сказки о фразеологизмах.

 

Ход игры.

  1. Организационный момент.

 

1.1.  Рассаживание по командам.

1.2.  Приветствие учителя, объявление цели проведения игры, знакомство с эпиграфом занятия:

 

Докопаемся до смысла слов,

Докопаемся до основ,

Докопаемся до истины.

Л. Мартынов.

2. Актуализация темы.

 

2.1. Вопросы учителя:

  • Что такое фразеологизм?
  • Что даёт речи употребление фразеологизмов?
  • Где можно найти значение фразеологизмов?

2.2. Анализ таблицы, классифицирующей фразеологизмы (в помощь ученикам).

 

3. Разминка:

3.1. Знакомство с названиями команд. Названиями являются фразеологизмы, подготовленные заранее учителем.

1 команда: Буря в стакане воды.

2 команда: После нас хоть потоп.

3.2. Конкурс № 1: Придумывание девиза для своих команд (3 минуты – 1 балл).

 

4. Конкурс № 2: Угадай фразеологизм по рисунку.

 

Для команды № 1:                                                   Вешать лапшу на уши

         Глаза на мокром месте

Для команды № 2:                                                   Сесть в калошу

          Конь в яблоках

(1 минута – 1 балл)

 

5. Конкурс № 3: Построй в пары фразеологизмы и глаголы, имеющие тот же смысл.

 

1. повесил нос
2.
держать язык за зубами
3.
вставлять палки в колеса
4.
надул губы
5.
пускал пыль в глаза
6.
наступал на пятки
7.
втирал очки
8.
зуб на зуб не попадает
9.
сделал из мухи слона
10.
на зубах навязло
11.
нашел дорогу к сердцу

1. обманывал
2.
приуныл
3.
помалкивал
4.
догонял
5.
обиделся
6.
хвастался
7.
мешает
8.
понравился
9.
надоело
10.
преувеличивал
11.
замерз

 

(3 минуты – 2 балла)

 

6. Конкурс № 4: Подбери фразеологизмы-антонимы и фразеологизмы-синонимы.

6.1. Повторение понятий «фразеологизм-антоним» и «фразеологизм-синоним»

6.2. Выполнение заданий

Для команды № 1

1. Подберите фразеологизмы – антонимы:

Заварить кашу – ______________________________
Наставить на путь истинный – _________________
Тяжёл на подъём – _____________________________
За чужой счет – _______________________________

Для справок: сбиться с пути, расхлебывать кашу, за свой счет, легок на подъем.

2. Подберите фразеологизмы – синонимы:

Не по вкусу – ____________________________
На всех парах – __________________________
Дать дубу – _____________________________
Ни рыба ни мясо – ________________________
Тертый калач – __________________________

Для справок: ни то ни сё, стреляный воробей, не по душе, во весь дух, сыграть в ящик.

Для команды № 2

1. Подберите фразеологизмы – синонимы:

Гладить по шерсти – ____________________________
Выйти из себя – _________________________________
Надевать маску – _______________________________
Появиться на горизонте – ________________________

Для справок: прийти в себя, исчезнуть с горизонта, гладить против шерсти, сбрасывать маску.

2. Подберите фразеологизмы – антонимы:

Гнуть спину – ___________________________
Во весь дух – ____________________________
Терять рассудок – ________________________
Ни бум – бум – ___________________________
Два сапога пара – ________________________

Для справок: что есть силы, ни бе ни ме, сходить с ума, одного поля ягода, ломать горб.

(4 минуты – 2 балла)

7. Конкурс № 5: Выдели в тексте все фразеологические обороты.

 

 

Текст для команды № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

текст для команды № 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Конкурс № 6: Капитанский – проходит одновременно с конкурсом № 5.

Пока команды работают с текстами, их капитаны вспоминают фразеологические обороты со словами:

Рука                                                                                      Нога

 

(3 минуты – по 1 баллу за каждый)

 

(3 минуты – 2 балла)

 

9. Конкурс № 7: Угадай, среди представителей каких профессий появились эти фразеологические обороты.

Я читаю фразеологизмы, а вы по очереди отгадываете.

 

Стричь под одну гребенку.

(Парикмахер)

На живую нитку.

(Портной)

Сложить оружие.

(Военный)

Брать на прицел.

(Охотник)

Закидывать удочку.

(Рыбак)

Играть первую скрипку.

(Скрипач)

Петь с чужого голоса.

(Певец)

Открывать Америку.

(Путешественник)

Ждать у моря погоды.

(Моряк)

Сгущать краски.

(Художник)

Ход конем.

(Шахматист)

Очки втирать.

(Окулист)

 

(3 минуты – по 1 баллу за каждый)

 

10. Конкурс № 8: Фразеологическая сказка.

 

От команды выбирается один представитель. Два знатока совместно работают со сказкой, представленной в компьютерном варианте.

 

(5 минут – конкурс не оценивается).

 

11. Подведение итогов игры. Обращение к эпиграфу. Слово жюри. Награждение.

 

Оценочный бланк для членов жюри

 

№ конкурса

Название конкурса

Регламент

Результаты команд в баллах

Команда № 1: «Буря в стакане воды»

Команда № 2: «После нас хоть потоп»

  1.  

Девиз для команды

3 минуты – 1 балл

 

 

  1.  

Угадай по рисунку

1 минута – 1 балл

 

 

  1.  

Построй в пары

3 минуты – 2 балла

 

 

  1.  

Антонимы и синонимы

4 минуты – 2 балла

 

 

  1.  

Работа с текстом

3 минуты – 2 балла

 

 

  1.  

Капитанский

3 минуты – 1 балл за каждый

 

 

  1.  

Профессия и фразеологизм

3 минуты – по 1 баллу за каждый

 

 

  1.  

Фразеологическая сказка

5 минут – не оценивается

 

 

Итого:

 

 

 

 

 

См. фоторепортаж о проведённом занятии в приложении № 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект открытого занятия по развитию речи

«Я – оратор»

 

Отличительная черта занятия – направленность на:

  • преодоление страха перед аудиторией;
  • развитие дикции;
  • постановка дыхания, приобретение навыка устной речи;
  • развитие интереса к языку.

Задачи занятия – развивать умения

  • Убеждать посредством устной речи.
  • Донести свои мысли, идеи до оппонента и понять чужое мнение по данному вопросу.
  • Вырабатывать общее мнение, принимать общее решение или находить компромисс.

Занятие строится на принципах естественного развития личности учащихся:

  • От умения отстаивать свои взгляды – к умению сопоставлять их со взглядами других и формировать обще приемлемое мнение.

В ходе занятия активно используются элементы технологии контекстного обучения.

1. Слово учителя с элементами беседы о предмете занятия.

Каждый человек на каком-то этапе своей жизни, в конкретной ситуации довольно часто испытывает трудности в подготовке к публичному выступлению. Ежедневно человеку приходится выстраивать, “изобретать” свою речь. Как справиться с этой ситуацией? Как сделать публичную речь яркой, выразительной, правильной? Каковы слагаемые успешной речи? Как произнести речь так, чтобы слушающие сказали о тебе: «Вот это оратор! Надо же, как красноречив!».  Какие два понятия я объединила в этом предложении?

Оратор                                                                                              Красноречие

Взаимосвязаны ли эти два понятия? Каким образом?

Есть такая древняя притча. Уставший путник остановился у камня отдохнуть. Мимо него проходил работник, толкая тяжёлую тележку, доверху нагруженную камнями.

- Что ты делаешь, добрый человек? – спросил у него путник.

- Не видишь, я, надрываясь, толкаю тяжёлую тележку, - неприветливо ответил тот.

Появился второй работник с такой же тележкой. Путник и ему задал тот же вопрос. Он ответил:

- Я зарабатываю на хлеб себе и своей семье.

И третьему путник задал тот же вопрос:

- Что ты делаешь, добрый человек?

Третий работник остановился, отёр рукавом пот со лба, лёгкая улыбка мелькнула на его лице, и он, указывая рукой на холм, где был заложен фундамент, ответил:

- Я строю этот прекрасный храм.

Любое действие, предмет, явление можно определить по-разному.

По-разному определяли и понятие «красноречие».

“Красноречие – есть  искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению.” М.В.Ломоносов

Древнегреческий философ Аристотель считал, что “красноречие – это счастье”, потому что оно помогает человеку быть понятым другими.

В.Г.Белинский: «Красноречие есть искусство, - не целое и полное, как поэзия: в красноречии есть цель, всегда практическая, всегда определяемая временем и обстоятельствами…”

Дайте своё определению понятию «красноречие».

Какими основными характеристиками должна обладать красноречивая ораторская речь?

Речь должна быть:

­   Правильной,

­   Информативной,

­   Эмоциональной.

Правильной: грамматическая правильность, точность, уместность, экономичность, оригинальность.

Информативной: конкретная тема, цель выступления, соответствие подробному плану.

Эмоциональной: жесты, интонация, пауза, мимика.

2. Анализ речи, подготовленной  учащимися. Обсуждение с точки зрения основных характеристик.

Речь № 1. Видеозапись оратора из 10 класса Степановой Надежды.

Речь № 2. Видеозапись оратора из 10 класса Соболевой Анжелики.

3. Работа над собственной речью.

Академик A.M. Микулин говорил, что “...все люди, которым в своей работе приходится быть ораторами, обязательно должны пройти курс постановки голоса во имя защиты своего здоровья и даже жизни...”.

У неподготовленного человека, непривычного к произношению монологов, страдает основная функция — снабжение организма кислородом, так как человек старается сказать как можно больше слов на выдохе и задерживает вдох.

Постановка дыхания. Встаньте, расслабьтесь, положите руки на верхнюю часть живота. Плечи и грудь неподвижны. Вдохните верхней частью живота (через нос), выдохните (через рот). Сделайте несколько вдохов – выдохов на счёт. Попробуйте на выдохе произнести звук [ф].

 

Об известном ораторе Демосфене я вам рассказывала на предыдущем уроке развития речи.

Он набирал в рот камешки и старался говорить ясно. Брал в руки щенка, слушая его рычание, повторял звук р. Громко читал стихи, гуляя по песчаному берегу моря, стараясь заглушить голосом шум волн. Подвесил к потолку меч, чтобы тот всякий раз, когда дернется плечо, больно ранил Демосфена. Давайте выполним одно из его упражнений, наберём в рот камешков (сладкие конфетки) и произнесём чётко и ясно скороговорки:

1.      Перепел перепёлку и перепелят

В перелеске прятал от ребят.

2.      Шёл косой козёл с косой

Пришёл косой козёл с косой.

3.      У осы не усы, не усищи, а усики.

4.      Наш Полкан попал в капкан.

5.      Шесть мышат в камышах шуршат.

6.      У пеньков опять пять опят.

7.      У ежа ежата, у ужа ужата.

8.      Проворонила ворона воронёнка.

9.      Сшила Саша Сашке шапку.

10.  У Маши мошка в каше.

11.  Баран-буян залез в бурьян.

12.  От топота копыт пыль по полю летит.

13.  Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

 

4. Работа с форматом «Я – оратор».

Я – оратор

 

Вы – искусный оратор своего времени. Вам предстоит публичное выступление на большую аудиторию. Как известно, подобное выступление требует огромной подготовки.

Задание: установите правильную последовательность перечисленных действий при подготовке ораторской речи.

Наименование действий

Индивид

оценка

Индивид ошибка

Правильный ответ

Групповая оценка

Групповая ошибка

Составление плана изложения

 

 

 

 

 

Формулировка цели доклада

 

 

 

 

 

Выбор стиля выступления

 

 

 

 

 

Написание текста доклада

 

 

 

 

 

Репетиция выступления

 

 

 

 

 

Прогнозирование возможных реакций аудитории на доклад

 

 

 

 

 

Разбивка материала доклада по времени

 

 

 

 

 

Оценка актуальности темы доклада на фоне других докладов

 

 

 

 

 

Формулировка названия

 

 

 

 

 

Выбор «ударного» момента в выступлении

 

 

 

 

 

Выбор способа начала доклада

 

 

 

 

 

Принятие решения об использовании наглядных средств

 

 

 

 

 

Подготовка наглядных материалов

 

 

 

 

 

Сумма ошибок

 

 

 

 

5. Заключительное слово учителя: «Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым оно обладает, другим людям...

Слово — это не игрушечный шар, летящий по ветру. Это орудие работы: оно должно подымать за собой известную тяжесть. И только по тому, сколько оно захватывает и подымает за собой чужого настроения, - мы оцениваем его значение и силу”.

(В. Короленко)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интегрированный урок (русский язык + литература)

по теме "Кому нужна совесть?"

Цели:

ü  формирование умений анализировать тексты разных стилей;

ü  подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту;

ü  воспитание положительных качеств личности.

Оборудование: столб объявлений, раздаточный материал (см. приложение)

Форма работы: групповая

Ход урока

I. Актуализация темы.

Учитель делает вид, что что-то потерял, озирается вокруг. Наконец находит под партой узелок с надписью “Совесть”.

Слово учителя: Нашлась пропажа. Не было ее, есть ли она? Не все ли равно. Где ей место? На полу в узелке? Или в душе человека? Нужна ли она человеческому обществу в целом и отдельному человеку в частности? – Это круг вопросов, на которые мы попытаемся ответить сегодня.

II. Лексическая работа по выявлению базовых знаний.

Проверка домашнего задания.

Действия учителя

Действия учеников

Организация выступлений групп учеников. Выдача раздаточного материала: бланков “Лист сбора информации”. Цель: подготовить к написанию сочинения по заданному тексту (домашнее задание)

1группа. Представление результатов работы со словом “совесть” по этимологическому и словообразовательному словарям.

2 группа. Сообщение “Лексическое значение слова “совесть”. (Толковый словарь С.Ожегова).

3группа. Демонстрация результатов работы по поиску фразеологизмов со словом “совесть”. (Словарь фразеологизмов)

4 группа. Демонстрация творческих работ (в жанре эссе) на тему: “Что значит жить по совести?”. *группы могут представить свою работу в виде компьютерных презентаций.

В ходе выступления все ученики должны заполнить 1 этап бланка “Лист сбора информации”

III. Совесть и человек. Размышление над проблематикой сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина “Пропала совесть”.

Совесть пропала

1. Слово учителя: Представим на время, что совесть исчезла, пропала. Произведение какого автора так и называется “Пропала совесть”?

2. Чтение начала сказки подготовленным учеником (наизусть).

3. Работа учеников со вторым этапом бланка “Лист сбора информации”.

Совесть ищет хозяина.

1.Слово учителя: почему же совесть несчастна? Может потому, что у нее нет хозяина? А если хозяин появится, сумеет ли она сделать его счастливым? Итак, совесть поднял горький пьяница, затем он ее всучил хозяину кабака, жена которого затем потихоньку подсовывает совесть квартальному надзирателю. В конце концов, совесть очутилась у богатого банкира.

2. Задание по группам: сформулировать мысли, душевные порывы, вопросы к себе, к обществу человека, у которого совести не было, но вдруг она появилась. (Узелок с совестью по ходу выступления передается от группы к группе)

  • 1 группа. Горького пьяницы.
  • 2 группа. Хозяина кабака, торгующего спиртным.
  • 3 группа. Квартального надзирателя, нагло взимающего дань со всех продавцов на базаре.
  • 4 группа. Очень скупого и богатого финансиста, банкира.

3. Слово учителя: Какой художественный прием использует М.Е. Салтыков-Щедрин? Совесть никому не нужна?

1.Слово учителя: Стало ли жить с совестью легче и лучше?

М.Е. Салтыков-Щедрин, описывая состояние горького пропойцы, говорит: “Есть на свете горесть, лютейшая всех горесть, - это горесть внезапно обретенной совести”. Чтение отрывка подготовленным учеником со слов: “И долго таким образом шаталась бедная, изгнанная совесть…” и до “Что же я с тобой буду делать, сударыня совесть, коли ты никому не нужна? ” В каких словах отрывка выражается горесть?

2. Сказка не закончена. Задание группам: придумать финал сказки.

3. Прослушивание вариантов учеников. Чтение учителем авторского варианта финала сказки.

4. Слово учителя: оправдались ли надежды великого сатирика? Стала ли совесть сильной и всеобъемлющей настолько, чтобы победить “все неправды, коварства и насилия”?

IV. Совесть и общество. Размышление над проблематикой статьи Ф.Искандера. (Эта статья является исходным текстом для одного из вариантов ЕГЭ. Цель работы: анализируя этот текст, собрать материал для написания сочинения).

1. Слово учителя. Снята ли проблема совести в наши дни? Перед вами итоги размышлений абхазского писателя-публициста Ф.Искандера.

2. Работа со статьей. Анализ текста по вопросам учителя и заполнение 3 этапа бланка “Лист сбора информации”.

Вопросы:

А) О каком парадоксальном явлении современной действительности пишет автор в 1 абзаце статьи?

Б) Нужна ли совесть на уровне государств и народов? (2,3,6 абзацы)

В) Зависит ли совесть от уровня личной цивилизованности, образованности человека? (4 абзац)

Г) Откуда берутся совестливые люди? (5 абзац) Дополните свой ответ решением М.Е. Салтыкова-Щедрина вложить совесть в сердце маленького дитя.

Д) Исследуя природу совести, Ф.Искандер в начале своей статьи ставит вопрос: “Откуда взялась человеческая совесть?”. Найдите ответ в статье. (7 абзац). Почему ответ записан в стихотворной форме?

4. Вывод. Совесть – это воплощение Бога в человеке, Бог – это воплощение совести. То есть совесть – это божественное, духовное начало в человеке. Ф. Искандер пишет: “Кроме редчайших уродов, совесть, хоть и слабо выраженная есть у каждого человека”.

V. Эмоциональная рефлексия.

Слово учителя: Место совести - в душе человека. Есть такая поговорка: “Глаза – зеркало души”. Загляните друг другу в глаза – есть ли там божественное начало – совесть?

Вывод: С совестью жить трудно, порой горько, порой больно, но в то же время и легко, и светло, ведь не надо тогда стыдиться перед самим собой, хорошим, который живет внутри каждого из нас. Совесть в первую очередь нужна каждому человеку для развития его души и если совесть куда-то на время пропадет, выпадет из души, надо срочно вешать объявление (вывешивается на столб объявлений):

Пропала совесть!!!

Особые приметы: чистая, честная, принципиальная, порядочная, рассудительная и мудрая.

Нашедшего просим вернуть за большое вознаграждение.

Обращаться по адресу: школа № 18. 10 “В” класс.

VI. Домашнее задание: написать сочинение по прочитанному тексту статьи Ф. Искандера в соответствии с требованиями к части “С” ЕГЭ по русскому языку 2007 года.

Приложение №1

Бланк ««Лист сбора информации».

1 этап.

Строение и происхождение слова «совесть»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лексическое значение слова «совесть»

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фразеологизмы со словом «совесть»

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 этап.

Автор и название произведения

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Текст для анализа.

 

Пропала совесть. По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестало играть какая-то дудка. Многие начали даже чувствовать бодрее и свободней. Легче сделался ход человека: ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать.

Совесть пропала вдруг… почти мгновенно! Еще вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилось возбужденному воображению, и вдруг… ничего! Исчезли досадные призраки, а вместе с ними улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница- совесть.  Оставалось только смотреть на божий мир и радоваться: мудрые мира поняли, что они, наконец, освободились от последнего ига, которое затрудняло их движения, и, разумеется, поспешили воспользоваться плодами этой свободы. Люди остервенились; пошли грабежи и разбои, началось вообще разорение.

А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов. Всякий швырял ее, как негодную ветошь, подальше от себя; всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном городе, и на самом бойком месте, может валяться такое вопиющее безобразие. 

 

            … И долго таким образом шаталась бедная, изгнанная совесть по белому свету, и перебывала она у многих людей. Но никто не хотел ее приютить, а всякий, напротив того, только о том думал, как бы отделаться от нее и хоть бы обманом, да сбыть с рук.

            Наконец наскучило ей и самой, что негде ей, бедной, голову приклонить и должна она свой век проживать в чужих людях, да без пристанища. Вот и взмолилась она последнему своему содержателю, какому-то мещанинишке, который в проходном ряду пылью торговал и никак не мог от той торговли разжиться.

- За что вы меня тираните! – жаловалась бедная совесть, - за что вы мной, словно отымалкой какой, помыкаете?

- Что же я с тобою буду делать, сударыня совесть, коли ты никому не нужна? – спросил, в свою очередь, мещанинишка.

 

Слова, характеризующие совесть (эпитеты, описательные и сравнительные обороты).

 

Совесть - ненужная

Совесть- несчастная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 этап.

Ответы на вопросы учителя.

А)________________________________________________________________

Б)________________________________________________________________

В)________________________________________________________________

Г)________________________________________________________________

Д)________________________________________________________________

 

Приложение №2.

 Текст статьи Ф. Искандера:  задание части  «С» ЕГЭ по русскому языку  2004 года, вариант 10, 31,44 или 50.

 

 

            Откуда взялась человеческая совесть? Практика нашей сегодняшней жизни показывает, что, как правило, бессовестные побеждают совестливых. Бессовестность нападает коварно и неожиданно, а совесть не готова к нападению – ведь она сторожит не врага, а нас самих. И тем не менее она продолжает жить как высшее свойство человеческой души.

            Разного рода политические злодеи пытались доказать, что совесть всего лишь архаический предрассудок, что она имеет классовый и расовый характер. Народы, принявшие подобные учения, освобождались от тормозов совести, приобретали динамическую силу и сравнительно легко завоевывали другие народы. Но в конце концов их победоносные империи неизменно разваливались. Думаю, совесть порабощенных народов к этому времени успевала проснуться и взмутиться. А человек с возмущенной совестью становится сильнее негодяя.

            Практически все современные развитые государства более или менее стабильно существуют, потому что они себя считают совестливыми, то есть, бессовестность проявляют с большими паузами и под мощным прикрытием пропаганды.

            Зависит ли совесть человека от степени его цивилизованности? Вряд ли. Я встречал в деревнях старушек, имеющих самые дикие представления о реальном состоянии мира и при этом живущих по законам самой утонченной совести. И встречал людей высокообразованных, стеснявших себя в выборе средств.

            Можно ли воспитать совесть? Кроме редчайших уродов, совесть, хоть и слабо выраженная, есть у каждого человека. Если человек со слабо выраженной совестью попадет в коллектив, которым дорожит, он старается придерживаться общепринятых нравственных норм. Поначалу он стыдится не столько бессовестного поступка, сколько оглашения его. Но это уже воспитание, и, как во всяком воспитании, правильное поведение становится привычкой.

            А самое опасное для страны – это государственная бессовестность. На ложь государства народ отвечает тысячекратной ложью, полностью отказываясь от выполнения своих гражданских обязанностей. От этого у государства дела идут хуже, и оно, стараясь скрыть это, снова лжет. Народ отвечает на новую ложь соответственно. И так до бесконечности, до анархии и бунта…

            Но эта тема не уложилась у меня в одну только прозу:

                        Совесть есть, друзья,

                        Реальность Бога,

                        И реальность совести есть Бог.

 

 

 

 

 

 

Урок внеклассного чтения в 11-м классе "Сложная судьба человека в русской литературе XX века" (по рассказу М.А. Булгакова "Морфий")

Основные цели урока:

  • формирование нравственных ценностей;
  • совершенствование навыков анализа художественного произведения в единстве формы и содержания;
  • исследование художественного мира произведений М. А. Булгакова;
  • воспитание вкуса и интереса к слову;
  • Увеличитьразвитие творческое воображения и эстетического восприятия.

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить – не поле перейти.

Б. Пастернак

Все в человеке.

Э. Кант

ХОД УРОКА

Слово учителя

– Мы только что закончили изучать роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Исследователь творчества М. Булгакова заметил:

«Мы начали читать Булгакова с конца. Роман « Мастер и Маргарита надвинулся на все, что написал Булгаков, как тень на горы. В тени все меркнет, стушевывается». Эти слова Игоря Золотусского – очень точное образное осмысление того факта, что М.Булгаков для сегодняшнего массового читателя – автор одного романа.
Сегодня нам предстоит опровергнуть это утверждение.
«Я – несчастный доктор Поляков, заболевший в феврале этого года морфинизмом, предупреждаю всех, кому выпадет на долю та же участь…» – читать эти строчки мне было жутко.

– А как вы читали рассказ? Каковы были самые первые впечатления? (Читали взахлеб, самая необычная книга из прочитанных мною, никогда не читала с таким азартом даже самые замечательные детективы и т.д.).

Да, нормальному человеку невыносимо страшно наблюдать, как доктор Поляков постепенно, как в воронку, с головой втягивается в наркотическую зависимость, как девальвируется для него абсолютно все: любовь, профессиональный долг, чувство стыда перед коллегами, заповеди Божьи, одна из которых – не укради. И мы, читатели, мучаемся и страдаем вместе с несчастным доктором.

Скажите, ребята, какая форма повествования помогает нам понять подлинное душевное состояние героя? (Дневник доктора – «поток сознания морфиниста», который движется к трагическому финалу. «По сути дела это не дневник, а история болезни», пишет сам доктор.)

– Давайте же проследим этот путь. От начала до последней черты осталось несколько шагов. Посчитаем эти шаги.

– Когда и почему пропал интерес к жизни у нашего героя? (В одной из записей читаем: «Я был очень жизнерадостным человеком до моей…»)
Закончите фразу. (Семейной драмы).

– Да, его, молодого, подающего большие надежды хирурга, покинула жена – очаровательная певица, исполняющая партию Амнерис в «Аиде».

– Как автор показывает, что Поляков не может забыть любимую женщину? (Мы видим, как мотивы «Аиды», варьируясь, все время звучат в помраченном сознании героя.)

Записи из дневника:

3 февраля: «Сегодня получил газеты…»
1 марта: «Сумерки…» (далее по тексту)
10 марта: «Там происходит революция…»

– Когда и как был сделан первый шаг в пропасть? (15 февраля: «Вчера ночью интересная вещь…»)

– Как происходит привыкание? (Уже на второй день.)

16 февраля: «Боль прекратилась…» (далее по тексту)
18 февраля: «Четыре укола не страшно…»

– Давайте проследим, как нарастает волна одиночества и безысходности героя. (Доктор Поляков принадлежит времени, которое можно считать самым страшным в истории России XX века. И в рассказе указаны точные временные рамки: 20 января 1917г. – 13 февраля 1918 г.)

– Случайно ли автор указал эту дату? (Конечно, нет. Давайте немного пофантазируем. Представим себе, что мы с помощью «хронолета» оказались в том «незабываемом, вьюжном, стремительном времени». Мы на родине М. Булгакова, в родном для него Киеве.)

Сообщение учащегося

«Гражданская война…
Мир вздыблен вихрем невиданной силы и погружен в туман вселенского хаоса. Спокойных минут не было. Белые, красные, оккупанты–немцы в «рыжих тазах» с шишками, гетман в черкеске, петлюровцы в синих жупанах, снова красные, снова Петлюра, и опять белые», – вспоминал М. Булгаков.
Позднее М. Булгаков писал, что насчитал только в Киеве той поры 18 переворотов, 14 из них он сам же пережил.
Рушился мировой порядок, и уже никому нет никакого дела до отдельного человека с его проблемами и горестями.
Но оказывается, что все события мирового значения меркнут в сравнении с тем, как и чем живет человек».

– Пытается ли наш герой найти себя в этом хаосе? (Он бессилен противиться абсурду XX-го века, не может найти выхода, чувствуя свою обреченность, одиночество.)

– Найдите это в дневнике:

2 марта: «Слухи о чем–то грандиозном…
Будто бы свергли Николая II…» (далее по тексту)
10 марта: «Там происходит революция…»
14 ноября 1917 г.: «Дождь льет пеленою и скрывает от меня мир…»

– В одной из записей мы читаем:

«Вот уже около полугода я никого не вижу, кроме моих больных…»
11 февраля: «Три человека погребены здесь: Я, Анна Кирилловна, фельдшер».

– Погребены. Не слишком ли трагично? Обратимся к толкованию слов (чтение определения по словарю).

Сообщение учащегося

Рассказ «Морфий» автобиографичен. Как известно, после университета Булгаков работал земским врачом в Никольской больнице Сычевского уезда Смоленской губернии.
О том, что это была за жизнь, читаем: «Где же весь мир? Где электрические фонари? Люди? Небо? За окошками нет ничего! Тьма. Мы отрезаны от людей».
Рассказ «Морфий» – одно из самых ранних произведений Булгакова, но уже в нем мы, читатели, видим изобразительную силу таланта писателя, видим будущего Мастера.
Поэтикой символа пронизано все это небольшое по объему произведение.
Найдем их.

Работа с текстом

– «На протяжении всего произведения воет и воет вьюга…»
– «Начавшаяся вьюга подхватила меня, как клочок изорванной бумаги…»
– Несчастный доктор Поляков записывает в дневнике: «Все вьюги да вьюги. Заносит меня…»
– «Злая вьюга, сухая, колючая, хлестнула меня по щекам…»
– «Снег изменился, стал как будто серее, лютых морозов уже нет, но метели возобновляются…»
– «Вьюга. Глухой вой метели в полях…»

– Как мы видим, создается впечатление, будто вьюга, метель – невидимый дирижер разыгрывающейся на наших глазах драмы. Есть ли еще образы-символы?

– Это сумерки.
– «Сумерки наступают рано, я один в квартире…»
– «Сумерек еще нет, но они где-то притаились и ползут по болотам, по кочкам, меж пней…»
– «Сумерки – самое ужасное время…»
– «Светает мутно и беловато…»

– Проверим, насколько вы чутки к слову писателя. Закройте книги и допишите предложение:

«День стал длиннее, а сумерки…(как будто чуть голубоватее). Потому что весна».

Да, сумерки – образ-символ, обозначающий не только бедственное состояние мира, но и сумбур, смуту в сознании героя.
Поэтому часто дневниковые записи доктора Полякова – это обрывочные фразы, недописанные слова, изобилие назывных предложений, которые сами врезаются в наше сознание: «Смерть от жажды», «Медленная смерть», «Вздор. Ночь. Вьюга», «Сумерки. Заморозки».

Проведем лингвистический эксперимент, перестроим предложение.

Запись на доске: «Ночь течет, черна и молчалива. Где-то оголенный лес, за ним речка, холод, осень. (У Булгакова) Получилось у учащихся: «Течет черная и молчаливая ночь. Где-то далеко-далеко виден прозрачный оголенный лес, за ним речка. Уже холодно. Пришла осень».

Разве вписывается эта пейзажная зарисовка в общий тон дневниковых записей? Лингвистический эксперимент показал, сто «красивость» языка здесь неуместна.
Дома нужно было найти ряд текстовых синонимов, который бы соответствовал мотиву предчувствия трагедии, уничтожающей героя.

свет беспокойный
тревожный свет
екнуло сердце
я дрогнул
испуганно обернулся

По эмоциональному значению и по смыслу эти слова похожи.

Одним из важнейших элементов художественного мира рассказа можно считать горящий цвет.

– Дома при чтении вы должны были отметить на листке бумаги встречающиеся краски.

Составлена цветовая гамма:

– зеленое перо певицы, зеленая фуражка героя
– полыхал свет, белый и беспокойный
– белая марля с расплывшимися желто-красными пятнами
– розоватая кровавая полоска
– тени серо-фиолетовые, как тени заката
– тетрадь в черной клеенке
– карандашом, толстым, красным
– снег стал серее
– небо побелело, глаза почернели
– черное брюхо грозы
– ночь черна
– черные окна
– светает мутно и беловато.

Оказывается, если внимательно читать, то мы увидим, что цветовая гамма произведения ограничена несколькими цветами: белым, красным, серым, черным. Причем даются они по нарастающей. Самый страшный смысл заключен в сером и черном. Это цвета уничтожения жизни.
Автор как бы сам следует за своим героем по его дневнику – истории его болезни, до самой его смерти.

Работа с текстом

18 мая: «Смерть медленная овладевает морфинистом…» (далее по тексту)

В таком состоянии наркоман, потерявший волю, способен на любое преступление.

– Что же совершает Поляков? (Украл морфий в больнице.)

14 ноября 1917 г.: «Ах, мой друг, мой верный дневник. Ты-то не выдашь меня». (Далее по тексту)

– Врач стал вором… И Поляков принимает решение, какое? («Позорно было бы хоть на минуту длить свою жизнь. Такую – нет, нельзя. Что же я могу сделать?»)

– В самом деле сделать ничего нельзя? Представьте, что вы могли бы встретиться с доктором. Что бы вы ему сказали? Верите ли вы, что есть сила, способная избавить человека от наркотической зависимости?

Звучат ответы учащихся.

Чтение из воспоминаний о А. М. Булгакове его первой жены Т. Н. Лаппа о пристрастии М. А. Булгакова к морфию.

Вывод после прочтения: от наркотической зависимости можно избавиться.

С тех пор, как был написан рассказ «Морфий», прошел почти век. Эпоха, в которой жил герой, ассоциируется с нашим временем, таким же хаотичным и жестоким. Наверное, поэтому в сегодняшней России так остро стоит проблема наркомании. Массовое употребление наркотиков стало трагедией нашего общества.
Читаем в одном из дневников современника: «Мой сын уже на краю гибели. Вижу, как он тает, как его тянет в это болото и днем, и ночью. Да он уже и не различает дня и ночи». Это пишет несчастная мать одного из наркоманов.
«Тело Полякова давно истлело, а память о нем совершенно исчезла», – так заканчивает рассказ автор, тем самым подчеркивая мимолетность человеческой жизни «под знаком вечности».

– Как вы думаете, есть ли нечто общее, что объединяет роман «Мастер и Маргарита» и рассказ «Морфий»? (В них в разных ракурсах решается одна и та же проблема, которая волновала писателя всю жизнь – это долг, честь и назначение человека на земле, его миссия в жизни.)

– И вновь мы спрашиваем, как и в «Мастере и Маргарите», так кто же управляет человеческой жизнью? Чего она вообще стоит? Обратимся к эпиграфам.
– Кто же прав?
– Однозначного ответа быть не может – к такому выводу приходят ученики.

Темы домашних сочинений:

  • Рассказ М.А.Булгакова «Морфий» – это прививка от наркотической зависимости.
  • Тема падения и вырождения нравственности человека в произведениях русской литературы 20 века. (По рассказу М. А. Булгакова «Морфий»).
  • Мои представления о смысле и целях человеческой жизни после прочтения рассказа М.А.Булгакова «Морфий».

 

 

 

 

 

 

 

 

Литературно-музыкальный вечер

visotsky_200701261613109jpg_s«Памяти Владимира Высоцкого»

 

Оборудование: фотографии Высоцкого, распечатки стихотворений.

Эпиграф: На этот раз мне не вернуться,

                   Я ухожу – придёт  другой…

В.С. Высоцкий

 

Звучит музыка из кинофильма «Вертикаль». В зале горит одна свеча у стенда с фотографиями Высоцкого. Музыка затихает.

 

Ведущий 1: Не поминайте ни добром, ни лихом,

                        Зажгите молча тонкую свечу.

 

Учащиеся зажигают свечи, ставят их у ширмы с фотографиями. Возвращаются к своим местам.

 

И пусть в округе будет очень тихо,

А вдалеке лишь музыки чуть-чуть.

 

Включается фоном музыка из кинофильма «Вертикаль».

 

                        Не надо слов ни хоровых, ни сольных,

                        Пусть время плещет сквозь его причал:

                        Такие люди тишины достойны.

                        За нас за всех он криком откричал.

 

Звучат финальные аккорды музыки из кинофильма «Вертикаль». После её окончания в зале зажигается свет.

 

Ведущий 2: Владимир Семёнович Высоцкий – поэт, актёр, музыкант и певец. Человек выдающийся, о котором можно говорить и спорить, которым можно восхищаться бесконечно. Его песни… Мудрые и лукавые, весёлые и грустные, нежные и мужественные, песни, всегда имеющие неожиданный финал.

 

Ведущий 3: Высоцкий пел прямо и честно, часто в ущерб себе, пел о том, что его волновало и тревожило, - предостерегал, убеждал, надрывно взывал, стремясь прорваться к душам людей, и тогда сердца слушателей начинали биться в унисон с его большим и благородным сердцем.

 

Ведущий 4: Владимир Высоцкий собирал огромные залы зрителей, выступал «на полной отдаче», как будто в последний раз. «Я работаю весь вечер на полной отдаче: сейчас за кулисами я выжму свитер и вы увидите, что это значит, когда работаешь, а не халтуришь», - говорил Высоцкий. И все свои концерты неизменно начинал с песни «Братские могилы». Он войну сделал доступной для всех. Пел так, что у зрителей выступали слёзы на глазах.

 

Звучит песня «Братские могилы» в исполнении Высоцкого.

 

Ведущий 5: Владимир Семёнович Высоцкиё родился 25 января 1938 года в Москве. Его мать – Нина Максимовна, отец – Семён Владимирович, родом из Киева. Каким был довоенный период жизни маленького Высоцкого? Коммунальная квартира, множество соседей, скромные игрушки и масса впечатлений.

 

Ведущий 6: Великая Отечественная война… Трудная жизнь Володи и матери в эвакуации. Отец на фронте с первого и до последнего дня. Семён Владимирович участвовал в обороне Москвы, в освобождении Донбасса, Львова, взятии Берлина, Праги. Родина наградила его 28 орденами и медалями. В семье Высоцких были и погибшие на войне, и те, кого «догнали» старые раны, кто погиб от них. В своих воспоминаниях Владимир Семёнович Высоцкий писал: «У нашей семьи было много друзей – военных, и я в детстве часами слушал их рассказы и разговоры, многое из этого я в своих песнях использовал».

 

Выразительное чтение стихотворения «Звёзды».

 

Ведущий 1: Каким Володя был в детстве? По словам отца, «он был непоседлив, бесстрашен, а потому, как правило, становился заводилой и в играх, и в проказах. Приходил он домой с ободранными коленками, и было понятно, что играли в «войну». Обожжённые брови и копоть на лице доказывали, что не обошлось без взрыва то ли гранаты, то ли патронов».

 

Ведущий 2: Тяга к творчеству у Высоцкого появилась в старших классах. Володя, поддавшись родительскому влиянию, стал учиться в Московском инженерно-строительном институте, но учёбу бросил. Он выбрал другую дорогу, поступив в Школу-студию МХАТа.  Закончив актёрское отделение, он стал работать в московском драмтеатре имени А.С. Пушкина, а с 1964 года и до последних дней своей жизни был актёром Московского театра драмы и комедии на Таганке, где сыграл более 20 ролей.

 

Ведущий 3: Владимир Высоцкий снялся во многих фильмов. Вот названия некоторых из них:

"Сверстницы" – 1959, "Мосфильм",

"Карьера Димы Горина" – 1961, киностудия имени М.Горького

"713-й просит посадку" – 1962, "Ленфильм",

"Увольнение на берег" – 1962, "Мосфильм",

"Штрафной удар" – 1963, киностудия имени М.Горького и другие.

Просмотр эпизода художественного фильма «Стряпуха».

 

Ведущий 4: Для всех фильмов Владимир Высоцкий писал песни, и чаще всего сам исполнял их. Актёрская песня – это возможность разговаривать с людьми на темы, которые волнуют, что «особенно скребёт по нервам, рвёт душу». По мнению Владимира Высоцкого, «самое главное в авторской песне – это текст, информация, поэзия». Поэтому-то авторская песня так эмоциональна, проникает в душу.

 

Звучит песня «Лирическая» в исполнении ученицы.

 

Ведущий 5: Владимир Высоцкий выходил на сцену, говорил и пел в то время, когда в дефиците были Правда, Открытость, Искренность… Отец считал своего сына мужественным и храбрым. Почему? Да потому, что многие видели недостатки, несправедливость в жизни, откровенную ложь, но молчали, а он, поэт и певец, говорил. Главным в своём творчестве, как и в жизни, считал мужество и честность.

 

Выразительное чтение стихотворения «Песня лётчика».

 

Ведущий 6: Все песни Владимира Высоцкого – о жизни, о мужестве, о готовности идти в разведку, о большой дружбе. Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавание по морям и океанам нашей планеты. Вместе с самолётами взмывают в небо. А однажды даже из космоса донеслось:

                        Если друг оказался вдруг

                        И не друг, и не враг, а так

                        Если сразу не разберёшь,

                        Плох он или хорош…

Эту песню пел звёздный дуэт космонавтов в составе Коваленка и Иванченкова. И надо сказать, что здесь всё было на высоте – и песня, и исполнение!

Звучит песня «О друге» в исполнении учеников.

 

Ведущий 1: Он торопился, примерял на себя одежды, характеры и судьбы других людей – смешных и серьёзных, практичных и бесшабашных, реальных и выдуманных. Он влезал в их заботы, проблемы, профессии и жизненные принципы, демонстрировал их способ мыслить и манеру говорить. Можно сказать, что дверь в его творческую лабораторию была постоянно распахнута. Благодаря Высоцкому, учимся помнить, пропускать память через сердце.

 

Выразительное чтение стихотворения «Песня о земле».

 

Ведущий 2: Владимиром Высоцким написано более 600 песен и стихов, сыграно более 20 ролей на сцене, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8 – в радиоспектаклях.

 

Ведущий 3: Владимир Высоцкий умер 25 июля 1980 года и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Его могила круглый год усыпана живыми цветами. О нём много пишут, о нём делают кинофильмы и телепередачи, выходят его пластинки и книги. Садоводы называют его именем лучшие сорта цветов, альпинисты – труднодоступные горные перевалы. Поэты, художники, композиторы посвящают ему свои произведения. Слова его песен высекают на мраморе обелисков в честь погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Он продолжает жить в стихах, песнях, названиях улиц. Его именем работники астрофизической обсерватории назвали малую планету «Владимир Высоцкий».

 

Звучит песня «Корабли» в исполнении Высоцкого.

 

В зале гаснет свет, горят только свечи у стенда с фотографиями.

На экране телевизора мелькают фотографии В.С. Высоцкого.

 

См. фоторепортаж о проведённом занятии в приложении № 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1.

Фоторепортаж о занятии «В мире фразеологизмов»

100_1206

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2.

Фоторепортаж о мероприятии «Памяти Владимира Высоцкого»

 

 

 

Урок развития речи в 8 классе «Я оратор»

 

 

 

 

Урок литературы в 11 классе «Сложная судьба человека в русской литературе  XX века» (по рассказу М.А. Булгакова «Морфий»)……………………………………


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Содержание материалов Пояснительная записка………………………………………………………………

Содержание материалов Пояснительная записка………………………………………………………………

Пояснительная записка Данные материалы содержат конспекты «открытых» занятий: как уроков по русскому языку и литературе, так и внеклассных мероприятий по предмету

Пояснительная записка Данные материалы содержат конспекты «открытых» занятий: как уроков по русскому языку и литературе, так и внеклассных мероприятий по предмету

Правописание приставок на з-, с-

Правописание приставок на з-, с-

Учитель : Посмотрите. На доске находятся пословицы

Учитель : Посмотрите. На доске находятся пословицы

Учитель : Слова, которые оказались в левой корзине, какой звук слышится в приставках –

Учитель : Слова, которые оказались в левой корзине, какой звук слышится в приставках –

Работа с текстом. Учитель :

Работа с текстом. Учитель :

Задание на дом. Устно составьте открытое письмо своим сверстникам, где напомните, как надо беречь лес

Задание на дом. Устно составьте открытое письмо своим сверстникам, где напомните, как надо беречь лес

Познавательные: повторение понятия «фразеологизм», лексическое значение и грамматическое строение фразеологизма;

Познавательные: повторение понятия «фразеологизм», лексическое значение и грамматическое строение фразеологизма;

Конкурс № 4: Подбери фразеологизмы-антонимы и фразеологизмы-синонимы

Конкурс № 4: Подбери фразеологизмы-антонимы и фразеологизмы-синонимы

Конкурс № 6: Капитанский – проходит одновременно с конкурсом № 5

Конкурс № 6: Капитанский – проходит одновременно с конкурсом № 5

Ждать у моря погоды. (Моряк)

Ждать у моря погоды. (Моряк)

Конспект открытого занятия по развитию речи «Я – оратор»

Конспект открытого занятия по развитию речи «Я – оратор»

Я строю этот прекрасный храм.

Я строю этот прекрасный храм.

Он набирал в рот камешки и старался говорить ясно

Он набирал в рот камешки и старался говорить ясно

Оценка актуальности темы доклада на фоне других докладов

Оценка актуальности темы доклада на фоне других докладов

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Кому нужна совесть?"

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Кому нужна совесть?"

III. Совесть и человек. Размышление над проблематикой сказки

III. Совесть и человек. Размышление над проблематикой сказки

Работа со статьей. Анализ текста по вопросам учителя и заполнение 3 этапа бланка “Лист сбора информации”

Работа со статьей. Анализ текста по вопросам учителя и заполнение 3 этапа бланка “Лист сбора информации”

Фразеологизмы со словом «совесть» ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2 этап

Фразеологизмы со словом «совесть» ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2 этап

Ответы на вопросы учителя. А)________________________________________________________________

Ответы на вопросы учителя. А)________________________________________________________________

Урок внеклассного чтения в 11-м классе "Сложная судьба человека в русской литературе

Урок внеклассного чтения в 11-м классе "Сложная судьба человека в русской литературе

Давайте же проследим этот путь

Давайте же проследим этот путь

Слухи о чем–то грандиозном… Будто бы свергли

Слухи о чем–то грандиозном… Будто бы свергли

Запись на доске: «Ночь течет, черна и молчалива

Запись на доске: «Ночь течет, черна и молчалива

Врач стал вором… И Поляков принимает решение, какое? («Позорно было бы хоть на минуту длить свою жизнь

Врач стал вором… И Поляков принимает решение, какое? («Позорно было бы хоть на минуту длить свою жизнь

Литературно-музыкальный вечер «Памяти

Литературно-музыкальный вечер «Памяти

Ведущий 6: Великая Отечественная война…

Ведущий 6: Великая Отечественная война…

И не друг, и не враг, а так

И не друг, и не враг, а так

Приложение № 1. Фоторепортаж о занятии «В мире фразеологизмов»

Приложение № 1. Фоторепортаж о занятии «В мире фразеологизмов»

Приложение № 2. Фоторепортаж о мероприятии «Памяти

Приложение № 2. Фоторепортаж о мероприятии «Памяти

Урок литературы в 11 классе «Сложная судьба человека в русской литературе

Урок литературы в 11 классе «Сложная судьба человека в русской литературе

Открытые уроки

Открытые уроки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2023