Открытый классный час: "Россия - Родина моя"

  • docx
  • 26.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Классный час-открытый.docx

Классный час на тему "Россия – Родина моя"

Цели: способствование формированию и воспитанию чувства патриотизма;

воспитание любви к месту, где ты родился.

Задачи:  

1.     усиление патриотических качеств личности;

2.     расширение кругозора учащихся;

3.     повышение интереса к истории Отечества;

4.     привитие чувства любви к своей Родине;

Форма классного часа - беседа

Ход классного часа

Доброе день, дорогие ребята, уважаемые коллеги!

Я очень рада встрече с вами!

Я улыбнусь Вам, а вы улыбнитесь мне, друг другу.

От ваших улыбок в классе стало так тепло и уютно.

Ваши теплые улыбки осветили все вокруг

Ребята наш классный час я хотела бы начать с упражнения которое называется “Салфетка”.

На ваших столах лежат бумажные салфетки. Возьмите, пожалуйста, по одной и сверните её пополам любым способом. Оторвите с любого края уголок. Сверните её ещё раз пополам и опять оторвите кусочек с любого уголка. Сверните в третий раз пополам и снова оторвите. А теперь разверните и покажите  то, что у вас получилось. Вряд ли найдётся пара салфеток, на которых повторяется рисунок. Как вы думаете, почему мы получили такой результат?

(Дети отвечают.)

Совершенно верно,  каждый человек уникален, неповторим.  Но, несмотря на то, что мы такие разные,  нас многое  объединяет.

 Как вы считаете, что может объединять нас с вами?

(Дети называют.)

 Да, все мы – жители замечательной, богатой страны.

И тема нашего сегодняшнего  открытого классного часа называется « Россия – Родина моя»

( Презентация)

(Жигулина Снежана )

 Россия, ты – великая держава,

 Твои просторы бесконечно велики.

 На все века себя ты увенчала славой.

 И нет другого у тебя пути.

Озёрный плен твои леса венчает.

 Каскад хребтов в горах мечты таит.

 Речной поток от жажды исцеляет,

 А степь родная хлебушек родит.

Твоими городами мы гордимся.

 От Бреста до Владивостока путь открыт.

Тебя венчает славная столица,

 А Петербург историю хранит.

В земле твоей богатств поток неиссякаем,

 К сокровищам твоим нам путь лежит.

 Как мало о тебе ещё мы знаем.

 Как много изучить нам предстоит.

Родина – это место, где мы родились, где живут наши родители, дедушки и бабушки. Здесь нам всё знакомо – язык, быт, традиции. Уезжая из родных мест, мы скучаем….

 Ребята,  какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «РОДИНА»?

( Дети должны подобрать ассоциации к каждой букве.)

Р - родная

О - отважная

Д - добрая

И - интересная

Н - надёжная

А – активная

Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное. Отечеством  мы зовём Россию потому, что в ней жили отцы и деды наши. Как дом родной называют отчим домом, так Родину называют ещё Отчизной. Любовь человека к Родине,  русский народ выразил не только в стихах, песнях и  рассказах, но и в своих пословицах и поговорках:

 Я предлагаю вам собрать  пословицу.

(Каждая пара получит пословицы о России)

 1.Одна у человека мать, одна у него и Родина.

 2.Родная сторона – мать , чужая –мачеха.

 3.Всякому мила своя сторона.

 4.Где родился, там и пригодился.

 5.Кто Родине изменяет, того народ презирает.

 6.Кто за Родину горой – тот истинный герой. 

Молодцы ребята!

Во все времена и у всех народов под Родиной подразумевали не только территорию, но и людей, соотечественников. И Россия – это, прежде всего, её народ. Можно сказать и так: Родиной для российского гражданина является то, что связывает его со всем российским народом. Это: территория, языки, общая история, народные традиции, законы, долг, семья, веротерпимость, здравомыслие, нравственность, достоинство, справедливость…  Жители любой страны гордятся своей родиной. Так устроен человек: ему дорога земля, на которой он родился. Он любит то место, с которым связано его детство. 

 И как можно не любить родные края, если они… просто родные, если всё вокруг знакомо с детства? Ведь именно здесь человек впервые ощутил тепло и любовь самых родных людей: мамы, папы, дедушек, бабушек, братьев, сестёр…Нашу страну по праву можно назвать самой удивительной страной в мире. Сейчас мы с вами в этом убедимся.

Вы готовили дома  интересные факты,  о нашей стране, давайте прочитаем их.

(на фоне музыке ребята читают интересные факты,  и идет презентация)

1.     Наша страна  по территории самая большая. Её площадь составляет 17,1 млн. кв. км. Находится на материке Евразия. На нашей территории может поместиться 2 таких материка, как Австралия и 5 таких стран, как Индия.  Площадь России приблизительно равна площади поверхности планеты Плутон 

2.     Нет ни одной страны в мире, где бы вместе жили люди стольких национальностей: хакасы и русские, татары, башкиры и буряты, калмыки и дагестанцы, эскимосы ,  чукчи и другие народы. 

3.         Сибирское озеро Байкал — самое глубокое озеро в мире и самый крупный источник пресной воды на планете. В Байкале 23 кубических километра воды. Все крупнейшие реки мира – Волга, Дон, Днепр, Енисей, Урал, Обь, Ганг, Ориноко, Амазонка, Темза, Сена и Одер – должны течь почти год, чтобы заполнить бассейн, равный по объёму озеру Байкал.

4.     Площадь Сибири — 9 миллионов 734,3 тысячи квадратных километров, что составляет 9% земной суши. 

5.     Именно наш соотечественник полетел первым в космос. 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин на корабле «Восток» сделал виток вокруг нашей планеты. Мы гордимся, что в космос первым отправился русский человек.

6.     В России как минимум 15 секретных городов. Их нет на картах, к ним не ведут дорожные указатели и к ним даже близко не подпустят иностранцев.

7.      Садово-парковая зона в Москве намного больше, чем в западных мегаполисах. Заложенный в 1931 году Измайловский парк – один из крупнейших городских парков в мире. Его площадь 15,34 квадратных километров, он в шесть раз больше Центрального парка Нью-Йорка

 

8.     Самый большой в мире лес – сибирская тайга.

9.     Государственный музей Эрмитаж для защиты от грызунов держит стаю кошек. У каждой кошки Эрмитажа есть паспорт с фотографией. 

10.Урал — самые старые горы в мире. Расположенная в Кусинском районе у деревни Александровка гора Карандаш возникла 4, 2 миллиарда лет назад. Исторические названия Уральских гор – Большой Камень, Сибирский Камень, Земной Пояс, Поясной Камень. Когда-то Уральские горы были очень высокими, но теперь от прежних гор остались только основания.

11.Россия – духовная и культурная преемница Римской Империи. Двуглавый орёл на её гербе символизирует византийскую идею «симфонии властей», гармоничного взаимодополнения государства и Церкви. Слово «царь» произошло от слова «цезарь».

Спасибо!

Ребята, как вы думаете без какого понятия любовь к Родине невозможна?(ответы детей).

Правильно это патриот. А кто мне скажет кто такой патриот?(ответы детей).

В Словаре Ожегова и Даля понятию «патриот» даны такие толкования:

Патриот — тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины”.  

 (Словарь В. И.Даля) 

Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь”.      

 (Словарь С.И.Ожегова) 

      А,  что значит родину любить и быть ее патриотом?

(это значить  выражать любовь к ней своими действиями и поступками.)

И сегодня на классном часе мы поговорим об одном из патриотов нашей страны. ( Александре Ивановиче Покрышкине)

(Михейкина Анна+презентация)

Многие ребята нашего класса посещают военно – патриотический клуб «Каскад» и являются курсантами авиацентра им.  А.И. Покрышкина, они активные участники школьных, районных, областных мероприятий.

Ребята, скажите,  пожалуйста почему именно военно – патриотический клуб??? (ответы детей)

Я горжусь вами и желаю никогда не сдаваться и не отчаиваться. Помнить, что только воспитав в себе силу воли, мужество, стойкость, можно преодолеть любые преграды ,  добиться поставленной цели и быть настоящими защитниками свой Родины.

Ребята дома вы писали сочинения «Моя Родина»

У каждого человека есть родина. Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для меня родина- это, прежде всего, место, где я родился, это мои родители, родственники. Родина – это дом и двор, где  я провожу счастливое детство. (Миллер Эдуард)

 Каждый человек, имеющий Родину – счастливый. Счастливая и я, потому что родилась и живу в России. Это родина моих предков. Богата Россия своей природой: лесами, реками, озерами. В России много красивых сел, деревень, городов и древних, и новых. Но самое главное богатство заключается в людях, трудолюбивых, гостеприимных, мужественных, героических, творческих и отзывчивых.   (Гензе Анна)

Я очень люблю свою Родину, хочу, чтобы она становилась все краше и лучше, чтобы россияне заботились о ней, трудились на благо Родины, на благо общества. Мне 14 лет, пока для меня труд – это учёба, а в бедующем  буду трудиться для своей Родины, приносить людям радость и счастье. И пока будет Россия- буду жить и я. (Долгов Михаил)

У меня, наверное, как и у всех людей, Родина это то место, где я родилась, где живу и учусь.  Место, где мне хорошо и комфортно, где я могу отдохнуть и телом и душой. Где проходит мое детство, место, где я буду жить, и работать в дальнейшем. Говорят «в гостях хорошо, а дома лучше». Эта фраза как раз о том, что не зависимо от того где человек находится  – дома однозначно лучше. Родина – это и есть дом человека и не важно, насколько он большой или маленький(Катаева Юлия)
И сейчас у меня есть для вас задание. Я буду зачитывать «шаги»  с действиями, которые направлены к Родине или же наоборот. Ваша задача – решить, какие шаги направлены навстречу Родине, а какие от нее

Охранять природу

Уважительно относится к окружающим людям

Ломать ветки и деревья

Ругать свою страну

Изучать историю и культуру своей страны

Добросовестно учится

Помогать пожилым людям

Защищать свою страну

Мусорить

Осквернять памятники

(презентация)

Миллер Эик

Россия…
Как из песни слово,
Берёзок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа –
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть, 
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом Русь.

 Россия – это одна из самых больших стран в мире. Именно в нашей стране расположено большое количество заповедников, имеется много полезных ископаемых, лесных и водных ресурсов. Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно относиться к её культурным ценностям, гордиться достижениями своего народа.  Итак, ребята, мы продолжаем  наш классный час.  Вы знаете, что у любой страны есть государственные символы, назовите их.

(Ответы детей)

- Флаг, герб. гимн

Что такое герб?

- У всякого государства и почти у всякого города есть свой отличительный знак. Такой знак мы называем «герб». Герб изображается на флагах, монетах, печатях, на государственных документах. Герб есть и у нашей Родины-России.  На нем изображен двуглавый золотой орел. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб, он появился 500 лет назад – в 1497 году. Впервые его ввел царь Иван Васильевич – князь всея Руси. Это был герб Московского государства, Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации. Внутри Российского герба – герб Москвы. На нем, на красном фоне изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона.

Государственный флаг.

 Какие цвета на нашем флаге?

- Белый, синий, красный.

 Что означают цвета нашего флага?

- Белый – мир, чистоту, правду, добро. Синий – небо, веру, верность. Красный – храбрость, честность, красоту.

 Когда поднимают флаг?

- Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защищать свою родину.

- Флаг поднимают во время спортивных соревнований, в случае победы наших спортсменов.

- Его вывешивают на улицах и зданиях на праздники.

Мы должны гордиться нашим флагом – ему уже больше 300 лет!

Государственный гимн.

- О гимне.

 Что такое гимн?

- Гимн –это торжественная песня. Исполняется в особых, торжественных случаях.

 Зачем исполняют гимн?

- Выражается уважение к стране, прославляется наша страна.

 Когда исполняется гимн люди встают, снимают головные уборы.

- А знаете ли вы, что кроме государственных символов, есть ещё негосударственные, неофициальные. Так, у каждого государства есть символ – дерево:

Сакура - символ Японии.

Канадский клен - символ Канады.

Баобаб - главный национальный символ Сенегала.

Липа и дуб - символы Латвии.

Кактус  - национальный символ Мексики.

- А какое дерево – символ России?

(Ответ детей)

Правильно это береза!

Если  продолжать  говорить о негосударственных символах России, послушайте пожалуйста одну легенду.

“По народному преданию, ромашка вырастает там, где упадет с неба звезда... 

Ромашки схожи по форме с зонтиками, а по легенде - они в давние времена были зонтиками у маленьких степных гномиков. Начнется в степи дождь, гномик укроется ромашкой либо сорвет ее и шагает по степи, поднимая цветок над головой. Дождь стучит по ромашковому зонтику, струйками стекает с него, а гномик остается совершенно сухим.
А еще ромашки похожи на удивленные глаза. Если в сухой ветреный день выйти на луг и внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох,- это шорох белых ромашковых ресниц. Удивленные глаза ромашки целых семь месяцев - с апреля до сентября - смотрят в небо, стараясь понять движение облаков, звезд и планет. Смотрят-смотрят, утомятся, вот тогда-то и начинают моргать своими белыми ресницами. Кажется, наклонись к цветку, и он поведает тебе самые сокровенные тайны. А тайн у ромашки великое множество. 

Ромашка любимый цветок для венков и советчик девушек в сердечных делах при ворожбе. Ну, конечно же, это его белые лепестки обрывали, приговаривая: "Сбудется, не сбудется, любит, не любит..."”

- А сейчас я предлагаю сыграть в игру. Игра “Что отдашь Земле родной?”

- Ребята, у каждого из вас на парте лепесток ромашки, ответьте письменно на вопрос: “ Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?” 

( когда вырастет, например: посажу сад, буду строить красивые дома...).

После выполнения задания дети крепят лепестки на доску(при этом озвучивая написанное).

- Чего не хватает в нашей ромашке? (Сердцевины)

- Давайте встанем в круг, образуя сердцевину цветка.

Клубок-рефлексия

- У меня в руке клубок  ниток  жёлтого цвета, сейчас я начну передавать его по кругу. Когда клубок попадёт вам в руки, оберните виток ниткой у указательного пальца своей руки, загадав при этом самое сокровенное желание.

- Что сделала с нами нить? Как вы думаете хорошо это?

(Высказывания детей)

- Верно, нить объединила нас, сплотила. Мы всегда должны держаться вместе, помогать друг другу, жить в мире и согласии и тогда наша страна будет славиться и процветать!

-Чтобы сохранить наглядную память о нашей встрече, я хочу унести с собой этот круг. Он связал нас в единое целое и прикрепить его к ромашке.

 

Много вы сегодня услышали и узнали о России, но ещё больше неизведанного осталось, но ведь у вас впереди ещё целая жизнь.

(презентация)

Катаева Юлия

Берегите Россию –

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Это хлеб на столе,

И родное оконце

В позабытом селе…

Берегите Россию,

Без неё вам не жить.

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой,

Берегите Россию –

Нет России другой.

Много вы сегодня услышали и узнали о России, но ещё больше неизведанного осталось, но ведь у вас впереди ещё целая жизнь.

- Мне было очень приятно с вами работать. Спасибо,  всего доброго!


 

Скачано с www.znanio.ru