МКОУ «Шуланинская СОШ»
Открытый урок
1 класс.
по обучению грамоте по учебнику «Азбука»
В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной
(УМК « Школа России»)
Тема:
«Звук [ш], буква «ш». Строчная буква ш»
Учитель: Ахмедова Равзат Алиевна
учитель начальных классов
2020г.
Тема: Звук [ш], буква «ш». Строчная буква ш
Цели: Формировать умение выделять звук [ш] в речи, умение слышать и слушать;
развивать фонематический слух, технику чтения при работе со словами с буквой «Ш»;
Задача: Познакомить с буквой «ш», со звуком [ш], с его особенностями, с ролью звука и буквы в русском языке
Планируемые результаты
Личностные:
- Проявление творческого отношения к процессу обучения;
- Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Метапредметные
Познавательные:
Умение:
- перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- обобщать полученную информацию;
- давать оценку своим действиям, оценивать результат;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные
Умение:
- формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
Коммуникативные
Умение:
- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные
- Формировать умение выделять звук [ш] в речи, умение слышать и слушать.
воспитывать культуру поведения при работе в группах.
Оборудование: мультимедийная презентация, предметные картинки, модели звуков, касса букв и слогов, образцы печатных букв «Ш» и «ш», плакат с проектом «Город букв».
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Орг.момент.
II. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы.
III. Выдвижение версий.
IV. Актуализация имеющихся знаний.
V.Составление плана решения учебной проблемы.
VI. Поиск решения проблемы, открытие нового знания.
VII. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.
IX. Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка.
|
- Здравствуйте, дети!
1.Побуждающий диалог - постановка проблемы. На доске неоформленная схема-человечек
!
- Посмотрите, с кем мы сегодня будем работать. Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок «открытия» новых знаний? Почему? - Что же мы сегодня будем «открывать»? - Что необычного заметили у схемы-человечка? -Ребята, этим знаком схема-человечек хочет вас предупредить, что он представляет особенный, необычный звук, который отличается от других изученных вами звуков. Какой у вас возникает вопрос? -Чем новый звук отличается от других звуков? Вот это нам предстоит сегодня открыть.
2. Проведение звуковой разминки. - Какой звук будем «открывать» узнаете из языковой разминки. -Вспомните, какой звук издаёт змея? -Как шумит чайник при кипении? - Как шуршат осенние листья под ногами? -А теперь давайте прошуршим все вместе: Ш-ш-ш
3. Подведение к формулированию темы. - Проживает ли такой звук в нашем «городе букв»? (На доске висит проект «Город букв») - Сформулируйте тему нашего урока - Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться? (Прикрепляет кружочки разного цвета на доске на каждую задачу урока)
-В каком районе (гласных или согласных) будет проживать этот звук? Когда он произносится, выдыхаемый воздух встречает преграду? Каким цветом разукрасим согласный звук? (Разукрашиваем «платье» человека синим цветом.)
-Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков? - Тогда давайте решать эту проблему.
1. Побуждающий диалог. - Нам нужно всё узнать про этот звук. Раз он согласный, что мы можем про него узнать?
-Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой? --Как узнать, бывает ли он твёрдым или мягким? -Сначала определите, какое место занимает этот звук в словах?
1. Предлагает взять картинки из конверта с изображением шара, машины, малыша.
2. Руководство групповой работой. - Составьте звуковые схемы этих слов.
- Ответственные дети в группах дайте характеристику нового звука. - Какое слово повторялось в характеристике нового звука? Закрашивает башмачок человечка синим цветом.
3. Побуждающий диалог. - Может быть, в других словах этот звук произносится мягко? Послушайте стихотворение, а самые внимательные запомнят все слова со звуком [ш] и послушают, как он произносится, твёрдо или мягко?
-Назовите слова с новым звуком. Какой он?
4. Подведение к формулированию вывода. - Сделайте вывод: может ли звук [ш] быть мягким? Закрашивает второй башмачок синим цветом. - Посмотрите на схему нашего звука, сравните с другими схемами и скажите, чем же отличается новый звук от других звуков нашего «города»?
5.Знакомство с буквой. - А какой значок нам поможет увидеть звук [ш]?
- Что напоминает вам эта буква? Ах, табуретка хороша! Перевернул – и буква Ш.
Шура сено ворошил, Вилы в сене позабыл
- На какой улице мы поселим нашего нового жителя в «городе букв»? - Откройте азбуки и на стр. 17 ответим на вопросы. Звук ш гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий? -Решили мы с вами первую задачу? Убирает один кружок.
1. Анализ с учащимися написания строчной буквы ш. -Наша задача – научиться писать строчную букву ш. Из каких элементов состоит буква ш строчная? Есть ли новые элементы? -Я напишу эту букву под счёт: раз-и, два-и, три-и. - Попробуйте указательным пальцем написать эту букву на ладони под мой счёт. -Возьмите ручки. Пишем все вместе под счёт. Приготовились: раз-и….
2. Физминутка для глаз
3. Письмо буквы ш с написанием лишнего элемента на доске. - Что вы заметили?
4. Обведение буквы ш в словах. - Прочитайте и обведите в словах только букву ш. Возьмите ручки и соедините ш со следующей буквой. Что получилось? -Вы научились писать новую букву? Вы справились с этой задачей? Без ошибок и затруднений? Вам нужна была помощь? Каким знаком вы себя наградите? Нарисуйте себе этот знак.
Убирает второй кружок, обозначающий задачу.
5.Физминутка. Под ногами листопад, Листья желтые лежат, Листья жёлтые летят, А под листьями шуршат Шурш, шуршиха и шуршонок- Папа, мама и листёнок
6. Организация работы по чтению и анализу слогов. - Какие слоги со звуком [ш] в стихах повторялись? - Ваша задача – научиться читать слоги с новой буквой. Подготовьтесь прочитать слоги.
-Прочитайте слоги на с.17. -Прочитайте слоги хором с вопросительной интонацией - Дополните до слова: Шу… ша… ши…
7. Организация чтения и анализа слов с буквой ш.(на доске слова) - Прочитайте слово, называющее фрукт. -Слово, называющее насекомое. - Зимний головной убор. -Жилище, построенное в лесу
-Какая последняя задача стояла перед нами на уроке? -Вы справились с этой задачей? Убирает последний кружок, обозначающий задачу урока.
- У кого были затруднения? Какие? - Дайте эмоциональную оценку своей работе на уроке. - Нарисуйте эту оценку в своих тетрадях. |
Приветствие учителя, самоорганизация
Садятся девочки. Садятся мальчики. 1.Диалог с учителем.
- Урок «открытия» новых знаний, так как схема не раскрашена, нет на ней буквы
- Новый звук и новую букву. - Восклицательный знак.
2.Проговаривание звуков.
-Ш-ш-ш
3.Формулирование темы. - Нет.
- Звук [ш], буква ш. - Узнать всё про новый звук, новую букву. Научиться писать новую строчную букву ш. Научиться читать слоги и слова с буквой ш
- В районе согласных. - Разукрасим синим цветом.
1.Выдвигают версии.
1.Диалог с учителем. - Мягкий он или твёрдый, звонкий или глухой?
- Он глухой. - Послушать, как он звучит в словах. 1. Определение места звука в словах, работа в группах. 1 группа выбирает картинки с предметами, в названии которых звук [ш] стоит в начале слова. 2 группа – в названии которых этот звук стоит в конце слова. 3 группа – в середине слова.
2. Работа в группах, индивидуальная работа. Составляют звуковые схемы выбранных слов. Один ученик у доски составляет схему слова «шишка». Ответственные дети характеризуют новый звук -Звук [ш] – твёрдый. -Твёрдый. 3.Прослушивание стихотворения Слушают стихотворение, которое читает ученица.
Шуба, шапка, шляпа, шар, Шли однажды на базар. Шли пешком, неспешно шли, И шалаш в лесу нашли Посмотрели на шалаш: Был ничей, а будет наш.
- Звук [ш] всегда твёрдый.
-Буква Ш.
Предположения учащихся.
- В районе согласных, на улице глухих.
- Звук ш согласный, глухой, всегда твердый. - Да.
1. Анализ строчной буквы ш. -Из коротких палочек с закруглением вправо внизу.
Пишут на ладони.
Пишут в тетради.
Водят глазами за движущимися предметами.
- Лишний элемент.
-Обводят буквы.
- Слоги.
Рисуют себе знак-награду:
2.Чтение и анализ слогов.
1. Чтение слогов про себя, выделяя согласные твёрдые звуки. 2. Чтение слогов вслух. 3.Чтение слогов хором. 4.Участие в игре «Доскажи словечко».
3.Чтение и анализ слов.
- груша -мошка -шапка -шалаш
-Научиться читать слоги и слова с новой буквой. -Да.
Рассказывают о своих затруднениях. Показывают сигналы.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.