Информационный отчет о деятельности детского объединения «Радуга» за 2015-2016 учебный год
В 2015-2021 году перед нами стояла следующая цель – приобщить детей и подростков к ценностям более высокого уровня, ориентация на которые рождает в человеке добрые черты, высоконравственные потребности; научить детей общаться друг с другом и окружающими, приобщить к совместному труду и отдыху.
Задачи:
· продолжить работу по развитию самоуправления в школе,
· приобщить школьников к изучению традиций Дагестана, воспитывать учащихся на примерах героического прошлого земляков.
· помочь воспринимать красоту мира и жить по законам красоты.
Для достижения поставленной цели и задач использовались следующие формы работы:
1. Оказание практической помощи членам детского объединения:
· учеба детского актива;
· работа консультационного пункта.
2. работа над методическими материалами:
· написание памяток, листовок, рекомендаций, положений о конкурсах, смотрах, школе актива;
· составление сценариев массовых дел.
· оформление массовых дел;
· участие в районных, краевых конкурсах.
В школе года функционирует детское объединение «Радуга». При планировании работы ставилась цель: овладение учащимися навыками управления образовательным учреждением, участие в процессе демократизации школьной жизни; реализация потребностей и интересов всех учащихся в образовательном учреждении. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: повышение правовой грамотности учащихся, воспитание уважительного отношения к действующему законодательству, терпимости к мнению другого человека, создание единого коллектива учащихся и учителей на основе сотрудничества.
В начале учебного года был составлен план работы детского объединения «Радуга» на учебный год, который скоординирован с планом учебно-воспитательной работы школы. Каждый отряд запланировал ряд мероприятий по своему направлению.
В течение всего года была объявлена акция «Оглянись вокруг», в рамках которой была организована работа по оказанию шефской помощи пожилым и одиноким людям села, ветеранам ВОВ, для них ребята готовили подарки, дарили цветы, готовили концертную программу, угощали чаем, оказывали помощь в работе по дому. Большое внимание уделялось духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. В классах были оформлены уголки, стенды, посвященные теме Родины, ее историческому прошлому. Были организованы встречи детей с воинами-интернационалистами, с сотрудниками полиции и пограничных войск, с тружениками, ветеранами войны и труда, с выдающимися земляками. Также было проведено анкетирование по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию.
В этом учебном году мы продолжили выпуск газеты «Переменка». Свои статьи в ней публикуют не только внештатные корреспонденты, но и все желающие ребята.
Особое внимание уделялось трудовому воспитанию. Ученики школы активно включились в работу по благоустройству территории школы, школьного двора и села. Проводились ежемесячные трудовые десанты.
В течение учебного года было организовано и проведено множество общешкольных мероприятий и праздников (День Знаний; Линейка последнего звонка; День пожилого человека; День самоуправления; День Учителя; День первой борозды; Осенний бал; Митинг памяти; концерты посвященные Дню Победы, Дню учителя, 8 марта, 23 февраля и другие).
В этом году, как и предыдущие, был организован и проведен День самоуправления. В этот день учащиеся 9-11 классов выступили в роли учителей, организовали конкурсы и спортивные состязания, организовали праздничный концерт, поздравили всех учителей открытками (в том числе и учителей-пенсионеров).
В 2015-2021 учебном году ребята тесно сотрудничали с учителями – предметниками и классными руководителями, помогая организовать и провести тематические классные часы, викторины и конкурсы.
Особое внимание уделяется патриотическому воспитанию школьников, поэтому были организованы и проведены определенные мероприятия. Были организованны встречи с участниками боевых действий в Афганистане и ветеранами Великой Отечественной войны.
В течение всего года координировали помощь ветеранам: уточняли списки ветеранов, а учащиеся поздравляли их с праздниками, днем рождения, помогали по дому: убирали во дворе, помогали в посадке картофеля. Совместно с ребятами из отряда «Патриот» организовали мероприятия для пожилых людей (классные часы, праздничный концерт в СДК, День Победы, концерт, посвященный 23 февраля.). Ко Дню Пожилого человека и Дню Победы учащиеся 1-4 классов изготавливали сувениры и открытки для ветеранов и социально-одиноких людей села.
Ко Дню конституции был организован конкурс «Лучший знаток».
Один раз в две недели в школе проводились общешкольные линейки по итогам недели для учащихся 5-11 классов.
В октября в школе прошли традиционные осенние праздники «Праздник Урожая» (для учащихся 1-4, 5-7 классов) и «Осенний бал» (для учащихся 8-11 классов).
В начале учебного года мы распределили и закрепили за каждым классом определенную школьную территорию. В течение года классы выходили на уборку, а начиная с марта в школе проходил Месячник благоустройства территории школьного двора. В это время действовали «Зеленые патрули» и организовывались «Дни чистоты».
В конце учебного года совместно с учителями физической культуры и ОБЖ, спортивным клубом «Олимпиец» была организована и проведена игра «Зарница». Были подготовлены и проведены не только конкурсы на выносливость и силу, но и на смекалку, чувство юмора и фантазию.
Начиная с января месяца мы начали проводить ежегодный конкурс «Ученик года»: в январе конкурс среди учащихся 1-4 классов; в феврале – среди учащихся 5-6 классов.
В течение учебного года проводились рейды по проверке школьной формы, дневников, тетрадей. Итоги проверок мы доводили до сведения учащихся на линейках и вписывались в экран соревнований между классами.
«Дни матери», проводимые в школе, стали уже традиционными, члены детской организации не только показывают концерт для мам, но и дарят символические подарки, сделанные своими руками. Такие праздники сближают и улучшают отношения в семье.
Среди членов детской организации «Радуга» много талантливых и творческих детей. Все они входят в состав оформительской или шефской стран, которыми проводятся выставки, оформляется актовый зал к праздникам и школа. Члены детского объединения участвовали во многих районных мероприятиях, конкурсах.
На протяжении всего года проходила акция «Школа вне курения». По данной проблеме проведены следующие мероприятия: конкурс рисунков, классные часы, беседы с медицинским работником и социальным педагогом, анкетирование, просмотр видеофильмов, выпуск стенгазет и многое другое. Организовано дежурство учителей на территории школьного двора и вне его.
В этом году наше объединение участвовала в интересном, а главное, в полезном социальном проекте «Поделись своей добротой».
Говорят, красота мир спасает...
Красота она - есть красота!
Ну а в мире нам жить помогает
Воплощенная в ней Доброта.
Трудиться во имя добра, ради всего общества абсолютно безвозмездно, является делом поистине благородным.
Цели проекта:
-Организовать социально-значимую проектную деятельность учащихся.
- Создать условия для наиболее полного осуществления патриотического, духовно-нравственного воспитания учащихся.
- Создать условия для формирования индивидуальности, реализации потенциала личности (физического, трудового, эстетического, социального).
- Обеспечить школьникам чувство радости существования (психологическое здоровье), формирование базиса личностной культуры, развитие индивидуальности ребенка.
Задачи проекта:
- учить понимать и ценить жизнь, совершать полезные дела для сохранения природы и жизни человека;
- развивать познавательную и практическую деятельность;
- воспитывать сознательное, бережное отношение к природе, памятникам Отечества, своей малой Родине.
Анализ работы ДОО «Радуга» показывает, что именно такая форма деятельности как детское общественное движение позволяет реализовывать многообразные потребности современных детей и подростков. В ДОО ведется активная творческая работа по объединению детей и подростков, развитию их гражданского сознания и общественной активности, дружбы и солидарности, развитию творческих способностей и защите интересов членов ДОО. Большую роль мы отводим и работе с детьми «группы риска».
В поведении детей и подростков проявляется их отношение к другим людям и к самим себе, к окружающему предметному миру и природе, к нравственным, правовым, эстетическим нормами ценностям общества. Поведение можно рассматривать, как один из важнейших факторов, связывающих подростка с реальной действительностью, оказывающих влияние на формирование и развитие социальных качеств его личности.
Дети имеющие отклонения от нормы в психическом и физическом развитии в школе начинают испытывать серьезные трудности в адаптации к тем усложняющимся по мере перехода из класса в класс требованиям, которые предъявляет им общество. У подростков с определенными проблемами возникают трудности в адаптации к учебному процессу, появляется неадекватное поведение, формируются отрицательные черты характера, нарушается система взаимоотношений с окружающими людьми.
И решить проблемы таких детей учительскому коллективу не удается, если используются только меры административно-правового воздействия или требования «будь хорошим». Нужна кропотливая работа по развитию ума и способностей учащихся. Предоставить подростку показать себя с положительной стороны, не прибегая к различным наказаниям и угрозам, может грамотно построенная деятельность детского объединения.
Около половины несовершеннолетних правонарушителей вплоть до момента совершения правонарушения не считаются входящими в «группу риска». Бесспорно, что социальная и педагогическая запущенность таких подростков развивалась на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих: родителей, учителей, общественности. Такое невнимание, повторяющиеся угрозы и наказания вызывают у детей чувство протеста, отчуждения, чувство неприязни по отношению к взрослым, стремление к объединению на основе общности судьбы, незащищенности и уже развивающихся отрицательных привычек. Все возможно изменить в лучшую сторону, если загрузить свободное время подростков общественно полезными делами.
Далеко не всегда можно успешно решить вопросы адаптации подростков, организуя межличностное взаимодействие в учебно-педагогическом процессе. Иногда уверенность и сила педагога подавляют учащихся, часть учитель не умеет видеть себя глазами своих воспитанников, подавляя свободу и независимость учащихся, не позволяя иметь ему свое мнение.
Именно внеурочная, внеклассная деятельность, которая предполагает неформальное общение педагогов и подростков, дает возможность для реализации пристрастий и особенностей ребят, развитие их индивидуальности, общения со сверстниками, которое воспринимается подростками как нечто очень важное.
Когда меняется социальное положение человека, уровень его культуры, то сразу же происходит изменения и в структуре досуга. Досуг обогащается по мере увеличения свободного времени и роста культурного уровня. Если молодой человек не ставит перед собой задачу самосовершенствоваться, если его свободное время ничем не заполнено, то происходит деградация досуга, обеднение его структуры.
Основная масса современной молодежи предпочитает развлечения чаще пассивные, реже активные. Лишь малая часть учащихся посвящает свободное время образованию, познанию и саморазвитию. В связи с этим в последнее время создается много различных клубов, кружков и организаций с учетом духовных потребностей подростков, роста уровня их образования, культуры.
Своеобразие современного этапа развития нашего общества, противоречивость социальных отношений, недостаточное внимание государства к социально-культурному развитию молодежи привело к тому, что неформальные молодежные объединения, деятельность которых нередко приобретает асоциальную и антисоциальную направленность, стали количественно преобладать над детскими объединениями и организациями. Виды совместной деятельности, которых, порядок цели и организация регламентируются взрослыми. Этому способствовал распад существовавшей долгие годы пионерской организации, обеспечивавшей формирование социального опыта подростков, значительное сокращение учреждений дополнительного образования. Нарастающий в обществе прагматизм, ослабление влияния социума как одного из факторов формирования норм гуманных отношений в детской среде привели к утрате понимания таких общественных ценностей, как интерес к знаниям, к культуре, к труду. В детской и молодежной среде растут агрессивность, раздражение, неуверенность в завтрашнем дне, а это приводит к проявлению девиации в юном возрасте. Необходимость новых подходов к задачам и функциям детских организаций очевидна.
Деятельность детского объединения «Радуга» многообразна, разномасштабна, и разнонаправлена, ибо она реально помогает детям войти в меняющийся мир цивилизованными людьми. И все же для каждого, кто внимательно относится к жизни детей и подростков, очевидно, как естественно мало они заняты социально значимой деятельностью, как плохо организован их досуг, как резко сократились материальные, технические и духовные блага, которые традиционно принадлежат детству и должны ему принадлежать.
Современные детские объединения – это добровольные, самодеятельные, самоуправляемые общественные организации детей, подростков и взрослых, которые находятся рядом с ними.
Усилия детского общественного объединения «Радуга» направлены чтобы помочь им войти в социальную среду, в систему социальных связей, реализовать себя как личность, влияя на окружающих его людей, на жизненные обстоятельства, происходящие в обществе, сформировать у него стремление к постоянному его обновлению, создать условия для социального творчества через многообразные формы деятельности научить правильно организовывать досуг.
Позиция детского объединения «Радуга» – через присущие ей формы и методы создавать необходимые условия для самореализации и самоутверждению.
Программа детского общественного объединения «Радуга»» МБОУ «СОШ №5» села Спасского призвана решить существенные проблемы в воспитательной работе:
– обеспечить
занятость подростков во внеурочное время;
– улучшить качество организации досуговых мероприятий.
Программа рассчитана на учащихся школы 2-10 классов.
Успешной реализации программы способствует разнообразие применяемых методов.
Основой при работе является игра. Игра: это метод познания действительности, которая позволяет ребенку самоутвердиться. Давно известно – ребенок познает мир, играя, а игра как обязательный компонент любого праздника побуждает детей к творчеству. Ребенок везде должен быть самим собой. И на празднике тоже. Поэтому сочинять и проводить праздники надо по правилам детской игры. Участвуя в различных играх, он выбирает себе те роли, которые близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Таким образом, игра становится фактором социального развития личности. Помимо игр в работе ДОО «Радуга» применяются ряд других методов:
– Объяснительно-иллюстрированный рассказ,
показ, объяснение, беседа.
– Репродуктивный пример, поручения, упражнения.
– Проблемные ситуации, убеждения, сюжетно-ролевые игры, обобщения, тесты,
анкетирования.
– Частично-поисковые наблюдения, самостоятельный поиск, соревнования, конкурсы,
эстафеты, викторины, экскурсии, посещение выставок, походы.
– Исследовательский: сбор фактов, обсуждение, творческие задания (рефераты,
сочинения, памятки, рекомендации).
– Различные формы работы с детьми: индивидуальные, групповые занятия,
коллективно-творческие дела (акции, декады, сборы, утренники, праздники).
Цель создания и функционирования детского объединения заключается в том, что бы расширить деятельность организации посредством привлечения учащихся к общественно-полезной деятельности, развивающей их активность и инициативу. А так же включение обучающихся начального, среднего и старшего звена в принятие решений по планированию и организации учебно-воспитательного процесса, внеклассной деятельности, самоуправлении и культурной жизни школы.
Основными принципами жизнедеятельности общественного детского объединения являются:
– социализация:
непрерывность и открытость освоения ребенком соц. опыта, включение детей в
широкие соц. связи, определение своего места в соц. среде;
– гуманизация: признание личности и самого объединения как самооценки;
– демократизация личности: гарантируется осуществление ее прав и
ответственности в деятельности объединения; реализация прав и обязанностей в
государстве и обществе;
– индивидуализация: учет и развитие индивидуальности объединения и личности
отдельно;
– сотрудничество: субъект - субъектные отношения в объединении и так же форма
взаимодействия объединения с государственными и общественными структурами;
– гармонизация: согласованность интересов личности, объединения и общества;
– интеграция: использование творческих потенциалов всех членов общественного
объединения и благоприятных внешних общественных влияний.
В сфере самоорганизации очень устойчивые позиции занимают обычаи и традиции школы. В подготовке к мероприятиям ребятам дается возможность показать свои творческие способности, а также возможность самостоятельно проводить их. Особое значение для детей играют конкурсы и мероприятия, проходящие на уровне села или района. Чувствуя за собой огромную ответственность, они более серьезно готовятся. Именно в неофициальной обстановке ребята раскрывают наиболее широко свои черты и возможности. Положительные результаты приносит так называемое «обучение актива» (цель: обучить методикам поиска и проведения игр, разучивания массовых танцев и песен, способствовать развитию лидерских качеств), которое проводился раз в два месяца. На этих встречах у детей развиваются творческие, организаторские навыки, которыми они в дальнейшем пользуются самостоятельно, так же решаются их индивидуальные проблемы, прибегая к помощи школьного психолога. В процессе таких встреч учениками было разработано Положение о совете старшеклассников, данный документ составлен самими ребятами и в него входят права и обязанности, условия и периодичность сборов совета старшеклассников. Так же с помощью активистов была определена Модель выпускника, которая была основана на следующих характеристиках:
– Нравственно и
физически здоровая личность с активной гражданской позицией, способная к
социальному творчеству;
– Личность, способная к саморазвитию, самооценке, самоанализу и труду, умеющая
адаптироваться в реальной ситуации;
– Личность, испытывающая потребность в знаниях, постоянному стремлению к
непрерывному самообразованию;
– Воспитанная личность – коммуникабельная, интеллектуальная, ориентированная на
общечеловеческие ценности, умеющая реализовывать свои возможности и
способности, отвечающая за свои поступки.
Особенную роль в жизни детского общественного объединения играют КТД (коллективно творческие дела). Вся внеурочная деятельность учащихся и педагогов школы организована таким образом, что эти дела объединены в воспитательные модули. В центре такого модуля яркое традиционное общее дело. Это позволяет создать в школе периоды повышенной творческой активности, задать четкий ритм жизни школьного коллектива, прогнозировать и отслеживать степень воспитательного воздействия, сформировать коллективные ценности. Такие воспитательные модули становятся яркими эмоциями событиями, надолго оставляют след в душе ребят.
Всем известно, что традиции – это то, чем сильна любая школа, то, что делает ее неповторимой, особенной, родной для детей и педагогов. Одно из традиционных школьных дел, как правило, не только сплачивает классы между собой, но и становится центральным делом воспитательного модуля.
Создавая условия для удовлетворения потребности школьников в активности. Мы тем самым помогаем налаживать взаимоотношения с товарищами, как в учебной деятельности, так и во внеурочное время, что играет не маловажную роль. Таким образом, потребность в деятельности становится своеобразной побудительной силой, требующей совместной работы по достижению конкретного результата, проявления своих деловых и личностных качеств, и порождает особую группу мотивов сотрудничества.
Самым трудным в школе считается средний (подростковый) возраст. Это связано с интенсивным физическим развитием детей этого возраста. Они взрослеют, у них интенсивно происходит формирование убеждений и идеалов. Важно именно в этот период не допустить развитие девиантного поведения у подростков.
Эффективность
воспитательной работы с подростками во многом зависит от того, насколько хорошо
педагоги знают особенности этого возраста, работают ли индивидуально с каждым
подростком. Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в
такой период важно вовлечь ребят в общественную жизнь с целью воспитания у них
гражданских качеств.
С подростками, относящимися к «группе риска» надо быть внимательным к их
индивидуальности и их интересам. Помогать им раскрыть свои таланты,
открыть перспективу для будущего развития личности, дать возможность им самоутвердится.
Именно этим и занимается детское общественное объединение «Радуга».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.