Открытый урок 3 класс русский язык. Изменение имен прилагательных по родам

  • doc
  • 28.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала izmenenie_imyon_prilagatelnykh_po_rodam.doc

Предмет: русский язык.

Тема: Изменение имён прилагательных по родам.

Цель:  развитие умения употреблять в речи имена прилагательные, правильно писать родовые окончания.

формировать представления  учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде); о том, что род прилагательного совпадает с родом существительного, которому данное прилагательное относится; развивать настойчивость, обогащать словарный запас; формировать навыки коллективного труда, любознательность.

 

Задачи:

1.  сформировать навык правописания родовых окончаний имён прилагательных;

 2.   развитие умения изменять прилагательные по родам, развивать связную речь, логическое мышление память;

 3. воспитывать усидчивость, аккуратность, пробудить интерес к урокам русского языка.

Класс: 3 класс.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование:  1.Мультимедийный  проектор, компьютер, экран;

                             2. Презентация к уроку.

 

                 

                                                                    Ход урока.                           

1. Организационный момент.  (слайд №1)

- А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и взять ручку. Запишем число.

2.Минутка чистописания. Прописываем словарные слова.

3. Новый материал: (слайд №2)

-Сегодня на уроке мы будем учиться определять род имён прилагательных и правильно писать родовые окончания имен прилагательных.

(На доске сделана запись)

Лес

большая зимняя еловая

Дорога

большое зимнее снежное

Озеро

большой зимний еловый  глубокий

- Прочитайте слова первого столбика. Какой частью речи они являются? Почему?

- Прочитайте слова второго столбика. Какой частью речи они являются? Почему?

- Подберите к существительным соответствующие имена прилагательные. Задайте к ним вопрос.

Лес (какой?) большой, зимний, еловый. (работают у доски)

- Запишите словосочетание. Выделите окончания в вопросе и прилагательных.

- Какого рода существительное лес?

- Какого рода будут имена прилагательные? Почему?

Дорога (какая?) большая, зимняя, снежная.

Запишите словосочетание. Выделите окончания в вопросе и прилагательных.

- Какого рода существительное дорога?

- Какого рода будут имена прилагательные? Почему?

Озеро (какое?) большое, зимнее, глубокое.

Запишите словосочетание. Выделите окончания в вопросе и прилагательных.

- Какого рода существительное озеро?

- Какого рода будут имена прилагательные? Почему?

- Как же можно определить род имени прилагательного?                                                     (Правило: чтобы определить род имени прилагательного, достаточно определить род имени существительного, с которым оно связано).

 

(слайд №4)

-Прочитайте группы слов:

лето, летний;

белая, белизна, белеет;

смех, смешное, рассмешил.

- Как называются слова каждой группы? Почему?

- Назовите имена прилагательные. (летний, белая, смешное)

- Запишите эти прилагательные в три столбика по родам. (у доски)

- Измените прилагательное летний по родам, затем белая, смешное.

- Сформулируйте вывод по следующему плану:

1.                 Как изменяются имена прилагательные?

2.                 Как определяется род имени прилагательного?

3.                 На какой вопрос отвечают и какие окончания имеют прилагательные мужского рода, женского рода, среднего рода?

 Слайд  5- Попытайтесь составить схему по теме урока “Изменение имён прилагательных по родам”, заполнив пустые “окошечки”.

http://festival.1september.ru/articles/410497/img1.gif

(слайд №6) В ходе работы на доске появляется схема:

http://festival.1september.ru/articles/410497/img2.gif

5. Закрепление пройденного (слайд №8)

(слайд №9)

1. Прочитайте словосочетания и объясните пропущенные орфограммы.

Б…рёзов…рощ. . , одн. . летн… растение, в. . сточный в. . тер, в. . сенн. . п. . года, ов…щной м. . газин, ст…личн. . м. . тро, ф…вральск. . праз. . ник.

Задание выполняется по рядам:

1 ряд выписывает словосочетания, в которых имена прил. употреблены в ж. р.

2 ряд – в м. р. ,

3       ряд – в с. р.

2.Дополни текст.

Март. Небо                и  . Такое небо бывает только весной.  солнце светит и греет. Через стекло чувствуешь  тепло. На  стороне тает. На крыше висит  сосулька. С её конца падают капельки.

  Слова для справок: яркий, чистый, весенний, солнечный, длинный, голубой.3. Прочитайте, выделяя каждое предложение (слайд №11)

Дует ветерок светит солнышко льётся песня

- Объясните, сколько здесь предложений, какие это предложения по составу.

- Распространите эти предложения, используя прилагательные звонкая, ласковое, тёплый.

- Запишите распространённые предложения.

- Укажите род и число каждого прилагательного.

6. Итог урока: (слайд №12)

-Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания. Но у меня остались к вам вопросы:

-Понравился вам урок?

-Научились ли вы чему- то новому?

-Почему прилагательные назвали именно так? (прилагаются к существительному)

-Что нового вы узнали об имени прилагательном? (изменяются по родам).

- Какие родовые окончания имеют?

7. Домашнее задание. (слайд №13)