Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» Кочковского района Новосибирской области
Открытый урок
«Алгоритм разучивания нотного текста
в классе фортепиано»
Подготовила и провела преподаватель класса фортепиано Шилина В.В.
2023
26 октября 2023г.
План открытого урока
Дата: 26.10.2023 г. Отделение: фортепианное
Предмет: фортепиано Учащаяся: Абашина Валерия 2 кл.
Преподаватель: Шилина Вера Викторовна
Тема урока: «Алгоритм разучивания нотного текста в классе фортепиано»
Цель: учебная - развитие навыков мышления, учить анализу разучиваемого нотного текста по заранее определенному плану
Задачи: закрепить умения работы с нотным текстом при его разучивании
Вид учебного занятия: урок с элементами лекции, практическое занятие
Тип урока: комбинированный
Оборудование: фортепиано, нотный материал:
Т.Киселева «Этюд №1»,
А.Моцарт «Бурре»
Возраст уч-ся: 8 лет
Принципы подачи учебного материала: доступность изложения согласно возрасту уч-ся, практическая направленность, осмысление и наглядный показ
Перечень вводимых понятий: лад и тональность, размер, графика движения нот, интервалы, размер и др.
Методы обучения: Объяснительно-демонстративный, метод развития познавательного интереса и эмоционального стимулирования
План урока:
1. Приветствие. Организационный этап.
2. Краткое изложение темы, цели и порядка проведения урока.
Способность работать с текстом значительно облегчает самостоятельное ознакомление с неисчерпаемым миром музыки и расширяет музыкальный кругозор. Поэтому с первых дней обучения мы стремимся к умению разбирать и разучивать нотный текст. Это является одной из основных и насущных задач начинающего музыканта, и на начальном этапе мы уделяем этой задаче большое внимание. И на сегодняшнем уроке мы постараемся показать все этапы такой важной предварительной и дальнейшей работы с нотным текстом. Помогать мне в этом процессе будет учащаяся 2 класса Абашина Валерия. На данный момент этому навыку уделялось не так уж и много времени. Поскольку в первом классе было много других задач, мы не акцентировали внимание на разборе и анализе нотного текста. Но, думаю, что направление, в котором есть определенный алгоритм, учащейся уже знаком.
Открытый урок пройдет в обычном режиме и составит 45 минут.
Ход урока:
Тема нашего сегодняшнего урока
«Алгоритм разучивания нотного текста в классе фортепиано».
Хочу спросить Леру, умеет ли она самостоятельно и грамотно разобрать нотный текст?
Цель, и не только этого занятия, учить анализу изучаемого нотного текста по заранее определенному плану
Задача - закрепление алгоритма разбора разучиваемого нотного текста, умение просматривать его от начала до конца, анализировать и осмысливать последующие действия.
Приступим к теоретической части нашего урока.
Для того, чтобы разучивание нотного текста не было трудной задачей для ученика, мы оговариваем моменты, которые помогут в прочтении и изучении незнакомой пьесы. И для того, чтобы время разучивания сократилось необходимо изучить алгоритм необходимых действий.
Сегодня мы возьмем для разучивания два текста.
Первый из них - небольшой «Этюд» композитора Т.Киселевой. Текст был дан ученице на прошлом занятии для домашнего анализа. Посмотрим, насколько это удалось Лере сделать самостоятельно, и продолжим начатое на уроке.
Алгоритм работы по этапам:
1. Рассмотреть текст от начала до конца. Определить структуру.
2. Визуально найти повторяющиеся фрагменты
|
|
|
|
и т.д.
4. Наличие ключевых и встречных знаков.
5. Определение тональности.
6. Работа с цифрой
А) графика движения мелодии
Б) графика движения баса
В) аппликатура
Г) штрихи
Наигрывание первой фразы с осознанием аппликатуры, штрихов и соответственно координации движений.
Во втором разделе работа с секвенцией. Задача - понять особенности строения фразы и сыграть ее от разных нот.
В остальном, работа по алгоритму с остальными цифрами.
Вторая пьеса для ознакомления Л.Моцарт «Бурре». Знакомство с жанровыми особенностями танца, слушание его в записи.
Разбор по алгоритму.
Подведение итога урока.
Самой распространенной ошибкой при разучивании нотного текста является бесконечное его проигрывание с листа без осознания. Придерживаясь определенного алгоритма работы, который мы продемонстрировали на уроке, возможно, ускорить понимание и соответственное, выучивание нотного текста. Мы постарались разобрать произведения, уделив внимание всем деталям, чтобы дальнейшая исполнительская практика была более успешной.
Домашнее задание:
закрепить пройденный материал практической работой
Сегодня с ученицей 2 класса Абашиной Валерией мы показали вам нашу практическую и теоретическую ежеурочную работу с нотным текстом. Благодарим за внимание.
На этом наш урок окончен.
.
Дата 26.10.2023г. Подпись преподавателя: ______
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.