открытый урок «Алгоритм разучивания нотного текста в классе фортепиано»

  • docx
  • 19.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала открытый урок 26.10.2023г..docx

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» Кочковского района Новосибирской области

 

 

Открытый урок

«Алгоритм разучивания нотного текста

в классе фортепиано»

 

 

Подготовила и провела преподаватель класса фортепиано Шилина В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023

 

26 октября 2023г.

 

План  открытого  урока

 

Дата:  26.10.2023 г.         Отделение:  фортепианное

Предмет: фортепиано   Учащаяся: Абашина Валерия 2 кл.

Преподаватель:  Шилина Вера Викторовна

Тема  урока: «Алгоритм разучивания нотного текста в классе фортепиано»

Цель: учебная - развитие навыков мышления, учить анализу разучиваемого нотного текста по заранее определенному плану

Задачи: закрепить умения работы с нотным текстом при его разучивании

Вид  учебного  занятия: урок с элементами лекции,  практическое  занятие 

Тип  урока: комбинированный 

Оборудование: фортепиано, нотный материал:

Т.Киселева «Этюд №1»,

А.Моцарт «Бурре»

 

Возраст  уч-ся:  8 лет

 

 

 

Принципы  подачи  учебного  материала:  доступность изложения согласно возрасту уч-ся, практическая направленность, осмысление и   наглядный показ

Перечень  вводимых  понятий: лад и тональность, размер, графика движения нот, интервалы, размер и др.

Методы  обучения: Объяснительно-демонстративный,  метод  развития  познавательного  интереса и  эмоционального  стимулирования

План урока: 

1. Приветствие. Организационный этап.

2. Краткое изложение темы, цели и порядка проведения урока.

Способность  работать с текстом значительно облегчает самостоятельное ознакомление с неисчерпаемым миром музыки и расширяет музыкальный кругозор. Поэтому с первых дней обучения мы стремимся к умению разбирать и разучивать нотный текст. Это является одной из основных и насущных задач начинающего музыканта, и на начальном этапе мы уделяем этой задаче большое внимание.  И на сегодняшнем уроке мы постараемся показать все этапы такой важной предварительной и дальнейшей работы с нотным текстом. Помогать мне в этом процессе будет учащаяся 2 класса Абашина Валерия. На данный момент этому навыку уделялось не так уж и много времени. Поскольку в первом классе было много других задач, мы не акцентировали внимание на разборе и анализе нотного текста. Но, думаю, что направление, в котором есть определенный алгоритм, учащейся уже знаком.

Открытый урок пройдет в обычном режиме и составит 45 минут.

 

 

Ход  урока:

Тема нашего сегодняшнего урока

«Алгоритм разучивания нотного текста в классе фортепиано».

Хочу спросить Леру, умеет ли она самостоятельно и грамотно разобрать нотный текст?

Цель, и не только этого занятия, учить анализу изучаемого нотного текста по заранее определенному плану

Задача  - закрепление алгоритма разбора  разучиваемого нотного текста, умение просматривать его от начала до конца, анализировать и осмысливать последующие действия.

Приступим к теоретической части нашего урока.

Для того, чтобы разучивание нотного текста не было трудной задачей для ученика, мы оговариваем моменты, которые помогут  в прочтении и изучении незнакомой пьесы. И для того, чтобы время разучивания сократилось необходимо  изучить алгоритм необходимых действий.

 

 

Сегодня мы возьмем для разучивания два текста.

Первый из них - небольшой «Этюд» композитора Т.Киселевой. Текст был дан ученице на прошлом занятии для домашнего анализа. Посмотрим, насколько это удалось Лере сделать самостоятельно, и продолжим начатое на уроке.

Алгоритм работы по этапам:

1. Рассмотреть текст от начала до конца. Определить структуру.

2. Визуально найти повторяющиеся фрагменты

4

 

3

 

2

 

1

 
3. Расстановка цифр в нотном тексте: 

и т.д.

4. Наличие ключевых и встречных знаков.

5. Определение тональности.

6. Работа с цифрой

А) графика движения мелодии

Б)  графика движения баса

В)  аппликатура

Г)  штрихи

Наигрывание первой фразы с осознанием аппликатуры, штрихов и соответственно координации движений.

Во втором разделе работа с секвенцией. Задача - понять особенности строения фразы и сыграть ее от разных нот.

В остальном, работа по алгоритму с остальными цифрами.

Вторая пьеса для ознакомления Л.Моцарт «Бурре». Знакомство с жанровыми особенностями танца, слушание его в записи.

Разбор по алгоритму.

 

Подведение  итога  урока.

 

Самой распространенной ошибкой при разучивании нотного текста является бесконечное его проигрывание с листа без осознания. Придерживаясь определенного алгоритма работы, который мы продемонстрировали на уроке, возможно, ускорить понимание и соответственное, выучивание нотного текста. Мы постарались разобрать произведения, уделив внимание всем деталям, чтобы дальнейшая исполнительская практика была более успешной.

 

Домашнее задание:

закрепить  пройденный материал практической работой

 

Сегодня с ученицей 2  класса Абашиной Валерией мы показали вам нашу практическую и теоретическую  ежеурочную работу с нотным текстом. Благодарим за внимание.

 

 

На этом наш урок окончен.

 

.

 

Дата  26.10.2023г.           Подпись  преподавателя: ______