Открытый урок: А.Т. Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин». Жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные особенности поэмы.
Оценка 4.7

Открытый урок: А.Т. Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин». Жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные особенности поэмы.

Оценка 4.7
docx
29.04.2021
Открытый урок: А.Т. Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин». Жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные особенности поэмы.
открытый урок твардовский.docx

 Сообщения и презентации учащихся (12 мин)

1. Биография А. Т. Твардовского ( 1-ая группа).

А.Т. Твардовский родился 8 июня 1910 года на хуторе в глубине Смоленщины, в крестьянской семье. Поэт рассказывал, что тянулся к литературе и особенно к стихам с детских лет. Для формирования личности будущего поэта имело большое значение начитанность его отца, любовь к книге, которую отец воспитывал в детях. «Целые зимние вечера у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги», - писал Твардовский в автобиографии. Он рано познакомился с произведениями Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова.

Отец мечтал дать детям хорошее образование. Подготовка к гимназии началась заранее. Трифон Гордеич даже специально привез из Смоленска репетитора, своего дальнего родственника, и Александр сразу был записан во 2-ой класс. Учеба продолжалась до 1924 года в разных школах. Твардовский становится деятельным участником общественной жизни деревни. Он, «рядовой сельский комсомолец», посылал «небольшие заметки в редакции смоленских газет. Писал о неисправленных мостах, о комсомольских субботниках, о злоупотреблении местных властей». А 19 июля 1925 года в газете «Смоленская деревня» было напечатано первое стихотворение «Новая изба» с подписью «Александр Твардовский». Так начинался творческий путь поэта.

В 1932 — 1939 годы Твардовский учится в Смоленском педагогическом институте на гуманитарном факультете, затем в Московском институте истории, философии и литературы, плодотворно пишет и печатается.

2. Твардовский на войне. (2-ая группа.)

«Жизнь — одна, и смерть — одна»

Первое утро Великой Отечественной войны застало Твардовского в Подмосковье в деревне Грязи Звенигородского района, в самом начале отпуска. Вечером того же дня он был в Москве, а сутки спустя — направлен в штаб Юго-Западного фронта, где ему предстояло работать во фронтовой газете «Красная Армия».

Некоторый свет на жизнь поэта во время войны проливают его прозаические очерки «Родина и чужбина», а также воспоминания Е. Долматовского, В. Мурадяна, Е. Воробьева, О. Верейского, знавших Твардовского в те годы, В. Лакшина и В. Дементьева, которым впоследствии Александр Трифонович немало рассказывал о своей жизни. Так, В. Лакшину он рассказал, что «в 1941 году под Киевом... едва вышел из окружения. Редакция газеты Юго-Западного фронта, в который он работал, размещалась в Киеве. Приказано было не покидать город до последнего часа... Армейские части уже отошли за Днепр, а редакция все еще работала... Твардовский спасся чудом: его взял к себе в машину полковой комиссар, и они едва выскочили из смыкавшегося кольца немецкого окружения». Весной 1942 года он вторично попал в окружение - на этот раз под Каневом, из которого, по словам И.С. Маршака, вышел опять-таки «чудом». В середине 1942 года Твардовский был перемещен с Юго-Западного фронта на Западный, и теперь до самого конца войны его родным домом стала редакция фронтовой газеты «красноармейская правда». Стала она родным домом и легендарного Теркина.

По воспоминаниям художника О. Верейского, рисовавшего портреты Твардовского и иллюстрировавшего его произведения, «он был удивительно хорошо собой. Высокий, широкоплечий, с тонкой талией и узкими бедрами. Держался он прямо, ходил, расправив плечи, мягко ступая, отводя на ходу локти, как это часто делают борцы. Военная форма очень шла ему к лицу. Голова его горделиво сидела на стройной шее, мягкие русые волосы, зачесанные назад, распадались в стороны, обрамляя высокий лоб. Очень светлые глаза его глядели внимательно и строго. Подвижные брови иногда удивленно приподнимались, иногда хмурились, сходясь к переносью и придавая выражению лица суровость. Но в очертаниях губ и округлых линиях щек была какая — то женственная мягкость».

Держался Александр Трифонович всегда естественно, спокойно чуть замкнуто. Очень не любил делиться «секретами» своей «творческой лаборатории» и сердился, когда кто-либо пытался бесцеремонно в них проникнуть. Никогда не терял самообладание, не позволял себе «срываться», не допускал и мысли о том, чтобы как-нибудь злоупотребить своим положением литературной знаменитости, но с непосредственным начальством держался совершенно независимо, без тени угодничества или заискивания. Писатель Е. Воробьев, проживший бок о бок с Твардовским почти три военных года, свидетельствует: «Когда Твардовский сталкивался с неуважительным отношением к себе или к своим товарищам, с бездушием, формализмом, хамством, он отвечал молчаливым презрением, сдержанным негодованием. За три года не припомню случая, чтобы он невежливо разговаривал с подчиненными, с теми, кто был ниже его по званию. Но вот в разговорах с начальством, когда имели место несправедливость, бестактность или чье-то недомыслие, он своего недовольства не скрывал. В таких случаях он бывал очень резок, мог нагрубить и не стеснялся проучить солдафона, упивающегося властью, из разряда тех, про кого однажды сказал: «Заведующий своим телом».

Во время войны выявилась еще одна характерная черта Твардовского: он не только никогда не щеголял своей храбростью, но, напротив, нередко подчеркивал те моменты, когда испытывал чувства страха. Вот, например, его запись о поездке в Гродно: «В городе продержались мыс редактором часа два, делая по возможности вид друг перед другом, что страшно нам не очень. А было очень страшно, томительно до утомления. Уже не испытываешь ни малейшего любопытства, томишься собственной неприкаянностью, праздностью здесь, где идет тяжелое дело, которым люди занимаются по прямому долгу». А в заметке о взятии Вильнюса сказано не без некоторой даже самоиронии: «...Мы, корреспонденты, сидели километрах в трех-четырех в штабе дивизии, с профессиональной бессовестностью ожидая, когда можно будет выезжать в Вильнюс, поснимать и поспешить обратно».

На самом же деле это был человек недюжинной личной храбрости. По свидетельству А. Аборского, который в 1952 году вместе с поэтом отдыхал в Гаграх, во время шестибального шторма Твардовский «бросался в мутные, ревущие волны, заплывал километра на полтора от берега, тогда как другие, причем отличные пловцы, боялись даже приблизиться к воде». Е. А. Долматовский, близко знавший Твардовского в первый год войны, пишет о нем: «Он спокойно и с достоинством выходил под огонь, когда это требовали обстоятельства».

Наряду с храбростью Александр Трифонович обладал также изрядной физической силой (видно, не зря проводил он в детстве время в отцовской кузнице), твердостью руки и верностью взгляда. Не удивительно, что он стал чемпионом гарнизона по игре в городки. О. Верейский вспоминает: «Он очень любил проявлять свою недюжинною физическую силу, то есть не показывать ее, а просто выпускать на волю. То он колол дрова для кухни, то рыл новую землянку, никогда не упускал случая подтолкнуть, вытащить из грязи застрявшую машину, а то боролся с немногими охотниками помериться с ним силами, с готовностью принимал участие в застольных сборищах, на которых с охотой и старанием пел народные песни».

В 1944 году вся редакция «Красноармейской правды» вошла в состав 3-го Белорусского фронта. Вместе с бойцами и офицерами этого фронта Твардовской и встретил День Победы.

3. Творческий путь поэта. (3-я группа).

Творческий путь А. Т. Твардовского начался в 30-е годы. Он написал стихи и поэмы, прославляющие социализм, несмотря на то, что необоснованным репрессиям подверглась его семья в Смоленщине (поэмы «Путь к социализму», «Страна Муравия»).

 

О годы юности немилой, ее жестоких передряг.

То был отец, то вдруг он - враг.

А мать? Но сказано: два мира, и ничего

О матерях...

В годы войны был фронтовым корреспондентом. Созданная в 1941-1945 гг. поэма «Василий Теркин» стала одним из популярнейших произведений о войне.

После войны А. Твардовский, возвращаясь к впечатлениям военных лет и незатухающей скорби о погибших, пишет проникновенные стихотворения «Я убит под Ржевом» и «Я знаю, никакой моей вины, / в том, что другие не пришли с войны...». Первое стихотворение построено как монолог безымянного солдата, погибшего в первый же год войны, защищая Москву: «И у мертвых, безгласных / Есть отрада одна: / Мы за Родину пали, / Но она спасена». Во втором стихотворении, написанном в 1966 году, поэт говорит о том, как глубоко в его сердце лежит ответственность перед погибшими.

Поэмы «За далью — даль», и «По праву памяти» содержат лирическую исповедь поэта, пережившего потрясения в связи с переоценкой происшедшего со страной и с ним самим. Основой сюжета поэмы «За далью — даль» является путешествие поэта в поезде «Москва — Владивосток» через всю страну и одновременно осмысление пережитого страной за последние годы. Это путешествие в пространстве и во времени (10 лет и 10 тысяч верст). латофат Поэма «По праву памяти», посвященная памяти отца, репрессированного в годы коллективизации, говорит о пересмотре позиции автора по отношению к политике партии больше веков в 1930-1940-е годы. Поэма, написанная в 60-е годы, была запрещена даже достаточно либеральной в те годы цензурой и увидела свет только в 80-е годы, после смерти поэта.

С 1958 года Твардовский возглавляет журнал «Новый мир» и делает его центром, вокруг которого группировались силы, стремящиеся к честному изображению действительности, пути, пройденного страной после Октября 1917 года. Твардовский - редактор поддерживает многих начинающих писателей. «Властитель дум», «духовный пастырь», «оплот правды и бесстрашия», «мастер», «великий труженик», «богатырь» - такие характеристики рассыпаны по страницам воспоминаний его современников. У Ф. Абрамова читаем: «Твардовский и мое поколение». Разделяют какие-нибудь 10-15 лет — немного, но он был отцом наших душ... Мы боготворили. Главный редактор. Организатор всех сил. Бог. Непревзойденный авторитет. Какая-то ходячая легенда... Слава Твардовского была бессмертна... Мы боготворили, и напечататься в «Новом мире» считалось за великую честь.

«Новый мир» стал ведущим органом демократического обновления общества. Ни один другой орган печати не сказал тогда так много горькой правды о сталинской эпохе, о культе личности Сталине, как это сделал «Новый мир».

Многие из современников могут свидетельствовать: «Мы ждали каждый номер. Проза. Критика. И всегда уровень». Как самобытное явление «Новый мир» заявил о себе с момента опубликования очерков Овечкина, а за ним — прозы Солженицына. А потом — целая череда блестящих талантов: Ф. Абрамов, К. Воробьев, В. Шукшин, Ф. Домбровский, 3. Залыгин. В писательской судьбе каждого из них Твардовский сыграл блестящую роль.

Были подготовлены к публикации, но запрещены романы Б. Пастернака «Доктор Живаго», А. Солженицына «Раковый корпус», «В круге первом». А. Твардовский был бескомпромиссен в своей переоценке прошлого и в борьбе за подлинную свободу творчества. В 1970-м году, в период начинающегося так называемого «застоя», был отстранен от руководства журналом, что ускорило его безвременную кончину.

 

 

Цель урока Знакомство с поэмой А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» Задачи урока Повторить биографию А. Т. Твардовского, читать, анализировать и обсуждать его поэму «Василий Тёркин». Повторить понятие поэмы. Виды деятельности Выразительное чтение, прослушивание аудиоматериалов, просмотр изображений, работа с текстом, беседа, выполнение интерактивных заданий, обсуждение проблемных вопросов Ключевые понятия Поэма, жанр, герой, композиция, завязка, кульминация, развязка, рефрен № Название этапа Методический комментарий 1 1. Вводный этап урока. Проверка домашнего задания. Проверка домашнего задания: выполнение интерактивных заданий на знание биографии и творчестве А. Т. Твардовского – коллективно или индивидуально, несколькими учащимися, на оценку. 2 2. Этап усвоения нового материала Лекция учителя об истории создания и художественных особенностях поэмы «Василий Тёркин» (на материале учебника, ч. 2, стр. 123–127 и МП, стр. 180–181), подкрепляется цитатами и изображениями объекта.Обсуждение жанрового своеобразия произведения. Как вы поняли определение жанра «Книга про бойца», данное автором?(Комментарий о жанровом своеобразии:Жанровое определение произведения «Василий Тёркин», данное самим автором, – «Книга про бойца». При этом допустимо определение «поэма». Поэма – это лиро-эпический жанр, крупное по форме стихотворное сюжетно-повествовательное произведение. «Василий Тёркин» – это сплав лирики и эпоса. В этом произведении, написанном в стихах, есть сюжет, в каждой главе есть завязка, кульминация и развязка. В единое целое главы объединяет тема войны, лейтмотивом становятся строки рефрена, образ автора и образ главного героя, в котором отражаются лучшие черты национального русского характера. Подробнее см. МП Б.А. Ланина. с. 179–180)Обсуждение главного героя поэмы.– Какие ассоциации вызывает у вас имя героя? Почему, на ваш взгляд, герой назван именно так? Какие пословицы и поговорки вспоминаются вам в связи с фамилией Тёркин?– Как вы думаете, почему в качестве персонажа выбран пехотинец? Оправдывает ли он свою фамилию?– Каким образом автор подчёркивает, что его герой – такой же, как все? Приведите примеры из текста, рисующие Тёркина как обычного солдата. Чем он, по-вашему, отличается от простого бойца?– Просмотр иллюстраций 3 3. Этап усвоения и закрепления материала. Анализ и обсуждение глав поэмы: «На привале» и «Переправа».Учащиеся слушают аудиозапись главы «На привале»Затем выразительно читают вслух главы «На привале» и «Переправа».– Какова, по-вашему, роль главы «На привале»? Подтвердите ваше предположение.– (Какой рефрен связывает отдельные главы произведения? Каково его значение для понимания смысла произведения?)– Каково отношение автора к солдатам в главе «Переправа»? В каких строках оно выражено ярче всего? – На какие композиционные части делит рефрен главу «Переправа»? С какой интонацией следует произносить эти строки? Меняется ли она? Аргументируйте свой ответ.– Проанализируйте в одной из глав изображение бытовых деталей, подробностей, без которых была бы неполнойи картина войны, и характер героя. – Какие изобразительно-выразительные средства использует автор для описания трагической гибели солдат во время переправы? – Обратите внимание на ритм произведения. 4 4. Информация о домашнем задании 1. Ю.М. Непринцев, художник, написавший картину «Отдых после боя», рассказывал, что центральной фигурой он задумалименно Василия Тёркина, и долго не мог подобрать нужный облик, пока не пришел к такому решению: «Я понял, что необходимо создать собирательный образ, что это совершенно закономерно, и я объединил в Тёркине черты, подмеченные у многих разных людей, стараясь воссоединить их в единое целое». Как мысли художника соотносятся с замыслом поэта?Найдите репродукцию картины Ю.М. Непринцева и иллюстрации О.Г. Верейского. Какой облик героя, на ваш взгляд, более удачен? Какие черты героя поэмы изобразили художники?2. Выучите фрагмент поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин».3. Прочитайте главы «О награде», «Кто стрелял?», «Гармонь», «Два солдата», «О себе».


 

 

 

 

 

План-конспект открытого урока

по литературе в 8 классе

«Слово о А.Т.Твардовском.

Картины фронтовой жизни

в поэме «Василий Тёркин».







Подготовила и провела:

Софронова М.В.,

учитель русского языка

и литературы.













Богородское – 2014



Тема урока: Слово о А.Т. Твардовском. Картины фронтовой жизни в поэме «Василий Тёркин».

Класс: 8

Тип урока: комбинированный

Цель: показать роль поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» в годы войны;

Задачи: 1) познакомить об-ся с жизнью и творчеством поэта;историей создания поэмы,

помочь обучающимся осознать истоки нашей победы;

2) совершенствовать умение анализировать лирическое

произведение;

составлять связный текст по заданным вопросам;

3) пробудить интерес к истории войны;

способствовать воспитанию патриотических чувств.

Оборудование: доска, книги с поэмой «Василий Тёркин», мультимедийный проектор, интерактивная приставка, экран, ватман, маркер, карта ВОВ 1941-1945 гг., ЦОРы (сайт: school-colleсtion.edu.ru)

Структура урока:

1.      Орг. момент. Знакомство с темой урока.

2.      Постановка цели и задач урока.

3.      Введение. Слово учителя о войне.







Ход работы:

 

1.      Орг. момент (1 мин)

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Открываем тетради, записываем тему сегодняшнего урока: «Картины фронтовой жизни в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».

2.      Постановка цели и задач урока (1-2 мин)

- Как вы думаете какова цель нашего урока?

(ответы детей)

- Обратимся к эпиграфу на доске.

Эпиграф:

Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. В этом величайшее значение памяти.

Д. С. Лихачев

- Как вы понимаете это высказывание? И с чем у вас ассоциируется слово «память»? (тема предков, история, война).

 

3.      Слово учителя о войне (4 мин).

 

- Война – это страшное слово. Война – это беда, горе для всех людей. Она началась внезапно, на рассвете, 22 июня 1941 года. Прослушаем запись (2 мин).

- Расскажите, а что вы знаете о ВОВ 1941-1945 гг.

(сообщение ученика).

Знакомство с биографией А.Т. Твардовского (4-5 мин).

- А.Т. Твардовскому как и многим другим писателям и поэтам того времени на себе довелось испытать вся тяготы войны. Сегодня мы познакомимся с его биографией. А поможет нам в этом …

(выступление ученика)

 Творческий путь поэта. (3-я группа).

Творческий путь А. Т. Твардовского начался в 30-е годы. Он написал стихи и поэмы, прославляющие социализм, несмотря на то, что необоснованным репрессиям подверглась его семья в Смоленщине (поэмы «Путь к социализму», «Страна Муравия»).

 

4.      История создания поэмы «Василий Тёркин» (2 мин)

- Да, действительно, имя А.Т. Твардовского ассоциируется у читателей с его бессмертной поэмой «Василий Тёркин». А как она создавалась?

(выступление ученика)

Составление характеристики главного героя (3-4 мин)

- К. Симонову принадлежат такие строчки об этой поэме: «Василий Тёркин – это лучшее из всего написанного о войне. И чтобы написать так, как написано это, никому из нас не дано». Как вы думаете почему?

(нам не дано испытать на себе все тяготы войны. Твардовский – очевидец войны)

- А что такое поэма?

(ответ ученика)

- Что представляет собой композиция данной поэмы?

(ученики вспоминают определение композиции)

- Что представляет собой каждая глава поэмы?

(Каждая глава – самостоятельное произведение. Всего 30 глав).

- Сам Твардовский говорил «Это книга про бойца без начала и конца». Почему? (Проблемный вопрос).

(Учащиеся должны прийти к выводу, что каждая глава должна представлять собой законченный по смыслу фрагмент, чтобы можно было читать ее в любой момент, т. к. поэма печаталась в отдельных номерах фронтовых газет. Главы объединеныодним главным героем – Тёркиным).

ЦОР №1 (учитель открывает на экране иллюстрацию).

- Как вы думаете, Василий Тёркин – это реальное лицо?

(Василий Тёркин – это собирательный образ. Такого человека на самом деле не было. Но были бойцы, чем-то похожие на него. Автор собрал самое лучшее, что было в советских солдатах, и создал своего героя.Василий Тёркин – это вымышленный герой от начала до конца).

Задание.

- Атеперь давайте подберем прилагательные, характеризующие Васю Тёркина, на каждую букву его имени и фамилии.

В — еселый

А — ктивный

С — мелый

Я — сный

Т — ерпеливый

Е — динственный

Р — асторопный, — ешительный

К — репкий

И — нтересный

Н — аходчивый

 

- Таким образом, мы приходим к выводу, что Василий Тёркин – это весельчак, балагур, но одновременно смелый и решительный солдат. Патриот своей страны. В общем, собирательный образ русского солдата военного времени (учитель закрывает иллюстрацию).

 

5.      Анализ глав поэмы по теме урока. Работа с текстом (20 мин.)

 

- Перейдём к анализу глав поэмы «Василий Тёркин». К сегодняшнему уроку вы прочитали эту поэму полностью. Напомните мне тему сегодняшнего урока.

(картины фронтовой жизни).

- В поэме показаны основные этапы Великой Отечественной войны, описана боевая жизнь советских воинов. Книга Твардовского отличается своей глубочайшей правдой о войне как суровом и трагическом – на пределе возможностей – испытании жизненных сил народа, страны, каждого человека.

- Итак, начнём с главы «От автора».

- И у меня первый к вам вопрос:

Без чего, как считает автор, нельзя прожить на войне?

(Проблемно-поисковый метод, метод выборки). Учащиеся ищут ответы в тексте или отвечают устно по памяти своими словами.

(На войне одной минутки

Не прожить без прибаутки,

Шутки самой немудрой.)
Открываем следующую главу «На привале». О каком сабантуе на войне Тёркин ведёт речь?

(ответ ученика:

1.      Вот под первою бомбёжкой

Полежишь с охоты в лёжку,

Жив остался - не горюй:

- Это малый сабантуй.

 

2.      Хуже, брат, как миномётный

Вдруг начнётся сабантуй.

Тот проймёт тебя поглубже, -

Землю-матушку целуй.

Но имей в виду, голубчик,

Это - средний сабантуй.

 

3. - Вот ты вышел спозаранку,

Глянул - в пот тебя и в дрожь;

Прут немецких тыща танков...

 

Лежишь в канаве,

А на сердце маята:

Вдруг как сослепу задавит, -

Ведь не видит ни черта.

 

Повторить согласен снова:

Что не знаешь - не толкуй.

Сабантуй - одно лишь слово -

Сабантуй!..

- О горьких днях отступления Теркин – главный герой – рассказывает в главе «Перед боем». Найдите и зачитайте эти строки.
   (Ответ ученика:

 Шел наш брат, худой, голодный,

    Потерявший связь и часть,

    Шел поротно и повзводно,

    И компанией свободной,

    И один, как перст, подчас).

 

- Откроем главу «Переправа».

(учитель открывает иллюстрацию)

О чём в ней говорится?

(ответ ученика)

- Найдите строки о том, как война беспощадно глотает человеческие жизни.

(И столбом поставил воду

вдруг снаряд. Понтоны - в ряд.

Густо было там народу –

Наших стриженых ребят…

И увиделось впервые,
Не забудется оно:
Люди теплые, живые
Шли на дно, на дно, на дно..
)

    - Поэма правдиво рассказывает и о том, какие героические усилия потребовались Советской армии, чтобы остановить врага, какой большой кровью доставался каждый шаг на пути к победе.

- Откроем главу «О войне». Найдите строки, выражающие отношение автора к войне.

(ответ ученика:

Грянул год, пришёл черёд,

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за всё на свете…



На войне себя забудь,

Помни честь, однако,

Рвись до дела - грудь на грудь,

Драка - значит, драка…

-     Да, путь к победе был «долог до тоски». Недаром даже маленькая, наполненная доброй шуткой, глава «О награде» заканчивается суровыми словами, выражающими основную мысль произведения. Найдите эти слова и зачитайте.

(Ответ ученика:
    Страшный бой идет, кровавый,

    Смертный бой не ради славы –

    Ради жизни на земле).

- Откроем главу «Кто стрелял?»

(Учитель открывает ЦОР №2)

Найдите строки, в которых автор рассуждает о смерти. В какое время года легче всего умирать? А когда умирать совсем не хочется.

(Ответ ученика:

Лучше скажем наперед:
Если горько гибнуть летом,
Если осенью - не мед,
Если в зиму дрожь берет,
То весной, друзья, от этой
Подлой штуки - душу рвет…)

- Как вы понимаете эти строки?

(Весна – время обновления, кажется, что жизнь только начинается, и умирать втройне обидно, чем в другое время года. А вообще – мысль автора о том, что умирать страшно в любое время года).

(Учитель закрывает ЦОР №2).

- Продолжаем идти дорогою войны по главам поэмы «Василий Тёркин». Откроем главу «Бой в болоте».

(Учитель открывает иллюстрацию)

Найдите и зачитайте строки, подтверждающие, что бой действительно был изнурительный и тяжёлый:

(Ответ ученика)
    … в лесу, в кустах, в болоте,

    Где война стелила путь,

    Где вода была пехоте

    По колено, грязь по грудь,

    Где брели бойцы понуро,

    И, скользнув с бревна в ночи,

    Артиллерия тонула,

    Увязали
 тягачи…

- И в глуши, в бою безвестном,
В сосняке, в кустах сырых
Смертью праведной и честной
Пали многие из них.


- Найдите строки, по которым можно понять, какой сейчас год на войне.

(ответ ученика:

Этот бой в болоте диком
На втором году войны

Лето 1942 года).

- Откроем главу «В наступлении».

(учитель открывает иллюстрацию)

По каким строчкам мы можем понять изменившееся настроение солдат на войне, о том, что наконец-то наступил перелом в войне и прошёл год.

(ответы учеников:

1.И уже обыкновенно
То, что минул целый год,
Точно день. Вот так, наверно,
И война, и все пройдет...

2.И  дождался, слышит Теркин:
- Взвод! За Родину! Вперед!..
И хотя слова он эти -
Клич у смерти на краю -
Сотни раз читал в газете
И не раз слыхал в бою, -
В душу вновь они вступали
С одинаковою той
Властью правды и печали,
Сладкой горечи святой…)

- Какая основная мысль содержится в главе «Смерть и воин»?

(учитель открывает иллюстрацию)

(ответ ученика:

Русский солдат не сдаётся, несмотря ни на что. Шинель его вырубали лопатой из замёрзшей земли, а он был жив, он очень сильно хотел выжить…)

Глава «На Днепре». Вместе с автором, вместе с солдатами мы наступаем, освобождаем села и города, берём немца в плен. Зачитайте несколько строк.

(ответ ученика:

К штабу на берег восточный
Плелся стежкой, стороной
Некий немец беспорточный,
Веселя народ честной…

- Сытый, черт!
Чистопородный.
- В плен спешит, как на привал...)

- В главе «По дороге на Берлин» мы вместе с солдатами словно идём сквозь всю Европу, перед нами мелькают сёла, города, разные национальности.

(учитель открывает иллюстрацию)

Зачитайте в доказательство этому несколько строчек из этой главы.

(ответ ученика:

На восток, сквозь дым и копоть,
Из одной тюрьмы глухой
По домам идет Европа.
Пух перин над ней пургой.
И на русского солдата
Брат француз, британец брат,
Брат поляк и все подряд
С дружбой будто виноватой,
Но сердечною глядят…

Вот Европа, а спасибо
Все по-русски говорят.
Он стоит, освободитель,
Набок шапка со звездой…

.На земле еще не русской -
Белый цвет родных берез.
Ах, как радостно и больно
Видеть их в краю ином!..)

6. Подведение итогов урока (2 мин.)
- Вот и закончилась война, вот и подошло к концу наше с вами такое нелёгкое путешествие по дорогам войны вместе с А.Т. Твардовским по главам поэмы «Василий Тёркин».

Пора подводить итоги.   

- Мысли о родине, пронизывающие всю поэму, так естественно сливаются с ее содержанием, что «Василий Теркин» может быть назван образцом подлинно народного произведения. Вся поэма пропитана сочным, здоровым солдатским юмором, светлой верой в победу.

- Но писатель предупреждает, что бодрый тон поэмы не должен вызвать ошибочного мнения, «что, мол, горе не беда», что победы легко доставались солдатам.

- Понравилась ли вам поэма «Василий Тёркин»?

- Что вам в ней особенно понравилось?

(суровая правда о войне, образ русского солдата, юмор и т.д.)

- Какой вывод по сегодняшнему уроку вы можете сделать?

(поэма «Василий Тёркин» - энциклопедия ВОВ).

- Какова роль поэмы в наше время?

(Мы не должны забывать подвига наших дедов и прадедов во имя нашей Родины).

7. Домашнее задание (1-2 мин.)

- А теперь открываем дневники и записываем домашнее задание:

выучить отрывок из главы «Переправа» до слов: «Русский труженик-солдат!»

(Учитель выразительно читает наизусть отрывок).

8.      Рефлексия (1-2 мин).

- Понравился ли вам сегодняшний урок?

- Как вы считаете, достигли ли мы с вами поставленной цели урока?

- Выполнили ли поставленные задачи?

Какую бы вы себе поставили оценку?

(ответы учеников).

8.      Выставление оценок (1 мин).

- До свидания, спасибо за внимание! Вы можете быть свободны.





 

Разработка открытого урока.

Тема: Василий Теркин.

Цели урока:

 Знакомство с поэмой А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»

Задачи урока Повторить биографию А. Т. Твардовского, читать, анализировать и обсуждать его поэму «Василий Тёркин». Повторить понятие поэмы.

 пробудить интерес к истории войны; способствовать воспитанию патриотических чувств.

 

Виды деятельности

Выразительное чтение, прослушивание аудиоматериалов, просмотр изображений, работа с текстом, беседа, выполнение интерактивных заданий, обсуждение проблемных вопросов.

Оборудование: эпиграф к уроку, портрет А. Твардовского доска, книги с поэмой «Василий Тёркин», мультимедийный проектор,  экран, ватман,  карта ВОВ 1941-1945 гг.,

Каждый   этап  урока  сопровождается показом  слайдов.

 

Структура урока:

4.      Орг. момент. Знакомство с темой урока.

5.      Постановка цели и задач урока.

6.      Введение. Слово учителя о войне.

7.      Составление характеристики главного героя.

5.      Анализ глав поэмы по выбору учителя (картины фронтовой жизни).

6.      Подведение итогов.

7.      Домашнее задание.

8.      Рефлексия.

9.      Выставление оценок.

 

Ход урока

1.Организационный момент. Приветствие. Прежде чем перейти к изучению оглавы из поэмы  «Переправа», давайте проверим ваше домашнее задание.

-Здравствуйте ребята!

-Кто дежурный?

-Скажи ,кого нет сегодня в классе?

-Спасибо,садись.

 

И памятью той, вероятно,

Душа моя будет больна,

Покамест бедой невозвратной

Не станет для мира война…

А. Твардовский «Жестокая память»

События Великой Отечественной войны все дальше и дальше уходят в прошлое. Но годы не стирают их в нашей памяти. Сама историческая ситуация побудила к жизни великие подвиги человеческого духа. 

 А.Т. Твардовскому как и многим другим писателям и поэтам того времени на себе довелось испытать все тяготы войны.

 Что вы можете рассказать о ВОВ?

2.Проверка домашнего задания.

1)Сообщение о биографии А.Т.Твардовского.

2)Сообщение о творчестве А.Т.Твардоского.

3)Сообщение об истории создания  поэмы «Василий Теркин».

 На прошлом уроке мы познакомились со страницами биографии и творчества А.Т. Твардовского, с замыслом и историей создания поэмы «Василий Теркин» .

Для начала класс делится  на три группы.

Что вы узнали о Твардовском как о поэте и человеке?

Чем поразила вас судьба Твардовского?

Биография А.Т. Твардовского ( 1-группа) (4-5 мин).

Сегодня вы расскажите  его биографию. А поможет нам в этом …

(выступление  1 ученика)

Александр Трифонович Твардовский родился 8 июня 1810 года  в семье деревенского кузнеца на Смоленщине. Его отец Трифон  Гордеевич  был по тем временам  достаточно грамотным  начитанным человеком.

Мать поэта Мария Митрофановна занималась крестьянским двором и хлопотала по дому.

По воспоминаниям Александра Трифоновича, семья жила трудно, хотя бывали и просветы с достатком. В семье царила особая атмосфера, которая оказала влияние на творческое восприятие жизни маленького Саши. Большое влияние в детстве на формирование будущего поэта оказало его приобщение к труду, и прежде всего «учеба» в отцовской кузнице, которая для всей округи была « и клубом, и газетой, и академией наук».

Выступление 2 ученика .

Талант поэта проснулся в Александре Твардовском в раннем детстве.

« Книга не являлась редкостью в нашем домашнем обиходе ,-сообщал поэт в своей автобиографии. Целые зимние вечера у нас часто отдавались чтению вслух какой –либо книги. Первое знакомство с «Полтавой», «Дубровским» Пушкина, «Тарасом Бульбой» Гоголя, популярнейшими стихотворениями Лермонтова, Некрасова произошло таким именно образом.

Выступление 3 ученика.  Он заметно отличался от своих сверстников природной любознательностью, пытливом умом, настойчивым характером.

Литература научила будущего поэта ценить и понимать сочность и свежесть русской народной речи, находить и видеть поэзию в душах простых людей, в человеческом труде.

Творческий путь поэта. (3-я группа).

Выступление 1 ученика

Творчество выдающегося поэта и публициста Александра Трифоновича Твардовского –одно из замечательных явлений в русской литературе.

В 14 лет Твардовский стал писать маленькие заметки в смоленские газеты. На восемнадцатом году жизни Александр Твардовский покинул родное Загорье. К этому времени он уже не раз был в Смоленске, однажды побывал в Москве, лично познакомился с М. В. Исаковским, стал автором нескольких десятков напечатанных стихотворений.

В 1925 г. в газете «Смоленская деревня» было напечатано первое стихотворение Твардовского «Новая изба». Затем Твардовский, собрав несколько стихотворений, принёс их Михаилу Исаковскому, работавшему в редакции газеты «Рабочий путь». Исаковский встретил поэта приветливо, позже став другом и наставником молодого Твардовского.

 Он написал стихи и поэмы, прославляющие социализм, несмотря на то, что необоснованным репрессиям подверглась его семья в Смоленщине (поэмы «Путь к социализму», «Страна Муравия»).

Первое крупное произведение Твардовского –поэма «Страна  Муравия».

Выступление 2 ученика

В 50-е гг. Твардовским была создана поэма «За далью –даль».

Основой сюжета поэмы «За далью — даль» является путешествие поэта в поезде «Москва — Владивосток» через всю страну и одновременно осмысление пережитого страной за последние годы. Это путешествие в пространстве и во времени (10 лет и 10 тысяч верст). В последние годы жизни Твардовский пишет лирическую поэму-цикл «По праву памяти»-произведение трагедийного звучания.

Выступление 3ученика

Жизнь и творчество Твардовского тесно связана со сложнейшими исторического значения событиями страны. Выросший из самой толщи народной, сын сельского кузнеца, поэт говорит в своих произведениях сочным и красочным языком близким к разговорной речи, которая как бисером пересыпана удачными народными выражениями.

О годы юности немилой, ее жестоких передряг.

То был отец, то вдруг он - враг.

А мать? Но сказано: два мира, и ничего

О матерях...

В годы войны был фронтовым корреспондентом. Созданная в 1941-1945 гг. поэма «Василий Теркин» стала одним из популярнейших произведений о войне.

 

История создания поэмы «Василий Тёркин» (2 мин)

- Да, действительно, имя А.Т. Твардовского ассоциируется у читателей с его бессмертной поэмой «Василий Тёркин». А как она создавалась?

Выступление 1  ученика

 рассказывает об истории создания поэмы «Василий Теркин» .

В 1939-1940 годах, когда Твардовский  работал корреспондентом в газете «На страже Родины», возникла  идея создать образ удачливого неунывающего бойца.  Первые главы произведения были созданы и напечатаны в 1942 году. Автор создавал поэму на протяжении трёх лет . Главными темами произведения стали народ и родина, народ на войне. История Теркина настолько полюбилась читателям ,что, когда поэма была окончена Твардовскому стало приходить  множество писем с просьбой создать продолжение произведения. Обычный солдат  Василий настолько полюбился читателям ,что почти стал  настоящим человеком.

III. Новая тема.

Слово  учителя.

Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительным произведением и его не менее удивительным героем. Ведь не так часто автор и его герой могут стать друзьями. А вот поэту Александру Трифоновичу  Твардовскому и герою его поэмы «Василий Теркин» это удалось. Герой поэмы Василий Теркин создан автором как образ солдата, героя народных песен, частушек. Этот герой «свой парень», какой есть в каждой роте и в каждом взводе. Он смелый боец, готовый всегда прийти на помощь и жизнь отдать за товарищей. Даже в самых страшных ситуациях он не падает духом и способен поддержать других. Этот собирательный образ был близок каждому солдату и потому полюбился читателю того времени. Василий Теркин воплотил в себе русский национальный характер.

 

Ребята, давайте сейчас вслух прочитаем главу «Переправа». Я начну читать, а потом попрошу кого-нибудь из вас продолжить, так что следим все внимательно за текстом, потому что я могу попросить читать любого из вас.

Давайте теперь обсудим эту главу.

- На какие части разделяют главу слова «Переправа, переправа…» подобные рефрену?

- Каким настроением проникнута каждая часть главы? С какой интонацией следует каждый раз читать эти слова?

Как изображены молодые солдаты? Почему поэт сравнивает их с отцами и воинами прошлых веков?

- Каким предстает в этой главе перед читателями Василий Теркин?

Примерные ответы учеников:

- Слова «Переправа, переправа…» звучат как «вздох-возглас». Они делят главу на 3 части.

- Первая часть главы связана с драматическими переживаниями, картина окрашена в грустные, скорбные тона. Во второй части поэт передает чувство горечи утраты. В третей – картины гибелей товарищей, незабываемой грусти.

- Поэт видит, что в ратном труде его современников воплощены славные традиции красноармейцев гражданской войны, традиции воинов прошедших столетий. 

В первой главе Василий Теркин предстает как человек решительных, храбрый и выносливый; уже в этой главе он проявляет свой задорный характер.

 

Откроем главу «Переправа».

(учитель открывает иллюстрацию)

О чём в ней говорится?

(ответ ученика)

- Найдите строки о том, как война беспощадно глотает человеческие жизни.

(И столбом поставил воду

вдруг снаряд. Понтоны - в ряд.

Густо было там народу –

Наших стриженых ребят…

И увиделось впервые,
Не забудется оно:
Люди теплые, живые
Шли на дно, на дно, на дно..
)

    - Поэма правдиво рассказывает и о том, какие героические усилия потребовались Советской армии, чтобы остановить врага, какой большой кровью доставался каждый шаг на пути к победе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составление характеристики главного героя (3-4 мин)

- К. Симонову принадлежат такие строчки об этой поэме: «Василий Тёркин – это лучшее из всего написанного о войне. И чтобы написать так, как написано это, никому из нас не дано». Как вы думаете почему?

(нам не дано испытать на себе все тяготы войны. Твардовский – очевидец войны)

- А что такое поэма?

(ответ ученика)

- Что представляет собой композиция данной поэмы?

(ученики вспоминают определение композиции)

- Что представляет собой каждая глава поэмы?

(Каждая глава – самостоятельное произведение. Всего 30 глав).

- Сам Твардовский говорил «Это книга про бойца без начала и конца». Почему? (Проблемный вопрос).

(Учащиеся должны прийти к выводу, что каждая глава должна представлять собой законченный по смыслу фрагмент, чтобы можно было читать ее в любой момент, т. к. поэма печаталась в отдельных номерах фронтовых газет. Главы объединеныодним главным героем – Тёркиным).

ЦОР №1 (учитель открывает на экране иллюстрацию).

- Как вы думаете, Василий Тёркин – это реальное лицо?

(Василий Тёркин – это собирательный образ. Такого человека на самом деле не было. Но были бойцы, чем-то похожие на него. Автор собрал самое лучшее, что было в советских солдатах, и создал своего героя.Василий Тёркин – это вымышленный герой от начала до конца).

Задание.

- Атеперь давайте подберем прилагательные, характеризующие Васю Тёркина, на каждую букву его имени и фамилии.

В — еселый

А — ктивный

С — мелый

Я — сный

Т — ерпеливый

Е — динственный

Р — асторопный, — ешительный

К — репкий

И — нтересный

Н — аходчивый

 

- Таким образом, мы приходим к выводу, что Василий Тёркин – это весельчак, балагур, но одновременно смелый и решительный солдат. Патриот своей страны. В общем, собирательный образ русского солдата военного времени (учитель закрывает иллюстрацию).

 

3.Новая тема

Тёркин – кто же он такой?

Скажем откровенно:                

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Образ Тёркина предельно обобщён. Тёркин «большой охотник жить лет до девяноста», гражданский, мирный человек, «из запаса рядовой», солдат по необходимости.

Тёркин – пехотинец. Это обобщённый образ русского солдата, вынесшего на себе всю тяжесть войны

Беседа.

-Давайте посмотрим ,как наши солдаты, такие ,как Василий Теркин шли на бой не ради славы ,а ради жизни на земле. Первый вопрос будет таким.

1.«Тёркин – кто же он такой»? Как вы думаете, о чём говорит фамилия героя поэмы?

(Тёркин – значит тёртый жизнью, бывалый. Есть поговорка «тёртый калач». «Жизнью тёртый человек», - определяет его автор. В то же время фамилия звучит простонародно, коротко, ярко.)

В главе «Переправа» говорится о совершаемой ночью, на плотах переправе воинских подразделений на другой берег реки, который занят неприятелем. Во время переправы начинается обстрел, многие гибнут. Другие, оказавшись в центре водной поверхности, поворачивают назад. Лишь одному взводу удается достичь противоположного берега. Вернувшиеся солдаты переживают о судьбе своих товарищей, оказавшихся вдали.

 Неожиданно в полной темноте холодной ноябрьской ночью с другого берега приплывает Василий Теркин, который сообщает, что взвод благополучно окопался на другом берегу, и просит поддержать его огнем в случае атаки. Тёркин передает эти сведения в штабе и заслуживает похвалу начальства.

 

- Как изображены в главе «Переправа» молодые советские солдаты?

- Почему поэт сравнивает молодых бойцов с их отцами – героями гражданской войны и с русскими воинами прошлых лет?

- Какие подробности фронтового быта переданы в главе?

- Какими деталями подчёркнута мысль, что война – это не только боевые подвиги. Но и изнурительный труд и тяжёлый быт солдат.

Ответ: Те, кто отправился на подвиг, отнюдь не титаны, не герои от рождения, это простые «ребята» с «вихрастыми висками» и «мальчишьими»  глазами»:

Поглядеть – и впрямь – ребята!

Как, по правде, желторот,

Холостой ли он, женатый,

Этот стриженый народ.

В ратном труде своих современников автор видит славные традиции красноармейцев гражданской войны и традиции русских воинов прошедших столетий. Опасная переправа предстаёт как символ сурового пути к победе, которую всегда добывал в бою русский солдат.

Война изображена Твардовским в крови, труде и лишениях.

Раздумья о солдатах, погибших на переправе, поэт завершает патетическими строками:

Спят бойцы.

Своё сказали

И уже навек правы.

Умершие – бессмертны, и земля, где навек «застыли их следы», становится монументом солдатской славы.

Высокое напряжение авторских раздумий разрешается юмористической сценой появления Тёркина. Автор показывает, что на фронте подвиг сливается с бытом, исчезает грань между обыденным и исключительным, героическое превращается в норму жизни и поведения.

 

Откроем главу «Переправа».

(учитель открывает иллюстрацию)

О чём в ней говорится?

(ответ ученика)

- Найдите строки о том, как война беспощадно глотает человеческие жизни.

(И столбом поставил воду

вдруг снаряд. Понтоны - в ряд.

Густо было там народу –

Наших стриженых ребят…

И увиделось впервые,
Не забудется оно:
Люди теплые, живые
Шли на дно, на дно, на дно..
)

    - Поэма правдиво рассказывает и о том, какие героические усилия потребовались Советской армии, чтобы остановить врага, какой большой кровью доставался каждый шаг на пути к победе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня мы проверим, насколько хорошо вы знаете жизнь Твардовского.

Твардовский Александр Трифонович (1910 - 1971), поэт. Родился 8 июня (21 н.с.) в деревне Загорье Смоленской губернии в семье кузнеца, человека грамотного и даже начитанного, в чьем доме книга не была редкостью. Первое знакомство с Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым, Некрасовым состоялось дома, когда зимними вечерами читались вслух эти книги. Стихи начал писать очень рано. Учился в сельской школе. В четырнадцать лет будущий поэт начал посылать небольшие заметки в смоленские газеты, некоторые из них были напечатаны. Тогда он отважился послать стихи. М.Исаковский, работавший в редакции газеты "Рабочий путь", принял юного поэта, помог ему не только напечататься, но и сформироваться как поэту, оказал влияние своей поэзией.

После окончания сельской школы пришел в Смоленск, но не мог устроиться не только на учебу, но и на работу, потому что у него не было никакой специальности. Пришлось существовать "на грошовый литературный заработок и обивать пороги редакций". Когда в московском журнале "Октябрь" М.Светлов напечатал стихи Твардовского, тот приехал в Москву, но "получилось примерно то же самое, что со Смоленском".

Зимой 1930 опять вернулся в Смоленск, где провел шесть лет. "Именно этим годам я обязан своим поэтическим рождением", - скажет впоследствии Твардовский. В это время он поступил в педагогический институт, но с третьего курса ушел и доучивался уже в Московском институте истории, философии и литературы (МИФЛИ), куда поступил осенью 1936.

 

Учитель: Приветствую вас, ребята, на нашей литературной викторине, посвященной творческому и жизненному пути Александра Трифоновича Твардовского. Сегодня мы проверим, насколько хорошо вы знаете жизнь Твардовского. Вопросы будут разного характера: узнать героя, вспомнить произведение, факты из жизни самого поэта и другие вопросы.

Для начала мы разделим вас на три команды. Придумайте названия вашим командам, но такие названия, чтобы они были связаны с тематикой .

Я буду зачитывать вопросы. Отвечает первая та команда, участники которой быстрее поднимут руку.

Начнем викторину!

 

1. Вопрос:

Назовите первое стихотворение поэта. Где и когда оно было опубликовано?

Ответ:

Первое стихотворение «Новая изба» было опубликовано в 1925 г., в газете «Смоленская деревня».

2. Вопрос:

К кому и зачем поехал Твардовский после публикации первого стихотворения и где тот человек работал?

Ответ:

Твардовский после публикации первого стихотворения поехал к                    М. В. Исаковскому, который в то время работал в газете «Рабочий путь». Твардовский привез десяток своих стихотворений для публикации. Исаковский отобрал часть стихотворений для публикации.

3. Вопрос:

Что случилось с Твардовским и его семьей в 30-е годы?

Ответ:

Семья Твардовского была раскулачена и выслана в Сибирь в тайгу. Сам поэт в это время находился в Смоленске, поэтому не был выслан. Но к нему приклеили клеймо «кулацкий сынок», не печатали, постоянно смотрели косо.

4. Вопрос:

Где учился поэт?

Ответ:

Твардовский учился в Смоленской гимназии, Ляхове, Егорье, в Белохолмской школе. В 1932 году поступил на факультет русского языка и литературы Смоленского государственного педагогического института имени К. Маркса, а с 1934 г. продолжил образование в Московском институте истории, философии и литературы. Окончил в 1939 году.

5. Вопрос:

За какое произведение Твардовский был удостоен Ленинской премии?

Ответ:

За поэму «За далью – даль» в 1961 году.

6. Вопрос:

Какое произведение имеет подзаголовок «Книга про бойца»?

Ответ:

Поэма «Василий Теркин».

7. Вопрос:

Какой журнал и сколько лет редактировал Твардовский?

Ответ:

Твардовский редактировал журнал «Новый мир» почти 16 лет.

10. Вопрос:

Как называет место своего рождения Твардовский в своей автобиографии?

Ответ:

Хутор пустоши Столпово.

12. Вопрос:

С какой поэмой русского писателя схожа поэма «Страна Муравия»? В чем схожесть?

Ответ:

С поэмой «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова. Схожесть в поиске деревенского счастья. Твардовский, как и Некрасов, был поэтом правды сущей.

16. Вопрос:

Где похоронен Твардовский?

Ответ:

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Учитель-организатор: Вот и подошла к концу наша литературная викторина. Она показала, что вы хорошо знаете не только творчество нашего поэта-земляка, но и его биографию. Спасибо всем за участие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Военный путь А. Т. Твардовского Военный путь А. Т. Твардовского начался осенью 1939 года, когда он в качестве военного корреспондента участвовал в походе Красной Армии в Западную Белоруссию, затем – в советско-финляндской войне 1939-40 гг. В газете Ленинградского военного округа «На страже Родины» публиковалась серия фельетонов в стихах о приключениях лихо

 

 

 

 

 

 

Василий Теркин» — не просто высокохудожественное и безмерно значимое произведение Александра Твардовского, ставшее голосом своей эпохи. Нет. Это одна из тех с кровью вырванных из сердца драм человеческой жизни, которая воевала вместе с нашими солдатами на самой кровопролитной войне 20 века. Поэма, написанная подлинно народным языком, была на слуху у тех, кто сидел в окопах, шел на передовую и защищал родину каждый раз, как в последний. Особенно выразительной на фоне всего повествования современникам кажется глава «Переправа».

Содержание: [Скрыть]

·         1 Сюжет: о чём она?

·         2 Темы и проблемы

·         3 Главная мысль и идея

·         4 Каким настроением она наполнена?

·         5 Средства художественной выразительности

Сюжет: о чём она?

Ночью бойцы советской армии готовятся переправиться через реку: на том берегу враг. Мост взорван, остается перебираться вплавь. На дворе ноябрь, река уже скованная холодом, поэтому солдатам тяжело пробираться по замершей водяной глади. Первый взвод благополучно добрался до пункта назначения, но вдруг раздались выстрелы, и остальные лодки не смогли пробиться. Солдаты были вынуждены ждать вестей с того берега в смутной тревоге за однополчан.

Основные войсковые части расположились на ночлег. Все чувствовали вину за то, что люди на другом берегу остались без помощи. Однако двое дозорных увидели в ледяной воде человека, добирающегося вплавь до их стороны. Им оказался Василий Теркин, один из солдат, которые смогли переправиться. После того, как его отогрели и растерли, он пришел в норму и рассказал, что героическими усилиями отряд удерживает свои позиции на вражеском участке. Но людям понадобится помощь артиллерии для полной победы. Мужественный боец, рискнувший жизнью ради того, чтобы сообщить эту весть, быстро овладевает собой, шутит и даже просит не тратить спирт на растирание, а дать ему его в качестве напитка.



Темы и проблемы

1.      Тема подвига. В центре повествования Твардовского – один из многих геройских поступков «обыкновенного» и «простого» парня Василия. Автор типизирует черты героя не с целью того, чтобы как-то унизить его, подчеркивая обыденность его судьбы, распространенность фамилии и имени. Нет, характер Теркина олицетворяет собой весь сражающийся народ: добрый, щедрый, оптимистичный, веселый балагур, но в тоже время стойкий, несгибаемый, сильный, готовый отдать все за Родину. Вот какие качества бойца проявились в главе «Переправа». Именно поэтому она так сильно запоминается читателю: приятно видеть, как солдат не только идет на подвиг, но и делает это без пафоса, как будто ничего особенного не происходит.

2.     Тема патриотизма. Каждому солдату хочется жить, но еще сильнее они хотят освободить Родину от оккупантов. Василий, не задумываясь об орденах и наградах, рискует собой, как и сотни его товарищей, которые бьются на том берегу, ожидая подкрепления. Никто из них не ждет поощрения, все идут воевать за свое отечество. И даже совершив мужественный, достойный медали поступок, герой лишь шутливо просит налить ему спирту, как бы принижая значение собственного подвига, понимая, что вместе с ним тысячи людей идут на смерть, и многим везет меньше.

3.     Тема преданности. Высаживаясь на вражеский берег, никто из бойцов не думает о предательстве, все борются и отстаивают свободу своей страны. Несмотря на то, что численный перевес на стороне оккупантов, наши ребята идут в бой и не сдаются на милость врага.

4.     Проблема оккупации. Русская земля поделена на вражескую и советскую территории. Автор символично разделяет их рекой — рекой крови наших предков. Проливая кровь, они штурмовали свои же города и села, вероломно и нагло захваченные оккупантами, силы которых многократно превышали мощность отечественных войск.

5.     Проблема жестокости войны. Борьба ставит людям нелегкие условия, в которых появляется нечто более важное, чем жизнь. Поэтому бойцы жертвуют собой, а их подвигам нет числа. Если бы Василий не доплыл, его потеря была бы незаметна на фоне десятков других смертей на том берегу, и никто бы, может, и не узнал, какие мучения претерпел Теркин, чтобы выполнить свой долг.

Главная мысль и идея

Твардовский пишет предельно ясно, каждая строка имеет ясный и вполне конкретный посыл. Смысл главы «Переправа» раскрывается в рефрене: «Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле». Герой переплывает ледяную реку, рискует умереть страшной смертью – замерзнуть и утонуть. Его безмолвный подвиг в этом случае остался бы незамеченным, никто бы не узнал, что с ним стало, даже тела его не нашли бы потомки. Но он все равно делает это, ведь его цель – не почёт и известность, а спасение родины. И не только: речь идет уже о судьбе мира во всем мире, ведь фашизм и нацизм – угрозы мирового масштаба.

Поэтому подвиг русского солдата – это не защита своих личных интересов и земель, это дар всем странам и всем людям, жертва ради их «жизни на земле». Теркин, как и его товарищи, готовы безвестно кануть, пойти на дно, лишь бы сохранить будущее – настоящее для всех нас. В этом и заключается основная идея главы.



Каким настроением она наполнена?

Сам автор не считал себя фронтовиком, иронично писал о работе военных корреспондентов: «Мы подъезжаем к тем ямочкам и окопчикам, где лежат солдаты, наскоро о чем-то расспрашиваем, дергаясь от даже далекого взрыва мины, а потом уезжаем, провожаемые незабываемым взглядом». Тем не менее, солдаты сразу признали «Василия Теркина» как правдивую и близкую им поэму, из-за ее честности и открытости она интересна читателям до сих пор. В частности, глава «Переправа» пропитана ощущением святости долга русского солдата не только по отношению к родине, но и к миру. Этот бой автор называет «святым» и показывает, как бескорыстна жертва тех, кто в нем участвует. Герой рискует собой не у всех на глазах, не напоказ, не для того, чтобы остаться в истории или хотя бы на передовицах газет. Его цель: помочь своему отряду любой ценой.

Но поэт понимает, что Василий вносит более серьезный вклад в мировую гармонию: он помогает возвратить ее. Настроение искреннего самопожертвования пронизывает стихотворные строки.

Средства художественной выразительности

Язык произведения прост и ясен, близок к народному, но это не значит, что он беден на изобразительные средства. Автор использует эпитеты («снег шершавый», «путем суровым», «жухлый лед», «след кровавый» и другие), сравнения («точно крыша под ногой», «как плоты, пошли понтоны», «берег правый, как стена» и другие). Здесь также встречается любимая А. Т. Твардовским аллитерация, создающая динамичность повествования. Все эти приемы позволяют ему создать накаленную и динамичную атмосферу боя.

Поэма лишена всех рамок. Ее изобразительная сила не скованна ни сюжетом, ни идеологией, в произведении подлинный патриотизм не превращается в пафос, все в меру, все настоящее. За это внутреннее тепло и правду «Василия Теркина» полюбили советские солдаты, за это же любим ее и мы, потомки.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Сообщения и презентации учащихся ( 12 мин ) 1

Сообщения и презентации учащихся ( 12 мин ) 1

Держался Александр Трифонович всегда естественно, спокойно чуть замкнуто

Держался Александр Трифонович всегда естественно, спокойно чуть замкнуто

О годы юности немилой, ее жестоких передряг

О годы юности немилой, ее жестоких передряг

Василий Тёркин». Повторить понятие поэмы

Василий Тёркин». Повторить понятие поэмы

Слово о А.Т.Твардовском. Картины фронтовой жизни в поэме «Василий

Слово о А.Т.Твардовском. Картины фронтовой жизни в поэме «Василий

Постановка цели и задач урока. 2

Постановка цели и задач урока. 2

К. Симонову принадлежат такие строчки об этой поэме: «Василий

К. Симонову принадлежат такие строчки об этой поэме: «Василий

В поэме показаны основные этапы

В поэме показаны основные этапы

Шел поротно и повзводно,

Шел поротно и повзводно,

Найдите строки, в которых автор рассуждает о смерти

Найдите строки, в которых автор рассуждает о смерти

По каким строчкам мы можем понять изменившееся настроение солдат на войне, о том, что наконец-то наступил перелом в войне и прошёл год

По каким строчкам мы можем понять изменившееся настроение солдат на войне, о том, что наконец-то наступил перелом в войне и прошёл год

С дружбой будто виноватой, Но сердечною глядят… …

С дружбой будто виноватой, Но сердечною глядят… …

Разработка открытого урока.

Разработка открытого урока.

Что вы можете рассказать о ВОВ? 2

Что вы можете рассказать о ВОВ? 2

Москве, лично познакомился с М

Москве, лично познакомился с М

Твардовскому стало приходить множество писем с просьбой создать продолжение произведения

Твардовскому стало приходить множество писем с просьбой создать продолжение произведения

Найдите строки о том, как война беспощадно глотает человеческие жизни

Найдите строки о том, как война беспощадно глотает человеческие жизни

Составление характеристики главного героя (3-4 мин) -

Составление характеристики главного героя (3-4 мин) -

Что представляет собой каждая глава поэмы? (Каждая глава – самостоятельное произведение

Что представляет собой каждая глава поэмы? (Каждая глава – самостоятельное произведение

Тёркин – значит тёртый жизнью, бывалый

Тёркин – значит тёртый жизнью, бывалый

Густо было там народу – Наших стриженых ребят…

Густо было там народу – Наших стриженых ребят…

Сегодня мы проверим, насколько хорошо вы знаете жизнь

Сегодня мы проверим, насколько хорошо вы знаете жизнь

Ответ: Первое стихотворение «Новая изба» было опубликовано в 1925 г

Ответ: Первое стихотворение «Новая изба» было опубликовано в 1925 г

С поэмой «Кому на Руси жить хорошо»

С поэмой «Кому на Руси жить хорошо»

Военный путь А. Т. Твардовского

Военный путь А. Т. Твардовского

После того, как его отогрели и растерли, он пришел в норму и рассказал, что героическими усилиями отряд удерживает свои позиции на вражеском участке

После того, как его отогрели и растерли, он пришел в норму и рассказал, что героическими усилиями отряд удерживает свои позиции на вражеском участке

Теркин, чтобы выполнить свой долг

Теркин, чтобы выполнить свой долг

Язык произведения прост и ясен, близок к народному, но это не значит, что он беден на изобразительные средства

Язык произведения прост и ясен, близок к народному, но это не значит, что он беден на изобразительные средства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2021