Урок литературного чтения
Н. Сладков " Весенний гам".
1. Положительный психологический настрой на урок.
- Здравствуйте. ребята. Посмотрите. какой сегодня солнечный, радостный весенний день. В такой день даже настроение поднимается. Правда? А чтобы оно ещё больше у вас поднялось, прошу вытянуть кверху свои руки. Представьте, что это антенны, а вы должны ими поймать импульсы радости, уверенности, доброжелательности, которые я буду посылать вам своими руками. Готовы? Тогда ловите.
Учитель посылает в сторону детей импульсы от рук, дети зажимают их в ладошки.
- Положительными импульсами мы зарядились, продолжим урок четверостишием.
Дети хором рассказывают стих.
Огромный мир различных книг
Нас окружает с вами.
Народный творческий родник,
Всех освежит словами.
Из книг всё лучшее возьмём,
Лишь доброе услышим.
А как с тобою подрастём,
Мы свой роман напишем.
- Кто из вас хотел бы написать свой роман? Отлично, но для этого мы должны многому научиться у наших великих поэтов и писателей.
2. Речевая разминка.
- Давайте подготовимся к уроку. Проведём артикуляционную гимнастику.
Дети выполняют специальные упражнения.
- А теперь распеваемся.
Проводится речевая распевка гласными звуками.
- Скажите, как называются звуки, которыми мы сейчас распевались?
- Сколько гласных звуков в нашем языке? А букв?
3. Постановка цели урока.
- Как вы считаете, какая же сегодня цель нашего урока литературного чтения?
Познакомиться с новым произведением.
4. Открытие темы урока.
- Правильно, а вот кто автор этого нового произведения вы сможете узнать. если правильно зрительно уберёте из данной строки все повторяющиеся гласные буквы.
ЮИУСУИЛЮАИДУЮКОУУВЮ
5. Знакомство с биографией писателя.
- Молоды. действительно, это Николай Сладков. И для начала я предлагаю вам немного познакомиться с его биографией.
Дети смотрят видеопрезентацию о писателе.
- А теперь найдите у себя на столах вот такие листы с вопросами. Вам предлагается внимательно прочитать каждый из трёх вопросов и рядом написать своё мнение из двух слов: "Да" или "Нет". Если вы считаете, что это так, то отвечаете "Да" и наоборот.
Дети работают с листами, где дана такая таблица, высказывая свои предположения.
1. Как ты считаешь, новое произведение Н. Сладкова о природе?
2. Будут ли, по-твоему, в новом произведении встречаться строки о животных?
3. Учит ли новое произведение Н. Сладкова бережному отношению к окружающему миру, любви к природе?
- Переверните свои листы с предположениями, отодвиньте. мы вернёмся к ним в конце урока.
- А сейчас приготовьтесь к прослушиванию нового произведения.
Дети опускают головы на сложенные на столах руки, закрывают глаза и слушают чтение произведения учителем или диктором.
6. Первичное знакомство с текстом.
- О каком времени года говорится в произведении? О весне.
- Какой весенний месяц в полном разгаре? Май.
- О чём же говорится в тексте? О разных весенних звуках.
7. Самостоятельное знакомство с текстом.
- Внимание, на экран. Давайте проработаем все вместе сложные слова, которые встречаются в этом тексте. Помним, что сначала мы читаем слово медленно, по слогам, затем быстро и правильно.
ПОКРИКИВАЮТ
ВОРОЧАЮТСЯ
ПЕРЕЗИМОВАВШИЕ
ВСПАРХИВАЮТ
- Найдите у себя на столах листы с новым произведением и прочитайте самостоятельно.
Один из слабочитающих учеников читает около учителя текст вслух шёпотом.
- Скажите, что больше всего вас удивило в этом рассказе?
8. Словарная работа.
- А сейчас я предлагаю вам прочитать этот рассказ ещё раз и подчеркнуть в нём слова, которые для вас непонятны.
Ещё один «слабочитающий» работает вместе с учителем.
Дети перечитывают, подчёркивают слова: гам, парная чащоба.
- Подскажите мне, как надо поступить, когда не знаешь значение того или иного слова?
Воспользоваться толковым словарём.
- Правильно, сейчас я предлагаю вам поработать со словарями в парах и найти значение этих слов. Чья пара закончит с выполнением задания, показывает сигнал готовности.
Дети работают со словарями и на экране появляется значение данных слов.
ГАМ - гул или шум.
ПАРНАЯ ЧАЩОБА - душные влажные лесные заросли.
9. Чтение текста вслух.
- Молодцы! А теперь я хочу послушать, как вы сможете прочитать этот текст.
3-4 человека читают текст вслух.
- Перечислите, о каких животных идёт речь в тексте? Совы, зайцы, перелётные птицы, комар, лягушки.
По мере их перечисления детьми, картинки этих животных появляются на экране.
- А о каких растениях пишет автор? Ивы, черёмуха. ландыши. берёзы.
10. Физкультминутка.
- А сейчас я предлагаю вам подняться со своих мест и отправиться в этот весенний лес, где мы немного отдохнём и послушаем этот весенний гам.
Проводится разминка в виде повторения детьми движений животных под звуки весеннего леса.
11. Работа в группах.
- Понравилось? А сейчас я вновь предлагаю вам вернуться к нашему тексту и поработать над ним уже в группах. У каждой группы своё задание вот на таких листах. Смело подчёркивайте, выделяйте всё в тексте, если это необходимо. Группа, которая закончит работу над своим заданием, высылает одного представителя к доске, чтобы составить кластер по произведению.
Дети работают в группах над следующими вопросами.
1 группа: Кто как поёт свою весеннюю песню? Найди ответ в тексте и запиши.
Совы - бормочут ручей - бубнит комар - пищит ландыши - звучат лягушки - урчат зайцы - покрикивают листья - шуршат
2 группа: Какой месяц май? Отметь знаком "+" правильные ответы, используя текст.
шумный тихий печальный радостный звонкий смешной
3 группа: Найди в тексте и прочитай описание дождевых капель. Какие слова говорят о каплях как о живых существах? Подчеркни.
Прыгают озорные, повисают, дрожа от страха, сверкнув отчаянно.
4 группа: Как радуются весне прошлогодние листья? Найди и подчеркни ответ в тексте.
То шмыгают и шуршат по земле, как мыши, то вспархивают, как табунки быстрых птиц.
После работ групп на доске прикрепляются правильные ответы на листиках под нужными вопросами и картинками, создав таким образом кластер по новому произведению.
12. Художественное творчество.
- Вы все очень хорошо справились в работах группами, и у нас получился замечательный кластер. Сейчас я предлагаю вам продолжить групповую работу, но уже творческого характера. Вы должны будете нарисовать руками на пене свой весенний гам. Договоритесь заранее, кто и что из вас будет рисовать, а кто раскрашивать рисунки красителями из мешочков.
Дети создают иллюстрацию на пене с помощью пальцев и рук по произведению.
13. Подведение итогов. Рефлексия.
- Замечательные получились рисунки. А теперь возвращаемся к нашим предположениям на листах. Переверните их и проверьте, такие ли ответы вы дали. У кого все ответы совпали? Молодцы, это говорит о вашем внимании и умении делать предположения на имеющихся у вас ранее знаний.
- Давайте поделимся своими впечатлениями от урока, продолжив фразы.
На экране появляются начала фраз. которые дети заканчивают.
СЕГОДНЯ Я УЗНАЛ(А).....
МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО....
БЫЛО ТРУДНО....
ХОЧУ ПОХВАЛИТЬ ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ......, ПОТОМУ ЧТО ОН (ОНА) ....
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.