Открытый урок чтения Н. Сладков "Весенний гам"

  • rtf
  • 21.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Открытый урок чтения.rtf

Урок литературного чтения

Н. Сладков " Весенний гам".

1. Положительный психологический настрой на урок.

- Здравствуйте. ребята. Посмотрите. какой сегодня солнечный, радостный весенний день. В такой день даже настроение поднимается. Правда? А чтобы оно ещё больше у вас поднялось, прошу вытянуть кверху свои руки. Представьте, что это антенны, а вы должны ими поймать импульсы радости, уверенности, доброжелательности, которые я буду посылать вам своими руками. Готовы? Тогда ловите.

Учитель посылает в сторону детей импульсы от рук, дети зажимают их в ладошки.

- Положительными импульсами мы зарядились, продолжим урок четверостишием.

Дети хором рассказывают стих.

Огромный мир различных книг

Нас окружает с вами.

Народный творческий родник,

Всех освежит словами.

Из книг всё лучшее возьмём,

Лишь доброе услышим.

А как с тобою подрастём,

Мы свой роман напишем.

- Кто из вас хотел бы написать свой роман? Отлично, но для этого мы должны многому научиться у наших великих поэтов и писателей.

2. Речевая разминка.

- Давайте подготовимся к уроку. Проведём артикуляционную гимнастику.

Дети выполняют специальные упражнения.

- А теперь распеваемся.

Проводится речевая распевка гласными звуками.

- Скажите, как называются звуки, которыми мы сейчас распевались?

- Сколько гласных звуков в нашем языке? А букв?

3. Постановка цели урока.

- Как вы считаете, какая же сегодня цель нашего урока литературного чтения?

Познакомиться с новым произведением.

4. Открытие темы урока.

- Правильно, а вот кто автор этого нового произведения вы сможете узнать. если правильно зрительно уберёте из данной строки все повторяющиеся гласные буквы.

ЮИУСУИЛЮАИДУЮКОУУВЮ

5. Знакомство с биографией писателя.

- Молоды. действительно, это Николай Сладков. И для начала я предлагаю вам немного познакомиться с его биографией.

Дети смотрят видеопрезентацию о писателе.

- А теперь найдите у себя на столах вот такие листы с вопросами. Вам предлагается внимательно прочитать каждый из трёх вопросов и рядом написать своё мнение из двух слов: "Да" или "Нет". Если вы считаете, что это так, то отвечаете "Да" и наоборот.

Дети работают с листами, где дана такая таблица, высказывая свои предположения.

1. Как ты считаешь, новое произведение Н. Сладкова о природе?

2. Будут ли, по-твоему, в новом произведении встречаться строки о животных?

3. Учит ли новое произведение Н. Сладкова бережному отношению к окружающему миру, любви к природе?

- Переверните свои листы с предположениями, отодвиньте. мы вернёмся к ним в конце урока.

- А сейчас приготовьтесь к прослушиванию нового произведения.

Дети опускают головы на сложенные на столах руки, закрывают глаза и слушают чтение произведения учителем или диктором.

6. Первичное знакомство с текстом.

- О каком времени года говорится в произведении? О весне.

- Какой весенний месяц в полном разгаре? Май.

- О чём же говорится в тексте? О разных весенних звуках.

7. Самостоятельное знакомство с текстом.

- Внимание, на экран. Давайте проработаем все вместе сложные слова, которые встречаются в этом тексте. Помним, что сначала мы читаем слово медленно, по слогам, затем быстро и правильно.

ПОКРИКИВАЮТ
ВОРОЧАЮТСЯ
ПЕРЕЗИМОВАВШИЕ
ВСПАРХИВАЮТ

- Найдите у себя на столах листы с новым произведением и прочитайте самостоятельно.

Один из слабочитающих учеников читает около учителя текст вслух шёпотом.

- Скажите, что больше всего вас удивило в этом рассказе?

8. Словарная работа.

- А сейчас я предлагаю вам прочитать этот рассказ ещё раз и подчеркнуть в нём слова, которые для вас непонятны.

Ещё один «слабочитающий» работает вместе с учителем.

Дети перечитывают, подчёркивают слова: гам, парная чащоба.

- Подскажите мне, как надо поступить, когда не знаешь значение того или иного слова?

Воспользоваться толковым словарём.

- Правильно, сейчас я предлагаю вам поработать со словарями в парах и найти значение этих слов. Чья пара закончит с выполнением задания, показывает сигнал готовности.

Дети работают со словарями и на экране появляется значение данных слов.

ГАМ - гул или шум.

ПАРНАЯ ЧАЩОБА - душные влажные лесные заросли.

9. Чтение текста вслух.

- Молодцы! А теперь я хочу послушать, как вы сможете прочитать этот текст.

3-4 человека читают текст вслух.

- Перечислите, о каких животных идёт речь в тексте? Совы, зайцы, перелётные птицы, комар, лягушки.

По мере их перечисления детьми, картинки этих животных появляются на экране.

- А о каких растениях пишет автор? Ивы, черёмуха. ландыши. берёзы.

10. Физкультминутка.

- А сейчас я предлагаю вам подняться со своих мест и отправиться в этот весенний лес, где мы немного отдохнём и послушаем этот весенний гам.

Проводится разминка в виде повторения детьми движений животных под звуки весеннего леса.

11. Работа в группах.

- Понравилось? А сейчас я вновь предлагаю вам вернуться к нашему тексту и поработать над ним уже в группах. У каждой группы своё задание вот на таких листах. Смело подчёркивайте, выделяйте всё в тексте, если это необходимо. Группа, которая закончит работу над своим заданием, высылает одного представителя к доске, чтобы составить кластер по произведению.

Дети работают в группах над следующими вопросами.

1 группа: Кто как поёт свою весеннюю песню? Найди ответ в тексте и запиши.

Совы - бормочут    ручей - бубнит    комар - пищит  ландыши - звучат   лягушки - урчат  зайцы - покрикивают  листья - шуршат

2 группа: Какой месяц май? Отметь знаком "+" правильные ответы, используя текст.

шумный    тихий   печальный  радостный  звонкий  смешной

3 группа: Найди в тексте и прочитай описание дождевых капель. Какие слова говорят о каплях как о живых существах? Подчеркни.

Прыгают озорные, повисают, дрожа от страха, сверкнув отчаянно.

4 группа: Как радуются весне прошлогодние листья? Найди и подчеркни ответ в тексте.

То шмыгают и шуршат по земле, как мыши, то вспархивают, как табунки быстрых птиц.

После работ групп на доске прикрепляются правильные ответы на листиках под нужными вопросами и картинками, создав таким образом кластер по новому произведению.

12. Художественное творчество.

- Вы все очень хорошо справились в работах группами, и у нас получился замечательный кластер. Сейчас я предлагаю вам продолжить групповую работу, но уже творческого характера. Вы должны будете нарисовать руками на пене свой весенний гам. Договоритесь заранее, кто и что из вас будет рисовать, а кто раскрашивать рисунки красителями из мешочков.

Дети создают иллюстрацию на пене с помощью пальцев и рук по произведению.

13. Подведение итогов. Рефлексия.

- Замечательные получились рисунки. А теперь возвращаемся к нашим предположениям на листах. Переверните их и проверьте, такие ли ответы вы дали. У кого все ответы совпали? Молодцы, это говорит о вашем внимании и умении делать предположения на имеющихся у вас ранее знаний.

- Давайте поделимся своими впечатлениями от урока, продолжив фразы.

На экране появляются начала фраз. которые дети заканчивают.

СЕГОДНЯ Я УЗНАЛ(А).....

МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО....

БЫЛО ТРУДНО....

ХОЧУ ПОХВАЛИТЬ ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ......, ПОТОМУ ЧТО ОН (ОНА) ....