План–конспект открытого урока по предмету
«Изобразительное искусство»
Тема урока: «Натюрморт» (5 класс, 2 четверть), программа Е.А.Ермолинской, Е.С.Медведковой, Л.Г.Савенковой.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Образовательные технологии: технология развивающего, проблемного обучения; информационно-коммуникационная технология.
Цель урока: познакомить учащихся с жанром «натюрморт», основами композиции и правилами постановки натюрморта, применить данные правила на практике, развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность, развивать умение анализировать иллюстративный материал, воспитывать бережное отношение к миру предметов.
Основные термины и понятия: натюрморт, композиция, композиционный центр, постановка, правила построения натюрморта, цвет.
Планируемый результат:
личностные характеристики: сформировать уважительное отношение к культуре и искусству своей страны и мира, целостное мировоззрение, коммуникативную компетентность в общении со сверстниками, потребность в самостоятельной практической творческой деятельности, умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
метапредметные характеристики: уметь определять и формулировать цель на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроперспективной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение (регулятивные УУД), уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать партнера (коммуникативные УУД), уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт, и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД);
предметные характеристики: уметь сравнивать и анализировать иллюстративный материал, осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием композиции натюрморта в опоре на правила построения натюрмортов, расширить знания о жанре натюрморта, об особенностях его композиционного решения, учиться составлять натюрморты;
форма работы: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа.
ресурсы: натюрморт, составленный учителем: керамический чайник, муляжи фруктов на фоне драпированной ткани.
зрительный ряд: репродукция картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды», иллюстративный материал с подборкой натюрмортов разных художников.
материалы: белая бумага, гуашь, кисточки, пластилин, скатанный в несколько шариков на каждого члена группы, дощечка, стека, трафареты чайника и фруктов, цветной картон и цветная бумага, клей, ножницы. (Приложение 3)
Структура урока.
Организационный этап.
Деятельность учащихся: настройка на урок, самооценка готовности к
уроку. Учащиеся знакомятся с табличками на столах, определяют кто чем сегодня хотел бы заняться, проверяют наличие необходимых школьных
принадлежностей.
Приветствие:
-Здравствуйте, ребята!
-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, какое у вас сегодня настроение, хорошее?
1.Этап мотивации
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
-установить тематические рамки;
- уточнить тип урока и наметить шаги
Учитель: Ребята, посмотрите какие таблички сегодня стоят у вас на столе?
Учащиеся: «Мы – скульпторы», «Мы – художники», «Мы делаем аппликацию»
Учитель: «Значит, что вы будет сегодня делать?»
Учащиеся: «Лепить, рисовать, и делать аппликацию».
Учитель: «Правильно, ребята».
Учитель: «Перед вами на столе стоит чайник, рядом лежит груша, яблоко.(Приложение 1) Все вдруг застыло. Французы сказали бы – nature morte (мертвая природа), англичане – still life (тихая жизнь). А как мы назовем эту композицию? Найдите ответ в этом стихотворении!
Если видишь на картине
Чудо-вазу на столе,
В ней стоит букет красивых
Белоснежных хризантем;
Стоит множество посуды,
И стеклянной и простой,
Может, чашка или блюдце
С золочёною каймой.
А ещё и так бывает:
Нарисована там дичь.
В завершении положим
Спелых персиков и слив.
А ещё в картине может
Нарисованным быть торт.
И поэтому картина
Назовётся……………???
(Учащиеся отвечают - Натюрморт.)
Учитель: «Правильно, поэтому тема нашего сегодняшнего урока - «Натюрморт».
2. Этап актуализации пробного учебного действия
Цели:
- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия.
- организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.
Учитель: «Так что же такое натюрморт, если художник изобразит ветку с яблоками в саду, это будет являться натюрмортом?»
У детей появляется два мнения, но потом приходят к единому мнению, что нет, так как натюрморт это изображение неживой природы, а дерево с яблоками – живое.
Учитель: «Значит натюрморт - это жанр изобразительного искусства, в котором показывают неодушевленные предметы - цветы, фрукты, посуду, предметы быта.
Учитель: «Ребята, как вы думаете, почему в обыденной жизни мы не обращаем особого внимания на вазу с красивыми фруктами, которая стоит у нас на столе на кухне, можем их просто с удовольствием съесть, а такие же фрукты, написанные художником, вызывают в нас чувство восхищения?»
Учащиеся говорят, что в этих картинах мы восхищаемся умением художника передать натуральность и красоту композиции.
3. Выявление места и причины затруднения
Цели: выявить место затруднения
Учитель: «Ребята, а как вы думаете, в натюрморте художники рисуют только фрукты, цветы и посуду? А если художник нарисует книгу, чернильницу, перо для письма, оленьи рога, охотничье ружье и сапоги, это будет считаться натюрмортом, о чем автор картины хочет нам рассказать?»
Дети совещаются и отвечают, что это тоже будет натюрморт и художник хотел передать в своем натюрморте увлечение или занятие человека.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цели: создать мотивацию для построения проекта выхода из затруднения.
Учитель: «Ребята, впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. В России долгое время этот жанр живописи считался легким и несерьезным. И только спустя примерно 200 лет мода на натюрморт пришла и в Россию. Натюрморты, написанные художниками в разные века, рассказывают нам о жизни и быте людей, об их вкусах и привычках».
Далее дети знакомятся с репродукциями картин французского художника Жана Батиста Шардена, голландских художников Вильема Класа, Виллема Класа Хеда, русских художников И.Ф.Хруцкого, Ильи Машкова и сравнивают их по колориту. (Далее показ презентации «Картины с натюрмортами») Учитель: «Составление натюрморта акт творческий. Предметы в натюрморте должны быть тематически объединены и родственны по своему практическому назначению. Предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, могут соприкасаться, составляя единое целое, а еще они должны иметь разную структуру, материал, форму.
В натюрморте должен быть композиционный центр, т. е. в группе предметов должен быть главный предмет, который по смыслу, величине и цвету выделяется и подчиняет себе остальные. Цвета в натюрморте не существуют сами по себе. Цвет каждого предмета на свету и в тени имеет свой оттенок, но родственен целому. Художник, посредством разных цветов и их оттенков, добивается единого колорита.
Учитель: «Ребята, посмотрите на картину И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды», как вы думаете, художник подбирал для своей картины фрукты и овощи по цвету и размеру, давайте вспомним, что такое композиция, что в картине, по вашему мнению, является композиционным центром?»
Дети отвечают на поставленные вопросы и показывают композиционный центр и на других картинах и на поставленном натюрморте, объясняют необходимость именно такого цвета драпировки в поставленном натюрморте, цвете фруктов, чайника, и композиции.
Учитель вешает на доску картинную раму и составляет в ее поле натюрморт, в который включены: чайник, груша, яблоко, книга, баклажан, футбольный мяч, и предлагает детям поразмышлять верно ли составлен натюрморт. (Приложение 2)
Учитель: «Ребята, посовещайтесь между собой и скажите, правильно ли составлен этот натюрморт или в нем были допущены ошибки, а потом выйдете к доске и расскажете нам о них»
Дети совещаются, потом один человек от группы выходит к доске и убирает лишние предметы баклажан, книгу, футбольный мяч.
5.Вкючение в систему знаний и повторений.
Цели: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы
Далее учитель задает вопросы для обобщения материала:
- Когда и где зародился натюрморт, как жанр искусства?
- Что необходимо учитывать при составлении натюрморта?
- Какую роль играет цвет в натюрморте?
- Вам нравятся натюрморты. Почему?
Дети дают ответы.
Учитель: «Молодцы, ребята, теперь давайте передохнем и немного подвигаемся» (Физ. минутка).
6. Этап реализации построенного проекта
Учитель: «А теперь ребята давайте попробуем изобразить этот прекрасный натюрморт в разных техниках, и посмотрим, у кого получится лучше - у скульпторов, художников, или в технике аппликация?»
Далее учащиеся приступают к практическому заданию. Учитель на доске мелом показывает последовательность рисования натюрморта, спрашивает, какие фигуры лежат в основе чайника, яблока, груши, чтобы их быстро и правильно нарисовать. Учитель показывает группе «скульпторов» последовательность изготовления чайника, так как это более сложный предмет. Потом спрашивает у детей, которые делают натюрморт в технике аппликации, какая последовательность приклеивания деталей. Дети доделывают работы и показывают друг другу и учителю, что получилось.
6. Этап самостоятельной работы и самопроверки по эталону
Все вместе делают вывод, что их работы, сделанные в разных техниках все равно похожи на поставленный натюрморт, подписывают работы и ставят на выставку.
Учитель: «Какие вы все молодцы, все сегодня хорошо потрудились. Ребята вам понравился урок?»
Дети: «Да, понравился»
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели:
-Зафиксировать новое содержание урока;
-Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности
Учитель: «Ребята, с каким жанром живописи мы сегодня познакомились?»
Дети отвечают: «С натюрмортом».
Учитель: «Вам было интересно?»
Дети: «Да»
Учитель: «Мы сейчас поиграем с вами в игру, у меня на столе лежат яблочки трех цветов, прямо как с натюрморта, если вам урок понравился, если вы довольны своей работой, положите в эту корзинку красное яблоко, если не понравился и вы недовольны своей работой – зеленое, если кто-то не до конца понял тему урока – то желтое». (Приложение 4)
Дети активно участвуют в этой игре
Учитель: «Спасибо ребята, я вижу, вам урок понравился и у вас все получилось. Дома, по желанию вы можете составить свой натюрморт из предмета посуды и фруктов или ваших любимых вещей, которые расскажут нам о вашем увлечении и сфотографируйте его».
Работы группы скульпторов
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.