Открытый урок для 5 класса
Оценка 4.7

Открытый урок для 5 класса

Оценка 4.7
Документация
docx
изобразительное искусство
5 кл
01.12.2019
Открытый урок для 5 класса
Открытый урок
План-конспект открытого урока Натюрморт 5 класс.docx

План–конспект открытого урока по предмету

«Изобразительное искусство»

Тема урока: «Натюрморт» (5 класс, 2 четверть), программа Е.А.Ермолинской, Е.С.Медведковой, Л.Г.Савенковой.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Образовательные технологии: технология развивающего, проблемного обучения; информационно-коммуникационная технология.

Цель урока: познакомить учащихся с жанром «натюрморт», основами композиции и правилами постановки натюрморта, применить данные правила на практике, развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность, развивать умение анализировать иллюстративный материал, воспитывать бережное отношение к миру предметов.

Основные термины и понятия: натюрморт, композиция, композиционный центр, постановка, правила построения натюрморта, цвет.

Планируемый результат:

личностные характеристики: сформировать уважительное отношение к культуре и искусству своей страны и мира, целостное мировоззрение, коммуникативную компетентность в общении со сверстниками, потребность в самостоятельной практической творческой деятельности, умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

метапредметные характеристики: уметь определять и формулировать цель на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроперспективной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение (регулятивные УУД), уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать партнера (коммуникативные УУД), уметь ориентироваться в своей системе  знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт,  и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД);

предметные характеристики: уметь сравнивать и  анализировать иллюстративный материал, осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием композиции натюрморта в опоре на правила построения натюрмортов, расширить знания о жанре натюрморта, об особенностях его композиционного решения, учиться составлять натюрморты;

форма работы: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа.

ресурсы: натюрморт, составленный учителем: керамический чайник, муляжи фруктов на фоне драпированной ткани.

зрительный ряд:  репродукция картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды»,  иллюстративный материал с подборкой натюрмортов разных художников.  

материалы: белая бумага, гуашь, кисточки, пластилин, скатанный в несколько шариков на каждого члена группы, дощечка, стека, трафареты чайника и фруктов, цветной картон и цветная бумага, клей, ножницы. (Приложение 3)

         Структура урока.

Организационный этап.

Деятельность учащихся: настройка на урок, самооценка готовности к

уроку. Учащиеся знакомятся с табличками на столах, определяют кто чем сегодня хотел бы заняться, проверяют наличие необходимых  школьных

принадлежностей.

Приветствие:

-Здравствуйте, ребята!

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, какое у вас сегодня настроение, хорошее?

1.Этап мотивации

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги

Учитель: Ребята, посмотрите какие таблички сегодня стоят у вас на столе?

Учащиеся: «Мы – скульпторы», «Мы – художники», «Мы делаем аппликацию»

Учитель: «Значит,  что вы будет сегодня делать?»

Учащиеся: «Лепить, рисовать, и делать аппликацию».

Учитель: «Правильно, ребята».

Учитель: «Перед вами на столе стоит чайник, рядом лежит  груша, яблоко.(Приложение 1) Все вдруг застыло. Французы сказали бы – nature morte (мертвая природа), англичане – still life (тихая жизнь). А как мы назовем эту композицию? Найдите ответ в этом стихотворении!

Если видишь на картине

Чудо-вазу на столе,

В ней стоит букет красивых

Белоснежных хризантем;

Стоит множество посуды,

И стеклянной и простой,

Может, чашка или блюдце

С золочёною каймой.

А ещё и так бывает:

Нарисована там дичь.

В завершении положим

Спелых персиков и слив.

А ещё в картине может

Нарисованным быть торт.

И поэтому картина

Назовётся……………???

(Учащиеся отвечают - Натюрморт.)

Учитель: «Правильно, поэтому тема нашего сегодняшнего урока - «Натюрморт».

          2. Этап актуализации пробного учебного действия

        Цели:

        - организовать выполнение учащимися пробного учебного действия.

        - организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

         Учитель: «Так что же такое натюрморт, если художник изобразит ветку с яблоками в саду, это будет являться натюрмортом?»

У детей появляется два мнения, но потом приходят к единому мнению, что нет, так как натюрморт это изображение неживой природы, а дерево с яблоками – живое.

Учитель: «Значит натюрморт - это жанр изобразительного искусства, в котором показывают неодушевленные предметы - цветы, фрукты, посуду, предметы быта.

          Учитель: «Ребята, как вы думаете, почему в обыденной жизни мы не обращаем особого внимания на вазу с красивыми фруктами, которая стоит у нас на столе на кухне, можем их просто с удовольствием съесть, а такие же фрукты, написанные художником, вызывают в нас чувство восхищения?»

Учащиеся говорят, что в этих картинах мы восхищаемся умением художника передать натуральность и красоту композиции.

3. Выявление места и причины затруднения

         Цели: выявить место затруднения

         Учитель: «Ребята, а как вы думаете, в натюрморте художники рисуют только фрукты, цветы и посуду? А если художник нарисует книгу, чернильницу,  перо для письма, оленьи рога, охотничье ружье и сапоги, это будет считаться натюрмортом, о чем автор картины хочет нам рассказать?»

Дети совещаются и отвечают, что это тоже будет натюрморт и художник хотел передать в своем натюрморте увлечение или занятие человека.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цели: создать мотивацию для построения проекта выхода из затруднения.

          Учитель: «Ребята, впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. В России долгое время этот жанр живописи считался легким и несерьезным. И только  спустя примерно 200 лет мода на  натюрморт пришла и в Россию. Натюрморты, написанные художниками в разные века, рассказывают нам о жизни и быте людей, об их вкусах и привычках».

Далее дети знакомятся с репродукциями картин французского художника Жана Батиста Шардена, голландских художников Вильема Класа, Виллема Класа Хеда, русских художников И.Ф.Хруцкого, Ильи Машкова и сравнивают их по колориту. (Далее показ презентации «Картины с натюрмортами») Учитель: «Составление натюрморта акт творческий. Предметы в натюрморте должны быть тематически объединены и родственны по своему практическому назначению.  Предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, могут соприкасаться, составляя единое целое, а еще они должны иметь разную структуру, материал, форму.

В натюрморте должен быть композиционный центр, т. е. в группе предметов должен быть главный предмет, который по смыслу, величине и цвету выделяется и подчиняет себе остальные. Цвета в натюрморте не существуют сами по себе. Цвет каждого предмета на свету и в тени имеет свой оттенок, но родственен целому. Художник, посредством разных цветов и их оттенков, добивается единого колорита.

Учитель: «Ребята, посмотрите на картину И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды», как вы думаете, художник подбирал для своей картины фрукты и овощи по цвету и размеру, давайте вспомним, что такое композиция,  что в картине, по вашему мнению, является композиционным центром?»

Дети отвечают на поставленные вопросы и показывают композиционный центр и на других картинах и на поставленном натюрморте, объясняют необходимость именно такого цвета драпировки в поставленном натюрморте, цвете фруктов, чайника, и композиции.

         Учитель вешает на доску картинную раму и составляет в ее поле натюрморт, в который включены: чайник, груша, яблоко, книга, баклажан, футбольный мяч, и предлагает детям поразмышлять верно ли составлен натюрморт. (Приложение 2)

         Учитель: «Ребята, посовещайтесь между собой и скажите, правильно ли составлен этот натюрморт или в нем были допущены ошибки, а потом выйдете к доске и расскажете нам о них»

        Дети совещаются, потом один человек от группы выходит к доске и убирает лишние предметы баклажан, книгу, футбольный мяч.

         

5.Вкючение в систему знаний и повторений.

 

        Цели: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы

Далее учитель задает вопросы для обобщения материала:

- Когда и где  зародился натюрморт, как жанр искусства?

- Что необходимо учитывать при составлении натюрморта?

- Какую роль играет цвет в натюрморте?

- Вам нравятся натюрморты. Почему?

Дети дают ответы.

         Учитель: «Молодцы, ребята, теперь давайте передохнем и немного подвигаемся» (Физ. минутка).

6. Этап реализации построенного проекта

Учитель: «А теперь ребята давайте попробуем изобразить этот прекрасный натюрморт в разных техниках, и посмотрим, у кого получится лучше - у скульпторов, художников, или в технике аппликация?»

Далее учащиеся приступают к практическому заданию. Учитель на доске мелом показывает последовательность рисования натюрморта, спрашивает, какие фигуры лежат в основе чайника, яблока, груши, чтобы их быстро и правильно нарисовать. Учитель показывает группе «скульпторов» последовательность изготовления чайника, так как это более сложный предмет. Потом спрашивает у детей, которые делают натюрморт в технике аппликации, какая последовательность приклеивания деталей. Дети доделывают работы и показывают друг другу и учителю, что получилось.

6. Этап самостоятельной работы и самопроверки по эталону

 Все вместе делают вывод, что их работы, сделанные в разных техниках все равно похожи на поставленный натюрморт, подписывают работы и ставят на выставку.

Учитель: «Какие вы все молодцы, все сегодня хорошо потрудились. Ребята вам понравился урок?»

Дети: «Да, понравился»

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

-Зафиксировать новое содержание урока;

-Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Учитель: «Ребята, с каким жанром живописи мы сегодня познакомились?»

Дети отвечают: «С натюрмортом».

Учитель: «Вам было интересно?»

Дети: «Да»

Учитель: «Мы сейчас поиграем с вами в игру, у меня на столе лежат яблочки трех цветов, прямо как с натюрморта, если вам урок понравился, если вы довольны своей работой, положите в эту корзинку красное яблоко, если не понравился и вы недовольны своей работой – зеленое, если кто-то  не до конца понял тему урока – то желтое». (Приложение 4)

Дети активно участвуют в этой игре

Учитель: «Спасибо ребята, я вижу, вам урок понравился и у вас все получилось. Дома, по желанию вы можете составить свой натюрморт из предмета посуды и фруктов или ваших любимых вещей, которые расскажут нам о вашем увлечении и сфотографируйте его».

 

                           Работы группы скульпторов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         

                                                               Приложение 1  

                                              

 

 

 

                                                              Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              

                                                                     Приложение 3

 

 

 

 

                                                                       Приложение 4

 

 

 

Открытый урок для 5 класса

Открытый урок для 5 класса

Открытый урок для 5 класса

Открытый урок для 5 класса

Открытый урок для 5 класса

Открытый урок для 5 класса

Открытый урок для 5 класса

Открытый урок для 5 класса

Открытый урок для 5 класса

Открытый урок для 5 класса

Открытый урок для 5 класса

Открытый урок для 5 класса

Открытый урок для 5 класса

Открытый урок для 5 класса

Открытый урок для 5 класса

Открытый урок для 5 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2019