142960 Московская область тел.\ факс 8 – 496 – 67 – 36 – 232г.о. Серебряные Пруды 8 - 496 – 67 – 36 – 166с. Узуново, мкрн Северный, д.13 |
Открытый урок-игра
«Счастливый случай»
3 А класс.
Учитель:
Блохина Зинаида Васильевна
Урок-игра «Счастливый случай» (3 класс).
Тема урока: Повторение по теме: «Состав слова».
Цель урока: закрепить знания о составе слова, развивать речь, мышление, орфографическую зоркость, логику, память, воспитывать чувство товарищества, взаимовыручку, любовь к русскому языку.
Учащиеся:
- систематизируют знания о частях слова;
- сформируют умение находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами основу (простые случаи), окончание, корень, приставку, суффикс;
- сформируют умение различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
- продолжат развивать коммуникативные навыки;
- сформируют умение применять свои знания при выполнении заданий.
ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, проектор, , раздаточный материал к уроку.
I. Организационный момент.
Давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу.
II. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня у нас необычный урок. Урок русского языка мы проведем в форме игры «Счастливый случай» А сейчас попробуйте определить тему нашей игры.
1) Какое слово - “лишнее”
Водяной, вода, водичка, подводник, водитель.
Гора, горка, горный, горевать, пригорок, горец.
Река, речной, речь, речушка ,речник.
2) Записать однокоренные слова в строчку в следующем порядке: предмет, признак предмета, действие предмета.
ОБРАЗЕЦ: белила, белый, белить.
Весна, говор, зелень, морозец, вид, разговор, зеленеет, видный, говорливый, морозит, зелёныё, видеть, морозный, весенний.
Учитель: Теперь подумайте и скажите тему урока «Состав слова».
Цель нашего урока – выявить знатоков этой темы.
Сегодня встретятся 4 команды.
За правильный ответ команда получает жетон. Итак, начнем, но сначала дадим командам название. Для этого вспомним, какие части слова вы знаете.
Назовем команды:
1-ая команда «Приставка»
2-ая команда «Суффикс»
3-я команда «Корень»
4-ая команда «Окончание»
Разминка.
1)Как большой дом превратить? (добавить суффикс – ик)
2)Как из маленького хвостика сделать большой?(отнять суффикс – ик)
3) Можно ли превратить рыбу в человека? (добавить суффикс –ак)
4) Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? (отбросить суффикс – ист)
5)Что нужно отнять у лесника, чтобы получился лес? (отнять суффикс – ник)
6)Можно ли из одного стола построить комнату? (можно, если добавить суффикс – ов и окончание – ая)
За правильный ответ команда получает жетон.
1-ый гейм:
Игра “Сделай гнездо слов”.
Играть можно и в одиночку, и друг с другом: соревноваться, у кого “гнездо” получится больше.
Правила игры:
Слова от одного корня. “живущие” в одном “гнезде”, могут принадлежать самым разным частям речи. Например: сад, садовый, посадить, садовник.
Надо собирать слова с самыми различными приставками и суффиксами.
В “гнезде” могут оказаться слова , в которых два корня (сложные слова).
Игра “Родственники”.
Участник игры раздаёт карточки. Затем показывает любое слово. Участники игры по очереди подставляют к нему родственные слова. Тот кто первым освободится от своих карточек, считается победителем.
СЛОВА ДЛЯ КАРТОЧЕК:
Вода, водный, водянистый, наводнение, водник, подводный.
Вождь, водить, провод, завод, подводить, вожжи.
Нос, переносица, носатый, долгоносик, носорог.
Несу, носитель, переносить, переносной, поднос, медоносный, носильщик.
Нож, ножевой, ножницы, ножны.
Нога, ножной, треножник, ножка, подножие, сороконожка.
Даю, передать, передач, передатчик, задачник, преподаватель.
Море, морской, моряк,
Память, запоминать, памятка, памятник, запоминание.
Кровь, кровяной, бескровный, обескровить.
Проверка осуществляется с помощью доказательства.
За правильный ответ – жетон.
2-ой гейм
Образуй от данных слов однокоренные слова, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?
а)руль –
пыль –
белый –
б) мороз –
воз –
смех –
16. Образуй от данных слов однокоренные слова, отвечающие на вопрос КАК?
а)прямой –
громкий –
тихий –
3-ий гейм
Найди родственные слова. Выпиши их. Выдели корень.
1) Нефтяники добывают нефть из нефтяной скважины.
2) Кислый вкус имеет травка кислица.
3) Рядом со страусом в загоне был страусёнок.
4) Луковый суп варят из репчатого лука.
5) Медлительный человек всё делает медленно.
6) Крепость укреплена со всех сторон.
7) Мудрец сам поступает мудро и учит мудрости других.
8) Весной все девчонки из нашего класса учатся играть в классики.
За правильный ответ команда получает жетон.
4-й гейм
Соедини слова из левого столбика с однокоренными из правого.
лес |
сад |
вода |
больной |
море |
лесной |
садовый |
водичка |
боль |
деревянный |
дерево |
моряк |
За правильный ответ команда получает жетон.
5-й гейм «Найди лишнее»
Зачеркни лишние слова.
сад |
мёд |
дом |
садик |
мёдик |
домик |
деревья |
медведь |
домашний |
садовый |
медовый |
домино |
садовник |
сладкий |
хижина |
6-й гейм «Сочинители»
Составить предложения, используя однокоренные слова. Можно изменять форму слов, добавлять предлоги.
Лиса, лисица, лисёнок, лисий
За правильный ответ команда получает жетон.
Соотнесите левую и правую части таблицы.
Для каждой буквы установите соответствующее числовое значение.
А 4
Б 1
В 3
Г 2
Д 5
IV. Подведение итогов.
Использованные материалы:
1) https://teacher.aclass.ru/
Урок 047, слайды 2,3,4
2) https://infourok.ru/urokigra-po-russkomu-yaziku-na-temu-sostav-slova-klass-1338576.html
3) https://nsportal.ru/download/#https://nsportal.ru/sites/default/files/2012/10/07/urok-igra_schastlivyy_sluchay._russkiy_yazyk_3_klass_0.doc
4) https://urok.1sept.ru/articles/648647
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.