УМК «Школа России» Осетинский язык
ФИО учителя: Тохтиева Светлана Владимировна Класс: 4 класс Дата проведения урока: 29.01.2021 Тема урока: «Что такое хорошо и что такое плохо». Грамматическая тема: «Чередующиеся согласные существительных в родительном падеже».
Тема |
«Цы у хорз æмæ цы у æвзæр?» Грамматикон темæ: «Номдæртты кæрæттæ гуырынон хауæны“. Что такое хорошо и что такое плохо. Чередующиеся согласные существительных в родительном падеже.
|
Педагогическая цель |
Создать условия для ознакомления учащихся с окончаниями имён существительных в родительном падеже, развития речи |
Тип урока |
Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) |
Знают особенности чередующихся согласных существительных в родительном падеже; пословицы о плохом и хорошем и пользе чтения; составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам; называют осетинские народные загадки. |
Личностные результаты |
Выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием иллюстраций, схем; логические – определяют выбор написания чередующихся согласных существительных в родительном падеже ; анализируют задание, определяют его цель. Коммуникативные: составляют небольшие рассказы, «удерживают» логику повествования; работают в паре при выполнении задания на соотнесение рисунка и схемы |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Чередующихся согласные существительных в родительном падеже, пословица, загадки |
Образовательные ресурсы |
1.
Презентация «Цы у
хорз æмæ цы у æвзæр?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://viki.rdf.ru/item/1677/download/ |
Сценарий урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вид и форма контроля |
|
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I. Организация начала урока. |
Фронтальная. Словесный. |
Приветствие учащихся. Дон, дон, дон!
|
Приветствуют учителя. Организуют свое |
Проявляют эмоциональную отзывчивость |
Фронтальный. |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок |
Слово учителя |
Дон, дон, дон! Джимиты К.
Слайд 2 |
рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
на слова учителя |
Наблюдение учителя |
II. Постановка учебной задачи. Вступительное слово учителя |
Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа |
– Посмотрите на сюжетную картинку. -Что делают ребята? -Кто из них прав? -А кто –нет? –Кто уже догадался, какая тема нашего урока? Вам подскажут слова. (Что такое хорошо и что такое плохо…) Слайд 2 –Иронау æй зæгъут. (Цы у хорз æмæ æвзæр?) Вы уже прочли и перевели текст. А сегодня мы побеседуем по прочитанному.
|
Рассматривают сюжетную картинку, выполняют задание учителя. -мальчик рисуетна стенах, это неправильно.. -Девочка моет посуду, это хорошо.
- Что такое хорошо и что такое плохо… |
Объясняют смысл картинки, высказывают свое мнение |
Фронтальный. Устные ответы Наблюдения |
III. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Словарная работа. |
Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, рассказ учителя |
На доске эпитеты: мæнгард, гæдылæппу, зондджын, сайæгой, хæларзæрдæ, æргом, æзæсгом, уæздан, æфсæрмыгæнаг. Сабитæ, нæ ног дзырдтæм гæсгæйæ скæнæм хатдзæг: -Переведите слова. -Объясните значение слов. -Разделите слова на две группы: хорошие,плохие Слайд 3 |
-Переведят слова. -Объясняют значение слов. -Делят слова на две группы: хорошие,плохие (зондджын, хæларзæрдæ, æргом, уæздан, æфсæрмыгæнаг. (гæдылæппу, мæнгард, сайæгой, æзæсгом,)
|
осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение; выдвижение гипотез и их обоснование; поиск необходимой информации.
|
Устные ответы, выполненные задания |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2.Вопросы,направленные на усвоение содержания текста. |
|
Читают текст, отвечаютна вопросы по содержанию.
– Цы ныв кæнынмæ хъавыд Батрадз?
– Батрадз джихæй цæмæн аззад?
– Кæмæ бацыд кърандас курынмæ? – Цæуылнæ радта Тимур кърандас?
– Цы ми бакодта уæд Батрадз? – Цæмæн афæлдæхтысты сырх-сырхид Тимуры рустæ?
|
– Батрадз хъавыд сныв кæнын уалдзæг.
– Батрадз джихæй аззад уымæн, æмæ йæм сырх кърандас нæ разынд. – Кърандас курынмæ бацыд Тимурмæ. – Тимур нæ радта кърандас, цæмæй Батрадз «2» райса. – Уæд Батрадз дыууæ кърандасы балхæдта. – Тимур æфсæрмы кодта.
|
ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, умеют осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
Устные ответы, выполненные задания |
3. Вопросы и ответы учащихся по раскрытию смысла текста (упр. № 9).
|
1. Индивидуальная. Практический. |
Сабитæ, нæ ног дзырдтæм гæсгæйæ скæнæм хатдзæг: – Цавæр лæппу у Батрадз? – Цавæр лæппу у Тимур? – Уæ зæрдæмæ дзы кæцы лæппу фæцыд? – Куыд уæм кæсы, искуы ма Тимур асайдзæн
|
-(у хæларзæрдæ, æргом, уæздан) -( Тимур у мæнгард, зондджын, сайæгой, æзæсгом) ( Мæ зæрдæмæ фæцыд Батрадз.) ? ( – Мæнмæ гæсгæ….) – Мæнмæ афтæ кæсы æмæ Тимур сайгæ нал кæндзæн. |
выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции, используют критерии для обоснования своего суждения |
Устные ответы, записи |
Физкультминут ка |
Коллективная. Практический |
Къах лæууы, лæууы, лæууы! Къах цæуы, цæуы, цæуы! Къæхтæ згьорынц, згъорынц, згъорынц! Къæхтæ кафынц, кафынц, кафынц! О мæ къæхтæ, гыццыл къæхтæ! Ох! 2.Размæ, уæлæмæ, фæйнæрдæм, бынмæ… Слайд 4 |
Выполняют движения |
Придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
4. Работа по теме «Чередующихся согласные существительных в родительном падеже» (учебник, с. 18) |
Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа, знакомство с новыми словами,работа с картинкой, рассказ |
–А мы с вами переходим к новой теме по грамматике. –Цы у ныхасы хай? Номдар? Хауæн? –Цавæр номдары хауæнта смахимæ базыдтам? –Радзурут номон хауæны тыххæй. Гуырынон ? –Бакæсут фæйнæгыл фыст дзырдтæм. Сæвæрæм цæ гуырынон хауæны. –Цавæр кæрон вæййы номдæрттæн гуырынон хауæны? Слайд 5 |
-Часть речи. -Падеж.
-Номон,гуырынон.
-Чи? Цы? -Цæй? Цæм?
–ы |
Отвечают на вопросы ,повторяют и переводят слова, Рассказывают об именительном и родительном падежах, называют вопросы этих падежей. Приводят примеры, называют окончания. Заполняют таблицу. |
Заполнение таблицы. |
IV. Закрепление знаний и способов действий. 1.Читается правило.
|
Фронтальная. Словесный. Беседа |
-На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже? -Какие окончания имеют? Слайд 6 |
Существительные в родительном падеже (гуырынон хауæны) отвечают на вопросы чей? (чья? чье?) в чем? где? кого? чего? (кæй? кæм? цæй? цём?). В родительном падеже окончания бывают -ы (если слово оканчивается на согласную букву) и -йы (если слово оканчивается на гласную букву). Например: мад − (кæй?) мады дуне − (цæй?) дунейы
|
Сравнивают падежи и написание окончаний. Наблюдают Делают выводы. |
Фронтальный. Устные ответы,
|
2. Игра «Найди пару» |
Фронтальная, индивидуальная Практический, словесный. |
- Сейчас вы возьмёте карточку с чередующимся согласным и найдёте ей пару, показав её друг другу. Нашедшие пары букв, ребята берутся за руки.
|
Учащиеся берут карточки с чередующимися буквами г-дж, к-ч, къ-чъ, становятся в круг, показывают друг другу карточки и находят себе пару по букве; берутся за руки. |
Внимательно и быстро действуют Высказывают свое мнение.
|
Работа в парах. Правильное выполнение |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
V.Работа в тетрадях. 1.Пальчиковая гимнастика |
Упражнение
для развития |
– Райсом раджы хуры уындмæ Фестæм мах сæрæн. Айтындзæм нæ къухтæ, Исæм сæ хæрдмæ. Слайд 7 |
Ученики выполняют пальчиковую гимнастику |
Внимательно |
упражнения для мелкой моторики пальцев рук |
2. Отработка правильного чередования окончаний существительных в родительном падеже. |
Индивидуальная. Практический. Письмо |
Чызг– ..., карк–…, хуынкъ–…
|
Изменяют падеж существительных с именительного на родительный |
Наблюдают за чередованием окончаний существительных в родительном падеже |
Фронтальный. Наблюдение
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Физкультминут ка для глаз |
Коллективная. Практический |
Чтобы отдохнули глаза, можно, не вставая, с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг. Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. (Слайд 8) |
Выполняют движения по тексту под руководством учителя |
Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни. |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
VI. Повторение пройденного материала Закрепление знания об одушевлённых и неодушевленных именах существительных Картинный диктант. |
Индивидуальная Практический |
–На какие вопросы отвечают одушевлённые существительные? -Неодушевленные? -Какие предметы в осетинском языке считаются одушевленными , а какие неодушевлёнными? -Пишем картинный диктант Слайд 9 |
Отвечают на вопросы. Пишут картинный диктант. Взаимопроверка. |
Делают записи: передают письменно информацию. |
Парный. Дидактическое упражнение на соотнесение рисунка и цвета, нахождение ошибки и ее исправление |
VII. Рефлексивно-оценочный |
Фронтальная. Словесный. Беседа
Слайд 10 |
– Понравился ли вам урок? Что нового узнали? Что вам понравилось на уроке? Что показалось трудным? Чему научили вас Батраз и Тимур?
– Какими красками вы бы его раскрасили? – До новых встреч! |
Отвечают на вопросы учителя |
Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке |
Фронтальный. Устные ответы |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.