Урок изобразительного искусства
1 «Б» класса
Задачи урока: знакомство детей с изделиями хохломских мастеров, обучение умению выполнять хохломские узоры, развитие навыков кистевой росписи, воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам.
Планируемые результаты: умение узнавать хохломскую роспись среди прочих декоративно-прикладных промыслов, воспитание коллективистских качеств, взаимной вежливости, аккуратности.
Предметные УУД: выявить особенности хохломской росписи, сформировать навыки составления декоративной композиции, овладеть приемами и способами хохломской росписи.
Познавательные УУД: использовать логические приемы мышления, выделять информацию из текстов, иллюстраций.
Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы, а также задавать вопросы, адекватные данной ситуации; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; слушать друг друга, быть терпимым к другим мнениям.
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; понимать цель выполняемых действий; планировать собственную учебную деятельность; корректировать выполнение своей работы согласно поставленной задаче.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Ход урока:
1. Введение в тему.
- Ребята, урок, который мы сегодня проведем, будет частью большой темы связанной с объявленным президентом годом Народного искусства и нематериального наследия народов России, нашей Родины. Ведь Родина – это не только моря и горы, города и села. Родина – это люди, их жизнь, культура и традиции. Мир, в котором мы живем, переполнен информацией, новыми технологиями. Он постоянно подгоняет нас вперед и заставляет идти, ускоряя шаг. Но декоративно-прикладное искусство возвращает нас к нашим корням, к природе, к наивным верованиям русского народа в то, что красота, созданная их руками, защитит и принесет счастье. И сегодня мы отправимся в путешествие к мастерам, создающим на протяжении уже 300 лет удивительную посуду (прошу детей закрыть глаза и не подсматривать, сама быстро надеваю русский народный сарафан и кокошник и предстаю перед ними уже «в образе»).
2. Изучение новой темы.
- Посмотрите, какая чудесная выставка оформлена сегодня в нашем классе. Я хочу еще раз поблагодарить всех, кто принимал участие в создании этой выставки. Вы видите много посуды. (для демонстрации используется настоящая посуда с хохломской росписью). А знает ли кто-нибудь, как называется эта роспись? ? (Хохлома). Хохлома, совершенно верно. Именно этот промысел и станет темой нашего сегодняшнего урока. Посуда кажется тяжелой и массивной, но если взять ее в руки, ощутишь легкость дерева. От горячей пищи посуда не меняет цвет, не теряет свой красоты.
- Посмотрите, какие цвета предпочитают художники? (ответы детей). Вы правы, цветовая гамма росписи не богата. Помимо красного, черного, золотого цвета, используется зеленый, желтый цвет. Какое у вас чувство возникает, когда вы смотрите на такую посуду? (праздничности, торжественности). Действительно, сочетание красного, черного и золотого придает изделиям такой яркий праздничный вид.
Презентация на доске
- Итак, наш сегодняшний урок посвящен Хохломе.
- Где же зародился этот народный промысел, получивший широкую известность не только в России, но и за границей? В селе Хохлома, Нижегородской области. Отсюда и название росписи.
- Современные мастера не отстают от своих предков , поэтому среди наших экспонатов мы видим как и старую расписную посуду, так и новые расписные сувениры.
- Теперь познакомимся с элементами росписи . Возьмите в руки кисти, попробуем повторить элементы орнамента в воздухе. Кисточка должна быть тонкой и ставить ее нужно вертикально к бумаге. Главный элемент узора в хохломской росписи называется «травка». «Травка» – это орнамент, выполненный отдельными, ритмично расположенными мазками. Главные элементы травки – «осочки», «травинки», «капельки», «усики», «завитки», «кустик». «Осочки» – самый простой элемент, он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз. «Травинки» – это мазки с небольшим утолщением. «Капельки» рисуют, прикладывая кисть к бумаге. «Усики» изображают непрерывной линией одинаковой толщины, закрученной в спираль. «Завитки» выполняют, как и усики, только с легким нажимом в середине элемента. «Кустик» – это наиболее сложный элемент, так как он состоит из нескольких симметрично расположенных, более простых элементов: «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков».
- Дополняют травку другие элементы: листочки, ягодки, цветы, птички. Иногда в центре помещаются основные элементы (цветок, гроздь рябины). А вокруг изгибаются, как бы вырастают веточки, травки. Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях разные ягоды. Послушайте, как они сами их называют – «земляничка», «малинка», «ежевичка», «крыжовник», «черная и красная смородинка», «рябинка». (Что вы услышали? – называют очень ласково). Иногда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды – вот тот же самый мотив заговорит по-новому. Именно это отличает вещи, сделанные своими руками, – они не бывают абсолютно одинаковыми, у каждой что-то свое, особенное.
- И в итоге у мастеров получается вот такая красота. (Демонстрация посуды)
- Итак, мы познакомились с чудесами хохломской росписи, узнали, что зародился промысел в Нижегородской области, познакомились с цветовой гаммой (красный, черный, золотой, зеленый, желтый), а так же с элементами росписи (травка, листочки, ягодки, цветы, птицы).
- Ребята, как называют человека, который хорошо умеет делать свое дело? Мастер. А у мастеров всегда были ученики. И называют их подмастерьями. Теперь вы все становитесь подмастерьями. Вы приняты на учебу в Школу юных мастеров.
3. Практическая работы (дети разделены на пары)
- Представьте, юные мои подмастерья, что вы сидите по разным «мастерским». Сначала повторим с вами вместе элементы (я на доске на листе ватмана, дети в своих альбомах).
- Молодцы! Теперь каждая отдельная «мастерская» будет украшать свою посуду. Вы должны выбрать общий для «мастерской» мотив. У каждого из вас получится своя посуда, но должно быть что-то общее. У кого-то это будет только «травка», у какой-то «мастерской» - клубничка, у другой – «смородинка». Не забудьте также, что в росписи используются определенные цвета.
Дети расписывают шаблоны посуды. Командам розданы шаблоны, вырезанные из черной бумаги – тарелка, доска, ваза, горшки разной формы.
4. Итог урока. Рефлексия.
Импровизированная выставка работ на доске.
- Понравился ли вам урок? Что нового вы узнали сегодня на уроке? В каком настроении вы пойдете домой?
Все сегодня молодцы!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.