Открытый урок. Контрольно-обобщающий урок. Процессы жизнедеятельности растений
Оценка 4.9

Открытый урок. Контрольно-обобщающий урок. Процессы жизнедеятельности растений

Оценка 4.9
Контроль знаний +1
docx
биология
6 кл—7 кл
04.11.2022
Открытый урок. Контрольно-обобщающий урок. Процессы жизнедеятельности растений
Открытый урок в 6 классе. Игровая форма. Разные методы и приемы для определения уровня знаний по теме жизнедеятельность растений
К-об Осн процессы растений 2.docx

Обобщающий урок по теме     «Основные процессы жизнедеятельности растений». 6 класс.  

Цель урока: обобщить знания и определить уровень подготовленности учащихся по теме.

Задачи:               1.Обобщить знания  в виде игры- ярмарка.

                2. Продолжать развитие мышления, внимания, памяти.

               3. Воспитание взаимопомощи и коллективизма.

Оборудование: Фасоль, банки с номерами ряда, растения, натуральные продукты-растения( лук, яблоко, капуста, картофель, семена подсолнечника или другие), микроскопы, микропрепараты, листы, фломастеры, проектор, экран, компьютер.

Введение.   Здравствуйте, ребята, уважаемые гости!

Сегодня на уроке мы должны повторить, закрепить и оценить знания по теме.

       Начинаю с необычного вопроса. Что такое ярмарка? По толковому словарю С.Ожегова слово «ярмарка» означает « ... большой торг, обычно с увеселениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно и, тоже время».

- Сегодня и у нас будут развлечения. Но самое главное на ярмарке – это торг и товар. Я – покупатель, а вы – купцы. Ваш товар – знания, и всем хочется, чтобы товар оказался добротным, не залежавшимся. Совершая торг, я, возможно, куплю ваши знания. Продав свой товар, вы станете очень самостоятельными людьми, и у вас появиться капитал, который обычно сохраняют в самом надежном месте – банке. Поэтому у нас тоже будут свои ярмарочные банки.

( Раздается стеклянные банки с написанными на них номерами рядов – I,II,III).

- В качестве валюты -– фасоль. За правильный ответ в банку кладется капитал-фасоль

 Каждая ярмарка славится своими торговыми рядами.

- Итак, начинаем торги !

 1 торг.  Натурпродукт.  На столе лежат растения – продукты. Точное ли описание дал продавец?

-Луковица- видоизменный корень, имеет стержневую корневую систему. Помогает при лечении простудных заболеваний.—нет (видоизмененный побег, мочков.корн. система)

-Яблоко---это плод,  генеративный орган, содержит железо и витамин С--да

-Капуста—это видоизменная почка, развивается благодаря фотосинтезу. Полезная для пищеварения человека.—да

-Картофель—это видоизменный  корень, накапливает питательные вещества-глюкоза.

Используется в 1-х, 2-х и 3-х блюдах русской кухни--нет( видоизмененный побег, запасное-крахмал)

-Семена—генеративные органы, результат опыления и   оплодотворения  в цветке. Многие семена содержат масла.—да

Индивидуальные задания. Определить какие понятия относятся к процессам жизнедеятельности растения.  Зачеркнуть ненужные слова. Индивид. задания на доске. (для ОВЗ)

   Цветок                                           Цветение

   Дыхание                                        Устьица

  Корень                                            Всасывание

 Фотосинтез                                    Лист

Семя и плод                                      Оплодотворение                 

2 торг.    Служба контроля. Проверяем качество товара.

1. Сосуды и ситовидные трубки относятся к проводящей ткани. (Да.)

2. Лист – это орган воздушного питания (Да)

3. Передвижение органических веществ в растении  происходит по  сосудам древесины (Нет. По ситовидным трубкам)

 4. Устьице  состоит из одной клетки с  отверстием внутри, (Нет. Устьице  состоит из двух замыкающих клеток)

 5.  При слиянии гамет образуется зигота.( да)

 6. Мужские цветы – это цветки, которые имеют  только пестики  (Нет. Имеют только тычинки).

 7. Плод развивается из завязи пестика. (Да) 

 8. У цветков ветроопыляемых растений нет нектарников. (Да)

9. Укороченный стебель у луковицы называется столоном (Нет, донцем)

10. Поступление воды и минеральных веществ в корень происходит  в зоне всасывания (Да)

Для вас работали и готовили опыты с растениями ребята из класса.

Закладка опытов была 11 февраля. Пробирки  с растениями на столе.

1 опыт: 2 растения, одно в шкафу простояло 3 дня, другое на окне.

1 цель: выяснить значение света для растения.

 На свету листья зеленые.  В темноте пожелтели, нет хлорофилла.

Значит фотосинтез затормозился в этих листьях.

2 опыт: 2 пробирки с водой и одинаковыми растениями: 1- с полным побегом, 2- со стеблем , без листьев , 3 пробирка( контрольная) - с водой такого же уровня, как было налито в 1 и 2 пробирки в первый день опыта. Какие органы растения активнее участвуют в испарении воды?

Побег, где есть листья и стебель – вода испарилась быстрей.

3.  Какая сторона листа имеет больше устьиц у растений в лесу?

На нижней стороны их больше. Устьица участвуют в газообмене и испарении воды.

Проверяем индивидуальные задания.

  3 торг.    Распечатывается письмо, присланное знаменитым выдумщиком бароном Мюнхгаузеном, - «Советы огородникам», читает его.

Дайте ответ барону.

А. В яркий солнечный день обильно опрыскивайте листья растений – это их освежает. (вредный)

Б. Никогда не рыхлите почву – это способствует повреждению корней. (вредный совет)

В. Для закалки рассады особенно полезно использовать холодную воду.

Г. Уничтожайте дождевых червей, обитающих в почве, они подгрызают корни растений. ( вредный)

4 торг     Товары для дома.   Определим тонкости товара.- индивид задания.

Микроскопы на 1 парте каждого ряда, настроить. Просмотреть микропрепараты

и зарисовать на готовых листах клетки, которые вы увидите. ( кожица листа )

Указать в каком процессе они участвуют.

5 торг. Купеческий торг. Продавцы предлагают товары для дома. Накапливаем валюту в банках!  Товаром будут комнатные растения, которые вы принесли. Объясните покупателю как называется ваше растение и каким способом его можно размножить.

Богатые продавцы – это купцы, они приготовили сообщения.

Это всем известные  смородина и герань, которые выращивает каждая хозяйка

Смородина – уход за ростом и развитием растения.  Кочеврягина А.

Герань—комнатное растение, его значение для человека.  Шадрина Е.

  Спасибо, ваша работа оценивается дорого- 5.

    6 торг. Вещественные доказательства.

Объясните связь  этих  веществ  с физиологическими процессами растений.

  Глюкоза                        -Фотосинтез-( образуется из неорг. веществ на свету.)

 Углекислый газ            Фотосинтез-( поглощается.) Дыхание –(выделяется).

Вода-                               Корневое питание-( всасывается.) Фотосинтез- обр. огран. вещества

                                         испарение

Кислород                      Фотосинтез –(выделяется, ) Дыхание-( поглощается)

Крахмал-                       Накопление веществ (Образуется из глюкозы, откладывается на              запас питатели опыты с растельных веществ.)

 Минеральные соли   Корневое питание, (с водой всасываются и используются при росте) ниями.зарисовать на заготовках

7 торг. Заключительное слово. Закончи фразу

1.Основной вегетативный орган, способный к фотосинтезу- это…. (лист)

 2. Генеративный орган растения –это….(цветок или плоды, семена)

 3. Защитное образование на верхушке корня –это…(чехлик)

 4. Процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика называется….(опылением)

 5. Место прикрепления листа к стеблю -…(узел)

 6. В листьях растения происходят процессы: испарения, фотосинтеза и….. (дыхание)

 7. Известны два вида корневых систем стержневая и…. (мочковатая)

 8. Процесс слияния гамет называется…. (оплодотворением)

 9. Различают перекрёстное опыление и …… (самоопыление)

 10. В корнях различают образовательную зону, зону роста, всасывающую и ……. (проводящую).

 11. Растения, у которых мужские и женские цветки находятся на одном и том же растении называются …… (однодомными).

 12. По состоянию околоплодника плоды делятся на сочные и….. (сухие)

 13. Расположение листьев на стебле супротивное, мутовчатое и …… (очередное)

 14. У двудольных растений, например, фасоли питательные вещества находятся в ….. (семядоли)

 15. У однодольных растений, например пшеницы, питательные вещества находятся в ….. (эндосперме)

 16. Почки бывают вегетативными и …. (генеративными)

 17. Угол между листом и расположенным над ним междоузлием называется ….. листа (пазухой)

 18. В состав листа входят ткани: покровная, проводящая, губчатая и…. (столбчатая)

 19. Плод пшеницы называется ….. (зерновкой)

 20. Под чехликом корня находится зона….. (деления)

Почемучка

1. Почему лист считается «зеленой химической лабораторией»?

2. Почему устьице можно образно назвать «форточкой» зеленого листа?

3. Почему у растений встречаются видоизменения практически всех органов?

4. Почему у бегонии – крупные листья, у кактуса – колючки, у гороха – усики, у росянки листья выделяют клейкую жидкость?

 4.  Итоги торга ( урока).

Подсчитываются совершенные за время ярмарки вклады в банки. Так определяются наиболее ловкие, удачливые купцы, ставшие благодаря своему товару – знаниям – состоятельными людьми.

Оценки за урок.

1 место - все члены команды получают «5».;

2 место – 50% «5», 50%-4 (совещанием); ребята решают сами, кто из них на уроке был наиболее находчивым, заметным.

3 место – всем «4».   

Дополнительно:  5-за сообщения, опыты и индивидуальные задания

 Интересное…

 В 30-х годах в Грузии было высажено большое количество эвкалиптовых деревьев для уничтожения Колхидских болот – крупного очага распространения малярии.

Благодаря каким свойствам эвкалиптов стало возможно оздоровление этой местности.

Дополнение: Самое большое количество испаряемой воды отмечено у листьев эвкалипта. В течении года одно растение способно транспортировать через устьица листьев до 14 тонн воды.

 Показ презентации:  Растения-хищники. Питание по другому….

2.Домашнее задание. Составить сводную таблицу

процесс

Органы

Клетки

Значение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

процесс

Органы

Клетки

Значение

 

Корневое питание

Корни

Корневые волоски

Всасывание воды с минеральными веществами

 

Фотосинтез

( Воздушное питание)

Лист

Клетки с хлорофиллом

Образование органических веществ и выделение кислорода

 

Дыхание

 ( газообмен)

все

Все живые клетки

Обеспечение энергией всех клеток

 

Испарение

( транспирация)

лист

устьица

Удаление воды  с ненужными веществами, способствует корневому  давлению.

 

Опыление

цветок

Пыльца

( мужские)

Перенос пыльцы на пестик

 

Оплодотворение

(двойное)

цветок

2 спермия

Яйцеклетка и центральная двуядерная

Образование зиготы, зародыша, размножение

 

Вегетативное размножение

Вегетативные органы

Клетки вегетативных органов

Воспроизведение точно таких же растений

 

Рост

все

Все

Увеличение размеров и массы растения

 

Развитие

все

Все живые

Изменение качественных признаков растений

 

 


 

Обобщающий урок по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений»

Обобщающий урок по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений»

Капуста—это видоизменная почка, развивается благодаря фотосинтезу

Капуста—это видоизменная почка, развивается благодаря фотосинтезу

Закладка опытов была 11 февраля

Закладка опытов была 11 февраля

Смородина – уход за ростом и развитием растения

Смородина – уход за ростом и развитием растения

У двудольных растений, например, фасоли питательные вещества находятся в …

У двудольных растений, например, фасоли питательные вещества находятся в …

Домашнее задание. Составить сводную таблицу процесс

Домашнее задание. Составить сводную таблицу процесс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2022