Открытый урок "Лекарственные растения" 6 класс
Оценка 4.7

Открытый урок "Лекарственные растения" 6 класс

Оценка 4.7
docx
21.02.2022
Открытый урок "Лекарственные растения" 6 класс
лекарственные растения.docx

Тема. «Лекарственные растения»

Цель: формирование представления о лекарственных растениях, их значении в жизни человека.

Задачи:

1.     познакомить с некоторыми видами лекарственных растений, правилами их сбора, учить распознавать лекарственные растения;

2.     способствовать развитию речи, кругозора, познавательного интереса, творческих способностей учащихся, наблюдательности, вниманию, памяти;

3.     создать условия для воспитания бережного отношения к природе родного края, умения работать в паре, уважать мнение товарищей.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Оборудование: учебник, тетради на печатной основе, карточки для работы в паре, картинки лекарственных растений, цветочки для самооценки.

Ход урока

I.Организационный момент.

Сегодня на уроке у нас гости.

Вы рады гостям ?

Повернитесь, гостям улыбнитесь.

И, пожалуйста, садитесь.

Интересный урок сегодня у нас,

К нему готовился каждый из вас.

II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

а) Вступительная беседа.

Вспомним, о чем вели разговор на прошлом уроке.

Отгадайте загадку.

Дышит, растёт, а ходить не может…….летом зелёное, осенью жёлтое…..бывает на зиму пропадает ……. а бывает стоит голое, что ЭТО?

На доске слово : РАСТЕНИЯ

Человек тесно связан с растительным миром. Некоторые растения выращивает сам, а есть и такие , которые произрастают без его участия. Поэтому мы можем сказать, что все растения делятся на 2 группы. Какие? (напомните мне, пожалуйста).

Растения.

Культурные. Дикорастущие.

С какой группой растений вы работали дома?(Дикорастущие)

б) Проверка домашнего задания.

Подчеркните названия дикорастущих кустарников.

Боярышник, калина, лещина, подорожник, бузина красная, крушина, мать-и-мачеха, можжевельник.

- Названия, каких растений у вас остались не подчеркнутыми?

(подорожник, мать-и-мачеха)

- Какие это растения? Что вы можете о них рассказать?

( Оцените свою работу на цветочке. Закрасьте 1 лепесток цветочка в нужный цвет.

Зеленый – усвоил материал.

Синий – были затруднения.

Красный – нужна помощь в усвоении материала.)

- Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня будет?

в) Постановка темы и цели урока.

- В течение урока мы будем говорить о лекарственных растениях.

Исходя из темы нашего урока , что мы должны будем узнать:

Узнать…

Научиться…

Применять…

III. Этап усвоения новых знаний.

а) Подготовительная беседа.

Послушаем стихотворение о лекарственных растениях.

Здесь, в зарослях лесных,

Где всё для сердца мило,

Где так легко и сладостно дышать,

Есть в травах и цветах

Целительная сила

Для всех умеющих

Их тайну разгадать.

Лекарственные растения были известны человеку с давних времен. Люди обращали внимание на то, что животные с жадностью поедали некоторые растения. И человек постепенно начал собирать эти травы и сушить. Занимаясь сбором плодов ,кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавиться от страданий, которые причиняли ему различные болезни. Люди передавали сведения о таких растениях из поколения в поколение, сочиняли про них легенды и мифы.

Физкультминутка.

Вместе по лесу идем. Не спешим. Не отстаем.

Вот выходим мы на луг (ходьба на месте)

Тысяча цветов вокруг! ( протягиваем руки в стороны)

Вот ромашка, василек,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковер

И направо и налево ( повороты в стороны).

К небу руки протянули,

Позвоночник растянули. (потягивание - руки вверх)

Отдохнуть едва успели, Поработать захотели.

С какими цветами мы встретились в лесу?

б) Работа с учебником.

А теперь поближе познакомимся с лекарственными растениями Беларуси.

1. Загадка.

- Тонкий стебель у дорожки , на конце его серёжки.

На земле лежат листки – маленькие лопушки.

Нам он – как хороший друг, лечит ранки ног и рук.

Подорожник.

Прочитаем из учебника, чем же полезен подорожник

2. Мать-и-мачеха.

Легенда

Одна злая женщина задумала погубить падчерицу, потому что не хотела, чтобы муж ходил встречаться с ней и своей бывшей женой. Заманила она ее к обрыву и столкнула с него. Тем времeнем мать, обнаружив пропажу девочки, бросилась ее искать, но опоздала: девочка уже не дышала. Бросилась мать на мачеху и, сцепившись, полетели они на дно оврага. А на следующий день покрыло склоны его растение, листья которого с одной стороны были мягкие, а с другой стороны жесткие, и возвышались над ними маленькие желтые цветки, напоминавшие светлые волосы девочки.

Зачитаем из учебника, что говорится о мате-и-мачехе.

3. Тысячелистник.

Расправит свой ажурный листик

Король всех трав... (тысячелистник)

Как вы думаете , почему это растение получило такое название?

Кто зачитает, какую пользу приносит тысячелистник?

4. Зверобой.

Зверобой является одним из самых популярных растений в народной медицине. Эта многолетняя трава в изобилии произрастает на светлых лесных полянах и открытых лугах.

Название этого растения очень грозное, но не совсем верное. Зверобой не убивает съевших его домашних животных, а лишь вызывает зуд: животные чешутся, на коже появляются трещины и язвы. Лечение несложное: достаточно поместить заболевших на несколько дней в тёмный сарай.

Зато по-настоящему губительно зверобой действует на вредные микробы. Поэтому из него приготовляют лекарства. В старину растение называли травой от 99 недугов.

Что говорится о зверобое в учебнике?

5. Ромашка лекарственная.

Называют её белой,

полевой, лечебной,

От болезней и простуд

силою волшебной.

Знает лечащий цветок

Даже Чебурашка,

Ведь приносит пользу всем..

Белая...(ромашка!)

Учебник с.52

6. Медуница.

Ученик. Еле-еле, тяжело

Лось просунул рог в дупло.

Лось. – Наступил на кочку я,

А под ней жила змея.

Так ужалила гадюка…

Дятел. – Это, Лось, тебе наука –

Где бы ты ни шёл,

В пути всюду под ноги гляди.

А сейчас давай лечиться:

Тут поможет медуница.

О каком лекарственном растении вы узнали из инсценировки?

- С какими лекарственными растениями вы познакомились?

- Что о них узнали?

Физкультминутка для глаз.

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.(Закрывают оба глаза,)

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. ( Продолжают стоять с закрытыми глазами.)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим. ( Открывают глаза, взглядом рисуют мост.)

Нарисуем букву о, получается легко (Глазами рисуют букву о.)

Вверх поднимем, глянем вниз, ( Глаза поднимают вверх, опускают вниз.)

Вправо, влево повернем, (Глаза смотрят вправо-влево.)

Заниматься вновь начнем.

IV. Этап закрепления новых знаний.

а)Самостоятельная работа в тетради. Взаимооценка.

 

б) Правила сбора лекарственных растений.

Сегодня известно около 12 тысяч лекарственных растений. Но не каждое растение полезно. В природе много и ядовитых растений. Собирать можно только те растения, которые вам хорошо известны. Иначе можно нанести непоправимый вред своему здоровью. А теперь давайте послушаем, как правильно собирать растения.

Советы сборщика лекарственных растений.

1.     Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

2.     Собирать растения должен знающий человек. Он должен различать лекарственные растения и знать, что у этого растения надо взять: лист, корень или цветки.

3.     Нельзя собирать лекарственные растения около шоссе, дороги, трассы, потому что в цветах и листьях растений накапливаются вредные вещества.

4.     Собирают лекарственные растения тогда, когда они обладают наиболее целебной силой. Например, валериана – в апреле и сентябре, мать-и-мачеха – лишь в мае, подорожник – в середине августа.

5.     Не нужно брать растения, занесённые в Красную книгу.

в) Работа в паре.

 

1.СОБИРАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ДОЛЖЕН

 

НАДО БРАТЬ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО НУЖНО

 

2.ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

 

ОКОЛО ШОССЕ, ДОРОГИ, ТРАССЫ

 

3. НЕЛЬЗЯ СОБИРАТЬ

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

 

ЗНАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК. ОН ДОЛЖЕН РАЗЛИЧАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И ЗНАТЬ, ЧТО У ЭТОГО РАСТЕНИЯ НАДО ВЗЯТЬ: ЛИСТ, КОРЕНЬ ИЛИ СОЦВЕТИЕ.

 

4. СОБИРАЮТ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ТОГДА,

 

РАСТЕНИЯ, ЗАНЕСЁННЫЕ В КРАСНУЮ КНИГУ.

 

5. НЕ НУЖНО БРАТЬ

 

КОГДА ОНИ ОБЛАДАЮТ ЦЕЛЕБНОЙ СИЛОЙ

Ребята, вы прослушали правила сбора лекарственных растений. И теперь, работая в паре, должны составить сами правила сбора растений, соединяя слова с одного столбиками со словами с другого.

Самооценка.

- Ребята, важны ли эти правила?

Почему их надо знать?

Расскажите ли вы дома их своим родителям?

V. Этап информации учащихся о домашнем задании.

С.51-53, читать и отвечать на вопросы.

Подготовить небольшое сообщение о лекарственном растении, о котором мы не говорили на нашем уроке.

VI. Итог урока. Рефлексия.

Что было самым интересным?

Что полезного для себя вы узнали на уроке?

Пригодятся ли вам полученные знания на уроке в дальнейшем?

Покажите ваши цветочки, я хочу увидеть, как вы оценили свою работу на уроке. Молодцы!!!


 

Тема. «Лекарственные растения»

Тема. «Лекарственные растения»

Оцените свою работу на цветочке

Оцените свою работу на цветочке

На земле лежат листки – маленькие лопушки

На земле лежат листки – маленькие лопушки

Лось. – Наступил на кочку я,

Лось. – Наступил на кочку я,

СОБИРАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

СОБИРАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2022