Открытый урок
Литературного чтения
Тема урока «С.Т. Аксаков
«Аленький цветочек»
Учитель:Абусаидова Э.В.
Урок литературного чтения по теме С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Технологическая карта урока.
Предмет: литературное чтение.
Класс: 4 Г
Программа: УМК "Школа России"
Тема урока: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»
Цели урока:
· продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»;
· отрабатывать навыки правильного осознанного чтения;
· давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой;
· обогащать словарный запас детей;
· закреплять умения работать над деформированным текстом;
·
Задачи педагога:
· Формировать новые способы действий.
· Развивать умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения.
· Развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, речь, коммуникативные общеучебные умения при работе в группах.
· Устанавливать связь с жизненным опытом ребёнка, способствовать развитию интереса в познании самого себя.
· Обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире.
Планируемый результат(предметные):
Знать:
· понятие «литературная сказка»
Уметь:
· определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя оценивать свою работу на уроке;
· анализировать художественный текст, выделять основную мысль;
· осмысливать правила взаимодействия в паре и группе;
проявлять интерес к чтению и изучении творчества С.Т. Аксакова
Личностные УУД:
· проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
УУД (метапредметные):
Регулятивные УУД:
· определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя
· вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Познавательные УУД:
· использовать различные способы обработки, анализа и представления информации
· строить монологическую речь в устной форме
Коммуникативные УУД:
· слушать и понимать речь других
· совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Форма урока: Урок - размышление
Учитель: Абусаидова Э.В.
Техническое оснащение урока:
· Компьютер, проекционный экран.
· Портрет писателя Аксакова;
· Карточки с заданиями, шаблоны цветов, зеркало, венец, аленький цветочек, шкатулка
· "Толковый словарь" С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.
Учебно-методическое обеспечение: учебник «литературное чтение» 4кл. 1 часть.
Методы, применяемые на уроке:
· Словесные (рассказ, беседа, объяснение)
· Наглядный (презентация учителя, наблюдения обучающихся)
· Проблемно- диалогическая технология
· Исследование
Формы организации работы на уроке:
· Парная
· Групповая
· Индивидуальная
Ход урока:
1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
Прозвенел звонок,
Начинается урок!
Если
только улыбнуться.
То начнутся чудеса –
От улыбок прояснятся
И глаза и небеса
Ну- ка взрослые и дети
Улыбнитесь, поскорей,
Чтобы стало на планете
И светлей и теплей!(слайд № 1)
Речевая разминка. (Слайд2)
«Кашу кушай, а сказку слушай, умом-разумом смекай, да на ус мотай.»
-Назовите знакомые части речи (Существительные, глаголы союзы, предлоги.)
-Прочитайте пословицу, выделяя голосом глаголы,
-Прочитайте, выделяя голосом существительные.
-Прочитайте быстро.
- Прочитайте выразительно.
-Как понимаете пословицу? (Сказки читать полезно. В них много поучений.)
2.Актуализация знаний учащихся. Сообщение темы, постановка целей урока. Маршрутный лист.
- Дорогие ребята! Сегодня мы окунемся с вами в чудесный, волшебный мир сказки. В этот мир мы попадаем тогда, когда открываем книгу со сказками. Сказка хороша тем, что в ней всегда побеждают добро и справедливость. Поэтому так всегда хочется возвращаться к сказке вновь и вновь.
-На урок я пришла не с пустыми руками.
- У меня сюрприз! (венец, зеркало)
- Какие вопросы вы можете задать друг другу видя эти вещи?
- Почему так решили? (Все эти предметы вы встретили в сказке) Слайд-3
Проверка домашнего задания.
- Какое известное изречение А.С. Пушкина мы знаем? (Сказка –ложь…) –Слайд-4
- Сегодня на уроке должны решить проблему: «Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”» (слайд № 5)
- Но чтобы решить проблему, мы должны вспомнить содержание сказки. (индивидуальная работа –тест)
Вопросы: (тест -у каждого учащегося)
1. Кто написал сказку «Аленький цветочек»?
2. Сколько дочерей было у купца?
3. На какой палец должен был надеть перстень купец?
4. Сколько дней должен был пробыть купец дома?
5. Какая дочь отправилась к «зверю лесному»?
6. Чем закончилась сказка? (Проверка- по образцу. Слайд 6)
- Молодцы, вы очень внимательно читали. Я думаю, что вы тоже справитесь со следующим заданием. У вас на столе лежат задания. Это задание выполняем в парах.
3. Работа в парах.
-Нужно восстановить порядок событий в сказке. Прочитайте карточку и пронумеруйте порядок. Что идет первым? И т.д.
· Нашел купец подарки для старших сестер. – И-3
· Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки. – П-2
· Жил купец и было у него три дочери. – Э-1
· Младшая дочь у зверя лесного-Е-5
· Скучает Настенька по батюшке и сестрам. –Т-6
· Купец встретился со зверем лесным- Т- 4
· Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо -7
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
Проверка по образцу. (слайд № 7)
- Поднимите руку, кто выполнил так, как я?
Приведите примеры из текста, оцените свою работу.
- Молодцы.
4. Физминутка (слайд № 8)
5. Работа в группах.
- Давайте вернемся к нашему вопросу (теме) (слайд № 9)
Я думаю, теперь мы можем приступить к решению этой проблемы. Я предлагаю поработать в группе. Каждая группа, выполняя задания, сделает вывод: Какой урок мудрости преподносит автор, но у каждой группы он будет свой.
-Повторим правила работы в группе! (слайд № 10)
1. Распределите роли в группе.
2. Внимательно прочитайте задание.
3. При обсуждении задания выслушивайте мнение каждого.
4. Не перебивай говорящего.
1 группа. Задание:
1. Назовите главную черту характера купца. Подтвердите отрывками из текста.
2. Выберите пословицы о честности.
2 группа. Задание:
1. Чтение по ролям
(С. 203) Начиная со слов «Заутра позвал к себе купец…. До слов с.204 …. Обнял он свою меньшую дочь, любимую…»
2. Легко ли младшей дочери было сделать такой выбор? О какой черте характера это говорит?
3 группа. Задание:
1. Найдите описание зверя лесного, когда его увидела в первый раз девушка
2. Какими положительными качествами обладало чудище, что девушка его перестала бояться?
4 группа. Задание:
1.Собрать картинку и найти к какому эпизоду относится эта иллюстрация. (прочитайте)
2. Как вы считаете, какая пословица подходит к этому эпизоду сказки? Почему?
(Любовь не знает мести, а дружба лести. Любовь все побеждает! Скромность всякому к лицу.)
6. Выступление групп (составляем кластер на доске)
1 группа (на доске запись - честность)
- А мог бы купец не вернуться к зверю лесному?
2 группа (на доске запись - самопожертвование). Работа с Толковым словарем.
- А вы могли бы так поступить?
3 группа (на доске запись - доброта)
- Некрасивый внешне человек может быть красив душой, и он будет настоящим другом, с которым будет счастлив.
4 группа (на доске запись – любовь)
7. Подведение итогов.
- Хорошо поработали в группах
- Давайте вспомним проблему
- Сможем ли мы её решить, используя те слова и выражения, которые выяснили в ходе работы?
На доске запись
Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”
Честность
Самопожертвование
Доброта
Любовь
9. Рефлексия. Итог урока.
- Проблему мы решили, и урок подходит к концу.
Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке?
Что лично для себя вы взяли из мудрой сказки?
- Прочитайте пословицы. Какая из них отражает сказку? (Ответы детей)
У вас на партах аленькие цветочки, на лепестках напишите, чему вас научила сказка.
- Прикрепите свои цветочки на доску.
- Ой, какие красивые аленькие цветочки получились, да еще и мудрый!
(Читаю надписи)
Аленький цветочек – символ настоящей любви. Любовь, доброта и сострадание - самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.
Я желаю, чтобы вы выросли добрыми честными людьми, ради своих близких готовых на все.
Домашнее задание: пересказ понравившегося отрывка.
Заполнение маршрутного листа. (самооценка)
Выставление оценок. Спасибо за работу на уроке!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.