Открытый урок математики в 1 классе "Римские цифры и числа"

  • docx
  • 24.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок математики Римские цифры и числа..docx

Урок математики в 1 классе.

Тема:  Числа и цифры. Римские цифры.

Цель: Углубление знаний о нумерации чисел, практическое применение новых знаний.

Задачи  урока:

1.     Систематизировать и обобщить знания детей о цифрах и числах.

2.     Познакомить учащихся с некоторыми историческими сведениями о различных системах нумерации; с римскими цифрами и их написанием.

3.     Закрепление навыков счета в пределах 10.

4.     Развитие математических способностей, внимания.

5.     Воспитание интереса к предмету.

Оборудование:

Изобразительный ряд: цветы с вопросами, римские цифры.

Раздаточный материал для работы в парах: таблица - состав чисел, геометрические фигуры.

Индивидуальные числовые карточки.

Персональный компьютер с мультемедийным  проектором.

Презентация «Путешествие в Волшебный город».

Музыкальное сопровождение: Песня «Вместе весело шагать», «Облака».

 

Ход урока.

       I.            Огрмомент.

- Прозвенел уже звонок.  Начинается урок.

Куда мы с вами попадем, узнаете вы скоро.

В стране далекой мы найдем  помощников веселых.

Слайд 1

- Сегодня  мы продолжим путешествие по  стране Математике, побываем   в     Волшебном  городе. 

Слайд 2                                                                                                                  

- Попасть в  этот город поможет числовая дорожка.

     II.            Минутка чистописания.

   

    1      2    3     4            6      7    8     9     10

- Что заметили?  Какое число потерялось?                                      (число 5)

-Чтобы вернулось  число на место, напишем  цифру 5 в тетради в таком порядке:    5  55  555  5555  55555  555555 …                           -на доске

Слайд 2-б, в, г, д, е, ж, з, и, к (по щелчку)

  III.            Устный счет.

1.     Работа по числовому отрезку. Фронтальная работа с карточками.

А)  Математический диктант.

- Покажите соседей этого числа.         (4 и 6)                                                                                  - Какое число предшествует числу  5?    (4)                                                                                        - Какое последующее число  5.        (6)                                                                                        - Какое число больше  5 на 2.             (7)                                                                                                                    - 5 уменьшить на 3.              (2)                                                                                                                              - 5 да еще 5.                           (10)                                                                                                       

   Б). Обобщение учителя по работе с карточками:                                                                                                                                        

- Молодцы! Можно всем поставить за эту работу отметку «5»!

- Дружно шагаем по  числовой дорожке!

  По дорожке мы идем дружно песенку поем….

(Шагают  на месте,  поют  песню «Вместе весело шагать»)

Слайд 3

2.     Решение примеров.  (Работа в парах)

Вот и город впереди. Но как в него войти?

Преграда на пути стоит - на двери замок висит.

Чтобы ключ к замку отыскать, надо слово расшифровать.

-Чем интересны выражения на преграде?                   (на вычитание)                           - Как только расшифруете слово, двери в город будут открыты, а для этого вместе с товарищем по парте найдите значения выражений  и расставьте ответы  в порядке возрастания:

А). Самостоятельная работа в парах.

Х    9 С  3 Е   7 У    1 П    5
 

 


(4-3= 1 - У        10-1=9 - Х       9-2=7– Е       5-2= 3 – С       7-2=5 – П )  

Б). Проверка работы.              Слайд      3- а, б     ( по щелчку)

-Какое слово зашифровано?                                                    (УСПЕХ)  

Слайд 4     Учитель:  - Успех – удача в достижении чего – либо.   Желаю вам успеха на уроке!        (Дети аплодируют, дарят улыбку друг другу)

3.     Повторение состава чисел  7, 8, 9.  (Самостоятельная работа)

Слайд 5    -Первые жители Волшебного города встречают нас в своих домах.

А). Самостоятельная работа с таблицами ( 1 минута)

      7
     8 

       9 
     8 

     8
     8 

 – Поздоровайтесь с жителями домов. – Узнайте,  какие числа в пустых окнах?     

 

 

 


4

 

 

4

 

3

 

3

 

3

 

 

2

 

2

 

2

1

 

1

 

1

 

0

 

 

 Слайд 5 – (а  - к)

Б) Проверка работы

- Проверяем при помощи карточек.  - Молодцы!

  Вывод: - Кто живет в домиках?        (числа)    * Оцените свою работу кружком.                                                                                                                                                                        Слайд 6

4.     Загадки  про цифры.

- В  Волшебном городе   жители - числа и цифры  тоже волшебные.

 - В первом домике живут цифры – акробаты.

 А)       -  Отгадайте – ка, ребятки,  что за цифра акробатка?

              Если на голову встанет, ровно на три больше станет.                (6)

 Б)       - Какие цифры при переворачивании не меняются?                 (0,8)

Слайд 7

5.     Работа с «числами – хитрецами»

А).  Отгадывание ребусов.

В домике рядом поселились числа- хитрецы, любят прятаться они.

-Отгадайте,  в каких словах спрятались числа?  ( Р 1 А  - родина, 7 Я  - семья

Слайд 8          

Б)  Решение задач в стихах.

- Прячутся числа  в задачах. Послушайте задачу  и покажите ответ.

В домике своем 3 веселых числа жили, не о чем не тужили.

К ним в гости еще  2 числа приходили,  с ними они давно уж дружили… 

Один из гостей вдруг ушел по делам. Сколько чисел осталось там? 3+2–1= 4

Слайд 9        В)  Задание на внимание.         Работа с картинкой Феи.

- Не может за числами – хитрецами уследить  сама Фея Математика.

Слайд 10

- Даже  в бусинках  Феи  прячутся  числа. Какое число в последней бусинке?

 10-3-2+4+1+0-1=7

Вывод: - Кем правит Фея?            (Цифры и числа)

Слайд 10- по щелчку   - У Феи есть одна старинная книга. Давайте заглянем в нее.

- Рассмотрите рисунки книги. Сосчитайте число предметов. Посмотрите на записи под рисунками.     - Что заметили?               

 (Записи разные. Одно и тоже количество предметов записано по-разному)

- Что они могут означать?                                                                                                        (Может быть  это - число предметов? Может это - цифры?)

Учитель: - Это тоже жители Волшебного города.

Слайд 11

  IV.            Сообщение темы и цели урока.        

- Кто догадался, о чем пойдет разговор на уроке?   (О числах и цифрах)                     

- Верно. Тема урока:   Цифры и числа. Знакомство с новыми цифрами.

- Мы попытаемся найти ответы на вопросы:  Какая разница между числами и цифрами? И можно ли одно и тоже число записать по- разному? 

-  Думаю, что в этом нам поможет хозяйка Волшебного города. 

    V.            Знакомство с новым материалом.

Слайд 12   1. Беседа о числах и цифрах.                      

А)   Игра «Букет» (на цветах – вопросы)

- Предлагаю подарить Фее букет цветов. Согласны?

-Тогда на мои вопросы отвечаем,  после  ответа цветок Фее вручаем.

Слайд  12  - а, б, в, г, д, (по щелчку)

1)   - Кто живет в Волшебном городе?                                  (Числа и цифры)

2)  -Сколько мы знаем цифр?                                                  (10)

3)  -Перечислите  их.                                                                  (1,2,3,4,5,6,7,8,9,0)

4) –С каким самым большим  числом  мы  знакомы?      (10)

4) - Чем отличаются цифры от чисел?     (цифры мы пишем. Числами

                                                                    обозначаем   количество     предметов)

Б) Чтение вывода в учебнике на стр. 31.

Вывод:  - Верно. Цифра – знак для обозначения числа. Число обозначает количество предметов.

Слайд 13 - Фея Волшебного города  благодарна вам за букет и предлагает совершить путешествие в далекое прошлое человечества, чтобы узнать историю возникновения  чисел и цифр, на машине времени.

2.   Работа с геометрическими  фигурами.

А) – На  какие группы можно разбить фигуры, из которых составлена машина времени?               (по форме, по цвету, по размеру)

Физминутка.          - Закрыли глаза представили,  что мы летим.                                   (Звучит легкая музыка)    

Слайд 14          3.Беседа о возникновении цифр.

- Люди научились считать давно, а вот записывать числа –гораздо позже. Сначала числа обозначались зарубками на камнях, на деревьях, узлами на веревке. Иногда человек,  считая  свой скот, насыпал в мешок столько камешков, сколько было у него животных.    Затем люди научились использовать символы. Человек рисовал черточку или другую отметку для подсчета предметов. Так у каждого народа появились  свои символы – знаки, теперь мы их называем цифры.    

Слайд 15  - При помощи машины времени  мы попадаем в Египет.                              Вот так выглядели  египетские символы :    III  III   III  III  III  IIII  III II

Сайд 16  - Теперь мы в Древнем Вавилоне  и  перед вами вавилонские символы:       YYY    YYY   YYYY   YYYY   YYYYY

Слайд 17  - Переносимся в Китай. Это страна, где изобрели бумагу. Вот китайские иероглифы:

Слайд 18   -  Машина времени  доставила  нас в Индию.    Система счета, которую мы используем сегодня, изобретена в Индии тысячу лет назад.

Слайд 18 - а, б( по щелчку)  - В Европу индийские цифры были занесены 7- 8 веков назад арабами, поэтому их называют «арабскими».                                            Их всего десять: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.

Слайд 19                4.  Знакомство с римскими цифрами.

-А теперь перенесемся в Древний  Рим, там была своя нумерация. Римские единицы обозначались тремя знаками:  палочками - I (единицы), уголком – V(пять),     крестиком – X (десять).

Число 5 – V, похоже на раскрытую ладонь, 10 – X (две ладони).

I-1,   II-2,    III-3,     IV-4,     V-5,    VI-6,     VII-7,     VIII-8,      IX-9,     X-10

Слайд 20     -Если единица прибавляется, то ее записывают справа, а если вычитается, то слева.   (IV  -  это 5 без одного,    VI  - это  5  да один,    VII – это  5  да два,   VIII- это  5  да три,    IX – это 10 без одного)

Слайд 21   -Вы где-нибудь встречали такие цифры?                                                               (в учебниках, на циферблате часов)

  VI.            Закрепление нового материала.

1. Работа по учебнику. – Найдем римскую нумерацию в нашем учебнике.

А) Выполнение №5 на с.31. –письменно:  I, II, III, IV, V,VI, VII, VIII, IX,X

* Б) Коллективное выполнение №6, на стр. 31. – устно (соотнесение цифр с картинками)

Слайд 22  - Чтобы вернуться из древних стран обратно, надо выполнить задание с новыми цифрами. Задание выбираете по желанию.

2.    Самостоятельная работа. (Задание по выбору)

А)  Сравнение чисел, записанных римскими цифрами (>,<,=)

V…..IV                   III…..V         X…..IX           VI…..IV         V II…..VIII

Б)  Сложение и вычитание чисел, записанных римскими цифрами:

II+V=                        X-III=                    

IV-I=                        III+ IV=  

1). Самостоятельная работа.

3.  Самопроверка.     Слайд 22 –а (по щелчку)               Самооценка.

-Молодцы. Успешно возвратились.

  * 4. Упражнения в распознавании римских цифр. Игра «Найди цифры»

   Коллективная  динамическая работа.

- Вместе с нами и римские цифры вернулись в класс. Найдите их.

VII.            Итог урока.           - Наше путешествие подошло к концу.

Слайд 23 -Что нового вы узнали во время путешествия? Чему учились на уроке?

VIII.            Оценивание работы учащихся на уроке

-         Мне понравилась работа на уроке   таких ребят: …….

Слайд 24

  IX.            Рефлексия.

- Если вам понравился урок, то нарисуйте лицо с улыбкой, если нет - лицо грустное.

 

Слайд 25

- Спасибо за урок!