Открытый урок математики в 1 классе "Римские цифры и числа"
Оценка 5

Открытый урок математики в 1 классе "Римские цифры и числа"

Оценка 5
docx
математика
24.04.2020
Открытый урок математики в 1 классе "Римские цифры и числа"
Урок математики Римские цифры и числа..docx

Урок математики в 1 классе.

Тема:  Числа и цифры. Римские цифры.

Цель: Углубление знаний о нумерации чисел, практическое применение новых знаний.

Задачи  урока:

1.     Систематизировать и обобщить знания детей о цифрах и числах.

2.     Познакомить учащихся с некоторыми историческими сведениями о различных системах нумерации; с римскими цифрами и их написанием.

3.     Закрепление навыков счета в пределах 10.

4.     Развитие математических способностей, внимания.

5.     Воспитание интереса к предмету.

Оборудование:

Изобразительный ряд: цветы с вопросами, римские цифры.

Раздаточный материал для работы в парах: таблица - состав чисел, геометрические фигуры.

Индивидуальные числовые карточки.

Персональный компьютер с мультемедийным  проектором.

Презентация «Путешествие в Волшебный город».

Музыкальное сопровождение: Песня «Вместе весело шагать», «Облака».

 

Ход урока.

       I.            Огрмомент.

- Прозвенел уже звонок.  Начинается урок.

Куда мы с вами попадем, узнаете вы скоро.

В стране далекой мы найдем  помощников веселых.

Слайд 1

- Сегодня  мы продолжим путешествие по  стране Математике, побываем   в     Волшебном  городе. 

Слайд 2                                                                                                                  

- Попасть в  этот город поможет числовая дорожка.

     II.            Минутка чистописания.

   

    1      2    3     4            6      7    8     9     10

- Что заметили?  Какое число потерялось?                                      (число 5)

-Чтобы вернулось  число на место, напишем  цифру 5 в тетради в таком порядке:    5  55  555  5555  55555  555555 …                           -на доске

Слайд 2-б, в, г, д, е, ж, з, и, к (по щелчку)

  III.            Устный счет.

1.     Работа по числовому отрезку. Фронтальная работа с карточками.

А)  Математический диктант.

- Покажите соседей этого числа.         (4 и 6)                                                                                  - Какое число предшествует числу  5?    (4)                                                                                        - Какое последующее число  5.        (6)                                                                                        - Какое число больше  5 на 2.             (7)                                                                                                                    - 5 уменьшить на 3.              (2)                                                                                                                              - 5 да еще 5.                           (10)                                                                                                       

   Б). Обобщение учителя по работе с карточками:                                                                                                                                        

- Молодцы! Можно всем поставить за эту работу отметку «5»!

- Дружно шагаем по  числовой дорожке!

  По дорожке мы идем дружно песенку поем….

(Шагают  на месте,  поют  песню «Вместе весело шагать»)

Слайд 3

2.     Решение примеров.  (Работа в парах)

Вот и город впереди. Но как в него войти?

Преграда на пути стоит - на двери замок висит.

Чтобы ключ к замку отыскать, надо слово расшифровать.

-Чем интересны выражения на преграде?                   (на вычитание)                           - Как только расшифруете слово, двери в город будут открыты, а для этого вместе с товарищем по парте найдите значения выражений  и расставьте ответы  в порядке возрастания:

А). Самостоятельная работа в парах.

Х    9 С  3 Е   7 У    1 П    5
 

 


(4-3= 1 - У        10-1=9 - Х       9-2=7– Е       5-2= 3 – С       7-2=5 – П )  

Б). Проверка работы.              Слайд      3- а, б     ( по щелчку)

-Какое слово зашифровано?                                                    (УСПЕХ)  

Слайд 4     Учитель:  - Успех – удача в достижении чего – либо.   Желаю вам успеха на уроке!        (Дети аплодируют, дарят улыбку друг другу)

3.     Повторение состава чисел  7, 8, 9.  (Самостоятельная работа)

Слайд 5    -Первые жители Волшебного города встречают нас в своих домах.

А). Самостоятельная работа с таблицами ( 1 минута)

      7
     8 

       9 
     8 

     8
     8 

 – Поздоровайтесь с жителями домов. – Узнайте,  какие числа в пустых окнах?     

 

 

 


4

 

 

4

 

3

 

3

 

3

 

 

2

 

2

 

2

1

 

1

 

1

 

0

 

 

 Слайд 5 – (а  - к)

Б) Проверка работы

- Проверяем при помощи карточек.  - Молодцы!

  Вывод: - Кто живет в домиках?        (числа)    * Оцените свою работу кружком.                                                                                                                                                                        Слайд 6

4.     Загадки  про цифры.

- В  Волшебном городе   жители - числа и цифры  тоже волшебные.

 - В первом домике живут цифры – акробаты.

 А)       -  Отгадайте – ка, ребятки,  что за цифра акробатка?

              Если на голову встанет, ровно на три больше станет.                (6)

 Б)       - Какие цифры при переворачивании не меняются?                 (0,8)

Слайд 7

5.     Работа с «числами – хитрецами»

А).  Отгадывание ребусов.

В домике рядом поселились числа- хитрецы, любят прятаться они.

-Отгадайте,  в каких словах спрятались числа?  ( Р 1 А  - родина, 7 Я  - семья

Слайд 8          

Б)  Решение задач в стихах.

- Прячутся числа  в задачах. Послушайте задачу  и покажите ответ.

В домике своем 3 веселых числа жили, не о чем не тужили.

К ним в гости еще  2 числа приходили,  с ними они давно уж дружили… 

Один из гостей вдруг ушел по делам. Сколько чисел осталось там? 3+2–1= 4

Слайд 9        В)  Задание на внимание.         Работа с картинкой Феи.

- Не может за числами – хитрецами уследить  сама Фея Математика.

Слайд 10

- Даже  в бусинках  Феи  прячутся  числа. Какое число в последней бусинке?

 10-3-2+4+1+0-1=7

Вывод: - Кем правит Фея?            (Цифры и числа)

Слайд 10- по щелчку   - У Феи есть одна старинная книга. Давайте заглянем в нее.

- Рассмотрите рисунки книги. Сосчитайте число предметов. Посмотрите на записи под рисунками.     - Что заметили?               

 (Записи разные. Одно и тоже количество предметов записано по-разному)

- Что они могут означать?                                                                                                        (Может быть  это - число предметов? Может это - цифры?)

Учитель: - Это тоже жители Волшебного города.

Слайд 11

  IV.            Сообщение темы и цели урока.        

- Кто догадался, о чем пойдет разговор на уроке?   (О числах и цифрах)                     

- Верно. Тема урока:   Цифры и числа. Знакомство с новыми цифрами.

- Мы попытаемся найти ответы на вопросы:  Какая разница между числами и цифрами? И можно ли одно и тоже число записать по- разному? 

-  Думаю, что в этом нам поможет хозяйка Волшебного города. 

    V.            Знакомство с новым материалом.

Слайд 12   1. Беседа о числах и цифрах.                      

А)   Игра «Букет» (на цветах – вопросы)

- Предлагаю подарить Фее букет цветов. Согласны?

-Тогда на мои вопросы отвечаем,  после  ответа цветок Фее вручаем.

Слайд  12  - а, б, в, г, д, (по щелчку)

1)   - Кто живет в Волшебном городе?                                  (Числа и цифры)

2)  -Сколько мы знаем цифр?                                                  (10)

3)  -Перечислите  их.                                                                  (1,2,3,4,5,6,7,8,9,0)

4) –С каким самым большим  числом  мы  знакомы?      (10)

4) - Чем отличаются цифры от чисел?     (цифры мы пишем. Числами

                                                                    обозначаем   количество     предметов)

Б) Чтение вывода в учебнике на стр. 31.

Вывод:  - Верно. Цифра – знак для обозначения числа. Число обозначает количество предметов.

Слайд 13 - Фея Волшебного города  благодарна вам за букет и предлагает совершить путешествие в далекое прошлое человечества, чтобы узнать историю возникновения  чисел и цифр, на машине времени.

2.   Работа с геометрическими  фигурами.

А) – На  какие группы можно разбить фигуры, из которых составлена машина времени?               (по форме, по цвету, по размеру)

Физминутка.          - Закрыли глаза представили,  что мы летим.                                   (Звучит легкая музыка)    

Слайд 14          3.Беседа о возникновении цифр.

- Люди научились считать давно, а вот записывать числа –гораздо позже. Сначала числа обозначались зарубками на камнях, на деревьях, узлами на веревке. Иногда человек,  считая  свой скот, насыпал в мешок столько камешков, сколько было у него животных.    Затем люди научились использовать символы. Человек рисовал черточку или другую отметку для подсчета предметов. Так у каждого народа появились  свои символы – знаки, теперь мы их называем цифры.    

Слайд 15  - При помощи машины времени  мы попадаем в Египет.                              Вот так выглядели  египетские символы :    III  III   III  III  III  IIII  III II

Сайд 16  - Теперь мы в Древнем Вавилоне  и  перед вами вавилонские символы:       YYY    YYY   YYYY   YYYY   YYYYY

Слайд 17  - Переносимся в Китай. Это страна, где изобрели бумагу. Вот китайские иероглифы:

Слайд 18   -  Машина времени  доставила  нас в Индию.    Система счета, которую мы используем сегодня, изобретена в Индии тысячу лет назад.

Слайд 18 - а, б( по щелчку)  - В Европу индийские цифры были занесены 7- 8 веков назад арабами, поэтому их называют «арабскими».                                            Их всего десять: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.

Слайд 19                4.  Знакомство с римскими цифрами.

-А теперь перенесемся в Древний  Рим, там была своя нумерация. Римские единицы обозначались тремя знаками:  палочками - I (единицы), уголком – V(пять),     крестиком – X (десять).

Число 5 – V, похоже на раскрытую ладонь, 10 – X (две ладони).

I-1,   II-2,    III-3,     IV-4,     V-5,    VI-6,     VII-7,     VIII-8,      IX-9,     X-10

Слайд 20     -Если единица прибавляется, то ее записывают справа, а если вычитается, то слева.   (IV  -  это 5 без одного,    VI  - это  5  да один,    VII – это  5  да два,   VIII- это  5  да три,    IX – это 10 без одного)

Слайд 21   -Вы где-нибудь встречали такие цифры?                                                               (в учебниках, на циферблате часов)

  VI.            Закрепление нового материала.

1. Работа по учебнику. – Найдем римскую нумерацию в нашем учебнике.

А) Выполнение №5 на с.31. –письменно:  I, II, III, IV, V,VI, VII, VIII, IX,X

* Б) Коллективное выполнение №6, на стр. 31. – устно (соотнесение цифр с картинками)

Слайд 22  - Чтобы вернуться из древних стран обратно, надо выполнить задание с новыми цифрами. Задание выбираете по желанию.

2.    Самостоятельная работа. (Задание по выбору)

А)  Сравнение чисел, записанных римскими цифрами (>,<,=)

V…..IV                   III…..V         X…..IX           VI…..IV         V II…..VIII

Б)  Сложение и вычитание чисел, записанных римскими цифрами:

II+V=                        X-III=                    

IV-I=                        III+ IV=  

1). Самостоятельная работа.

3.  Самопроверка.     Слайд 22 –а (по щелчку)               Самооценка.

-Молодцы. Успешно возвратились.

  * 4. Упражнения в распознавании римских цифр. Игра «Найди цифры»

   Коллективная  динамическая работа.

- Вместе с нами и римские цифры вернулись в класс. Найдите их.

VII.            Итог урока.           - Наше путешествие подошло к концу.

Слайд 23 -Что нового вы узнали во время путешествия? Чему учились на уроке?

VIII.            Оценивание работы учащихся на уроке

-         Мне понравилась работа на уроке   таких ребят: …….

Слайд 24

  IX.            Рефлексия.

- Если вам понравился урок, то нарисуйте лицо с улыбкой, если нет - лицо грустное.

 

Слайд 25

- Спасибо за урок!

 

 


 

Урок математики в 1 классе.

Урок математики в 1 классе.

Сегодня мы продолжим путешествие по стране

Сегодня мы продолжим путешествие по стране

Шагают на месте, поют песню «Вместе весело шагать»)

Шагают на месте, поют песню «Вместе весело шагать»)

Слайд 5 – (а - к) Б) Проверка работы -

Слайд 5 – (а - к) Б) Проверка работы -

Один из гостей вдруг ушел по делам

Один из гостей вдруг ушел по делам

Тогда на мои вопросы отвечаем, после ответа цветок

Тогда на мои вопросы отвечаем, после ответа цветок

Сайд 16 - Теперь мы в Древнем

Сайд 16 - Теперь мы в Древнем

V…..IV III…

V…..IV III…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2020