Урок математики в 1 классе.
Тема: Числа и цифры. Римские цифры.
Цель: Углубление знаний о нумерации чисел, практическое применение новых знаний.
Задачи урока:
1. Систематизировать и обобщить знания детей о цифрах и числах.
2. Познакомить учащихся с некоторыми историческими сведениями о различных системах нумерации; с римскими цифрами и их написанием.
3. Закрепление навыков счета в пределах 10.
4. Развитие математических способностей, внимания.
5. Воспитание интереса к предмету.
Оборудование:
Изобразительный ряд: цветы с вопросами, римские цифры.
Раздаточный материал для работы в парах: таблица - состав чисел, геометрические фигуры.
Индивидуальные числовые карточки.
Персональный компьютер с мультемедийным проектором.
Презентация «Путешествие в Волшебный город».
Музыкальное сопровождение: Песня «Вместе весело шагать», «Облака».
Ход урока.
I. Огрмомент.
- Прозвенел уже звонок. Начинается урок.
Куда мы с вами попадем, узнаете вы скоро.
В стране далекой мы найдем помощников веселых.
Слайд 1
- Сегодня мы продолжим путешествие по стране Математике, побываем в Волшебном городе.
Слайд 2
- Попасть в этот город поможет числовая дорожка.
II. Минутка чистописания.
1 2 3 4 6 7 8 9 10
- Что заметили? Какое число потерялось? (число 5)
-Чтобы вернулось число на место, напишем цифру 5 в тетради в таком порядке: 5 55 555 5555 55555 555555 … -на доске
Слайд 2-б, в, г, д, е, ж, з, и, к (по щелчку)
III. Устный счет.
1. Работа по числовому отрезку. Фронтальная работа с карточками.
А) Математический диктант.
- Покажите соседей этого числа. (4 и 6) - Какое число предшествует числу 5? (4) - Какое последующее число 5. (6) - Какое число больше 5 на 2. (7) - 5 уменьшить на 3. (2) - 5 да еще 5. (10)
Б). Обобщение учителя по работе с карточками:
- Молодцы! Можно всем поставить за эту работу отметку «5»!
- Дружно шагаем по числовой дорожке!
По дорожке мы идем дружно песенку поем….
(Шагают на месте, поют песню «Вместе весело шагать»)
Слайд 3
2. Решение примеров. (Работа в парах)
Вот и город впереди. Но как в него войти?
Преграда на пути стоит - на двери замок висит.
Чтобы ключ к замку отыскать, надо слово расшифровать.
-Чем интересны выражения на преграде? (на вычитание) - Как только расшифруете слово, двери в город будут открыты, а для этого вместе с товарищем по парте найдите значения выражений и расставьте ответы в порядке возрастания:
А). Самостоятельная работа в парах.
(4-3= 1 - У 10-1=9 - Х 9-2=7– Е 5-2= 3 – С 7-2=5 – П )
Б). Проверка работы. Слайд 3- а, б ( по щелчку)
-Какое слово зашифровано? (УСПЕХ)
Слайд 4 Учитель: - Успех – удача в достижении чего – либо. Желаю вам успеха на уроке! (Дети аплодируют, дарят улыбку друг другу)
3. Повторение состава чисел 7, 8, 9. (Самостоятельная работа)
Слайд 5 -Первые жители Волшебного города встречают нас в своих домах.
А). Самостоятельная работа с таблицами ( 1 минута)
– Поздоровайтесь с жителями домов. – Узнайте, какие числа в пустых окнах?
|
4 |
|
|
4 |
|
3 |
|
3 |
|
3 |
|
|
2 |
||
|
2 |
|
2 |
1 |
|
||
1 |
|
1 |
|
0 |
|
Слайд 5 – (а - к)
Б) Проверка работы
- Проверяем при помощи карточек. - Молодцы!
Вывод: - Кто живет в домиках? (числа) * Оцените свою работу кружком. Слайд 6
4. Загадки про цифры.
- В Волшебном городе жители - числа и цифры тоже волшебные.
- В первом домике живут цифры – акробаты.
А) - Отгадайте – ка, ребятки, что за цифра акробатка?
Если на голову встанет, ровно на три больше станет. (6)
Б) - Какие цифры при переворачивании не меняются? (0,8)
Слайд 7
5. Работа с «числами – хитрецами»
А). Отгадывание ребусов.
В домике рядом поселились числа- хитрецы, любят прятаться они.
-Отгадайте, в каких словах спрятались числа? ( Р 1 А - родина, 7 Я - семья)
Слайд 8
Б) Решение задач в стихах.
- Прячутся числа в задачах. Послушайте задачу и покажите ответ.
В домике своем 3 веселых числа жили, не о чем не тужили.
К ним в гости еще 2 числа приходили, с ними они давно уж дружили…
Один из гостей вдруг ушел по делам. Сколько чисел осталось там? 3+2–1= 4
Слайд 9 В) Задание на внимание. Работа с картинкой Феи.
- Не может за числами – хитрецами уследить сама Фея Математика.
Слайд 10
- Даже в бусинках Феи прячутся числа. Какое число в последней бусинке?
10-3-2+4+1+0-1=7
Вывод: - Кем правит Фея? (Цифры и числа)
Слайд 10- по щелчку - У Феи есть одна старинная книга. Давайте заглянем в нее.
- Рассмотрите рисунки книги. Сосчитайте число предметов. Посмотрите на записи под рисунками. - Что заметили?
(Записи разные. Одно и тоже количество предметов записано по-разному)
- Что они могут означать? (Может быть это - число предметов? Может это - цифры?)
Учитель: - Это тоже жители Волшебного города.
Слайд 11
IV. Сообщение темы и цели урока.
- Кто догадался, о чем пойдет разговор на уроке? (О числах и цифрах)
- Верно. Тема урока: Цифры и числа. Знакомство с новыми цифрами.
- Мы попытаемся найти ответы на вопросы: Какая разница между числами и цифрами? И можно ли одно и тоже число записать по- разному?
- Думаю, что в этом нам поможет хозяйка Волшебного города.
V. Знакомство с новым материалом.
Слайд 12 1. Беседа о числах и цифрах.
А) Игра «Букет» (на цветах – вопросы)
- Предлагаю подарить Фее букет цветов. Согласны?
-Тогда на мои вопросы отвечаем, после ответа цветок Фее вручаем.
Слайд 12 - а, б, в, г, д, (по щелчку)
1) - Кто живет в Волшебном городе? (Числа и цифры)
2) -Сколько мы знаем цифр? (10)
3) -Перечислите их. (1,2,3,4,5,6,7,8,9,0)
4) –С каким самым большим числом мы знакомы? (10)
4) - Чем отличаются цифры от чисел? (цифры мы пишем. Числами
обозначаем количество предметов)
Б) Чтение вывода в учебнике на стр. 31.
Вывод: - Верно. Цифра – знак для обозначения числа. Число обозначает количество предметов.
Слайд 13 - Фея Волшебного города благодарна вам за букет и предлагает совершить путешествие в далекое прошлое человечества, чтобы узнать историю возникновения чисел и цифр, на машине времени.
2. Работа с геометрическими фигурами.
А) – На какие группы можно разбить фигуры, из которых составлена машина времени? (по форме, по цвету, по размеру)
Физминутка. - Закрыли глаза представили, что мы летим. (Звучит легкая музыка)
Слайд 14 3.Беседа о возникновении цифр.
- Люди научились считать давно, а вот записывать числа –гораздо позже. Сначала числа обозначались зарубками на камнях, на деревьях, узлами на веревке. Иногда человек, считая свой скот, насыпал в мешок столько камешков, сколько было у него животных. Затем люди научились использовать символы. Человек рисовал черточку или другую отметку для подсчета предметов. Так у каждого народа появились свои символы – знаки, теперь мы их называем цифры.
Слайд 15 - При помощи машины времени мы попадаем в Египет. Вот так выглядели египетские символы : III III III III III IIII III II
Сайд 16 - Теперь мы в Древнем Вавилоне и перед вами вавилонские символы: YYY YYY YYYY YYYY YYYYY
Слайд 17 - Переносимся в Китай. Это страна, где изобрели бумагу. Вот китайские иероглифы:
Слайд 18 - Машина времени доставила нас в Индию. Система счета, которую мы используем сегодня, изобретена в Индии тысячу лет назад.
Слайд 18 - а, б( по щелчку) - В Европу индийские цифры были занесены 7- 8 веков назад арабами, поэтому их называют «арабскими». Их всего десять: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.
Слайд 19 4. Знакомство с римскими цифрами.
-А теперь перенесемся в Древний Рим, там была своя нумерация. Римские единицы обозначались тремя знаками: палочками - I (единицы), уголком – V(пять), крестиком – X (десять).
Число 5 – V, похоже на раскрытую ладонь, 10 – X (две ладони).
I-1, II-2, III-3, IV-4, V-5, VI-6, VII-7, VIII-8, IX-9, X-10
Слайд 20 -Если единица прибавляется, то ее записывают справа, а если вычитается, то слева. (IV - это 5 без одного, VI - это 5 да один, VII – это 5 да два, VIII- это 5 да три, IX – это 10 без одного)
Слайд 21 -Вы где-нибудь встречали такие цифры? (в учебниках, на циферблате часов)
VI. Закрепление нового материала.
1. Работа по учебнику. – Найдем римскую нумерацию в нашем учебнике.
А) Выполнение №5 на с.31. –письменно: I, II, III, IV, V,VI, VII, VIII, IX,X
* Б) Коллективное выполнение №6, на стр. 31. – устно (соотнесение цифр с картинками)
Слайд 22 - Чтобы вернуться из древних стран обратно, надо выполнить задание с новыми цифрами. Задание выбираете по желанию.
2. Самостоятельная работа. (Задание по выбору)
А) Сравнение чисел, записанных римскими цифрами (>,<,=)
V…..IV III…..V X…..IX VI…..IV V II…..VIII
Б) Сложение и вычитание чисел, записанных римскими цифрами:
II+V= X-III=
IV-I= III+ IV=
1). Самостоятельная работа.
3. Самопроверка. Слайд 22 –а (по щелчку) Самооценка.
-Молодцы. Успешно возвратились.
* 4. Упражнения в распознавании римских цифр. Игра «Найди цифры»
Коллективная динамическая работа.
- Вместе с нами и римские цифры вернулись в класс. Найдите их.
VII. Итог урока. - Наше путешествие подошло к концу.
Слайд 23 -Что нового вы узнали во время путешествия? Чему учились на уроке?
VIII. Оценивание работы учащихся на уроке
- Мне понравилась работа на уроке таких ребят: …….
Слайд 24
IX. Рефлексия.
- Если вам понравился урок, то нарисуйте лицо с улыбкой, если нет - лицо грустное.
Слайд 25
- Спасибо за урок!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.