Открытый урок на тему: Классы неорганических соединений.
Оценка 4.7

Открытый урок на тему: Классы неорганических соединений.

Оценка 4.7
docx
16.02.2020
Открытый урок на тему: Классы неорганических соединений.
Классы неорганических соединений.docx

Классы неорганических соединений

Девиз: Если то, о чем тебе известно, ты один иль сотни слышишь раз,

Не ропщи: «Мол мне - не интересно». Повторенье образует нас!       

Цели:

образовательная: закрепить и систематизировать полученные на уроках знания о классах неорганических веществ;

развивающая: развивать логическое мышление на примерах генетической связи между классами неорганических веществ и при решении экспериментальных задач;

воспитательная: воспитывать чувство коллективизма, ответственности, взаимопомощи, взаимоподдержки и взаимоуважения в условиях работы в командах.

Задачи для учащихся:

1. Знать определения важнейших классов неорганических  соединений.

2. Уметь составлять формулы и давать названия неорганическим соединениям.

3. Уметь записывать химические свойства неорганических веществ.

4. Вырабатывать практические навыки при решении экспериментальных задач.

Оборудование: SMART  boаrd,  карточки с заданиями, карточки для самостоятельной работы, кроссворды (3 шт.), 3 штатива с реактивами: HCl, NaOH, H2O, Na2SO4, индикаторы – фенолфталеин, лакмус, метилоранж.

Тип  урока: обобщение и закрепление знаний. 

Форма проведения урока: в виде игры «Клуб находчивых химиков».                               

ХОД урока

О проведении игры – «Клуба находчивых химиков» (КНХ) объявляется заранее, дается домашнее задание:

1)  придумать название команды, выбрать капитана;

2)  подготовить сообщения о применении неорганических веществ в быту, в медицине, в сельском хозяйстве.

В игре принимают участие 3 команды.

I. Организационная часть.

1) Организационный момент

2) Подготовка учащихся к проведению игры КНХ.

«Сегодня мы собрались в клубе находчивых химиков для того, чтобы обобщить полученные вами знания об оксидах, кислотах, основаниях, солях и получить новые. На этом уроке вы вспомните о химических свойствах важнейших классов неорганических соединений и взаимосвязи между ними.

Для того, чтобы ваши знания были правильно оценены, у нас на уроке присутствует  жюри –

II. Основная часть урока.

Наша игра пойдет по следующим этапам:

1.      Приветствие команд.- макс. 5 мин всего – по 1-2 мин от каждой команды.

2.      Разминка- всего 15 мин. На все задания..

3.      Конкурс капитанов- 3 мин.

4.      Конкурс эрудитов- всего 10 мин.

5.      Это интересно знать- 5 мин. всего. Сообщения учащихся

6.      Проверь себя.- 5 мин. ( дифференцированная самостоятельная работа)

Итак, начинаем нашу игру КНХ (команды рассаживаются по группам).

1)  ПРИВЕТСТВИЕ  (отводится по одной минуте на приветствие, оценивается в 3 балла)

1 команда – «КИСЛОТЫ».

Капитан 1 команды: Вас приветствует команда (хором) «Кислота».

Наш девиз: (все хором) «Нас, кислот, огромный строй - водород тому виной».

Капитан 1 команды: Наша песня: (команда хором исполняет песню).

Колба крепкая не развалится.
Не разъест ее даже кислота.
Друг в беде не бросит
И списать поможет.
Мы же химики!
Честь нам и хвала!

 

 

2 команда – «СОЛИ».

Капитан 2 команды: Вас приветствует команда (хором) «Соли».

Наш девиз: «Химичить всегда, химичить везде, химичить с водою, химичить в воде».

Капитан 2 команды: Наша песня: (команда хором исполняет песню).

Химия моя, ты наука века!
Обеспечила нитратами человека.
Овощи ли ем, фруктами питаюсь
Всюду и везде с химией встречаюсь! 

 

3 команда – «ОСНОВАНИЯ».

Капитан 3 команды: Вас приветствует команда (хором) «Основания»

Наш девиз  (все хором) "Наш девиз всего два слова – химичишь сам – трави другого!"

Капитан 3 команды: Наша песня: (команда хором исполняет песню).

Эх, палочки да колбочки,
Взгляните вы на нас.
В костюмчики с иголочки
Оделись мы для вас.

2) РАЗМИНКА

1. (Правильный ответ – 1 балл.) Ведущий поочередно каждой команде задает    вопросы:

1)  Какие вещества называются основаниями?

2) Какие вещества называются кислотами?

3) Какие вещества называются солями?

2. Задание выполняется с использованием интерактивной доски. (Правильный ответ – 3 балла.)

К доске выходят по одному представителю от каждой команды и при помощи цветных фломастеров подчеркивают  формулы соединений, согласно своему  заданию.

На интерактивной доске вы видите формулы неорганических веществ: Ca, H2SO4, KCl, NaOH, KNO3, SO3, MgCO3, KOH, Cl2, Cu(OH)2, HNO3, Fe(OH)3, HCl, Ca(HSO4)2, H3PO4, NH3.

Выберите из них:

1 команда – соли (красный цвет)

2 команда – основания (жёлтый цвет)

3 команда – кислоты (синий цвет)

3. Задание оценивается в 6 баллов (5 баллов за уравнения и 1 балл за быстроту решения; это очко присуждается команде, которая быстрее, а главное, правильно записала все возможные уравнения реакций).

С какими из перечисленных веществ будут реагировать данные вещества?

Командам раздаются карточки с заданиями, которые выполняются на отдельных листах. Каждый участник команды пишет по одному уравнению реакции.

1) HCl:  Zn, AgNO3, Cu,  S, CaO, ZnCl2, Cu(OH)2.

2) CuCl2: HNO3, KOH, Fe,  HCl, AgNO3, Cu, H3PO4.

3) NaOH:  H2SO4, CuCl2, CO2, Cl2, HNO3, KOH, CaO,

4 Задание выполняется с использованием интерактивной доски. . (Правильный ответ – 3 балла.) 

Из приведенного перечня  CO2, CaSO4, H2SO4, S, Ca(OH)2, Na, SO2, CaO, NaOH, SO3, BaSO4, Ca, Na2O, AlCl3, MgO, Na2SO4  выберите  формулы тех веществ, которые составляют генетический ряд:

1) для команды «КИСЛОТЫ» - генетический ряд кальция;   

2) для команды «СОЛИ» -   генетический ряд серы;

3) для команды «ОСНОВАНИЯ» - генетический ряд натрия.

По одному представителю от каждой команды выходят к доске и составляют заданный генетический ряд. Из ряда приведенных формул выносят нужные и составляют ряд.

Затем ведущий на интерактивной  доске открывает затененную  часть экрана для проверки составленных цепочек.

1) Ca → CaO → Ca (OH)2 → CaSO4

2) S → SO2 → SO3 → H2SO4

3) NaNa2ONaOHNa2SO4  

5. Задание выполняется с использованием интерактивной доски. (Правильный ответ – 3 балла.)

Установите соответствие между оксидами и соответствующими  гидроксидами.

В один столбик записаны формулы оксидов, во второй – формулы  гидроксидов (в виде кислот и оснований). Представители от команд фломастерами  при помощи стрелок устанавливают данные соответствия.

Команда «КИСЛОТЫ»                Команда  «СОЛИ»                  Команда «ОСНОВАНИЯ»

Оксиды        Гидроксиды            Оксиды    Гидроксиды               Оксиды      Гидроксиды    

SO2                 H2SO4                     Al2O3         H2SO3                          B2O3               HNO3 

Cl2O7              HCl                          P2O5          H2CO3                         K2O                H3BO3

CaO                 H2SO3                     CO2           H3PO4                         N2O5               HNO2

                        Ca(OH)2                                    Al(OH)3                                               KOH

                        HClO4                                        H2SiO3                                                H2CrO4

3) КОНКУРС КАПИТАНОВ

1.  Задание выполняется на интерактивной доске. (Оценивается в 3 балла)

Выявите в каждом ряду закономерность, в соответствии с которой заполнены клетки формулами разных неорганических веществ. И в соответствии с правилом, вставьте в пустые клетки подходящие формулы.

Капитаны команд  при помощи фломастеров вписывают в таблицы необходимые формулы (таблицы заготавливаются заранее). По окончанию ведущий приоткрывает затененную часть экрана для проверки.

На интерактивной доске таблицы:

1)

Na2O  

NaOH

NaCl

СaO

 

 

2)    

            NO     

N2O5  

HNO3

SO2    

 

 

3)

Ca

CaO

Ca(OH)2

 

 

КOH

4) КОНКУРС  ЭРУДИТОВ

1. Каждой команде задаются вопросы.  На обдумывание  ответа дается 30 секунд. Каждый правильный ответ оценивается в 3 балла.

1) Какой великий русский химик был поэтом, физиком, географом, геологом, стекловаром? (М.Ю.Ломоносов)

2) Какая кислота всегда находится в желудках здоровых людей, а при недостатке этой кислоты ее употребляют как лекарство? (соляная кислота)

3) Какой камень искали химики средневековья, хотя такого камня в природе не было и нет? («философский»)

2. Кроссворд. Решение кроссворда оценивается в 5 баллов.

Каждой команде на столы раздаётся кроссворд, который после выполнения сдается жюри для оценивания.

Надо заполнить клетки по горизонтали так, чтобы по вертикали «А» можно было прочитать фамилию известного композитора – химика.

                                                                            «А»

 

 

1.      Соли угольной кислоты.

2.      Соли фосфорной кислоты.

3.      Соли бромоводородной кислоты.

4.      Соли соляной кислоты

5.      Соли сероводородной кислоты

6.      Соли сернистой кислоты.

7.      Соли азотной кислоты.

3. Экспериментальные задачи.

Ведущий раздает каждой команде карточки с задачами   и штатив с необходимыми реактивами. Результаты опытов проверяют члены жюри и учитель. Задание оценивается в 5 баллов, при этом учитывается фактор скорости выполнения.

1) Задача для команды «КИСЛОТЫ».

В трех склянках без этикеток находятся прозрачные растворы гидроксида натрия, соляной кислоты и дистиллированной воды. Установите опытным путем, используя выданные вам реактивы, в какой склянке какой раствор.

2) Задача для команды « СОЛИ».

Даны три пробирки без этикеток с растворами щелочи, кислоты, дистиллированной воды. Определите, где какой раствор, используя только один индикатор (какой?).

3) Задача для команды «ОСНОВАНИЯ».

В трех пробирках находятся гидроксид натрия, соляная кислота, сульфат натрия. Определите содержание каждой пробирки, используя не более двух реактивов.

5) ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

От каждой команды  выступает ученик с заранее  приготовленным сообщением на тему:  «Применение неорганических веществ:

1 команда – в быту,  2 команда - в  медицине, 3 команда - в сельском хозяйстве»

Каждое сообщение оценивается в 3 балла.

6)  ПРОВЕРЬ СЕБЯ

1.Дифференцированное задание: ведущий предлагает цветные карточки с заданием  «Осуществите превращения».красные - на оценку «5» синие – на оценку «4» зеленые – на оценку«3»

Ученик сам выбирает цвет карточки.  На выполнение задания дается 5 минут.

Оценки за это задание выставит учитель на следующем уроке.

Осуществите превращения:

На  оценку «5»

1 вариант                                                       2 вариант

KCl ←  K → K2O → K2CO3                       NaOH ← Na → Na2O → NaOH → NaH2PO4

              ↓                                                                       ↓

            KOH → KH2PO4                                               NaCl

 На оценку «4»

1 вариант                                                        2 вариант

CuCl2 → Cu(OH)2 → CuO → Cu(NO3)2          Ca → CaO → Ca(OH)2

↓                                                                          ↓

Cu                                                                       CaSO4 → Ca(OH)2

 На оценку «3»

1 вариант                                                            2 вариант

K →  K2О → KOH → K3PO4                           Р → Р2О5 → Н3РО4 → К3РО4

III. Заключительная часть.

Жюри подводит итоги и объявляет победителей среди команд и среди  капитанов.

IV. Домашнее задание:

    1).Подготовиться к практической работе: стр.114 пр.раб.№6, задачи 1, 3, 5

           2). Сделать слайдовую презентацию по основным классам  неорганических веществ по плану: определение, классификация, физические и химические свойства,  применение.

1 команда  «КИСЛОТЫ» - для кислот  2 команда  « СОЛИ» - для солей    3 команда  «ОСНОВАНИЯ» - для оснований.

Примечание:  динамичность урока дает возможность не проводить     физкультминутку, перемещение по классу позволяет размять мышцы.     


 

Классы неорганических соединений

Классы неорганических соединений

СОЛИ». Капитан 2 команды: Вас приветствует команда (хором) «Соли»

СОЛИ». Капитан 2 команды: Вас приветствует команда (хором) «Соли»

Na → Na 2 O → NaOH → Na 2

Na → Na 2 O → NaOH → Na 2

Соли угольной кислоты. 2.

Соли угольной кислоты. 2.
Скачать файл