Открытый урок на тему: Л. Н. Толстого «Война и мир».
Оценка 4.8

Открытый урок на тему: Л. Н. Толстого «Война и мир».

Оценка 4.8
docx
04.04.2022
Открытый урок на тему: Л. Н. Толстого «Война и мир».
война имир.docx

Два полководца -  две судьбы. (Наполеон и Кутузов  в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»).

ЦЕЛЬ:

1.  Систематизировать  материал  по образам Кутузова и Наполеона;

2. Показать, какова, по мнению Л.Н.Толстого, роль личности в истории;

3.Методом сопоставительного анализа выявить отношение Толстого к Кутузову и Наполеону, исходя из взглядов автора на историю;

 4.Формировать умение анализировать текст художественного произведения.

 5.Закрепить навык сопоставительного анализа образов.

 

Оборудование:

 

1. Текст романа «Война и мир».

2. Таблица «Образы Кутузова и Наполеона».

3. Маршрутные карты по уроку

 Эпиграф:   «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»                                            

                                      Ход урока:

1.     Орг. момент. Приветствие. Положительная мотивация (настрой на успех)

2.     Вхождение в тему.

1) Слово учителя:

--О чём говорят эти цифры? -- Значит, сегодня на уроке речь пойдёт о романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

--В произведении Л. Н. Толстого задействовано свыше 500 героев, сюжет связан с реальными войнами 1805-1807г.г. и Отечественной войной 1812г. Вопрос: есть ли среди них участники тех событий? Назовите их.

--Действительно, в произведении упоминаются или действуют свыше 200 реальных исторических личностей, участников Отечественной войны 1812года.  Я предлагаю совершить краткую заочную экскурсию. Давайте отправимся в Эрмитаж, посетим Военную галерею. --А. С. Пушкин В своём стихотворении «Полководец», посвящённом Барклаю да Толли, так описывает Военную галерею

 У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом:
Но сверху до низу, во всю длину, кругом,
Своею  кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадон,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен,
Ни плясок, ни охот, — а всё плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.
Нередко медленно меж ими я брожу
И на знакомые их образы гляжу,
И, мнится, слышу их воинственные клики...

 --О каком русском царе и быстротоком художнике здесь идёт речь?

Биографы: (Индивидуальное сообщение учащегося № 1- о Джордже Доу )

2) –Задание: сейчас я вам предложу цитатную разминку, которая подскажет вам, над чем мы будем рассуждать на этом уроке. Ответы прошу фиксировать в своих маршрутных  листах в форме диктанта – сетки. Сначала оформите свои маршрутные листы: запишите число и свою фамилию. (слайды 6-8)

 

Цитатная разминка:

 

1.     «В расстегнутом мундире, из которого, как бы освободившись, выплыла на воротник его жирная шея, сидел в вольтеровском кресле». (Кутузов)

2.     «Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах». (Наполеон).

3.      «Умное, доброе и вместе с тем тонко-насмешливое выражение светилось на пухлом лице его»                    (Кутузов).

4.      «На лице его была неприятно-притворная улыбка». (Наполеон).

5.      «Он был слаб на слезы», как простой смертный, «выражение усталости в его лице и фигуре были все те же» (Кутузов).

6.      Он «неохотно играл роль председателя и руководителя военного совета». В отношении к своим солдатам он добр, они для него — «чудесный, бесподобный народ». (Кутузов).

       7.  «— Дрожание моей левой икры есть великий признак, — говорил он впоследствии». (Наполеон).

       8. «Он находился в том состоянии раздражения, в котором нужно говорить, говорить и говорить    только для того, чтобы самому себе доказать свою справедливость». «В его понятии все то, что он делал, было хорошо... потому, что он делал это». (Наполеон).

       9. «Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли — это неизбежный ход событий. Он умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое». (Кутузов)

      10. Он ведет себя как человек, понимающий, что все его слова, жесты — это история. С его лица не сходит «выражение милостивого и величественного императорского приветствия». (Наполеон).

      11. Все его действия, фразы — все наигранно и театрально. Его жизнь — некая интрига, он «должен был отречься от правды и добра и всего человеческого». (Наполеон).

12. А “все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли”. (Наполеон).
13. Он просто оказался слабее своего противника - “сильнейшего духом”, по выражению Толстого. (Наполеон).
14. «Источник необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его. Только признание в нем этого чувства заставило народ такими странными путями его, в немилости находящегося старика, выбрать, против воли царя, в представителя народной войны». (Кутузов).

15. «Властью, врученной мне государем и отечеством,  - я  приказываю отступать». (Кутузов).

 

--Если мы говорим, что Наполеон и Кутузов -  личности, которые сыграли роль в истории, то какие черты должны быть присущи выдающейся личности?

--В. И. Ленин подготовил и совершил на практике кровавую  диктатуру пролетариата. Сталин печально известен своими репрессиями и лагерями, в которых погибло очень много людей, часто безвинно .Гитлер развязал самую кровопролитную войну в истории человечества. Это тоже личности? Какой вывод отсюда напрашивается?

4. Новый материал

1)--В романе самыми яркими историческими личностями являются два полководца – Кутузов и Наполеон. Чем вызван интерес автора к ним?

(Взглядами Толстого на историю и роль личности в ней)

--Это и есть одна из важных проблем, над   которой размышляет писатель.  В чём суть исторических и философских взглядов Л. Н. Толстого?

2) –Весной 1847г. Л. Толстой ненадолго попал в больницу. Здесь он начал вести свой знаменитый дневник, последняя запись в котором была сделана за 3 дня до смерти писателя. В него он записывал свои наблюдения, мысли, заметки, планы будущих произведений. Одним словом, дневник писателя – огромный труд. Труд человека: мы можем по нему проследить становление личности.

3) –Одновременно идёт и становление писателя – философа. В романе нашли отражение исторические взгляды автора произведения.

--Томас Карлейль (1795-1881), английский философ, автор произведения «Герои и героическое в истории», утверждал, что всемирная история есть биография великих людей. О народных массах он говорит редко и только в том ключе, что массы – только орудие в руках великих личностей.

-- Согласны ли вы с точкой зрения Л. Толстого на историю и её движущие силы? Или вы разделяете точку зрения английского философа?

4) –«Война и мир»- произведение сложное и многоплановое. Это художественное произведение, а не документально – историческое. Поэтому образы полководцев мы будем рассматривать через призму восприятия автора. 7)—Основным художественным способом создания образов Наполеона и Кутузова стал такой приём, как…? Отметьте в своих маршрутных листах к уроку.

5—Уместно ли использование этого приёма в романе?

6)—Этот приём Толстой применил только для создания образов полководцев или в произведении есть другие примеры его использования?

7)—А теперь, подводя итог сказанному, в своих маршрутных картах кратко запишите ответ на вопрос: как автор «Войны и мира» относится к войне?

5.Вывод:

1)  Толстой, сопоставляя Кутузова и Наполеона, показывает, что Кутузов – народный полководец, близкий к солдатам, несущий в себе естественность, истинную любовь, патриотизм, умение думать об армии, а не о себе. В нем – величие, простота, добро и правда.

Наполеона отличает лицемерие, себялюбие, искусственность, театральность, неумение думать о других.

Это все сближает Наполеона с высшим светом России (сравните вечер у А. П  Шерер – та же театральность).

2) Рисуя образ русского полководца, как исключительной, выдающейся личности, автор в то же время сводит к нулю величие образа другого полководца — Наполеона. Эти два человека противопоставлены в романе. Наполеон у Толстого — наглый и жестокий завоеватель, действия которого не только не оправданы историей, но и противоречат нравственному идеалу человека.

--Так как же Л. Н. Толстой отвечает на вопрос о роли личности и народных масс в истории?

3) В “Войне и мире” Толстой поднял вопрос о роли личности и народа в истории. Перед Толстым стояла задача — осмыслить художественно и философски войну 1812 г.: “Правда этой войны в том, что она выиграна народом”.
Увлекшись мыслью о народном характере войны, Толстой не смог решить вопроса о роли личности и народа в истории; в 3 части 3-го тома Толстой вступает в спор с историками, утверждающими, что ход всей войны зависит от “великих людей”. Толстой старается убедить, что судьба человека зависит не от их воли.
Изображая Наполеона и Кутузова, писатель, почти никогда не показывает их в сфере государственной деятельности. Он сосредоточивает свое внимание на тех свойствах, которые характеризуют его как руководителя масс. Толстой считает, что не гениальный человек руководит событиями, а события руководят им. Толстой рисует совет в Филях как совет, не имеющий смысла, ведь Кутузов уже решил, что Москва должна быть оставлена: “Властью, врученной мне государем и отечеством, — приказ отступать”. Конечно, это не так, никакой власти у него нет. Уход из Москвы предрешен. Не во власти отдельных лиц решать, куда повернется история. Но Кутузов сумел понять эту историческую неизбежность. Эту фразу говорит не он, его устами говорит судьба. Толстому так важно убедить читателя в правильности своих взглядов на роль личности и народных масс в истории, что он считает необходимым прокомментировать каждый эпизод войны с позиции этих взглядов. Мысль не развивается, а иллюстрируется новыми фактами в истории войны. Любое историческое событие являлось следствием взаимодействия тысяч человеческих воль. Один человек не может предотвратить то, что должно совершиться из стечения множества обстоятельств.                                                                                                                История встречи Пьера с Каратаевым есть история встречи с народом, образное выражение Толстого. Толстой вдруг увидел, что истина — в народе, а потому-то познал ее, сблизившись с крестьянами. Пьер должен прийти к этому итогу с помощью Каратаева. Толстой решил это на последнем этапе романа. Роль народа в войне 1812 года — главная тема третьей части. Народ — главная сила, определяющая судьбу войны. Но народ и не понимает и не признает игры в войну. Война ставит перед ним вопрос о жизни и смерти. Толстой — историк, мыслитель, приветствует партизанскую войну. Заканчивая роман, он воспевает “дубину народной воли”, считая народную войну выражением справедливой ненависти к врагу.
6. Рефлексия.--Давайте вспомним цели нашего урока.                                                            --Реализованы ли цели в ходе нашего урока?

--В своих маршрутных картах отметьте, насколько вы активны были на уроке, чем конкретно занимались?

 

 


 

Два полководца - две судьбы

Два полководца - две судьбы

У русского царя в чертогах есть палата:

У русского царя в чертогах есть палата:

Он был слаб на слезы», как простой смертный, «выражение усталости в его лице и фигуре были все те же» (Кутузов )

Он был слаб на слезы», как простой смертный, «выражение усталости в его лице и фигуре были все те же» (Кутузов )

Гитлер развязал самую кровопролитную войну в истории человечества

Гитлер развязал самую кровопролитную войну в истории человечества

Наполеона и Кутузова стал такой приём, как…?

Наполеона и Кутузова стал такой приём, как…?

Он сосредоточивает свое внимание на тех свойствах, которые характеризуют его как руководителя масс

Он сосредоточивает свое внимание на тех свойствах, которые характеризуют его как руководителя масс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2022