Открытый урок на тему: "Многообразие живых организмов"
Оценка 5

Открытый урок на тему: "Многообразие живых организмов"

Оценка 5
docx
26.08.2024
Открытый урок на тему: "Многообразие живых организмов"
Открытый урок на тему. Многообразие живых организмов.docx

Учитель биологии Даудов И.Л.

 

 

 

ТЕМА: «Многообразие живых организмов. Наука систематика»

ЦЕЛИ УРОКА :

показать разнообразие форм жизни, познакомить с научной системой их классификации. Показать принципы классификации живых организмов, сформировать представление о виде, как основной структурной единице. Составить таблицы основных систематических единиц и многообразия живых организмов.

ХОД УРОКА 

1.Орг.момент:

Приветствие, организация класса на урок

Психологический настрой на урок:

Проведение  психологического настроя «Пожелай мне… Я желаю тебе…» (учащиеся становятся в круг и говорят друг другу пожелание)

 

2.Актуализация знаний (проверка ранее изученного материала).

Прием « Верно-неверно»-  индивидуальная работа учащихся   ( если утверждение «верно» – 1 хлопок в ладоши, «неверно» - тишина)

1.      Наука о живой природе называется биология. +

2.      Птицы, животные, человек относятся к объектам неживой природы.-

3.      Экосистема – это сообщества живых организмов, находящихся в определенных условиях неживой природы, между которыми происходит обмен энергией.+

4.      По происхождению экосистемы бывают древние и новые.-

5.      Искусственные экосистемы создаются человеком и существуют только при его поддержке.+

6.      Парк, сад, водохранилище относят к объектам искусственной экосистемы.+

Учащиеся повторяют и вспоминают ранее изученную информацию.

ФО: Оценивание: жетоны /за каждый правильный ответ/

https://fs.znanio.ru/8c0997/6a/66/2e0f6d947eae6330750a77b90272eb8ece.pngсамооценивание: смайлики

задание выполнено полностью  –

5731c7514ba2a1549a72959e.pngзадание выполнено  наполовину -

Грустный_смайлик.pngзадание выполнено    частично  -

 

Создание ситуации успеха. Мотивация

Прием «Ключевые слова»

Давайте прочитаем текст. У вас на столах карточки с текстом.

Текст

«Посмотрите в окно, и вы наверняка увидите представителей живой природы. Возле дома растут деревья, травы, кустарники, в небе летают птицы, в воздухе вьются, жужжат и порхают насекомые… А теперь закройте глаза и представьте себе других живых существ, которых вы знаете. Перед вами пройдут тигры и обезьяны, страусы и крокодилы, киты и акулы, тюльпаны и колокольчики, мухоморы и рыжики. Что и говорить, поразительно разнообразна живая природа!»

- Какой  вопрос вы бы задали  к тексту.

·         - Скажите, о чем идет речь?

·         (Верно о многообразии живых организмов). 

·         Записали тему в тетрадь.

Ребята, как вы думаете, какие общие признаки характерны для всех живых организмов? Назовите не более 3-4 признаков

(ответы учащихся, а 1  учащийся записывает признаки на  доске)

ФО: похвала

Формирование  групп по царствам живых организмов:

·         Ребята, перед вами  картинки живых организмов, посмотрите внимательно и подумайте,  на какие группы их можно разделить. (ответы учащихся)

·         Пусть каждый из вас выберет  картинку и займет место за тем столом, к которому относится ваш живой организм.  («Царство»: Растений, Животных, Бактерий, Грибов) – также картинки определенной группы (царств) еще имеют нумерацию от 1 до 4 (цель: для последующей смены состава групп).

Работа учащихся в группах (групповая работа)

Задание № 1 -  Прием «Собери досье»

1.Работа с текстом и дополнительными источниками информации – чтение текста.

Заполняют таблицу и оформляют постер.

Выбирают главное и основное – определение царства, количество видов в природе, общая характеристика, представители (выбранные картинки при формировании групп - наклеивают), полезные и вредные (привести 1-2 примера, 5 столбик таблицы направлен на дифференциацию и рассчитан на отдельных учащихся – их кругозор, связь с жизнью, наблюдения)

 

Название царства

Кол-во видов

Характеристика (главные особенности)

Представители

Полезные и вредные (1-2 примера)

 

 

 

 

 

 

Дескрипторы:

  1. Дают определение понятию «царство»;
  2. Называют количество видов;
  3. Выделяют главные особенности царства;
  4. Отбирают  представителей своего царства.
  5. Приводят примеры полезных и вредных представителей царства.

Защита проекта.

Прием « Автобусная остановка»

В группе остается один спикер, остальные переходят в другие группы для ознакомления.

ФО:   «+», «-», «интересно»

Опережающее задание: сообщения учащихся «Живая газета» ( интересные факты о представителях царств- Самый любопытный и малоизвестный факт всеми оценивается, а автор получает награду)

Формирование новых групп сменного состава (ваши картинки имеют не только изображение живого организма, но и нумерацию, все запомнили свою картинку, посмотрите внимательно, какая цифра у вас на картинке. Я попрошу всех учащихся, у которых цифра 1 – собраться за столом «Растения», 2 – Животные, 3 – Грибы, 4- Бактерии).

Задание № 2

Игра «Организм - Царство»

Задание: определи к какому царству относится живой организм и его изображение.

Название живого организма

Его изображение

Царство

Хомяк

 

бактерии

Роза

 

животные

Подберезовик

 

растения

Амеба

 

грибы

 

Дескрипторы:

соотносит живой организм с его царством

соотносит живой организм с его изображением

Игра «Белая ворона» - задание выполняется в группе.

Я думаю, что вы легко определите представителей царств. Проверим вашу внимательность. Нужно убрать «лишнего».

1.Сыроежка, мухомор, лисичка, муравей.

2.Кенгуру, бамбук, ананас, слон.

3.Кактус, скорпион, папоротник, рябина.

4.Мухоловка, росянка, бактерии- вызывающая  

    скисание молока.

5.Тигр, волк, сосна, барсук.

Дескрипторы: умеют классифицировать организмы по царствам живой природы.

ФО: «Жесты» (группы обмениваются своими выполненными заданиями с другими группами по часовой стрелке, проверяют и оценивают жестами:

5 верных ответов – 5 пальцев

4 верных ответа – 4 пальца

3 верных ответа – 3 пальца и т.д.)

 

Физ. минутка «Стрекоза»

Вот какая стрекоза- как горошины глаза. (Пальцами делают очки.)

Влево- вправо, назад- вперед- (Глазами смотрят вправо- влево.)

Ну, совсем как вертолет. (Круговые движения глаз)

Мы летаем высоко. (Смотрят вверх.)

Мы летаем низко. (Смотрят вниз.)

Мы летаем далеко. (Смотрят вперед.)

Мы летаем близко. (Смотрят вниз.)

Мы летаем все вокруг ( кружатся разведя руки в стороны)

- Ребята, а к какому царству мы отнесем стрекозу?

–А кто из вас знает и может поделиться интересной информацией о стрекозе, ее образе жизни.

Метод «Кинометафора» - просмотр видеофрагмента.

Задание №3 – дифференцированные задания (выполняются индивидуально в группе)

А)  (задание для всех)

Найди соответствие «Отсюда - сюда»

 

1.Организмы, в клетках которых содержится зеленый пигмент (хлорофилл) и создают органические вещества из неорганических -

А) грибы

а) 350 тыс.

2.Мельчайшие одноклеточные организмы, невидимые вооруженным глазом -

В) животные

б) более 100 тыс.

3.Особая группа организмов, сочетающая в себе функции и растений, и животных,  питаются готовыми органическими веществами -

С) растения

с) 35 тыс.

4.Крупные организмы, которые питаются готовыми органическими веществами -

Д) бактерии

д) свыше 1 млн.

 

Дескрипторы:

- соотносит  термин и понятие каждого царства

- соотносит царство и количественный видовой состав

В) Составление «фоторобота» объекта

(задание для большинства) по данной характеристике определяют царство, составляют фоторобот.

 

Описание

Фоторобот

1)Растут, как растения, а питаются, как животные. Бывают полезными и вредными, съедобными и ядовитыми.

 

2) Они могут сделать йогурт, вино, уксус, почву. И всё это делают так незаметно!

 

3) Они могут делать сахар, а из них – крахмал, жиры и белки. Они могут быть сладкими, а могут быть горькими, но самое главное, что они всех кормят и очень любят свет. Характеризуются наличием в их клетках – хлорофилла.

 

4) Сами не могут сделать себе еду, но хорошо и активно добывают её. Их очень большое разнообразие.

 

Дескрипторы:

- определяет царство по данной характеристике,

-составляют фоторобот (знает как образно выглядят виды (представители) каждого из 4 царств.

С) (задание для некоторых)

Заполнить «Диаграмму Венна» по теме, выдели характ

Основные систематические единицы (подразделения): 

Вид

Род

Семейство

Отряд (только для животных; в систематике растений не используется)

Класс

Тип (для животных) или Отдел (для растений)

Царство

Любой живой организм обязательно относится к каждому подразделению этой иерархии. Но основных систематических единиц часто не хватает для полной характеристики родственных связей, сходства и различия отдельных групп живых организмов, поэтому в систематике нередко используют промежуточные (дополнительные) подразделения (надвид, подсемейство, надотряд, подкласс, подтип, подцарство и т. п.).

Приведенный в учебнике пример систематики семейства Собачьих  можно дополнить анализом классификации еще каких-либо известных животных. Самый многочисленный отряд класса млекопитающих – Грызуны  (около 1600 видов или почти 40 % видового состава класса). В него входят мыши, крысы, полевки, белки, суслики, бобры и многие другие животные. Всех их объединяет общее строение зубов. Более детальные отличия позволяют выделять отдельные семейства: Беличьи, Мышиные, Хомяки, Бобровые  и др. В свою очередь, семейства делятся на роды. Разнообразное семейство Хомяков  включает полевок, леммингов, хомяков, песчанок, ондатр и т. д. В семейство Мышиные  входят не только мыши, но и крысы. Они различаются по внешнему виду, образу жизни, местообитаниям. Выделяют роды: Лесные мыши, Домовые мыши, Крысы . В пределах каждого рода идет деление на виды: мышь домовая, мышь полевая, мышь желтогорлая  и др.; крыса серая (пасюк), крыса черная  и т. д. Одни семейства состоят из сотен видов (Мыши, Хомяки), тогда как другие – из одного единственного вида (пустынный зверек из Средней Азии – селевиния). Полезно указать систематическое положение человека: вид – Человек разумный (Homo sapiens L., 1758), род – Человек, семейство – Люди (Гоминиды), отряд – Приматы, класс – Млекопитающие, тип – Хордовые.

2. Многообразие живых организмов:

Закрепление изученного материала

1. Что нового привнес К. Линней в классификацию организмов?

2. Почему классификация организмов, которую составил К. Линней, является искусственной?

3. Каковы принципы объединения организмов в систематические группы: виды, роды, семейства и т. д.?

4. В чем смысл двойных названий животных и растений? Приведите примеры.

5. Одинаковы ли систематические категории в зоологии и ботанике?

Домашнее задание

1. Составить таблицу, в левой части которой расположить типы животных и отделы растений, а также их деление на классы (если они названы). В правой части таблицы указать число видов, указанных в учебнике для некоторых из этих подразделений: базимицетов (из отдела настоящих грибов), водорослей, голосеменных и покрытосеменных (цветковых) растений, насекомых, моллюсков, червей (три класса), рептилий, птиц и млекопитающих. В дальнейшем пополнять эту таблицу с помощью учителя и настоящего пособия по мере изучения каждой группы живых организмов.

2. Используя дополнительную литературу, подобрать информацию о биографии К. Линнея и составить письменно краткий очерк о жизни этого ученого.


 

Учитель биологии Даудов И.Л.

Учитель биологии Даудов И.Л.

Верно о многообразии живых организмов)

Верно о многообразии живых организмов)

Название живого организма Его изображение

Название живого организма Его изображение

Мельчайшие одноклеточные организмы, невидимые вооруженным глазом -

Мельчайшие одноклеточные организмы, невидимые вооруженным глазом -

Приведенный в учебнике пример систематики семейства

Приведенный в учебнике пример систематики семейства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.08.2024