Учитель биологии Даудов И.Л.
ТЕМА: «Многообразие живых организмов. Наука систематика»
ЦЕЛИ УРОКА :
показать разнообразие форм жизни, познакомить с научной системой их классификации. Показать принципы классификации живых организмов, сформировать представление о виде, как основной структурной единице. Составить таблицы основных систематических единиц и многообразия живых организмов.
ХОД УРОКА
1.Орг.момент:
Приветствие, организация класса на урок
Психологический настрой на урок:
Проведение психологического настроя «Пожелай мне… Я желаю тебе…» (учащиеся становятся в круг и говорят друг другу пожелание)
2.Актуализация знаний (проверка ранее изученного материала).
Прием « Верно-неверно»- индивидуальная работа учащихся ( если утверждение «верно» – 1 хлопок в ладоши, «неверно» - тишина)
1. Наука о живой природе называется биология. +
2. Птицы, животные, человек относятся к объектам неживой природы.-
3. Экосистема – это сообщества живых организмов, находящихся в определенных условиях неживой природы, между которыми происходит обмен энергией.+
4. По происхождению экосистемы бывают древние и новые.-
5. Искусственные экосистемы создаются человеком и существуют только при его поддержке.+
6. Парк, сад, водохранилище относят к объектам искусственной экосистемы.+
Учащиеся повторяют и вспоминают ранее изученную информацию.
ФО: Оценивание: жетоны /за каждый правильный ответ/
самооценивание: смайлики
задание выполнено полностью –
задание выполнено наполовину -
задание выполнено частично -
Создание ситуации успеха. Мотивация
Прием «Ключевые слова»
Давайте прочитаем текст. У вас на столах карточки с текстом.
Текст
«Посмотрите в окно, и вы наверняка увидите представителей живой природы. Возле дома растут деревья, травы, кустарники, в небе летают птицы, в воздухе вьются, жужжат и порхают насекомые… А теперь закройте глаза и представьте себе других живых существ, которых вы знаете. Перед вами пройдут тигры и обезьяны, страусы и крокодилы, киты и акулы, тюльпаны и колокольчики, мухоморы и рыжики. Что и говорить, поразительно разнообразна живая природа!»
- Какой вопрос вы бы задали к тексту.
· - Скажите, о чем идет речь?
· (Верно о многообразии живых организмов).
· Записали тему в тетрадь.
- Ребята, как вы думаете, какие общие признаки характерны для всех живых организмов? Назовите не более 3-4 признаков
(ответы учащихся, а 1 учащийся записывает признаки на доске)
ФО: похвала
Формирование групп по царствам живых организмов:
· Ребята, перед вами картинки живых организмов, посмотрите внимательно и подумайте, на какие группы их можно разделить. (ответы учащихся)
· Пусть каждый из вас выберет картинку и займет место за тем столом, к которому относится ваш живой организм. («Царство»: Растений, Животных, Бактерий, Грибов) – также картинки определенной группы (царств) еще имеют нумерацию от 1 до 4 (цель: для последующей смены состава групп).
Работа учащихся в группах (групповая работа)
Задание № 1 - Прием «Собери досье»
1.Работа с текстом и дополнительными источниками информации – чтение текста.
Заполняют таблицу и оформляют постер.
Выбирают главное и основное – определение царства, количество видов в природе, общая характеристика, представители (выбранные картинки при формировании групп - наклеивают), полезные и вредные (привести 1-2 примера, 5 столбик таблицы направлен на дифференциацию и рассчитан на отдельных учащихся – их кругозор, связь с жизнью, наблюдения)
Название царства |
Кол-во видов |
Характеристика (главные особенности) |
Представители |
Полезные и вредные (1-2 примера) |
|
|
|
|
|
Дескрипторы:
Защита проекта.
Прием « Автобусная остановка»
В группе остается один спикер, остальные переходят в другие группы для ознакомления.
ФО: «+», «-», «интересно»
Опережающее задание: сообщения учащихся «Живая газета» ( интересные факты о представителях царств- Самый любопытный и малоизвестный факт всеми оценивается, а автор получает награду)
Формирование новых групп сменного состава (ваши картинки имеют не только изображение живого организма, но и нумерацию, все запомнили свою картинку, посмотрите внимательно, какая цифра у вас на картинке. Я попрошу всех учащихся, у которых цифра 1 – собраться за столом «Растения», 2 – Животные, 3 – Грибы, 4- Бактерии).
Задание № 2
Игра «Организм - Царство»
Задание: определи к какому царству относится живой организм и его изображение.
Название живого организма |
Его изображение |
Царство |
Хомяк |
|
бактерии |
Роза |
|
животные |
Подберезовик |
|
растения |
Амеба |
|
грибы |
Дескрипторы:
соотносит живой организм с его царством
соотносит живой организм с его изображением
Игра «Белая ворона» - задание выполняется в группе.
Я думаю, что вы легко определите представителей царств. Проверим вашу внимательность. Нужно убрать «лишнего».
1.Сыроежка, мухомор, лисичка, муравей.
2.Кенгуру, бамбук, ананас, слон.
3.Кактус, скорпион, папоротник, рябина.
4.Мухоловка, росянка, бактерии- вызывающая
скисание молока.
5.Тигр, волк, сосна, барсук.
Дескрипторы: умеют классифицировать организмы по царствам живой природы.
ФО: «Жесты» (группы обмениваются своими выполненными заданиями с другими группами по часовой стрелке, проверяют и оценивают жестами:
5 верных ответов – 5 пальцев
4 верных ответа – 4 пальца
3 верных ответа – 3 пальца и т.д.)
Физ. минутка «Стрекоза»
Вот какая стрекоза- как горошины глаза. (Пальцами делают очки.)
Влево- вправо, назад- вперед- (Глазами смотрят вправо- влево.)
Ну, совсем как вертолет. (Круговые движения глаз)
Мы летаем высоко. (Смотрят вверх.)
Мы летаем низко. (Смотрят вниз.)
Мы летаем далеко. (Смотрят вперед.)
Мы летаем близко. (Смотрят вниз.)
Мы летаем все вокруг ( кружатся разведя руки в стороны)
- Ребята, а к какому царству мы отнесем стрекозу?
–А кто из вас знает и может поделиться интересной информацией о стрекозе, ее образе жизни.
Метод «Кинометафора» - просмотр видеофрагмента.
Задание №3 – дифференцированные задания (выполняются индивидуально в группе)
А) (задание для всех)
Найди соответствие «Отсюда - сюда»
1.Организмы, в клетках которых содержится зеленый пигмент (хлорофилл) и создают органические вещества из неорганических - |
А) грибы |
а) 350 тыс. |
2.Мельчайшие одноклеточные организмы, невидимые вооруженным глазом - |
В) животные |
б) более 100 тыс. |
3.Особая группа организмов, сочетающая в себе функции и растений, и животных, питаются готовыми органическими веществами - |
С) растения |
с) 35 тыс. |
4.Крупные организмы, которые питаются готовыми органическими веществами - |
Д) бактерии |
д) свыше 1 млн. |
Дескрипторы:
- соотносит термин и понятие каждого царства
- соотносит царство и количественный видовой состав
В) Составление «фоторобота» объекта
(задание для большинства) по данной характеристике определяют царство, составляют фоторобот.
Описание |
Фоторобот |
1)Растут, как растения, а питаются, как животные. Бывают полезными и вредными, съедобными и ядовитыми. |
|
2) Они могут сделать йогурт, вино, уксус, почву. И всё это делают так незаметно! |
|
3) Они могут делать сахар, а из них – крахмал, жиры и белки. Они могут быть сладкими, а могут быть горькими, но самое главное, что они всех кормят и очень любят свет. Характеризуются наличием в их клетках – хлорофилла. |
|
4) Сами не могут сделать себе еду, но хорошо и активно добывают её. Их очень большое разнообразие. |
|
Дескрипторы:
- определяет царство по данной характеристике,
-составляют фоторобот (знает как образно выглядят виды (представители) каждого из 4 царств.
С) (задание для некоторых)
Заполнить «Диаграмму Венна» по теме, выдели характ
Основные систематические единицы (подразделения):
Вид
Род
Семейство
Отряд (только для животных; в систематике растений не используется)
Класс
Тип (для животных) или Отдел (для растений)
Царство
Любой живой организм обязательно относится к каждому подразделению этой иерархии. Но основных систематических единиц часто не хватает для полной характеристики родственных связей, сходства и различия отдельных групп живых организмов, поэтому в систематике нередко используют промежуточные (дополнительные) подразделения (надвид, подсемейство, надотряд, подкласс, подтип, подцарство и т. п.).
Приведенный в учебнике пример систематики семейства Собачьих можно дополнить анализом классификации еще каких-либо известных животных. Самый многочисленный отряд класса млекопитающих – Грызуны (около 1600 видов или почти 40 % видового состава класса). В него входят мыши, крысы, полевки, белки, суслики, бобры и многие другие животные. Всех их объединяет общее строение зубов. Более детальные отличия позволяют выделять отдельные семейства: Беличьи, Мышиные, Хомяки, Бобровые и др. В свою очередь, семейства делятся на роды. Разнообразное семейство Хомяков включает полевок, леммингов, хомяков, песчанок, ондатр и т. д. В семейство Мышиные входят не только мыши, но и крысы. Они различаются по внешнему виду, образу жизни, местообитаниям. Выделяют роды: Лесные мыши, Домовые мыши, Крысы . В пределах каждого рода идет деление на виды: мышь домовая, мышь полевая, мышь желтогорлая и др.; крыса серая (пасюк), крыса черная и т. д. Одни семейства состоят из сотен видов (Мыши, Хомяки), тогда как другие – из одного единственного вида (пустынный зверек из Средней Азии – селевиния). Полезно указать систематическое положение человека: вид – Человек разумный (Homo sapiens L., 1758), род – Человек, семейство – Люди (Гоминиды), отряд – Приматы, класс – Млекопитающие, тип – Хордовые.
2. Многообразие живых организмов:
Закрепление изученного материала
1. Что нового привнес К. Линней в классификацию организмов?
2. Почему классификация организмов, которую составил К. Линней, является искусственной?
3. Каковы принципы объединения организмов в систематические группы: виды, роды, семейства и т. д.?
4. В чем смысл двойных названий животных и растений? Приведите примеры.
5. Одинаковы ли систематические категории в зоологии и ботанике?
Домашнее задание
1. Составить таблицу, в левой части которой расположить типы животных и отделы растений, а также их деление на классы (если они названы). В правой части таблицы указать число видов, указанных в учебнике для некоторых из этих подразделений: базимицетов (из отдела настоящих грибов), водорослей, голосеменных и покрытосеменных (цветковых) растений, насекомых, моллюсков, червей (три класса), рептилий, птиц и млекопитающих. В дальнейшем пополнять эту таблицу с помощью учителя и настоящего пособия по мере изучения каждой группы живых организмов.
2. Используя дополнительную литературу, подобрать информацию о биографии К. Линнея и составить письменно краткий очерк о жизни этого ученого.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.