Открытый урок "Народный костюм"
Оценка 4.7

Открытый урок "Народный костюм"

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
изобразительное искусство
11 кл +1
22.04.2021
Открытый урок "Народный костюм"
Абрамова Е.В. Открытый урок.doc

Муниципальное учреждение

дополнительного образования Детская школа искусств № 1

Чердаклинского района Ульяновской области

«УТВЕРЖДАЮ»

И.о. МУ ДО ДШИ № 1

Чердаклинского района

___________/С.Н.Тридворнова

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ТЕМЕ

 

«Народная праздничная одежда и её использование в иллюстрациях»

 

 

Разработала:

Абрамова Елена Вениаминовна,

преподаватель высшей категории

МУ ДО ДШИ № 1

Чердаклинского района

 

 

Чердаклы 

2020

 

·        Тема урока:  Народная праздничная одежда и её использование в иллюстрациях.

·        Учебная дисциплина: станковая композиция.

·        Класс: 1.

·        Специальность: художественное отделение.

·        Тип урока: урок изучения нового материала и первоначального формирования умений и навыков.

·        Вид урока: беседа и практическая работа.

·        Методическая цель урока: модификация своего прежнего опыта.

·        Цели образования: познакомить детей с особенностями женского русского народного костюма, научить использовать народный костюм при иллюстрировании литературных произведений.

·        Материально-техническое обеспечение урока: для преподавателя - таблицы и слайды по русскому костюму  (приложение 1),  музыкальный ряд: русские народные песни; для обучающихся – бумага (формат А3, А4), простые и цветные карандаши, краски  (акварель, гуашь), фломастеры, гелевые ручки.

·        Методы обучения: рассказ, показ иллюстративного материала, показ основных приёмов работы.

·        Межпредметные связи: рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, история изобразительного искусства, литература.

·        Стандарт образования: по окончании занятия учащиеся должны выполнить эскиз русского народного женского праздничного костюма, используя полученные знания.

·        Ход урока: вводная часть, объяснение темы – 20 мин, выполнение практической работы – 20 мин; домашнее задание.

·        Подпись преподавателя: ____________________/Е.В.Абрамова/

 


Технологическая карта урока

 

Этапы урока

Дидактическая цель

Метод обучения

Методическое обеспечение

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Хронометраж (ориентировочно)

1

Вводная часть.

Знакомство детей с основной темой занятия

Беседа

Музыка, иллюстративный материал

Рассказ, вопросы о русском фольклоре

Ответы на вопросы; непринуждённая беседа

1-2 мин

2

Основная теоретическая часть

Изучение видов народной одежды, их названий

Беседа, практическая работа

Иллюстрации

Рассказ, показ основных  декоративных элементов

Обсуждение, выбор объекта для работы

18-19 мин

3

Основная практическая часть

Освоение основных приёмов и элементов изображения костюма.

Самостоятельная практическая работа

Музыка, иллюстративный Окончание урока, иллюстративный  материал, видео

Объяснение задания, индивидуальная помощь детям, рисунок на доске (планшете) образца эскиза костюма на фигуре

Зарисовки основных элементов русского костюма на фигуре

15-17 мин

4

Заключительная часть

Подведение итога занятия, анализ.

Просмотр.

Музыка.

Обсуждение выполненных работ, выявление недостатков, акцентирование достоинств.

3-5 мин


Конспект урока.

 

"Главной идеей орнаментального образа и женского праздничного наряда в целом была идея плодородия, причем плодородие женщины связывалось с плодородием земли. Потому женщина в праздничном костюме, по представлениям славян, оказывала магическое продуцирующее воздействие на землю". С. Исенко (Народное творчество)

Есть села, где на праздник "обряжаются" в народную старинную "снаряду", выходят на улицу, водят хороводы, поют протяжные песни. Старшее поколение хранит ее как добрую память о своей молодости, родителях. Это уважение к истории своего народа. Это – памятники одежды.

Представление о женщине у наших предков существовало нераздельно с образом птицы, древним священным символом добра, довольства, благополучия. "Лебёдушка", "Лебедь белая", "Утушка", "Павушка" - вот эпитеты, которыми русский народ в поэзии награждал женщин.

Понёва (понява) первоначально означало "кусок ткани", "полотенце", "пелена", "завеса". Древние славяне называли так не само одеяние, а материю, из которой его делали, - разновидность полушерстяной ткани клетчатого рисунка. Этим словом обозначают набедренную одежду, которую получали девушки, достигшие возраста невест. Понева также кое-где превратилась в принадлежность просватанной, а то и замужней женщины.

Древнейшие поневы первоначально представляли собой три несшитых полотнища, скреплявшиеся на талии пояса. Затем их стали сшивать, оставляя один разрез - спереди или на боку. В таком виде удобные, нарядные, теплые поневы дожили в иных деревнях до нашего века. Были они такой же длины, как и рубаха, - до щиколоток или до икр (как принято в данной местности). Во время работы углы поневы можно было подвернуть и засунуть за пояс. Это называлось - носить поневу "кульком". Подворачивали поневу и на праздниках — с целью показать богато вышитый подол рубахи.

В народе роскошные поневы именовали "разнополками" или "растополками". Существовали и "глухие" полностью сшитые наподобие юбки. В этом случае к трем полотнищам добавлялось четвертое "прошва". Его делали из другого материала. Оно делалось короче, и снизу его надставляли "подподольниками" из куска той ткани, из которой кроилось остальное. Внешне получалось нечто вроде передничка.

Поневу украшали вышивкой, характер которой зависел от возраста женщины — самые нарядные носили, конечно, незамужние девушки, пожилые ограничивались полоской цветной тесьмы по краю подола. Белая с белой же вышивкой прошва считалась признаком "горемычного", траурного наряда.

Ученые пишут, что эта одежда оказала определенное влияние на русский костюм: под ее воздействием появилось то, что мы называем теперь "сарафаном". Только вот именовали его тогда по-другому "саян", "ферязь", "шушун" и т.д. А "сарафаном" до XVII века называлась мужская длинная верхняя распашная одежда. На женское платье это слово перешло потом.

Мы уже знаем, как легко было в древности определить по наряду девушки ее возраст - совершеннолетняя или нет - об этом говорил в первую очередь головной убор. До замужества головной убор не покрывал макушки, оставляя волосы открытыми. Маленькие девочки носили на лбу простые матерчатые тесемки. Взрослея, вместе с поневой они получали "красу" - девичий венец. Еще его называли "увяслом" - "повязкой". Ее расшивали как можно нарядней, иногда даже золотом.

Другой славянской разновидностью "красы" был венчик из тонкой металлической ленты. Делали такие венчики из серебра, реже из бронзы, на концах устраивали крючки для шнурка, который завязывали на затылке.

Головной убор "мужатой" женщины непременно укрывал волосы полностью. Этот обычай был связан с верой в магическую силу волос. Жених накидывал своей избраннице на голову покрывало и делался, таким образом, ее мужем и господином. Один из древнейших славянских наименований головного убора замужней - "повой" и "убрус" - означают "покрывало", "полотенце", "платок". "Повой" - "то, что обвивает". В русском языке сохранилось выражение "до повоя", имевшее смысл - "до замужества".

Другая разновидность убора замужней - кика. Отличительной приметой кики были рога, торчавшие вверх надо лбом. Дело в том, что согласно верованиям славян, рога обладали огромной оберегающей силой. Женщине, особенно молодой матери, это было жизненно необходимо. Другой идеей, "заложенной" в эти рога (и тоже связанной с быками и коровами), была идея плодородия, продолжения рода. Кика, как и повой очень долго была одним из "синонимов" замужества. С древнейших времен существовал как бы промежуточный между девичьим и женским головной убор: его надевали просватанные девушки перед свадьбой. Он носил название "плачея".

Старинная праздничная одежда имеет как бы трехъярусный строй украшений. Головные уборы связаны с образом неба, поэтому композиции узоров основаны на обращении к звездам, солнцу, птицам, которые связывают небо и землю. Отсюда название женских головных убор: кика, кичка, сорока, кокошник, коруна, очелье. Ленты, спускающиеся с головных уборов, иногда сплошь затканные бисером, символизируют дождь. Подол рубахи и юбки украшался орнаментами, символизирующими засеянную пашню. Концы плетеных поясов украшались головками ящеров, символизирующих подземно-подводный мир.

В народной одежде необходимо также отметить и то, что она всегда отвечала трем основным требованиям: польза, прочность, красота.

Красна девушка идет,
Словно павушка плывет.
На ней платье голубое,
Лента алая в косе…

Во многих русских народных сказках героини – девушки или женщины. Это и Василиса прекрасная, и Марья-искусница, и Крошечка-Хаврошечка….  И все они одеты в такой прекрасный русский сарафан! Даже звери могут нарядиться в русский костюм – например, Лисичка-сестричка из «Колобка» или Мышка-норушка из «Теремка».

Мы сегодня постараемся нарисовать девушку в русском народном костюме. Это может быть и Алёнушка, и Василиса Прекрасная, и Марьюшка – каждый из вас выберет сам.  Важно, чтобы вы запомнили основные правила изображения костюма.

Для начала наметим фигуру девушки. Так как она будет в длинном сарафане, для нас важно наметить основное: голову (обратите внимание на наклон головы, её поворот), шею, плечи, руки, линию талии, ноги. Не нужно тщательно прорисовывать детали – основная работа у нас впереди. Когда фигура намечена, разметим силуэт одежды: широкий трапециевидный сарафан, пышные рукава, при желании – фартук. Сарафан может быть длинный (до полу) или слегка укороченный, тогда из-под него будут видны ступни. Теперь, когда силуэт намечен, переходим к уточнению фасона одежды. Самостоятельно выберите, какой будет сарафан, какая рубашка, фартук, наметьте место для орнамента. Вот теперь можно прорабатывать детали: горловину рубахи, бретельки сарафана, пояс (фартук), манжеты рукавов. Если хотите, нарисуйте головной убор (например, кокошник или платок), обязательно нарисуйте волосы и косу. Обратите внимание на кисти рук и ступни; девушку можно «обуть» в лапти или сапожки, а можно оставить босоногой. Заключительный этап выполнения карандашного рисунка – прорисовка мелких деталей: орнамент на сарафане, рубахе, фартуке, кокошнике, а так же черты лица девушки: глаза, нос, губы.

После того, как карандашный рисунок выполнен, можно приступать к выполнению цветного рисунка. Вы сами выбираете технику (акварель, гуашь, цветные карандаши и т.д.), главное, не забудьте: в народных костюмах обязательно используются белый и красный цвета. Как правило, применяются цвета простые, такие как чёрный, синий, зелёный. Реже встречаются сложные цвета, такие как оранжевый, голубой, розовый. Постарайтесь выбрать такие цвета, чтобы передать настроение вашей героини (радостное, грустное, спокойное и т.д.) Орнамент можно выполнить гелевыми ручками, карандашами или фломастерами.

После того, как рисунок закончен,  посмотрите на него издалека и, если нужно, внесите необходимые изменения.

В заключение хотелось бы вспомнить, какие основные элементы народного костюма мы с вами сегодня узнали (понёва, сарафан, рубаха, повой, кика и т.д), основные цвета народного костюма (красный, белый и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактический материал к уроку

 

 

Список использованных источников.

1.     Соловьёв В.М. Золотая книга русской культуры. - М.: Белый город, 2007. -560 стр.: ил.

2.     В.И.Лосева. Народный женский костюм Симбирской губернии. – Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2003. – 12 стр.: ил.

3.     А.В.Терещенко. История культуры русского народа. – М.: Эксмо, 2007. – 738 стр.: ил.

4.     Н.М.Каминская. История костюма. – М.: Лёгкая индустрия, 1977. 130 стр.

5.     Киреева Е.В. История костюма. – М.: Просвещение, 1970. 165 стр.

6.     Н.И.Костомаров. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа в XVI и XVII столетиях (очерк) http://www.sarafany.narod.ru

7.     Русский народный костюм. http://www.slavlibrary.ru

8.     Сарафан. http://www.family-history.ru/material/history/kostum/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ урока

·              Реальные возможности данной группы достаточно высокие; некоторые дети занимаются в школе второй год, некоторые прошли обучение в подготовительной группе общего эстетического отделения. В данной группе 10 человек в возрасте 9 – 10 лет, девочек больше, чем мальчиков.

·              При подготовке к уроку были учтены такие особенности данной возрастной группы, как подвижность и лёгкая переключаемость с одной темы на другую; группа легко идёт на контакт, хорошо реагирует на вопросы, старается активно сотрудничать.

·              Данный урок относится к теме «Выполнение иллюстраций к народным сказкам с использованием орнамента и народного костюма» и опирается на предыдущие темы («Иллюстрация», «Орнамент»). Урок предполагается проводить в  I четверти первого класса. В последующем класс неоднократно будет возвращаться к темам  «Иллюстрирование» и  «Народный костюм», постепенно усложняя сюжет и технику выполнения работы.

·              Проведённый урок относится к уроку по изучению нового материала и первоначального формирования умений и навыков и представляет из себя комбинированный урок (беседа и практическая работа).

·              На уроке преимущественно решались образовательные задачи и задачи по развитию обучающихся. Однако нельзя отрицать и большого воспитательного значения данной темы. Была обеспечена комплексность, взаимосвязь этих задач. Основной же задачей было выполнение эскиза женского русского костюма. Детям было предложена возможность варьировать положение фигуры на листе, колорит работы, вид и расположение орнаментов. В целом с поставленными задачами группа справилась.

·              Выбранная структура урока отвечает всем методическим требованиям: чередуется теоретическая и практическая части, обучающиеся активно привлекаются к ходу урока – отвечают на вопросы, обсуждают детали. На уроке свободная, непринуждённая атмосфера. Рационально  распределено время, каждый этап урока плавно перетекает в следующий.

·              Главный акцент на уроке делался на красоту и своеобразие русского народного костюма, на богатство вариантов его отделки и оформления. Это воспитывает в детях любовь к народному искусству и родному фольклору, учит их видеть красоту в бытовых вещах.

·              Для раскрытия нового материала было избрано сочетание таких методов, как рассказ, показ иллюстративного материала, показ основных приёмов работы. Это наиболее эффективное сочетание, дающее наилучшие результаты: вначале детям даётся необходимая информация, совместно обсуждается, вспоминается аналогичная информация, систематизируется. Затем показываются иллюстрации, основные приёмы работы. Далее – самостоятельная (или частично самостоятельная) работа учащихся с использованием иллюстративного материала и полученной информации. И в заключение – просмотр и обсуждение выполненных работ, выявление достоинств и недостатков работ, уяснение последующих задач. Необходим дифференцированный подход к обучающимся, так как художественные способности детей очень разные (есть дети с более развитым логическим мышлением, у таких сильнее рисунок; есть такие, у кого доминирующей является творческая сторона – у таких детей более интересны орнаменты, колорит; есть просто очень аккуратные и старательные дети, которые точно выполняют указания преподавателя, но не более; есть дети с повышенной подвижностью – у них, как правило, более неряшливые рисунки, но динамичные и яркие и т.д.) Поэтому в задании детям была предоставлена возможность выбора. То есть не выходя за рамки основного задания (нарисовать женщину в русском народном костюме) можно было проявить свои склонности и возможности (по-разному расположить фигуру на формате, варьировать положение рук и головы, причёску и головной убор, фасон костюма, орнаментировку, колорит, фон и т.д.)

·              Контроль ЗУН осуществлялся непосредственно во время занятия индивидуально и в отношении всей группы. Наиболее активные дети получили оценки за работу на уроке. Итоговая же оценка за задание выставляется на общем просмотре готовых работ (все работы требуют доделки; тема «Выполнение иллюстраций к народным сказкам с использованием орнамента и народного костюма» рассчитана на три занятия)

·              Во время урока использовались следующие средства: стулья со спинками, планшеты и подставки под планшеты (стулья); школьная доска для показа основных приёмов; компьютер для воспроизведения народной музыки и показа иллюстративного материала; иллюстрации из книг с образцами народных костюмов; концертные (стилизованные) народные костюмы; вышитые рушники и т.д. Данный урок предполагает максимум наглядных средств.

·              Высокая работоспособность обучающихся в течение всего урока достигалась за счёт чередования различных форм работы и непринуждённого общения преподавателя и детей. В данном виде деятельности не требуется «жёсткая» дисциплина и беспрекословное подчинение, наоборот, поощряется нестандартность, творческий подход, некоторое творческое «хулиганство».

·              На уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера общения с обучающимися за счёт доброжелательного отношения преподавателя, использование юмора и шутки, непосредственного контакта с каждым ребёнком.  Обращение к детям – вежливое, только по именам, иногда с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов.

·              Как правило, во время комбинированных уроков предупреждение перегрузки обучающихся заключается в грамотном распределении учебного времени, что и было в должной мере обеспечено.

·              На случай непредвиденной ситуации (например, отказ аппаратуры) в кабинете и в школьной библиотеке достаточно иллюстративного материала для обеспечения наглядности; музыкальное же сопровождение можно обеспечить за счёт CD-плейера.

·              Все поставленные задачи реализованы полностью; окончательный вариант работ будет представлен через два занятия.

·              Во время урока было выявлено, что многие дети не очень хорошо  знакомы с народным костюмом нашей области; планируется посещение Ульяновского краеведческого музея для просмотра экспозиции «Костюм Симбирской губернии» (каникулы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

Русский народный костюм в иллюстрациях. Работы учащихся МУ ДО ДШИ № 1 Чердаклинского района (конкурс «Красный сарафан»)

 

 

Русский народный костюм в иллюстрациях. Работы учащихся МУ ДО ДШИ № 1 Чердаклинского района (конкурс «Красный сарафан»)

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное учреждение дополнительного образования

Муниципальное учреждение дополнительного образования

Тема урока: Народная праздничная одежда и её использование в иллюстрациях

Тема урока: Народная праздничная одежда и её использование в иллюстрациях

Технологическая карта урока №

Технологическая карта урока №

Конспект урока. "Главной идеей орнаментального образа и женского праздничного наряда в целом была идея плодородия, причем плодородие женщины связывалось с плодородием земли

Конспект урока. "Главной идеей орнаментального образа и женского праздничного наряда в целом была идея плодородия, причем плодородие женщины связывалось с плодородием земли

Это называлось - носить поневу "кульком"

Это называлось - носить поневу "кульком"

Головной убор "мужатой" женщины непременно укрывал волосы полностью

Головной убор "мужатой" женщины непременно укрывал волосы полностью

Красна девушка идет, Словно павушка плывет

Красна девушка идет, Словно павушка плывет

После того, как карандашный рисунок выполнен, можно приступать к выполнению цветного рисунка

После того, как карандашный рисунок выполнен, можно приступать к выполнению цветного рисунка

Дидактический материал к уроку

Дидактический материал к уроку

Открытый урок "Народный костюм"

Открытый урок "Народный костюм"

Открытый урок "Народный костюм"

Открытый урок "Народный костюм"

Список использованных источников

Список использованных источников

Самоанализ урока ·

Самоанализ урока ·

Выбранная структура урока отвечает всем методическим требованиям: чередуется теоретическая и практическая части, обучающиеся активно привлекаются к ходу урока – отвечают на вопросы, обсуждают детали

Выбранная структура урока отвечает всем методическим требованиям: чередуется теоретическая и практическая части, обучающиеся активно привлекаются к ходу урока – отвечают на вопросы, обсуждают детали

Контроль ЗУН осуществлялся непосредственно во время занятия индивидуально и в отношении всей группы

Контроль ЗУН осуществлялся непосредственно во время занятия индивидуально и в отношении всей группы

На случай непредвиденной ситуации (например, отказ аппаратуры) в кабинете и в школьной библиотеке достаточно иллюстративного материала для обеспечения наглядности; музыкальное же сопровождение можно обеспечить за…

На случай непредвиденной ситуации (например, отказ аппаратуры) в кабинете и в школьной библиотеке достаточно иллюстративного материала для обеспечения наглядности; музыкальное же сопровождение можно обеспечить за…

Русский народный костюм в иллюстрациях

Русский народный костюм в иллюстрациях

Русский народный костюм в иллюстрациях

Русский народный костюм в иллюстрациях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2021