«Обобщение знаний
об имени существительном и имени прилагательном» (3 класс)
Тип урока: повторение и закрепление изученного (части речи).
Цели:
обобщение знаний учащихся о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог); развитие сообразительности, логического мышления; обогащение словарного запаса; воспитание чувства взаимовыручки.
Задачи:
Образовательные:
Обучать грамотному, каллиграфическому письму.
Совершенствовать умение распознавать части речи через природные явления и признаки весны.
Совершенствовать орфографическую зоркость, умение « видеть» орфограммы.
Развивающие:
Продолжать развивать устную речь учащихся.
Развивать внимание, мышление, речь, обогащать и активизировать словарный запас.
Продолжать работать по формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух.
Развивать умение работать в парах, в группах, развивать навыки контроля и самоконтроля.
Развивать интерес к русскому языку, логическое и образное мышление, орфографическую зоркость, самостоятельность, интеллектуальную и эмоциональную сферу.
Развивать памяти, воображения.
Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать.
Развивать у учеников самостоятельность на уроке, интерес к процессу познания.
Воспитательные:
Содействовать воспитанию духовно богатой, творчески активной личности.
Привлечь внимание к культуре русской речи, к слову как единице общения между людьми.
Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Воспитывать умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения и обосновывать её.
Воспитывать гордость за свои знания, коллективизм.
Воспитывать умение совместной деятельности при работе в парах.
Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки, ответственности за свои действия.
Воспитывать любовь к Родине.
Методы работы на уроке – коллективная работа, беседа, индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа.
Средства обучения – таблицы, индивидуальные карточки, учебная доска.
Формы контроля – индивидуальный опрос, самостоятельная работа, фронтальный опрос.
Ход урока.
I. Организационный момент.
С добрым утром, начат день,
Первым делом гоним лень,
На уроке не зевать,
А работать и писать!
– Сейчас посмотрели друг на друга, улыбнулись, глубоко вдохнули, сделали выдох. Тихо сели. Начинаем урок!
II. Сообщение темы и целей урока.
-Ребята, к нам на урок пришла незнакомка. Своё имя она зашифровала в этой загадке. Вы уберите все глухие непарные согласные и узнаете тогда главную героиню нашего урока.
В Ч Е Щ С Ц Н Х А
-Вот наша красавица Весна! Смотрите, возле нее стоит красивая корзинка, но она пустая… Чего не хватает в этой корзинке как вы думаете?
- Соберем букет?
- Сегодня на уроке мы поговорим о весне-красне, о первых весенних цветах. А помогут нам в этом наши друзья помощники ЧАСТИ РЕЧИ.
III. Самостоятельная работа на повторение.
- Что мы знаем о частях речи?
- А об имени существительном?
-А что вы знаете об имени прилагательном?
- Ребята, у вас на партах карточки с различными вариантами вопросов, на который вы, посовещавшись в паре, дадите мне ответ. Понятно?
№1.
Восстанови цепочку.
Имя существительное что сделать? что делать? предмет
Имя прилагательное кто? что? признак предмета
Глагол какая? какой? действие предмета
|
№2.
Соедини падежи с падежными вопросами.
Именительный о ком? о чем? Родительный кому? чему? Дательный кто? что? Винительный кем? чем? Творительный кого? чего? Предложный кого? что?
|
- А теперь, скажите, о чем мы поведем речь на сегодняшнем уроке, попробуйте сформулировать тему урока («Повторение изученного об имени существительном и имени прилагательном»)
- Как вы, думаете, какова наша цель? Чему бы вы хотели научиться? (узнать как можно больше о сущ., прил. И грамотно писать)
- Молодцы! Вот и получаем мы с вами первый наш весенний цветок.
IV. Оформление тетрадей.
– Открываем тетради. Соблюдаем наклон тетрадей и правила посадки при письме.
Записываем: Пятнадцатое апреля. Классная работа.
V. Чистописание.
Запишите двустишие о весне.
Вмиг пропала тишина:
По земле пошла весна.
- Как вы понимаете слово вмиг?
- Объясните написание орфограмм. Укажите знакомые части речи.
Ученики работают самостоятельно, один у доски надписывает части речи и подчеркивает орфограммы.
-За хорошо выполненную работу мы еще один цветочек получаем в наш букет!
VI. Работа по теме урока. (2мин)
-Ребята, Весна для нас оставила загадки, давайте попробуем их отгадать.
Загадки.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкой.
Волшебной палочкой
Взмахнёт,
В лесу подснежник
Расцветёт.
(Весна)
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
- Заглянул к нам месяц ...
(Март)
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель
- В гости к нам пришёл ...
(Апрель)
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
(Май)
Не пешеход, а идёт.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка?
(Дождь)
- Молодцы! Очень хорошо умеете отгадывать загадки.
- Посмотрите, ребята, на эти слова и скажите, что их всех объединяет? (это все имена существительные, неодушевлённые, все стоят в единственном числе и в именительном падеже).
-Умницы! Вот и еще один цветок для нашего букетика заработали.
VII. Физкультминутка.
Хобот у слона какой? - обе руки вперед, потягивания
Длинный!
В цирке акробат какой? - сгибы рук к плечам, напрягая мышцы
Сильный!
В небе радуга какая? - дугообразные поочередные махи руками над головой
Яркая!
А погода в летний день? - ходьба на месте, обмахиваясь руками, как веером
Жаркая!
А какие в поле кони? - бег на месте, высоко поднимая колени
Быстрые!
Наши руки после мыла? - вращательные движения кистями рук
Чистые!
Солнце в небесах какое? - потягивания вверх
Ясное!
Настроение у вас? - руки вперед с поднятыми вверх большими пальцами
Классное!
VIII. Словарно-орфографическая работа.
- Ребята, а сейчас приготовьтесь, закройте глаза и представьте, что мы вместе с Весной в апреле месяце идём по поляне, слегка подёрнутой зелёной дымкой, а вот вдали показалось бело-жёлтое пятно, словно покрывало! Открываем глаза, что же это за покрывало в апреле?! (одуванчики)
- Посмотрите, какие они красивые, а под ними задание от Весны:
З.лёной, одуван.чик,выглядывает, тр.вы, из, ж.лтый.
- Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании? (Вставить пропущенные буквы, из слов составить предложение.)
Жёлтый одуванчик выглядывает из зелёной травы.
У доски работает один ученик. (В предложении подчеркнуть грамматическую основу, над прилагательными указать род, число, падеж.)
-А какие ещё весной распускаются цветы? (тюльпаны, нарциссы, гиацинты, крокусы)
- Ещё один цветочек появился в нашем весеннем букете!
IX. Самостоятельная работа по карточкам.
-Ребята, вот мы с вами все повторили, сделали столько заданий, всё ли вам было понятно? А чтобы мне убедиться, хорошо ли вы усвоили материал вы напишете самостоятельную работу.
- Каждый ученик получил карточку с заданием. Карточку подпишите и выполняйте все, что там указано.
- Озаглавь текст. Спишите, вставьте буквы. Выделенное слово разбери по составу. Выполните морфологический разбор.
Наступила ранняя весна. Звонкая капель стучит по земле. В лесу пахнет пушистыми почками. С берёзки течёт сладкий сок. Лучи солнышка осветили лес тёплым светом.
- После того, как вы закончите работу, карточки положите на край парт. После звонка я их у вас соберу.
-За вашу самостоятельную работу мы прибавляем ещё один цветочек в наш весенний букет! Всего у нас получился букет из 5 прекрасных весенних цветов для весны. Красивый букет? Каждый цветок в этом букете символизирует ваши определенные знания. Вы наверное заметили, что на уроке у нас, кроме красавицы весны присутствуют и наши уважаемые гости. Поприветствуем их. И от вашего имени я предлагаю подарить эту корзинку нашим гостям. Пусть и в их сердцах всегда цветет весна!
X. Итог урока. Рефлексия.
«Радуга настроения».
- Жёлтый цветок – «Урок полезен, всё понятно», синий – «Ещё придется потрудиться», красный – «Да, трудно всё-таки учиться».
Оценки за работу на уроке.
– Домашнее задание: работа по карточкам.
Карточка 1. Выделить окончания прилагательных. Указать падеж.
За соснов……. лес, на влажн…… землю, влажн…… землёю, в зимн…… пору, зимн……. порою, на передн…… лапе, пе¬редн….. лапой, на передн…… лапу, после утреннн….. зарядки, на деревянн…… стол.
Карточка 2. Спиши текст. Подчеркни имена прилагательные и существительные к которым они относятся.
Мохнатые ели стоят по обе стороны дороги. Они закутались в пушистый снег, чтобы не замерзнуть. А на пригорке ель розовая. И еловые шишки тоже розовые. Это их закатное солнце освещает. Зимняя сказка возникает прямо на глазах.
- Спасибо за урок!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.