Открытый урок "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" в 3 классе

  • docx
  • 16.04.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.docx

«Обобщение  знаний 

об имени существительном и имени прилагательном» (3 класс)

 

Тип урока:   повторение и закрепление изученного  (части речи).

Цели:

обобщение знаний  учащихся о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог); развитие   сообразительности, логического мышления; обогащение  словарного  запаса; воспитание  чувства взаимовыручки.

Задачи:

Образовательные:

Обучать грамотному, каллиграфическому письму.

 Совершенствовать умение распознавать части речи через природные явления и признаки весны.

Совершенствовать орфографическую зоркость, умение « видеть» орфограммы.

 Развивающие:

Продолжать  развивать  устную     речь  учащихся.

Развивать внимание, мышление, речь, обогащать и активизировать словарный запас.

Продолжать  работать  по формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух.

Развивать умение работать в парах, в группах, развивать навыки контроля и самоконтроля.

Развивать интерес к русскому языку, логическое и образное мышление, орфографическую зоркость, самостоятельность, интеллектуальную и эмоциональную сферу.

Развивать  памяти, воображения.

Развивать умения  наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать.

Развивать у учеников самостоятельность на уроке, интерес к процессу познания.

Воспитательные:

Содействовать воспитанию духовно богатой, творчески активной личности.

Привлечь внимание к культуре русской речи, к слову как единице общения между людьми.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Воспитывать умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения и обосновывать её.

Воспитывать гордость за свои знания, коллективизм.

Воспитывать умение совместной деятельности при работе в парах.

Воспитывать  чувство  взаимопомощи, взаимовыручки, ответственности за свои действия.

Воспитывать любовь к Родине.

Методы работы на уроке – коллективная работа, беседа, индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа.

Средства обучения – таблицы, индивидуальные карточки, учебная доска.

Формы контроля – индивидуальный опрос, самостоятельная работа, фронтальный опрос.

Ход урока.

 

I. Организационный момент.

С добрым утром, начат день,

Первым делом гоним лень,

На уроке не зевать,

А работать и писать!

– Сейчас посмотрели друг на друга, улыбнулись, глубоко вдохнули, сделали выдох. Тихо сели. Начинаем урок!

II.  Сообщение темы и целей  урока. 

-Ребята,  к нам на урок пришла незнакомка. Своё имя она зашифровала в этой загадке.   Вы  уберите все глухие непарные  согласные  и    узнаете тогда главную героиню нашего урока.

  В Ч Е Щ С Ц Н Х А

-Вот наша красавица Весна! Смотрите, возле нее стоит красивая корзинка, но она пустая… Чего не хватает в этой корзинке  как  вы  думаете?         

- Соберем букет?

 - Сегодня на уроке мы поговорим о весне-красне, о первых весенних цветах.  А помогут нам в этом наши друзья помощники ЧАСТИ РЕЧИ.

III. Самостоятельная работа на повторение.

- Что мы знаем  о частях речи?

- А об имени существительном?

-А что вы знаете об имени прилагательном?

- Ребята, у вас на партах карточки  с различными вариантами вопросов, на который  вы,  посовещавшись в паре,  дадите мне ответ. Понятно?

 

№1.

 

Восстанови цепочку.

 

Имя существительное                  что сделать? что делать?                   предмет

 

Имя прилагательное                                 кто? что?                           признак предмета

 

Глагол                                                     какая? какой?                          действие предмета

 

 

№2.

 

Соедини падежи с падежными вопросами.

 

Именительный                                о ком? о чем?

Родительный                                      кому? чему?

Дательный                                          кто? что?

Винительный                                      кем? чем?

Творительный                                     кого? чего?

Предложный                                        кого? что?

 

 

- А теперь, скажите, о чем мы поведем речь на сегодняшнем уроке, попробуйте сформулировать тему урока («Повторение изученного об имени существительном и имени прилагательном»)

- Как вы,  думаете, какова наша цель? Чему бы вы хотели научиться? (узнать как можно больше о сущ., прил.  И грамотно писать)

- Молодцы!  Вот и получаем мы с вами первый наш весенний цветок.

IV.  Оформление тетрадей.

– Открываем тетради. Соблюдаем наклон тетрадей и правила посадки при письме.

 Записываем:     Пятнадцатое апреля. Классная работа.

V. Чистописание.

Запишите двустишие о весне.

Вмиг пропала тишина:

По земле пошла весна.

- Как вы понимаете слово  вмиг?    

- Объясните написание орфограмм.  Укажите знакомые части речи.

Ученики работают самостоятельно, один у доски надписывает части речи и подчеркивает орфограммы.

-За хорошо выполненную работу мы еще один цветочек получаем в наш букет!  

 

VI. Работа по теме урока. (2мин)

-Ребята,  Весна для нас  оставила загадки,  давайте попробуем их отгадать.


Загадки.

 Она приходит с ласкою

И со своею сказкой.

Волшебной палочкой

Взмахнёт,

В лесу подснежник

Расцветёт.

(Весна)

 

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад

- Заглянул к нам месяц ...

(Март)

 

 

Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель

- В гости к нам пришёл ...

(Апрель)

 

 

 

 

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

(Подснежник)

 

 

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?

(Май)

Не пешеход, а идёт.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку.

Очень трудная загадка?

(Дождь)

 


- Молодцы! Очень хорошо умеете отгадывать загадки.

- Посмотрите, ребята, на эти слова и скажите, что их всех объединяет? (это все имена существительные,  неодушевлённые, все стоят в единственном числе и в именительном падеже).

-Умницы! Вот и еще один цветок для нашего букетика заработали.  

VII. Физкультминутка.

Хобот у слона какой?             - обе руки вперед, потягивания

Длинный!

В цирке акробат какой?        - сгибы рук к плечам, напрягая мышцы

Сильный!

В небе радуга какая?             - дугообразные поочередные махи руками над головой

Яркая!

А погода в летний день?      - ходьба на месте, обмахиваясь руками, как веером

Жаркая!

А какие в поле кони?            - бег на месте, высоко поднимая колени

Быстрые!

Наши руки после мыла?      - вращательные движения кистями рук

Чистые!

Солнце в небесах какое?      - потягивания вверх

Ясное!

Настроение у вас?                  - руки вперед с поднятыми вверх большими пальцами

Классное!

 

VIII. Словарно-орфографическая работа. 

 - Ребята, а сейчас приготовьтесь, закройте глаза и представьте, что мы вместе с Весной в апреле месяце идём по поляне, слегка подёрнутой зелёной дымкой, а вот вдали показалось бело-жёлтое пятно, словно покрывало! Открываем глаза, что же это за покрывало в апреле?! (одуванчики)

- Посмотрите,  какие они красивые,  а под ними   задание  от Весны:

 З.лёной, одуван.чик,выглядывает, тр.вы, из, ж.лтый.

- Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании? (Вставить пропущенные  буквы, из слов составить предложение.)

Жёлтый одуванчик выглядывает из зелёной травы.

У доски работает один ученик. (В предложении подчеркнуть грамматическую основу, над прилагательными указать род, число, падеж.)

-А какие ещё  весной   распускаются цветы? (тюльпаны, нарциссы, гиацинты, крокусы)

- Ещё один цветочек появился в нашем весеннем букете!

IX. Самостоятельная  работа  по   карточкам.

-Ребята, вот мы с вами все повторили,  сделали столько заданий, всё ли вам было понятно? А чтобы мне убедиться, хорошо ли вы усвоили материал вы напишете   самостоятельную работу.   

- Каждый ученик  получил  карточку с заданием. Карточку подпишите и выполняйте все, что там указано.

- Озаглавь текст.  Спишите, вставьте буквы. Выделенное слово разбери по составу. Выполните морфологический разбор.

 

         Наступила ранняя весна. Звонкая капель стучит по земле. В лесу пахнет пушистыми почками. С берёзки течёт сладкий сок. Лучи солнышка  осветили лес тёплым светом.

 

- После того, как вы закончите работу, карточки положите на край парт. После звонка я их у вас соберу.

-За вашу самостоятельную работу  мы прибавляем ещё один цветочек в наш весенний букет!    Всего у нас получился букет из 5 прекрасных весенних цветов для весны. Красивый  букет?  Каждый  цветок в этом букете символизирует ваши  определенные знания. Вы наверное заметили, что на уроке у нас, кроме красавицы весны присутствуют и наши уважаемые гости. Поприветствуем их. И от вашего имени я предлагаю подарить эту корзинку нашим гостям. Пусть и в их сердцах всегда цветет весна! 

X. Итог урока. Рефлексия.

«Радуга настроения».

- Жёлтый цветок – «Урок полезен, всё понятно», синий – «Ещё придется потрудиться», красный – «Да, трудно всё-таки учиться».

Оценки за работу на уроке.

– Домашнее задание: работа по карточкам.

Карточка 1. Выделить окончания прилагательных. Указать падеж.

За  соснов…….  лес, на влажн……   землю, влажн……   землёю,  в зимн……    пору, зимн…….   порою, на передн……     лапе, пе¬редн…..     лапой, на передн……    лапу, после утреннн…..     зарядки,  на деревянн……   стол.

Карточка 2. Спиши текст. Подчеркни имена прилагательные и существительные к которым они относятся.

Мохнатые ели стоят по обе стороны дороги. Они закутались в пушистый снег, чтобы не замерзнуть. А на пригорке ель розовая. И еловые шишки тоже розовые. Это их закатное солнце освещает. Зимняя сказка возникает прямо на глазах.

 

-  Спасибо за урок!