Открытый урок. Общая характеристика земноводных. 7 класс
Оценка 4.7

Открытый урок. Общая характеристика земноводных. 7 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
03.05.2022
Открытый урок. Общая характеристика земноводных. 7 класс
Проводимый урок является первым в ходе изучения темы «Класс земноводные, или Амфибии». Изучение данной темы ставит своей целью выявить характерные признаки земноводных, усложнения в строении и процессах жизнедеятельности земноводных в связи с выходом на сушу, черты приспособления земноводных к среде обитания, сформировать умения выявлять причинно – следственные связи, работать с различными источниками информации.
открытый урок Общая характеристика земноводных.docx

Халимонова Елена Николаевна,

учитель биологии

МОУ «Школа №94 г. Донецка»

 

Тема: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА ЗЕМНОВОДНЫЕ

Класс - 7

Предмет – биология

 

Описание урока

 

Проводимый урок является первым в ходе изучения темы «Класс земноводные, или Амфибии». Изучение данной темы ставит своей целью выявить характерные признаки земноводных, усложнения в строении и процессах жизнедеятельности земноводных в связи с выходом на сушу, черты приспособления земноводных к среде обитания, сформировать умения выявлять причинно – следственные связи, работать с различными источниками информации.

 

На уроке предполагается использование следующих методов обучения:

- проблемно - поисковый;

- объяснительно – иллюстративный;

- словесный;

- методы критического мышления;

- метод самостоятельной  работы;

- метод контроля и самоконтроля;

 

Используемые приёмы работы:

- анализ, сравнение и обобщение получаемых знаний;

- работа с дидактическим материалом;

- работа с текстом; иллюстрациями, по содержанию фильма и презентации;

 

Цели и задачи урока:

 

Образовательные: 

·                    сформировать знания об особенностях внешнего строения и жизнедеятельности земноводных как первых наземных позвоночных;

·                    подвести учащихся к выводу о сложности организации земноводных по сравнению с рыбами;

·                    выявить  признаки приспособленности организма к условиям окружающей среды;

·                    изучить особенности внешнего строения отрядов земноводных  с целью  их распознания; 

·                    продолжить формирование научного мировоззрения;

 

  Развивающие:

·                    развивать навыки и умения  устанавливать причинно – следственные связи, умение делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы;

·                    развивать мыслительную деятельность учащихся при работе с учебником и другими источниками информации;

·                    развивать внимание, память. воображение, логическое мышление, речь учащихся

 

Воспитательные:

 

·                    воспитывать добросовестное отношение к выполняемой работе, чувство взаимопомощи;

·                    воспитывать культуру общения во время обсуждений и дискуссий;

·                    воспитывать основы нравственной, экологической, коммуникативной культуры, интереса к предмету.

 

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, фильм  «Земноводные»,  презентация «Самостоятельная работа»,  раздаточный материал для игры - пазлы  «Земноводные», схемы, таблицы,  текст «Земноводные, или Амфибии», презентация «Модельное агентство».

 

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками.

 

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

 

Приёмы критического мышления: стадия «Вызов», «Мозговая атака», «Система вопросов», «Чтение с пометками».

 

ХОД УРОКА

 

I.                   Организация класса.

- приветствие

- проверка готовности класса к уроку

 

-  Ребята, сегодня на  уроке нам предстоит выполнить много важной,  нужной и интересной работы. Сегодня мы будем решать не только учебные задачи, но и как всегда будем затрагивать вопросы нравственности. Работать на уроке нужно внимательно, дружно, активно, проявлять логику и мышление.

 

II.      Сообщение темы и цели урока – стадия «Вызов».

- О ком мы сегодня будем говорить,  вам  предстоит узнать самостоятельно. Для этого вам необходимо собрать пазлы и узнать, о каких животных будет идти речь на уроке. (Игра - пазлы  «Земноводные» Приложение 1.)

(Учащиеся работают парами и  собирают пазлы с изображением земноводных:  лягушка, жаба, жерлянка, тритон, саламандра, червяга).

- И так, какие животные сегодня будут объектом нашего изучения?

- Вы правильно  догадались, что речь сегодня пойдёт  о земноводных.

- Нам предстоит изучить особенности строения этих животных,  черты приспособленности  к среде обитания,  их отряды,  научиться различать по внешнему виду представителей разных отрядов.

Как всегда на уроке нас ждут удивительные факты и открытия.

 

III.             Мозговой штурм.

Что вы уже знаете об этих животных?

(Дети приводят знакомые им факты)

- Признайтесь, какие чувства у вас  вызывают эти животные?

 

IV.   Просмотр фильма «Земноводные» с одновременным обсуждением и закреплением увиденного материала.  

- Трудно назвать какую - то другую группу животных, которые вызывают очень противоречивые чувства: пренебрежения, брезгливости, отвращения,  настороженности и даже страха. Многие думают, если взять в руки жабу, то на руках появятся бородавки. И язык у этих животных шиворот – навыворот.

 Но тем не менее этим животным во многих странах стоят памятники. Почему? Это и предстоит нам выяснить. (Фильм «Земноводные, или Амфибии». Приложение  2.)

 

V.       Самостоятельная работа.

Заполнение учащимися схем и таблиц «Отряды и строение земноводных». (Приложение 3.)

Проверка: сверить выполненную работу с изображением  на проекторе. (Презентация «Самостоятельная работа. Проверка». Приложение 4.)

 

VI.      Работа над текстом «Чтение с пометками: +, ?, !»

 

Земноводные, или Амфибии.

 

1. Земноводные произошли от одной из групп древних преноводных кистепёрых рыб – стегоцефалов, которые обитали 300млн. лет назад в заболоченных водоёмах.

2. Земноводные  - первая группа позвоночных животных, освоившая наземную среду, но сохранившаятесную связь с водой. Распространены повсеместно, но наиболее широко встречаются  в регионах с тёплым и влажным климатом. Живут вблизи водоёмов.

3.Тело земноводных состоит из трёх частей: это голова, туловище и конечности.

4. На голове расположены органы чувств: глаза, ноздри, ротовой аппарат.

 Глаза крупные, большие. Верхние, нижние подвижные веки и мигательная перепонка защищают глаза от засорения. Имеются слёзные железы, чтобы защитить глаза от высыхания. Видят земноводные только движущиеся предметы.

5.Органы обоняния – ноздри (хоаны), расположены впереди глаз на возвышении. Ноздри имеют клапаны, которые открываются и закрываются во время вдоха и выдоха. В воде клапаны закрыты, а на суше открыты.

6.Позади глаз лягушки заметен небольшой кружок, затянутый кожей. Это барабанная перепонка – наружная часть органа слуха. Среднее ухо расположено в голове и закрыто глубокой мембранной перепонкой. В среднем ухе есть специальная косточка для усиления звуковых колебаний – это стремечко.     Имея орган слуха, земноводные научились прилично слышать.

7.Земноводные – первые наземные животные, которые приобрели голосовой аппарат – резонаторы в виде кожаных мешков.

 8.Кожа голая, богата железами, выделяющими слизь. Слизь предотвращает развитие бактерий. Но у некоторых она может быть ядовитой. Это своеобразная защита от врагов.

 9.В воде лягушки дышат растворённым в воде кислородом через кожу, а на суше - с помощью лёгких и влажной кожи.

10.Кожа – единственная одежда амфибий. Они используют её для плавания. В ней им приходится плавать, зарываться в землю, заползать в дупла, под камни. Со временем кожа стареет, снашивается. (Текст «Чтение с пометками: +, ?, !» «Земноводные, или Амфибии». Приложение 5.)

 

VII.    Проверка осмысления содержания текста. «Система вопросов».

1. Почему земноводные живут вблизи водоёмов?

2. Почему   у лягушки появились веки и слёзные железы?

3. Почему глаза и ноздри расположены на возвышении?

(Чтобы, не вылезая из воды дышать атмосферным воздухом и         ориентироваться в окружающем пространстве.)

4. Почему ноздри имеют клапаны?

5. Как вы можете объяснить  такой факт: для чего раньше, когда не было                 холодильников,  хозяйки бросали в молоко лягушек?

6.  Почему кожа амфибий должна быть влажной?

7. Задохнётся ли лягушка, если воздух не будет поступать в ноздри и рот?

8.Как спасается жаба, покрытая голой кожей от комаров, клещей, пиявок и других кровососов, а также от хищных зверей?

 

VIII. Просмотр видеопрезентации «Модельное агентство».

- Кожа – единственная одежда амфибий. Они используют её для плавания. В ней им приходится плавать, зарываться в землю, заползать в дупла, под камни. Со временем кожа стареет, снашивается.

- Как им удаётся сберечь свою одежду?

- В сказке царевна – лягушка сбрасывала свою кожу. Это не вымысел. Не сказочные лягушки меняют свою кожу не менее 4 раз в год, а старую кожу съедают.

-Я предлагаю вам посетить «Модельное агентство» земноводных, обратить внимание на их внешний вид и подумать, почему земноводные имеют такую разнообразную окраску. (Видеопрезентации «Модельное агентство». Приложение 6.)

- Вы посмотрели видеопрезентацию, ответьте на вопрос:

- Почему земноводные имеют такую разнообразную окраску?

 

IX.      Итог урока.

- Наш урок подошёл к концу, давайте подведём итоги:

1. Какие приспособления у земноводных к водной среде обитания?

- обтекаемая форма тела;

- плавательная перепонка на задних конечностях;

- кожа покрыта слизью;

-расположение глаз и ноздрей на верхней части лица:

- дышат кожей растворённым в воде кислородом;

 

2. Какие приспособления у земноводных к наземной среде обитания?

-глаза с веками;

- ноздри для проникновения атмосферного воздуха в лёгкие;

- клапаны в ноздрях, которые  предотвращают поступление воздуха в обратном          направлении

3. Изменилось ли ваше отношение к этим животным?

 

X. Домашнее задание

Параграф 37, подготовить интересные факты об этих удивительных животных.

 

Список литературы:

Литвинова. Д.  Большая энциклопедия;  Изд.: Росмэн; Язык издания: Русский; Книжная серия: 2020 – 317с.

Станек В.Я. Переводчик: Е. Фиштейна. Жанр или тематика: Зоология. Иллюстрированная энциклопедия животных. Изд.: Прага.: 1986  - 647с.

 

Электронный ресурс:

Ссылка на фильм «Общая характеристика земноводных»   https://learningapps.org/watch?v=pyiggf35n22

Сайт «Виды лягушек»  https://funart.pro/34020-vidy-ljagushek-58-foto.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Халимонова Елена Николаевна, учитель биологии

Халимонова Елена Николаевна, учитель биологии

Воспитательные: · воспитывать добросовестное отношение к выполняемой работе, чувство взаимопомощи; · воспитывать культуру общения во время обсуждений и дискуссий; · воспитывать основы нравственной, экологической, коммуникативной…

Воспитательные: · воспитывать добросовестное отношение к выполняемой работе, чувство взаимопомощи; · воспитывать культуру общения во время обсуждений и дискуссий; · воспитывать основы нравственной, экологической, коммуникативной…

Вы правильно догадались, что речь сегодня пойдёт о земноводных

Вы правильно догадались, что речь сегодня пойдёт о земноводных

В среднем ухе есть специальная косточка для усиления звуковых колебаний – это стремечко

В среднем ухе есть специальная косточка для усиления звуковых колебаний – это стремечко

Какие приспособления у земноводных к наземной среде обитания? -глаза с веками; - ноздри для проникновения атмосферного воздуха в лёгкие; - клапаны в ноздрях, которые предотвращают…

Какие приспособления у земноводных к наземной среде обитания? -глаза с веками; - ноздри для проникновения атмосферного воздуха в лёгкие; - клапаны в ноздрях, которые предотвращают…

Открытый урок. Общая характеристика земноводных. 7 класс

Открытый урок. Общая характеристика земноводных. 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2022