Халимонова Елена Николаевна,
учитель биологии
МОУ «Школа №94 г. Донецка»
Тема: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА ЗЕМНОВОДНЫЕ
Класс - 7
Предмет – биология
Описание урока
Проводимый урок является первым в ходе изучения темы «Класс земноводные, или Амфибии». Изучение данной темы ставит своей целью выявить характерные признаки земноводных, усложнения в строении и процессах жизнедеятельности земноводных в связи с выходом на сушу, черты приспособления земноводных к среде обитания, сформировать умения выявлять причинно – следственные связи, работать с различными источниками информации.
На уроке предполагается использование следующих методов обучения:
- проблемно - поисковый;
- объяснительно – иллюстративный;
- словесный;
- методы критического мышления;
- метод самостоятельной работы;
- метод контроля и самоконтроля;
Используемые приёмы работы:
- анализ, сравнение и обобщение получаемых знаний;
- работа с дидактическим материалом;
- работа с текстом; иллюстрациями, по содержанию фильма и презентации;
Цели и задачи урока:
Образовательные:
· сформировать знания об особенностях внешнего строения и жизнедеятельности земноводных как первых наземных позвоночных;
· подвести учащихся к выводу о сложности организации земноводных по сравнению с рыбами;
· выявить признаки приспособленности организма к условиям окружающей среды;
· изучить особенности внешнего строения отрядов земноводных с целью их распознания;
· продолжить формирование научного мировоззрения;
Развивающие:
· развивать навыки и умения устанавливать причинно – следственные связи, умение делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы;
· развивать мыслительную деятельность учащихся при работе с учебником и другими источниками информации;
· развивать внимание, память. воображение, логическое мышление, речь учащихся
Воспитательные:
· воспитывать добросовестное отношение к выполняемой работе, чувство взаимопомощи;
· воспитывать культуру общения во время обсуждений и дискуссий;
· воспитывать основы нравственной, экологической, коммуникативной культуры, интереса к предмету.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, фильм «Земноводные», презентация «Самостоятельная работа», раздаточный материал для игры - пазлы «Земноводные», схемы, таблицы, текст «Земноводные, или Амфибии», презентация «Модельное агентство».
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Приёмы критического мышления: стадия «Вызов», «Мозговая атака», «Система вопросов», «Чтение с пометками».
ХОД УРОКА
I. Организация класса.
- приветствие
- проверка готовности класса к уроку
- Ребята, сегодня на уроке нам предстоит выполнить много важной, нужной и интересной работы. Сегодня мы будем решать не только учебные задачи, но и как всегда будем затрагивать вопросы нравственности. Работать на уроке нужно внимательно, дружно, активно, проявлять логику и мышление.
II. Сообщение темы и цели урока – стадия «Вызов».
- О ком мы сегодня будем говорить, вам предстоит узнать самостоятельно. Для этого вам необходимо собрать пазлы и узнать, о каких животных будет идти речь на уроке. (Игра - пазлы «Земноводные» Приложение 1.)
(Учащиеся работают парами и собирают пазлы с изображением земноводных: лягушка, жаба, жерлянка, тритон, саламандра, червяга).
- И так, какие животные сегодня будут объектом нашего изучения?
- Вы правильно догадались, что речь сегодня пойдёт о земноводных.
- Нам предстоит изучить особенности строения этих животных, черты приспособленности к среде обитания, их отряды, научиться различать по внешнему виду представителей разных отрядов.
Как всегда на уроке нас ждут удивительные факты и открытия.
III. Мозговой штурм.
- Что вы уже знаете об этих животных?
(Дети приводят знакомые им факты)
- Признайтесь, какие чувства у вас вызывают эти животные?
IV. Просмотр фильма «Земноводные» с одновременным обсуждением и закреплением увиденного материала.
- Трудно назвать какую - то другую группу животных, которые вызывают очень противоречивые чувства: пренебрежения, брезгливости, отвращения, настороженности и даже страха. Многие думают, если взять в руки жабу, то на руках появятся бородавки. И язык у этих животных шиворот – навыворот.
Но тем не менее этим животным во многих странах стоят памятники. Почему? Это и предстоит нам выяснить. (Фильм «Земноводные, или Амфибии». Приложение 2.)
V. Самостоятельная работа.
Заполнение учащимися схем и таблиц «Отряды и строение земноводных». (Приложение 3.)
Проверка: сверить выполненную работу с изображением на проекторе. (Презентация «Самостоятельная работа. Проверка». Приложение 4.)
VI. Работа над текстом «Чтение с пометками: +, ?, !»
Земноводные, или Амфибии.
1. Земноводные произошли от одной из групп древних преноводных кистепёрых рыб – стегоцефалов, которые обитали 300млн. лет назад в заболоченных водоёмах.
2. Земноводные - первая группа позвоночных животных, освоившая наземную среду, но сохранившаятесную связь с водой. Распространены повсеместно, но наиболее широко встречаются в регионах с тёплым и влажным климатом. Живут вблизи водоёмов.
3.Тело земноводных состоит из трёх частей: это голова, туловище и конечности.
4. На голове расположены органы чувств: глаза, ноздри, ротовой аппарат.
Глаза крупные, большие. Верхние, нижние подвижные веки и мигательная перепонка защищают глаза от засорения. Имеются слёзные железы, чтобы защитить глаза от высыхания. Видят земноводные только движущиеся предметы.
5.Органы обоняния – ноздри (хоаны), расположены впереди глаз на возвышении. Ноздри имеют клапаны, которые открываются и закрываются во время вдоха и выдоха. В воде клапаны закрыты, а на суше открыты.
6.Позади глаз лягушки заметен небольшой кружок, затянутый кожей. Это барабанная перепонка – наружная часть органа слуха. Среднее ухо расположено в голове и закрыто глубокой мембранной перепонкой. В среднем ухе есть специальная косточка для усиления звуковых колебаний – это стремечко. Имея орган слуха, земноводные научились прилично слышать.
7.Земноводные – первые наземные животные, которые приобрели голосовой аппарат – резонаторы в виде кожаных мешков.
8.Кожа голая, богата железами, выделяющими слизь. Слизь предотвращает развитие бактерий. Но у некоторых она может быть ядовитой. Это своеобразная защита от врагов.
9.В воде лягушки дышат растворённым в воде кислородом через кожу, а на суше - с помощью лёгких и влажной кожи.
10.Кожа – единственная одежда амфибий. Они используют её для плавания. В ней им приходится плавать, зарываться в землю, заползать в дупла, под камни. Со временем кожа стареет, снашивается. (Текст «Чтение с пометками: +, ?, !» «Земноводные, или Амфибии». Приложение 5.)
VII. Проверка осмысления содержания текста. «Система вопросов».
1. Почему земноводные живут вблизи водоёмов?
2. Почему у лягушки появились веки и слёзные железы?
3. Почему глаза и ноздри расположены на возвышении?
(Чтобы, не вылезая из воды дышать атмосферным воздухом и ориентироваться в окружающем пространстве.)
4. Почему ноздри имеют клапаны?
5. Как вы можете объяснить такой факт: для чего раньше, когда не было холодильников, хозяйки бросали в молоко лягушек?
6. Почему кожа амфибий должна быть влажной?
7. Задохнётся ли лягушка, если воздух не будет поступать в ноздри и рот?
8.Как спасается жаба, покрытая голой кожей от комаров, клещей, пиявок и других кровососов, а также от хищных зверей?
VIII. Просмотр видеопрезентации «Модельное агентство».
- Кожа – единственная одежда амфибий. Они используют её для плавания. В ней им приходится плавать, зарываться в землю, заползать в дупла, под камни. Со временем кожа стареет, снашивается.
- Как им удаётся сберечь свою одежду?
- В сказке царевна – лягушка сбрасывала свою кожу. Это не вымысел. Не сказочные лягушки меняют свою кожу не менее 4 раз в год, а старую кожу съедают.
-Я предлагаю вам посетить «Модельное агентство» земноводных, обратить внимание на их внешний вид и подумать, почему земноводные имеют такую разнообразную окраску. (Видеопрезентации «Модельное агентство». Приложение 6.)
- Вы посмотрели видеопрезентацию, ответьте на вопрос:
- Почему земноводные имеют такую разнообразную окраску?
IX. Итог урока.
- Наш урок подошёл к концу, давайте подведём итоги:
1. Какие приспособления у земноводных к водной среде обитания?
- обтекаемая форма тела;
- плавательная перепонка на задних конечностях;
- кожа покрыта слизью;
-расположение глаз и ноздрей на верхней части лица:
- дышат кожей растворённым в воде кислородом;
2. Какие приспособления у земноводных к наземной среде обитания?
-глаза с веками;
- ноздри для проникновения атмосферного воздуха в лёгкие;
- клапаны в ноздрях, которые предотвращают поступление воздуха в обратном направлении
3. Изменилось ли ваше отношение к этим животным?
X. Домашнее задание
Параграф 37, подготовить интересные факты об этих удивительных животных.
Список литературы:
Литвинова. Д. Большая энциклопедия; Изд.: Росмэн; Язык издания: Русский; Книжная серия: 2020 – 317с.
Станек В.Я. Переводчик: Е. Фиштейна. Жанр или тематика: Зоология. Иллюстрированная энциклопедия животных. Изд.: Прага.: 1986 - 647с.
Электронный ресурс:
Ссылка на фильм «Общая характеристика земноводных» https://learningapps.org/watch?v=pyiggf35n22
Сайт «Виды лягушек» https://funart.pro/34020-vidy-ljagushek-58-foto.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.