МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«КОЛИНСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД»
с. КОЛО ХУНЗАХСКОГО РАЙОНА
368267, Республика Дагестан Хунзахский район с. Коло
e-mail ds-kolo@yandex.ru
Открытый урок «Окружающий мир»
в 3 классе по УМК «Школа России»
«Строение животных»
Урок разработала и провела
учитель начальных классов
АлимагомедоваПатиматГаджиевна
с.Коло, 2020-2021 учебный год
Цели урока:
1. Формировать понятие «зоология», «рептилии», «орнитологи», «группы животных». Систематизировать и расширить знания о группах животных (насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, птицы, звери) и о важнейших отличительных признаках указанных групп. Познакомить с некоторыми конкретными представителями данных групп, встречающимися в Дагестане и относящихся к группе редких и исчезающих видов.
2. Развивать умение классифицировать животных по данному основанию, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, развивать интерес к её изучению.
1. Орг.момент
Доброе утро ребята, давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи.
2. Актуализация знаний учащихся.
- Дайте определение природы. (Природа - это всё, что нас окружает и существует независимо от человека.)
- По каким признакам природу можно разделить на две группы? (Представители живой природы, представители неживой природы.)
В природе более 2,5 млн живых организмов, которые изучает биология. Биологи их разделили на группы – царства.
? О каких царствах мы говорили на предыдущих уроках?
-- Растениях. Бактериях
? Какие еще есть царства живой природы?
-- Грибы. Животные.
? Догадайтесь, о представителях какого царства идет речь в загадках.
Загадки:
–
То он белый, то русак,
Не найдёшь его никак.
Коль найдёшь, то не догнать.
И мастак же он петлять,
Со следов собьёт наш мальчик.
А зовётся просто ... (зайчик).
–
Приготовилась к зиме,
Домик сделала в дупле,
Шубку пухом подновила
И грибочков насушила.
Прыгает. Мелькает стрелкой.
А зовётся просто … (белка).
–
Он в берлоге спит зимою
Под большущею сосною,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна (медведь).
- Далее совместно с учениками ставиться цель урока.
– О чём пойдет речь на уроке?
Что у них общего? (Это животные.)
- Назовите признаки тел живой природы. (Рождаются, растут, размножаются, питаются, дышат и умирают.)
3. Объяснение нового материала.
- Тема нашего урока – «Многообразие животных».
- Сегодня мы попробуем стать настоящими исследователями и попытаемся классифицировать животных на группы и выделить отличительные особенности этих групп.
- Итак, главная задача нашего урока – выделить группы животных и определить отличительные особенности этих групп.
- Но сначала я хочу вас познакомить с наукой, которая занимается изучением животных.
- Зоология — это наука, изучающая животных, которые в настоящее время обитают на Земле или существовали в прошлые эпохи.
Зоология исследует строение животных, функции отдельных органов и систем органов, поведение, размножение и индивидуальное развитие, а также происхождение, эволюцию и значение животных в природе и для человека.
Животные имеют огромное и разноплановое практическое значение. Прежде всего, это относится к домашним животным. Этих животных выращивают для получения продуктов питания, шерсти, кожи, для транспортных, сторожевых, спортивных и других целей.
Наряду с полезной ролью позвоночные животные могут быть вредителями сельского хозяйства, например, суслики, мыши, полевки и т.д. Они портят и уничтожают запасы зерна, корнеплодов, фруктов, овощей, сена, силоса.
Некоторые животные являются опасными паразитами растений, диких и домашних животных, а также человека.
- Что вы можете рассказать оживотных?
(Разные животные заметно отличаются друг от друга).
Правильно животные различаются по форме, по размеру, по окраске.
- А что у животных общее? Мы узнаем, когда поработаем по учебнику.
Работа по учебнику. (Дети самостоятельно читают новый материал на с. 99).
- Что вы узнали из учебника о строении животных?
(Теложивотныхсостоит из многихорганов.Уних есть кожа, глаза)
Верно, тело животных состоит из многих органов.Одни из них наружные (кожа, глаза, уши, конечности), а другие – внутренние (сердце, желудок, лёгкие, печень, почки).
- Какое значение имеет каждый орган?
(Каждый орган имеет большое значение в жизни животного. Кожей животное ощущает прикосновение предметов, тепло или холод. Кожа защищает тело от повреждений, проникновения в него вредных веществ. Благодаря глазам животное видит предметы, узнаёт об их изменении.)
- Да, всё правильно вы рассказали. Наружные ткани любого животного можно назвать кожей. Органы чувств разных животных, как антенны (усики), уши, нос и глаза. Благодаря ушам животное слышит, с помощью конечностей передвигается, добывает себе корм, убегает от врагов. Хвост многим животным помогает справляться с полчищами мух, комаров, слепней и оводов, которые летом, атакуют их.
Интересные и удивительные факты об органах животных:
- Глаза жирафа посажены так, что он может видеть во все стороны, не поворачивая головы.
- Когда бегемоты расстроены, их пот становится красным.
- Зрачки бегемотов напоминают по форме букву "Т", что позволяет им видеть одновременно под водой и над водой.
- Кожа бегемота в толщину достигает 4 см.
- У белых медведей чёрная кожа.
- У тигров не только полосатый мех, но и полосатая кожа.
Учитель:
- А что вы узнали о внутренних органах животных? Расскажите.
( В желудке перерабатывается пища.
С помощью лёгких животное дышит.
Сердце приводит в движение кровь.)
Все органы связаны друг с другом. Вместе они составляют сложный организм животного. (Приложение – слайд)
Организм животного, как и организм растения, состоит из воды, минеральных и органических веществ. Всё это животные получают из окружающей среды с пищей. Животное передвигается, питается, дышит, растёт, развивается, размножается, стареет и умирает.
4. Закрепление изученного.
Опиши
домашнее животное (корова).
110. Опиши домашнее животное (практическая работа на с. 99 учебника).
1) Как называется животное?______________________________________
2) Какого оно размера, формы, окраски?_____________________________
_______________________________________________________________
3) Чем покрыто тело животного?____________________________________
4) Чем различается покров на разных участках тела?___________________
________________________________________________________________
5) Какие органы находятся на голове животного? Как они выглядят?
________________________________________________________________
6) Есть ли у животного хвост? Подчеркни: да, нет.
Если есть, то напиши, какого они размера, формы:
________________________________________________________________
7) Какое значение имеет хвост для животного?
________________________________________________________________
8) Какие конечности у животного? Сколько их? Как они выглядят?
________________________________________________________________
9) какие звуки издаёт животное? Подчеркни: громкие, тихие.
Напиши, что напоминают тебе эти звуки:
________________________________________________________________
10) Как животное защищается от врагов?
________________________________________________________________
5. Закрепление изученного материала.
1 задание.
- Узнайте животных по описанию. Назовите, к какой группе относится животное.
(Дятел, сова, белка, заяц, рысь, лягушка.)
2 задание.
Распределить данных животных на группы.
Лягушка, муравей, бабочка, жаба, стрекоза, воробей, уж, ящерица, медведь, дятел, окунь, черепаха, щука, лиса заяц, судак, тритон, синица.
3 задание.
1 – вариант.
Познание мира. 3 – класс. «Многообразие животного мира».1 – вариант.
1. Животных, тело которых покрыто перьями, называют _________________.
Ещё их называют «дети воздуха».
2. Змеи, ящерицы, черепахи относятся к группе:
а) земноводных;
б) насекомых;
в) пресмыкающихся.
3. Это водные животные, их тело покрыто чешуёй в виде колечек, есть плавники: ________________________.
4. Лягушки и жабы относятся к особой группе:
а) пресмыкающихся;
б) земноводных;
в) насекомых.
5. У этих животных три пары ног, у большинства развиты крылья:
а) пауки;
б) насекомые;
в) черви.
6. Лось, кабан, лиса, заяц, лиса, мышь, волк – это_______________________.
2 – вариант.
1. Эти животные – очень разные существа. У большинства из них тело покрыто шерстью. Это __________________________________.
2. Мухи, комары, тараканы, блохи – переносчики болезней. Они относятся к группе _____________________________.
3. Лягушек и тритонов, которых можно обнаружить в пруду, озере и речке, называют:
а) земноводными;
б) насекомыми;
в) пресмыкающимися.
4. Ящериц, змей, черепах относят к группе:
а) земноводных;
б) насекомых;
в) пресмыкающихся.
5. Эти животные живут в морях, реках и океанах, имеют удлинённое и обтекаемое тело, покрытое скользкой чешуёй. Назовите, к какой группе животных их относят:
а) пресмыкающихся;
б) рыб;
в) земноводных.
6. Беркут, сапсан, фламинго, дрофа, аист, воробей, голубь – это________________.
6. Итог урока.
Какой была главная задача нашего урока? (Выделить группы животных и определить отличительные особенности этих групп).
- Какие вы теперь знаете группы животных? (Насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, птицы, звери.)
- Назовите их отличительные особенности.
- Послушайте, что пишет М. Пришвин, и подумайте, чего он опасается?
- Если будет вода, а в ней ни одной рыбки - я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летает ласточка — я не поверю воздуху, и лес без зверей, с одними людьми - не лес. (М. Пришвин) (Что животные исчезнут.)
- Почему это может произойти?
- О чем мы должны знать и помнить в природе?
(Мы должны помнить, о том, что животные - наши друзья. Мы должны вести себя в природе и жить так, чтобы не навредить животным.)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса,
А зовут ее …(лиса)
В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется … (медведь)
Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло –
Спать летит в дупло… (сова)
В лесу под щебет и под свист
Стучит лесной телеграфист:
Здорово, дрозд-приятель!
И ставит подпись… (дятел)
Краской сероватая,
Походкой мешковатая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая… (ворона)
У какой кисочки на ушах кисточки? (рысь)
Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверушка?
Щелкает орешки мелко.
Ну, конечно, это … (белка)
7. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке:
Было интересно, считаете, что усвоили новый материал – рисуетесолнышко.
Не очень довольны своей работой на уроке, были ошибки в работе - рисуете солнышко, которое закрыла тучка.
Недовольны своим результатом, многого не поняли и не усвоили - рисуете тучку.
8. Домашнее задание.
Напиши рассказ о своём любимце.
Директор МКОУ «Колинская начальная школа-детский сад»
____________Гусейнова С.М.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«КОЛИНСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД»
с. КОЛО ХУНЗАХСКОГО РАЙОНА
368267, Республика Дагестан Хунзахский район с. Коло
e-mail ds-kolo@yandex.ru
Анализ урока окружающего мира
в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Дата: 2021 год.
Класс, учитель: 3 класс, Алимагомедова П.Г.
Тема урока: «Строение животных»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Дидактические задачи урока:
Формировать понятие «зоология», «рептилии», «орнитологи», «группы животных».
Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):
образовательные Систематизировать и расширить знания о группах животных (насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, птицы, звери) и о важнейших отличительных признаках указанных групп. Познакомить с некоторыми конкретными представителями данных групп, встречающимися в Дагестане и относящихся к группе редких и исчезающих видов.
развивающие: Развивать умение классифицировать животных по данному основанию, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, развивать интерес к её изучению.
Анализ урока:
Ведущие аспекты анализа урока |
Содержание наблюдения |
Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ) |
Учитель добивается, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, создает на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика. Сформулированные учебные цели отражают формирование и развитие УУД (коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные). Дидактическая задача урока формулируется в соответствии с содержанием материала и местом урока по данной теме. |
Содержание урока |
Содержание учебного материала соответствует требованиям ФГОС, программе, теме и типу урока. Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью. Имеется интеграция содержания. |
Методы обучения |
Объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, словесный, наглядный, практический. Время рассчитано на каждый этап урока рационально, подведены итоги урока, выставлены оценки учащимся. |
Формы обучения |
Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески; владеет технологией диалога. Формы обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная) способствуют решению основной дидактической задачи урока. Предложенные задания используются целесообразно, способствуют развитию образного мышления за счет яркой наглядности; повышению мотивации к учению. |
Результативность урока |
Место и роль данного урока определены правильно, урок находится в связи с предыдущими и последующими уроками. Основным в уроке был этап открытия новых знаний. Высокая работоспособность на уроке обеспечивается сменой видов деятельности , формой организации работы. Учащиеся могут ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить информацию в учебнике. Это способствует развитию умения работать в сотрудничестве, слышать друг друга, считаться с мнением других, обосновывать свои ответы. На протяжении всего урока учитель работает над развитием умственных способностей, образного мышления. В результате такой эффективной работы учащиеся усваивают новую информацию , воспроизводят пройденный материал. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми обучающимися. Цели урока достигнуты. |
Практическая направленность урока |
На протяжении всего урока прослеживается практическая направленность изучения теоретических положений и заданий, предлагаемых для выполнения школьникам. Практическая направленность урока выражается в следующем: сознательное усвоение детьми материала обеспечивается за счет использования рационально подобранных средств наглядности. Предусмотрен постепенный переход к обоснованию типов текстов на основе изученных теоретических положений; рассмотрение теоретических вопросов опирается на жизненный опыт ребенка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике; система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распределены во времени. Значительное внимание уделяется практическим упражнениям. |
Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности |
Активность и самостоятельность учащихся достигалась с помощью наводящих вопросов, руководство учением школьников осуществлялась по следующим схемам: учитель-ученик, ученик – ученик. На уроке было много заданий для самостоятельной работы, которую дети выполняли в парах и индивидуально |
Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока |
Задания и вопросы, направленные на формирование УУД, присутствуют на всех этапах урока. Учитель стремится к осознанию учащимися процесса обучения (Что делаем? Зачем делаем?). |
Формирование ИКТ-компетентностей |
На уроке применяюся ИКТ технологии, ведется работа по формированию ИКТ компетентности обучающихся.На уроке учитель использовал презентацию по теме урока. |
Использование современных образовательных технологий в процессе обучения преподаваемого предмета |
На уроке были использованы такие современные технологии, как технология проблемного обучения, ИКТ (упражнения на интерактивной доске) Примененные технологии направлены на достижение целей урока и формирование у учащихся аналитического мышления, информационной грамотности и компетентности в выборе средств общения и речи, а также в выборе действий для достижения целей. |
Структура урока |
Структура урока соответствует требованиям ФГОС, теме и типу урока. Этапы урока последовательны и взаимосвязаны. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности). Учитель обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений). Организует подведение итогов урока, вовлекая учащихся в рефлексию их деятельности. |
Педагогический стиль |
Учитель соблюдает нормы педагогической этики: доброжелательный тон, умение контролировать внутриколлективные отношения, уважительное отношение к учащимся, создаёт ситуацию успеха и психологического комфорта. |
Применение здоровьесберегающих технологий |
На уроке чередуются различные виды деятельности, разнообразные формы работы. Физкультминутка проводится в игровой форме. Обстановка и гигиенические условия в кабинете соответствуют требованиям. Проветривание класса перед уроком. |
Директор МКОУ «Колинская начальная школа-детский сад»
____________Гусейнова С.М.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.