Открытый урок «Окружающий мир» в 3 классе по УМК «Школа России» «Строение животных»

  • docx
  • 24.02.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Строение животных отзыв (1).docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«КОЛИНСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД»

с. КОЛО ХУНЗАХСКОГО РАЙОНА

368267,  Республика Дагестан  Хунзахский район  с. Коло

e-mail  ds-kolo@yandex.ru

 

Открытый урок  «Окружающий мир»

в 3 классе по УМК «Школа России»

«Строение животных»

 

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/3985746/pub_62a3a2ac4eb134747183bcc1_62a3a3566b3cdf7ff5cdad53/scale_1200

 

 

Урок разработала и провела

учитель начальных классов

АлимагомедоваПатиматГаджиевна

 

 

 

с.Коло, 2020-2021 учебный год

 

Цели урока: 

1. Формировать понятие «зоология», «рептилии», «орнитологи», «группы животных». Систематизировать и расширить знания о группах животных (насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, птицы, звери) и о важнейших отличительных признаках указанных групп. Познакомить с некоторыми конкретными представителями данных групп, встречающимися в Дагестане и относящихся к группе редких и исчезающих видов.

2. Развивать умение классифицировать животных по данному основанию, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, развивать интерес к её изучению.

 

1. Орг.момент

Доброе утро ребята, давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи.

 

2. Актуализация знаний учащихся.

- Дайте определение природы. (Природа - это всё, что нас окружает и существует независимо от человека.)

- По каким признакам природу можно разделить на две группы? (Представители живой природы, представители неживой природы.)

В природе более 2,5 млн живых организмов, которые изучает биология. Биологи их разделили на группы – царства. 

?  О каких царствах мы говорили на предыдущих уроках?

-- Растениях. Бактериях

?  Какие еще есть царства живой природы?

-- Грибы. Животные.

? Догадайтесь, о представителях какого царства идет речь в загадках.

Загадки:

– То он белый, то русак,
Не найдёшь его никак. 
Коль найдёшь, то не догнать.
И мастак же он петлять,
Со следов собьёт наш мальчик.
А зовётся просто ... (зайчик).

– Приготовилась к зиме, 
Домик сделала в дупле, 
Шубку пухом подновила 
И грибочков насушила. 
Прыгает. Мелькает стрелкой. 
А зовётся просто … (белка).

– Он в берлоге спит зимою 
Под большущею сосною,
А когда придёт весна, 
Просыпается от сна (медведь).

- Далее совместно с учениками ставиться цель урока.

– О чём пойдет речь на уроке?

Что у них общего? (Это животные.)

- Назовите признаки тел живой природы. (Рождаются, растут, размножаются, питаются, дышат и умирают.)

 

3. Объяснение нового материала.

- Тема нашего урока – «Многообразие животных».

- Сегодня мы попробуем стать настоящими исследователями и попытаемся классифицировать животных на группы и выделить отличительные особенности этих групп.

- Итак, главная задача нашего урока – выделить группы животных и определить отличительные особенности этих групп.

- Но сначала я хочу вас познакомить с наукой, которая занимается изучением животных.

Зоология — это наука, изучающая животных, которые в настоящее время обитают на Земле или существовали в прошлые эпохи.

Зоология исследует строение животных, функции отдельных органов и систем органов, поведение, размножение и индивидуальное развитие, а также происхождение, эволюцию и значение животных в природе и для человека.

Животные имеют огромное и разноплановое практическое значение. Прежде всего, это относится к домашним животным. Этих животных выращивают для получения продуктов питания, шерсти, кожи, для транспортных, сторожевых, спортивных и других целей.

Наряду с полезной ролью позвоночные животные могут быть вредителями сельского хозяйства, например, суслики, мыши, полевки и т.д. Они портят и уничтожают запасы зерна, корнеплодов, фруктов, овощей, сена, силоса.

Некоторые животные являются опасными паразитами растений, диких и домашних животных, а также человека.

- Что вы можете рассказать оживотных?

(Разные животные заметно отличаются друг от друга).

Правильно животные различаются по форме, по размеру, по окраске.

- А что у животных общее? Мы узнаем, когда поработаем по учебнику.

Работа по учебнику. (Дети самостоятельно читают новый материал на  с. 99).

- Что вы узнали из учебника  о строении животных?

(Теложивотныхсостоит из многихорганов.Уних есть кожа, глаза)

Верно, тело животных состоит из многих органов.Одни из них наружные (кожа, глаза, уши, конечности), а другие – внутренние  (сердце, желудок, лёгкие, печень, почки).

- Какое значение имеет каждый орган?

(Каждый орган имеет большое значение в жизни животного. Кожей животное ощущает прикосновение предметов, тепло или холод. Кожа защищает тело от повреждений, проникновения в него вредных веществ. Благодаря глазам животное видит предметы, узнаёт об их изменении.)

- Да, всё правильно вы рассказали. Наружные ткани любого животного можно назвать кожей.  Органы чувств разных животных, как антенны (усики), уши, нос и глаза. Благодаря ушам животное слышит, с помощью конечностей передвигается, добывает себе корм, убегает от врагов. Хвост  многим животным  помогает справляться с полчищами мух, комаров, слепней и оводов, которые летом, атакуют их.

Интересные и удивительные факты об органах животных:

- Глаза жирафа посажены так, что он может видеть во все стороны, не поворачивая головы.

- Когда бегемоты расстроены, их пот становится красным.

- Зрачки бегемотов напоминают по форме букву "Т", что позволяет им видеть одновременно под водой и над водой.

- Кожа бегемота в толщину достигает 4 см.

- У белых медведей чёрная кожа.

- У тигров не только полосатый мех, но и полосатая кожа.

Учитель:

- А что вы узнали о внутренних органах животных? Расскажите.

( В  желудке  перерабатывается  пища.

 С помощью лёгких животное дышит.

Сердце приводит  в  движение  кровь.)

Все органы связаны друг с другом. Вместе они составляют сложный организм животного. (Приложение – слайд)

Организм животного, как и организм растения, состоит из воды, минеральных и органических веществ. Всё это животные получают из окружающей среды с пищей.  Животное  передвигается, питается, дышит, растёт, развивается, размножается, стареет и умирает.

 

4. Закрепление изученного.

Опиши домашнее животное  (корова).

110. Опиши  домашнее животное (практическая работа на с. 99 учебника).

1) Как называется животное?______________________________________

2) Какого оно размера, формы, окраски?_____________________________

_______________________________________________________________

3) Чем покрыто тело животного?____________________________________

4) Чем различается покров на разных участках тела?___________________

________________________________________________________________

5) Какие органы находятся на голове животного? Как они выглядят?

________________________________________________________________

6) Есть ли у животного хвост? Подчеркни: да, нет.

Если есть, то напиши, какого они размера, формы:

________________________________________________________________

7) Какое значение имеет хвост для животного?

________________________________________________________________

8) Какие конечности у животного? Сколько их? Как они выглядят?

________________________________________________________________

9) какие звуки издаёт животное? Подчеркни: громкие, тихие.

Напиши, что напоминают тебе эти звуки:

________________________________________________________________

10) Как животное защищается от врагов?

________________________________________________________________

5. Закрепление изученного материала.

1 задание.

- Узнайте животных по описанию. Назовите, к какой группе относится животное.

(Дятел, сова, белка, заяц, рысь, лягушка.)

 

2 задание.

Распределить данных животных на группы.

Лягушка, муравей, бабочка, жаба, стрекоза, воробей, уж, ящерица, медведь, дятел, окунь, черепаха, щука, лиса заяц, судак, тритон, синица.

 

3 задание.

1 – вариант.

Познание мира. 3 – класс. «Многообразие животного мира».1 – вариант.

1.     Животных, тело которых покрыто перьями, называют _________________.

Ещё их называют «дети воздуха».

2. Змеи, ящерицы, черепахи относятся к группе:

а) земноводных;

б) насекомых;

в) пресмыкающихся.

3. Это водные животные, их тело покрыто чешуёй в виде колечек, есть плавники: ________________________.

4. Лягушки и жабы относятся к особой группе:

а) пресмыкающихся;

б) земноводных;

в) насекомых.

5. У этих животных три пары ног, у большинства развиты крылья:

а) пауки;

б) насекомые;

в) черви.

6. Лось, кабан, лиса, заяц, лиса, мышь, волк – это_______________________.

 

2 – вариант.

1. Эти животные – очень разные существа. У большинства из них тело покрыто шерстью. Это __________________________________.

2. Мухи, комары, тараканы, блохи – переносчики болезней. Они относятся к группе _____________________________.

3. Лягушек и тритонов, которых можно обнаружить в пруду, озере и речке, называют:

а) земноводными;

б) насекомыми;

в) пресмыкающимися.

4. Ящериц, змей, черепах относят к группе:

а) земноводных;

б) насекомых;

в) пресмыкающихся.

5. Эти животные живут в морях, реках и океанах, имеют удлинённое и обтекаемое тело, покрытое скользкой чешуёй. Назовите, к какой группе животных их относят:

а) пресмыкающихся;

б) рыб;

в) земноводных.

6. Беркут, сапсан, фламинго, дрофа, аист, воробей, голубь – это________________.

 

6. Итог урока.

Какой была главная задача нашего урока? (Выделить группы животных и определить отличительные особенности этих групп).

- Какие вы теперь знаете группы животных? (Насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, птицы, звери.)

- Назовите их отличительные особенности.

- Послушайте, что пишет М. Пришвин, и подумайте, чего он опасается?

- Если будет вода, а в ней ни одной рыбки - я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летает ласточка — я не поверю воздуху, и лес без зверей, с одними людьми - не лес. (М. Пришвин) (Что животные исчезнут.)

- Почему это может произойти?

- О чем мы должны знать и помнить в природе?

(Мы должны помнить, о том, что животные - наши друзья. Мы должны вести себя в природе и жить так, чтобы не навредить животным.)

 

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса,

А зовут ее …(лиса)

В яме спит зимою длинной,

Но чуть солнце станет греть,

В путь за медом и малиной

Отправляется … (медведь)

Всю ночь летает,

Мышей добывает,

А станет светло –

Спать летит в дупло… (сова)

В лесу под щебет и под свист

Стучит лесной телеграфист:

Здорово, дрозд-приятель!

И ставит подпись… (дятел)

Краской сероватая,

Походкой мешковатая,

Повадкой вороватая,

Крикунья хрипловатая… (ворона)

У какой кисочки на ушах кисточки? (рысь)

Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверушка?

Щелкает орешки мелко.

Ну, конечно, это … (белка)

 

7. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке:

Было интересно, считаете, что усвоили новый материал – рисуетесолнышко.

Не очень довольны своей работой на уроке, были ошибки в работе - рисуете солнышко, которое закрыла тучка.

Недовольны своим результатом, многого не поняли и не усвоили - рисуете тучку.

 

8. Домашнее задание.

Напиши рассказ о своём любимце.

 

 

 

Директор МКОУ «Колинская начальная школа-детский сад»

____________Гусейнова С.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«КОЛИНСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД»

с. КОЛО ХУНЗАХСКОГО РАЙОНА

368267,  Республика Дагестан  Хунзахский район  с. Коло

e-mail  ds-kolo@yandex.ru

 

Анализ урока окружающего мира

в соответствии с требованиями ФГОС НОО

 

Дата: 2021 год.

Класс, учитель:   3  класс, Алимагомедова П.Г.

Тема урока:  «Строение животных»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Дидактические задачи урока:

Формировать понятие «зоология», «рептилии», «орнитологи», «группы животных».

 

Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):

образовательные Систематизировать и расширить знания о группах животных (насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, птицы, звери) и о важнейших отличительных признаках указанных групп. Познакомить с некоторыми конкретными представителями данных групп, встречающимися в Дагестане и относящихся к группе редких и исчезающих видов.

развивающие: Развивать умение классифицировать животных по данному основанию, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, развивать интерес к её изучению.

 

Анализ урока:

 

Ведущие аспекты анализа урока

Содержание наблюдения

Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)

Учитель добивается, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, создает на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика. Сформулированные учебные цели отражают формирование и развитие УУД (коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные).

Дидактическая задача урока формулируется в соответствии с содержанием материала и местом урока по данной теме.

Содержание урока

Содержание учебного материала соответствует требованиям ФГОС, программе, теме и типу урока. Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью. Имеется интеграция содержания.

Методы обучения

Объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, словесный, наглядный, практический. Время рассчитано на каждый этап урока рационально,  подведены итоги урока, выставлены оценки учащимся.

Формы обучения

Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески; владеет технологией диалога.

Формы обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная) способствуют решению основной дидактической задачи урока.

Предложенные задания используются целесообразно, способствуют развитию образного мышления за счет яркой наглядности; повышению мотивации к учению.

Результативность урока

Место и роль данного урока определены правильно, урок находится в связи с предыдущими и последующими уроками. Основным в уроке был этап открытия новых знаний. Высокая работоспособность на уроке обеспечивается сменой видов деятельности , формой организации работы. Учащиеся могут ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить информацию в учебнике. Это способствует развитию умения работать в сотрудничестве, слышать друг друга, считаться с мнением других, обосновывать свои ответы. На протяжении всего урока учитель работает над развитием умственных способностей, образного мышления. В результате такой эффективной работы учащиеся усваивают новую информацию , воспроизводят пройденный материал.

Учитель добивается осмысления учебного материала всеми обучающимися. Цели урока достигнуты.

Практическая направленность урока

На протяжении всего урока прослеживается практическая направленность изучения теоретических положений и заданий, предлагаемых для выполнения школьникам.

Практическая направленность урока выражается в следующем:

сознательное усвоение детьми материала обеспечивается за счет использования рационально подобранных средств наглядности. Предусмотрен постепенный переход к обоснованию типов текстов на основе изученных теоретических положений;

рассмотрение теоретических вопросов опирается на жизненный опыт ребенка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;

система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распределены во времени. Значительное внимание уделяется практическим упражнениям.

Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

Активность и самостоятельность учащихся достигалась с помощью наводящих вопросов, руководство учением школьников осуществлялась по следующим схемам: учитель-ученик, ученик – ученик. На уроке было много заданий для самостоятельной работы, которую дети выполняли в парах и индивидуально

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

Задания и вопросы, направленные на формирование УУД, присутствуют на всех этапах урока. Учитель стремится к осознанию учащимися процесса обучения  (Что делаем? Зачем делаем?).

Формирование ИКТ-компетентностей

На уроке применяюся ИКТ технологии, ведется работа по формированию ИКТ компетентности обучающихся.На уроке учитель использовал презентацию по теме урока.

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения преподаваемого предмета

На уроке были использованы такие современные технологии, как технология проблемного обучения, ИКТ (упражнения на интерактивной доске)

Примененные технологии направлены на достижение целей урока и формирование у учащихся аналитического мышления, информационной грамотности и компетентности в выборе средств общения и речи, а также в выборе действий для достижения целей.

Структура урока

Структура урока соответствует требованиям ФГОС, теме и типу урока. Этапы урока последовательны и взаимосвязаны. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности). Учитель обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений).

Организует подведение итогов урока, вовлекая учащихся в рефлексию их деятельности.

Педагогический стиль

Учитель соблюдает нормы педагогической этики: доброжелательный тон, умение контролировать внутриколлективные отношения, уважительное отношение к учащимся, создаёт ситуацию успеха и психологического комфорта.

Применение здоровьесберегающих технологий

На уроке чередуются различные виды деятельности, разнообразные формы работы. Физкультминутка проводится в игровой форме. Обстановка и гигиенические условия в кабинете соответствуют требованиям.

Проветривание класса перед уроком.

 

 

 

 

 

 

 

Директор МКОУ «Колинская начальная школа-детский сад»

____________Гусейнова С.М.

 


 

Скачано с www.znanio.ru