Тема:» методическая разработка занятия для обучающихся с ОВз»
Урок разработан в соответствии с адаптированной рабочей программой по биологии и положением об организации индивидуального обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Использованы: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: 5-9 класс /Под редакцией В.В.Воронковой
Учебник: Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс. З.А. Клепинина. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида
М.: Просвещение, 2019;
Дети обучаются в коррекционном классе, им 14 , 15 лет ,класс 7 . Прошли обследование на ПМК и один ребенок(1)в психиатрическом стационаре, где у нее были выявлены нарушения поведения и эмоций, парциальное недоразвитие когнитивных процессов, дислексия- она изменяет порядок букв при составлении или зачитывании слова/предложения, у нее плохая память, низкое внимание, трудности в изучении алфавита.
В 7 кл она не может складывать слова из слогов. Только списывает их.
Вторая девочка при обследовании на ПМК у нее выявлены нарушения внимания, быстрая утомляемость, задержка психического развития, нуждается в специальных образовательных условиях.
По решению ПМК оба ребенка обучаются в коррекционном классе ,по очной форме обучения.
Тема урока: Листопад и его значение.
Класс: 7.
Тип урока: урок изучения, закрепления и обобщения полученных знаний.
Вид урока: комбинированный.
Цель урока: формирование представлений о процессе листопада.
- обучающие: создать
условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и
запоминанию знаний о процессе листопад и его значении для растений;
- коррекционно-развивающие: содействовать развитию
умений анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, развивать
познавательный интерес; : развивать связную устную речь,
мелкую моторику, -
воспитательные:
прививать
интерес к предмету; любовь к окружающему миру
Навыки и умения, отрабатываемые на уроке:
· Умение работать самостоятельно.
· Умение работать с учебником и находить нужную информацию.
· Умение анализировать и делать выводы.
умение распознавать листья деревьев;
Формируемые понятия:
· Листопад.
Дидактические средства и материалы:
· Учебник : « Биология» 7 класс. ,З.А. Клепинина, Москва., «Просвещение», 2019;
· Мультимедиапроектор.
· Презентация «Листопад»
· Листья деревьев и набор картинок ( высушенные листья, собранные во время экскурсии)
Ход урока
Методы и средства обучения |
Навыки и умения, отрабатываемые на уроке |
I. Организационный момент. Всё на месте, всё в порядке. Мы начнём урок с зарядки. Кружат в танце, словно листья. Наши пальчики и кисти |
Мотивационный компонент учебной деятельности. Эмоциональный настрой на учебную деятельность Выполняются упражнения для развития мелкой моторики |
II. Актуализация знаний. Ребята, рассмотрите иллюстрации. Какое время года изображено на них. Д: Осень. У: Верно. Какие приметы осени, вы можете назвать? (картины на доске) Д: Предположительные ответы: птицы улетают, листья желтеют и опадают,идет дождь У: Верно. Послушайте пожалуйста внимательно стихотворение и ответьте на вопрос: «О каком явлении осени говорится в нём?» Еще недавно на вершине клена С другими листьями он дружно шелестел, Но час пришел, и бывший лист зеленый, Опору потеряв, с вершины вниз слетел. Вот он лежит, опору потерявший Сухой кленовый лист, В ненастный день опавший, А лес еще живет — шуршит его листва, Хоть осень с каждым днем Берет свои права И наступает время листопада. Не сокрушайся, друг! (слайд) Смириться с этим надо.! С. Михалков. У: Итак, о каком явлении осени говорится в стихотворении? Д: О листопаде. А) - На прошлом уроке мы говорили о том, какую роль играет лист в жизни растения. -Какие два процесса происходят в листьях растений? ( Питание и дыхание.) -Сравните процесс дыхания листа и питания (с использованием таблицы, учебник с. 67) -На столе лежат четыре картинки. На них изображены деревья. -Какие это деревья? -Это лиственные деревья: клён, ясень, берёза и дуб. -Соотнесите название и картинку каждого дерева. -С какого дерева упали эти листья?( Каждый лист прикрепляется на своё дерево.) - У каких деревьев листья простые? (Простые листья у берёзы, и дуба.) -Какие листья у рябины? Почему? (У рябины ,ясеня листья сложные, на одном черешке несколько листовых пластинок.) В) Учитель поднимает картинку, и листья падают. -Что произошло? Листья упали. Листья падают. У: Как вы думаете, почему в природе есть такое явление? Д: Варианты ответов. У: А, вы хотите узнать, почему с лиственных деревьев опадают листья? |
Вопросно-ответная форма способствует развитию мыслительных операций
Опора на жизненный опыт учащихся
Постановка проблемного вопроса, формирование познавательного интереса для изучения новой темы урока
Листья на стле |
III. Сообщение темы и задач урока. Тема урока: «Листопад и его значение».. У: На уроке мы: 1. Продолжим формировать знания о строении растения. 2. Изучим процесс листопад. 3. Выясним его значение для растений. |
Подготовка к этапу восприятия нового материала
Постановка цели урока Организация действий учащихся по её принятию |
IV. Изучение нового материала. Словарная работа. -Как образовалось слово «листопад»? Сложное слово получилось при сложении двух основ. Лист, падать - листопад. -Листопад - биологический процесс сбрасывания листвы растениями. -Внимательно рассмотрите иллюстрацию (презентация) Какое время года здесь изображено? -Почему вы так считаете? Назовите приметы осени. ( Ответы). -А листопад, это тоже примета осени? (Да). -Всё лето листья помогали растению дышать и питаться, а осенью, когда изменились погодные условия, посмотрите, что происходит с листьями (презентация) Не могут деревья без листьев расти, Им нужно дышать и питаться. Но осень приходит. Зима впереди. С листочками надо расстаться. Лист цвет изменил – не хватает тепла И света ему не хватает. И даже вода, что к листочку текла, Теперь по утрам замерзает. От вредных веществ задыхается он И тихо ложится на землю. Теперь листопад говорит нам о том, Что деревья осенние дремлют. Без листьев деревья всю зиму проспят. Они сберегут свои силы На то, чтоб весною из почки опять Листочку раскрыться хватило.
-А сейчас вместе с осенью прогуляемся по осенним лесам да паркам и сделаем для себя выводы У.( презентация) Ребята рассмотрите иллюстрации, сравните их. Скажите, что на них изображено? Д: Предположительный ответ: времена года лето и осень. У: Верно, назовите растения, которые изображены на иллюстрациях. Д:( Предположительные ответы: деревья, кустарники, травы.) У: Какие отличия в жизни растений летом и осенью вы можете назвать. (презентация) Д: (Предположительные ответы: летом растения цветут, листья на деревьях зелёные; осенью листья меняют цвет). У: Верно, осенью многие живые организмы начинают готовиться к зиме. У многих животных, особенно холоднокровных - у ящериц, лягушек, змей замедляются процессы, происходящие в организме и они впадают в спячку. Впадают в спячку и теплокровные животные – ежи, медведи. А как же растения? Они к зиме готовятся? Д: (Предположительные ответы) -да. У: (презентация) Однолетние травянистые растения осенью прекращают рост и отмирают, а многолетние растения осенью готовятся к зиме. У: рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопрос: Как лес меняет окраску в течение года? (презентация) Д: весной листва деревьев имеет зелёную окраску, летом она темно-зелёная, ранней осенью появляются желтые листья, затем в окраске листьев преобладают красные цвета.) У: Верно, а что происходит поздней осенью? Д: Листья опадают. У: Давайте рассмотрим этот процесс подробнее. (презентация) Как вы уже знаете листья пересекают жилки, это сосуды по которым в них поступает вода. К концу лета над листом начинает образовываться новая почечка, которая, на следующий год распустится новым листом. К осени процессы жизнедеятельности у растений также замедляются, деревья меньше потребляют влаги из почвы, а в листьях замедляется процесс испарения, так как температура окружающего воздуха понижается. Процесс фотосинтеза прекращается, листья начинают изменяться в окраске и отделяться от ветвей и опадают. Этот процесс называется листопадом. (слайд) |
Формирование интереса. Использование наглядности, как коррекционно-развивающий приём, мотивация к обучению
Связь ранее изученного материала. Использование вопросов, требующих мыслительной и практической активности учащихся Включение учащихся в активную учебно-поисковую деятельность
Социальная адаптация, расширение жизненного опыта учащихся Научное формирование целостной картины мира
Активизация словаря, расширение кругозора |
V. Физкультминутка. Теперь давайте немного отдохнем. Встаньте из-за парт. (презентация) Хорошо гулять в лесу! Вот высокая сосна, К солнцу тянется она. Над поляной дуб старинный Ветви в стороны раскинул. Ёлочка к нам тянет ручки, Солнце вышло из-за тучки. Погуляли мы, ребята. А теперь пора за парты. |
Здоровьесберегающие технологии. Смена видов деятельности. Снятие зрительного и эмоционального напряжения Развитие зрительно-моторных координаций |
VI. Значение процесса листопада. Работа с учебником. У: Прочитайте в учебнике на стр. 65 «Значение Листопада» и ответьте на вопрос: Какое значение для растений имеет осеннее опадание листьев? (презентация) Проверка выполненного задания (презентация) 1. Уменьшение испарения . 2. Выведение продуктов обмена. 3. Предотвращение поломки ветвей под тяжестью снега. У: Ребята, подумайте, все растения на зиму сбрасывают листву? Д: Нет. На зиму не сбрасывают листву хвойные деревья. У: Верно. Посмотрите на иллюстрацию, ветка какого растения изображена? (презентация) Д: Ветка сосны. У: Какие вы ещё можете назвать хвойные деревья? Д: Ель, пихта, кедр. У: Кроме хвойных деревьев на зиму не сбрасывают листву и комнатные растения. (слайд) Они радуют нас своей красотой круглый год. У: Какие, вы можете назвать комнатные растения? . |
Включение учащихся в деятельность не только по воспроизведению, но и оперированию знаниями.
Организация деятельности по выделению существенных признаков, конкретизации знаний.
Вопросно-ответная форма способствует развитию мыслительных операций
Развитие речи и навыков коммуникативного общения. Научное формирование целостной картины мира Экологическое воспитание Опора на жизненный опыт учащихся Социальная адаптация, расширение жизненного опыта учащихся |
VII. Закрепление полученных знаний. Ребята, сегодня на уроке вы узнали много нового, интересного. Давайте вспомним, что нового мы изучили: 1. Как называется процесс сбрасывания листвы у деревьев? 2. Назовите деревья, которые не сбрасывают на зиму листву. |
Проверка полноты осознанности, действительности и прочности полученных знаний. |
VIII. Закрепление и обобщение полученных знаний по теме «Лист». Ребята, на этом уроке мы заканчиваем изучать орган растения лист. Сейчас вам предстоит выполнить самостоятельную работу на карточках. (презентация) Вспомните, какие важные процессы происходят в листьях растений и из предложенных вариантов ответов, выберите верные. (презентация) Проверка выполнения работы. (презентация) |
Самостоятельная работа способствует активизации логического мышления, развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся. Связь ранее изученного материала. |
IX. Подведение итога урока Вот и подошёл к концу наш урок. Я предлагаю вам игру «Цветик-многоцветик». Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в один общий цветок Вывод . - Листопад защищает растения от неблагоприятных условий жизни, то есть от жары, холода, накопленных вредных веществ. Предотвращает поломку деревьев и кустарников. -Листопад- это биологический процесс сбрасывания листвы растениями. · Рефлексия ( выбираем смайлик, который соответствует вашему настрою на уроке) |
Формирование положительных эмоций Дать общую характеристику класса, показать успешность овладения содержанием урока Вскрыть недостатки, показать пути их преодоления Развитие самооценки |
X. Домашнее задание · У Задание на дом: с.70. · Комментирование оценок за урок. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
|
Самоанализ урока
Данный
урок соответствует программе специальной (коррекционной) образовательной школы
VIII вида за 7 класс.
В начале занятия сообщается детям тема урока, ставится перед
ними цель и задачи, которые необходимо решить.
Все поставленные цели и задачи соответствуют особенностям учебного материала и
были достигнуты в ходе занятия.
Структура
урока построена в соответствии с его типом и поставленными задачами и состояла
из трёх основных частей: организационного момента, основной части и подведение
итогов урока. Она была чётко спланирована и продумана . Каждый этап урока
плавно переходит в другой, и все части урока связаны между собой. Время
рационально распределено между этапами занятия. Уделено внимание
физкультминутке, т.к. дети с низким уровнем внимания.
На занятии используется наглядное оборудование, а также
презентация которая применялась в течение всего урока
Знания, предоставляемые детям на уроке, имели научную основу
и были в доступной форме изложены . Наблюдалась связь этих знаний с жизнью и
другими образовательными предметами. Материал был заранее подобран в
соответствии с темой урока и познавательными особенностями учащихся.
В ходе занятия решались воспитательные задачи, которые в основном были
направлены на то, чтобы воспитать у учащихся интерес к предмету, прививать любовь к окружающему миру..
На занятии были использованы все виды методов: наглядные – презентация,
гербарий; словесные - слово учителя; практические - выполнение практических
заданий с листьями,
умение распознавать листья деревьев.
Все поставленные задачи были решены, материал успешно усвоен детьми.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.