Интеллектуальная игра «Деньги. Личные финансы»
Для обучающихся 4 классов
Продолжительность – 40 минут
Внеурочное мероприятие: интеллектуальная игра
Тема: «Деньги. Личные финансы»
Цели: формирование потребности к повышению финансовой грамотности для достижения финансовой независимости и умения правильно обращаться с деньгами.
Тип урока: «Открытие» новых знаний.
Цель урока: формирование потребности к повышению финансовой грамотности для достижения финансовой независимости и умения правильно обращаться с «личными финансами», деньгами.
Задачи урока
Образовательные:
1. Изучить определение понятия «личные финансы»;
2. Подвести к выводу о разумном расходовании личных (карманных) денег;
Дидактические:
1. Формирование осознанного отношения к деньгам;
2. Учить грамотно распоряжаться своими доходами.
Развивающие:
1. Развивать деловитость, предприимчивость, настойчивость;
2. Формировать умение сравнивать, обобщать факты и понятия.
Воспитательные:
1. Создать атмосферу коллективного поиска;
2. Воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Планируемые результаты
Личностные:
- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Предметные:
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- знание источников доходов и направлений расходов семьи;
- проведение элементарных финансовых расчётов.
Метапредметные
Регулятивные:
- составление простых планов с помощью учителя;
- адекватно воспринимать предложения своих одноклассников, учителя, родителей;
Познавательные:
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки собранного материала, его анализа и представления полученной информации.
Коммуникативные:
- умение слушать собеседника;
- умение признавать различные точки зрения и права на личное мнение окружающих;
- умение излагать и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться в группе;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, правильно оценивать собственное поведение и поведение своих сверстников.
Основные понятия. Личные финансы.
Форма обучения: групповая, фронтальная.
Межпредметные связи: окружающий мир, математика.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал.
Ход занятия
1. Организационный момент (2 мин)
- Ребята! Я рада приветствовать вас на нашем внеклассном мероприятие, где мы будем учиться решать жизненные ситуации. Девизом нашего мероприятия будет : «Учимся не для школы, а для жизни!» (Луций Сенека)
- Предлагаю отгадать загадку:
Это — средство обращения,
Это — средство накопления.
Средство стоимости также,
Также средство платежа. (Деньги)
II. Активизация знаний учащихся и их мотивация (3 мин.)
- Что вы знаете об истории возникновения денег?
- Какими были самые первые деньги? Как они назывались? (Товарные деньги . Ими могли быть: скот, лён , шкурки ценных пушных зверей.)
- Чем неудобны товарные деньги? (Они могли испортиться, занимали много места, их сложно было разменять, или сдать сдачу и т.д.)
- Что пришло на смену товарным деньгам? (Металлические деньги из меди, бронзы, серебра, золота в виде слитков, монет.)
- Чем металлические деньги были лучше товарных ? (Не портились, хорошо хранились, легко разменивались.)
- Какими деньгами мы пользуемся сегодня? (Металлическими и бумажными.)
- Давайте обобщим, что же такое деньги?
Деньги – металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накоплений.
III. Постановка учебной задачи ( 2-3 мин.)
- Сегодня мы будем учиться зарабатывать деньги интеллектуальным трудом.
- Наше занятие мы проведем в форме «Деловой игры». Проверим ваш уровень финансовой грамотности, пополним наш словарный запас и получим несколько советов по эффективному управлению финансами. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать монету. Команда, решившая первой, получает - 10 рублей, вторая - 5 рублей, а третья - 2 рубля.
Какая команда наберет больше денег, та команда и победит.
IV. Представление команд и выбор капитана (3 мин)
- Состав команд был определен с помощью жетонов.
1 команда «Непобедимые» (команда, которая всегда нацелена на успех и готова преодолевать любые преграды)
2 команда «Лидеры успеха» (Это название подчеркивает вашу целеустремленность и готовность преодолевать преграды, брать на себя сложные задачи и достигать высоких результатов)
3 команда «Сияющие звёзды» (Это название подчеркивает вашу готовность сиять и быть успешными в бизнесе, стремится быть лучше и достигать блестящих результатов в своей работе)
Правила игры.
- Каждый член команды принимает активное участие в решении поставленной задачи.
- На ваших столах есть дополнительный материал, который вы можете использовать во время игры.
- Выберите капитана команды.
- Чья команда первой справится с заданием, поднимает сигнальную карточку.
- Итак, мы начинаем нашу игру!
V. Деловая игра.
1. «Денежные пазлы».
- Какие купюры есть в нашей стране?
- Вам нужно собрать купюры- пазлы.
(Каждая команда получает конверт.
1 команда - 100 рублей, 2 команда - 200 рублей, 3 команда - 500 рублей.
Купюры разрезаны, находятся в конвертах).
-Что у вас получилось?
- А что вы знаете об этих купюрах?
1 команда «Непобедимые» - 100 рублей.
Москва. Лицевая часть - скульптура с фронтона Большого Театра - Аполлон с колесницей. Оборотная часть - площадь перед Большим Театром и само здание театра.
2 команда «Лидеры успеха» - 200 рублей.
Банкнота с преобладающим зеленым цветом. Двухсот рублевая купюра посвящена Севастополю, на купюре нанесены изображения, символы города Севастополя, а точнее: на лицевой стороне изображен "Памятник затопленным кораблям"; на оборотной стороне - изображен музей-заповедник "Херсонес Таврический".
3 команда «Сияющие звёзды» - 500 рублей.
Представлен город Архангельск. На лицевой части - на фоне морского вокзала и парусника расположен памятник Петру I. На оборотной части - Соловецкий монастырь, который является одной из великих святынь.
- Спасибо. За работу команды получают первую награду!.
- Ответьте, пожалуйста, на вопрос: что такое карманные деньги?
(деньги, которые дают родители)
- Для чего они это делают?
Вывод: Родители вам выделяют карманные деньги, чтобы вы как можно раньше научиться обращаться с деньгами. Могли рассчитывать собственный бюджет, то есть свои доходы и расходы, научились с умом тратить деньги, самостоятельно совершать покупки.
- А где мы совершаем покупки? (в магазине)
- Следующее задание:
2. «Товар или услуга».
- Вы получили карточки, внимательно прочитайте слова. Если это услуга, то поставьте букву – У, а если товар – Т.
|
Т / У |
Игрушки |
|
Сделать причёску |
|
Яблоки |
|
Вылечить |
|
Мороженое |
|
Научить |
|
Шкаф |
|
Перевезти на машине |
|
Картофель |
|
Батон |
|
- Чья команда первой справится с заданием, поднимает сигнальную карточку.
(Проверка выполнения задания. Награждение монетой).
3. «Незаконченные предложения»
«Чего нельзя купить на деньги?»
- Есть такие вещи на земле, которые ни за какие деньги не купишь. Представьте, что продаётся всё, но вы должны дать опровержение.
Например, За деньги можно купить лекарство… (но не здоровье)
- За правильный ответ команда получает 2 рубля.
Учитель читает начало предложений, команды заканчивают фразы (можно хором)
– за деньги можно купить часы… (но не время)
- за деньги можно купить кровать… (но…. не сон)
– за деньги можно купить еду… (но не аппетит)
– за деньги можно купить дом… (но не семью)
– за деньги можно купить книгу… (но не мудрость)
- Молодцы!
- Продолжаем нашу игру.
4. «Собери пословицу».
- Давайте определим, какая команда лучше знает пословицы, связанные с деньгами.
- У вас на столах карточки с пословицами. Вам необходимо правильно соединить начало и конец пословицы.
- За каждую пословицу команда получит 2 рубля.
Не имей 100 рублей, |
кто деньги бережет. |
На деньги ума |
а товар найдется. |
Тот без нужды живет, |
а имей 100 друзей. |
Сколько поработаешь, |
не купишь |
Были бы деньги, |
столько заработаешь. |
- Чья команда первой справится с заданием поднимает сигнальную карточку.
(Проверка выполнения задания. Награждение монетой).
5. «Секреты банковской карты»
- Всегда ли удобно пользоваться бумажными или металлическими деньгами?
Я уж не говорю о старинных денежных мерках.
(ответы детей)
- Сегодня наши современники придумали альтернативу, замену всем этим вещам: маленькую, лёгкую и удобную вещь. Что же это? (пластиковая карта)
- В какой стране впервые появились банковские карты? (США)
- Из чего они были сделаны? (из картона).
- С какого возраста ребенок может получить свою банковскую карту? (с 6 до 14 лет)
- Но есть одно ограничение. О чём идёт речь? (Карта привязана к карте родителей)
- Есть ли у вас личная банковская карта?
- Где и как пользовались ею?
-Предлагаю выполнить следующее задание!
(команды работают на карточках, отвечают на вопросы)
№ |
Задание: составь правила безопасности пользования банковской картой для ребенка по рисунку. |
Рисунки |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
- Чья команда первой справится с заданием поднимает сигнальную карточку.
(Проверка выполнения задания. Награждение монетой).
VI. Подведение итогов игры.
-Подведём итоги нашей игры. Вы очень хорошо поработали, а теперь посчитайте свои заработанные средства.
Поздравление победителей!
VII. Подведение итогов мероприятия.
- Издавна на Руси было особое отношение к деньгам. Их тратили, дарили, берегли, копили, отдавали в долг. Спустя столетия отношение к ним не изменилось.
- Какие операции с денежными средствами можете осуществлять вы?
(тратить, копить, …)
- Предлагаю посмотреть видеоролик.
(просмотр видеоролика о том, как ребята- одноклассники подарили очки мальчику – дальтонику очки)
- На какие добрые дела можно использовать карманные деньги?
(ответы ребят)
- Карманные деньги – это не награда за хорошие оценки и хорошее поведение, не плата за помощь по дому. Вы должны знать, что вашим родителям деньги достаются кропотливым трудом.
- Пусть сегодняшнее занятие принесёт вам пользу. Хотелось бы его закончить изречением Бертольда Авербаха:
«Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость, а умело расходовать – искусство».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.