Статья "Развитие образовательной компетенции учащихся на уроках математики"
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
математика
9 кл—10 кл
31.03.2019
На уроках математики и в повседневной жизни учащиеся встречаются со многими явлениями, но обычно не задумываются над их объяснением. Концептуальная идея инновации заключается в том, что используя компетентностный подход на уроках математики, можно наполнить математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом.
Развитие образовательной компетентности учащихся на уроках математики.docx
Развитие образовательной компетенции учащихся
на уроках математики
В условиях реализации «Федерального государственного образовательного
стандарта» педагог должен формировать у обучающихся систему универсальных
учебных действий, опираясь на системнодеятельностный подход, который
является краеугольным камнем во всей образовательной системе.
Концептуальная идея инновации заключается в том, что используя
компетентностный подход на уроках математики, можно наполнить
математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с
личным опытом и потребностями ученика с тем, чтобы он мог осуществлять
продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной
действительности.
Ключевые компетенции – это важные компетенции, которые используются
в повседневной жизни. В частности, математическая компетенция — это
способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические
отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и
преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами,
математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению
математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.
Задачи:
Учить ставить цели и планировать деятельность по их достижению.
Учить добывать нужную информацию, используя доступные источники
(справочники, учебники, словари, СМИ), передавать ее.
Совершенствовать навыки работы в команде, учить высказывать и
аргументировано отстаивать своё мнение.
Вносить посильный вклад в достижение общего результата.
Обучать брать на себя ответственность при руководстве минигруппой.
Прививать навыки самостоятельной творческой работы.
Учить грамотно использовать в речи математические термины.
Учить применять математические знания и умения на других уроках, в
реальных ситуациях.
Прививать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
На уроках математики и в повседневной жизни учащиеся встречаются со
многими явлениями, но обычно не задумываются над их объяснением –
настолько они привычны. Аристотель заметил, что «ум заключается не только
в знании, но и в умении прилагать знания на деле». Курс математики должен
быть построен на использовании разнообразных методик обучения,
направленных на способ восхождения от абстрактного к конкретному.
Согласно этому цели изучения курса математики – это выработка
компетенций:
1) общеобразовательных: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою
познавательную деятельность;
умения использовать элементы причинноследственного анализа,
определять сущностные характеристики изучаемого объекта, давать
определения, приводить доказательства;
умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные
технологии для обработки, передачи, презентации результатов
познавательной и практической деятельности;
умения оценивать и корректировать своё поведение в окружающей
среде, выполнять требования в практической деятельности и
повседневной жизни.
2) предметноориентированных:
развивать познавательные интересы в процессе самостоятельного
приобретения математических знаний с использованием различных
источников информации, в том числе компьютерных;
воспитывать убежденность в позитивной роли математики в жизни
современного общества;
применять полученные знания и умения в быту, на производстве,
решения практических задач в повседневной жизни.
Методика формирования учебнопознавательных компетенций:
1й этап – вводномотивационный.
Эффективными являются методические приемы, достаточно впечатляющие
для привлечения непроизвольного внимания учащихся, возбуждения у них
положительного эмоционального отношения к изучаемому материалу и
внутренней потребности его познаний. На этом этапе ученики должны
осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить какова
основная учебная задача предстоящей работы.
2й этап – открытие математических знаний
На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие концентрации
внимания, проведения, самостоятельных исследований, стимулирующие рост
познавательной потребности.
3й этап – формализация знаний.
Основное назначение приемов на этом этапе – организация деятельности
учащихся, направленной на всестороннее изучение установленного
математического факта, на применение аналитикосистематического метода
поиска.
4й этап – приложения математических знаний Приемы созданий проблемных ситуаций на данном этапе должны
активизировать исследовательскую деятельность учащихся и способствовать
глубокому усвоению учебного материала.
5й этап – обобщение и систематизация.
Приемы должны установить связь между изученными математическими
фактами, привести знания в систему, осуществить управление
самообразованием учащихся.
Особенно эффективно данный вид компетентности, развивается при
решении нестандартных, занимательных, исторических задач, а так же при
проблемном способе изложения новой темы, проведения миниисследований
на основе изучения материала. Например, в качестве домашнего задания
ученикам 6 класса при изучении темы «Окружность. Длина окружности»
может быть такое «Определение зависимости длины окружности от радиуса».
Результатом экспериментальной деятельности с помощью реальных,
доступных шестикласснику предметов (нитка, посуда, имеющая форму
цилиндра) становится приближенное значение числа π.
Создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и
развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе
активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что
ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя
фактический материал, сам получает из него новую информацию. При
ознакомлении учащихся с новыми математическими понятиями, при
определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде. Учитель
побуждает учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению
фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация. При
формировании данного вида компетенций учитель использует тестовые
конструкции с информационно – познавательной направленностью, тестовые
конструкции составленные учащимися, тестовые конструкции, содержащие
задания с лишними данными. Реализация данной компетенции не вызывает
особых трудностей, т.к. для её становления способствуют различные
практические приемы организации работы учеников. Так же одним из
способов реализации данной компетенции является проведение проверочных
работ в форме теста. Целесообразность данной работы с точки зрения
компетентностного подхода заключается в том, в ходе работы ученики
приобретают общеучебные умения и навыки. Причем именно умение решать
тесты для детей будет очень полезным в будущем, т.к. им предстоит сдавать
единый государственный экзамен в форме теста.
Рассмотрим данное задание: «Обведи правильный ответ. Какой знак
пропущен: 5 дм 3 см … 51 см. Варианты ответа: >, <, =». Ученики, не обращая
внимание на условие теста, вписывают правильный ответ в текст задания.
Таким образом, решение тестов на уроках позволяет выявить слабые места
в оформлении заданий. Важным является то, что чем раньше мы начнём устранять ошибку, тем проще ученику будет перестроиться под новые
требования.
Учебнопознавательная компетенция реализуется в современной школе, она
имеет практическую направленность, однако не следует забывать о
значимости данного направления в будущей жизни ребёнка.
Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор,
магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и
информационных технологий (аудио и видеозапись, электронная почта,
СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать,
анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать,
преобразовать, сохранить и передать её. Эта компетенция обеспечивает
навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных
предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире.
Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков,
способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и
событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными
ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать
письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Чтобы
освоить эту компетенцию в учебном процессе, фиксируется необходимое и
достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы
с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого
предмета или образовательной области.
Социальнотрудовая компетенция означает владение знанием и опытом в
гражданскообщественной деятельности (выполнение роли гражданина,
наблюдателя, избирателя, представителя), в социальнотрудовой сфере (права
потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных
отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в
профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например,
умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с
личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских
взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в
современном обществе навыками социальной активности и функциональной
грамотности.
Компетенция личностного самосовершенствования направлена в тому,
чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального
саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным
объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности
в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных
качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и
поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о
собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая
культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами
безопасной жизнедеятельности .
Природа наделила человека двумя особенностями, свойственными только
человеку: способностью мыслить и передавать свои мысли посредством речи.
Способность чётко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать
свои мысли в настоящее время необходимы каждому.
Ключевые компетенции – это важные компетенции, которые
используются в повседневной жизни. В частности, математическая
компетенция — это способность структурировать данные (ситуацию),
вычленять математические отношения, создавать математическую модель
ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные
результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося
способствует адекватному применению математики для решения
возникающих в повседневной жизни проблем.
Введение и использование в учебном процессе понятий ключевые
компетенции и компетентностный подход в системе непрерывного
образования позволяют повысить эффективность результатов обучения, как в
общеобразовательной школе, так и в системе профессиональной
педагогической подготовки.
Статья "Развитие образовательной компетенции учащихся на уроках математики"
Статья "Развитие образовательной компетенции учащихся на уроках математики"
Статья "Развитие образовательной компетенции учащихся на уроках математики"
Статья "Развитие образовательной компетенции учащихся на уроках математики"
Статья "Развитие образовательной компетенции учащихся на уроках математики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.