Статья "Индивидуальная работа в изучении математике в средней школе"
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
математика
9 кл—10 кл
31.03.2019
Основным выражением индивидуальности взрослого человека являются его дарование и способности, творческое мышление, опыт деятельности и отношений. Школьная практика и специальные исследования убеждают, что у разных учащихся неуспеваемость вызывается различными причинами. Принципы индивидуального подхода предполагают учет таких особенностей учащихся, которые влияют на его учебную деятельность и от которых зависят результаты учения.
Индивидуальная работа в изучении математики в средней школе.docx
Индивидуальная работа учащихся в рамках предмета «Математика» в
средней школе.
“Учебный процесс, характеризуемый недостаточной индивидуальной работой с
учащимися, не может в полной мере играть ведущей роли в умственном развитии
школьников, а в отдельных случаях даже “плетётся в хвосте развития” (Л.С. Выгодский).
В современных условиях идея индивидуализации обучения приобретает особо важное
значение, поскольку наше общество, заинтересовано в создании условий для выявления и
развития задатков каждого ребёнка, в современном развитии его творческого потенциала,
что позволяет в дальнейшем наиболее полно реализовать способности каждого в трудовой
деятельности.
Большой вклад в педагогическое обоснование индивидуальной работы с детьми в
учебновоспитательном процессе внесли работы П.П.Блонского, А.В. Луначарского, А.П.
Пинкевича, С.Т. Шацкого.
Сущность принципа индивидуального подхода состоит в изучении и учёте в учебном
процессе индивидуальных особенностей каждого ученика с целью максимального развития
положительных и преодоления отрицательных индивидуальных особенностей,
противоречащих требованиям общества, и обеспечения на этой основе всемерного
повышения качества его учебной работы, всестороннего развития учащихся, расцвета их
творческих способностей и дарований. Принцип индивидуального подхода к учащимся
является психологогуманистическим принципом.
Индивидуальную форму организации учебной деятельности используют на всех
этапах урока, при решении различных задач; для усвоения новых знаний и их закреплении,
для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения
пройденного, для контроля, для овладения исследовательским опытом и так далее.
При данной форме организации работы каждый ученик получает для
самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с
его подготовкой и его возможностями. Когда учащиеся выполняют задание, необходимо
контролировать ход их работы, помогать в разрешении возникающих затруднений.
При данной форме организации работы каждый ученик получает для
самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с
его подготовкой и его возможностями. Когда учащиеся выполняют задание,
контролируется ход их работы, оказывается помощь в разрешении возникающих
затруднений.
Таким образом, при закреплении материала используются элементы уровневой
дифференциации, ее основная особенность состоит в дифференциации требований к
знаниям и умениям учащихся: явно выделяется уровень обязательной подготовки, который
задает достаточную нижнюю границу усвоения материала. На его основе формируются
повышенные уровни овладения материалом. Дети получают право и возможность выбирать
тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам, способностям.
Каждый из уровней известен и понятен детям. Только в этом случае можно рассчитывать
на познавательную активность школьников, на заинтересованность их в результатах своего
труда. Ведь если цели известны и посильны, а их достижение поощряется, то появляется
желание и стремление к их осуществлению, к тому же в такой работе формируется
способность к самооценке при выборе индивидуального пути своего развития. Ученик к
принятию
имеет право выбрать сам для себя определенный уровень, это способствует
психологическому комфорту ученика в классе, вырабатывает ответственность и
способность
решений.
Для проверки знаний учащихся провожу самостоятельные и контрольные работы. При
выполнении самостоятельных и контрольных работ дети так же выбирают себе
определенный уровень. Первый соответствует обязательным программным требованиям;
второй среднему уровню сложности; задания третьего уровня предназначены для
учащихся, проявляющих повышенный интерес к математике. Это позволяет осуществлять
дифференцированный контроль. Для выставления ученику повышенной оценки достаточно
убедиться в том, что он проявляет полное владение обязательными результатами обучения,
то есть имеет хорошую опорную подготовку, и при этом справляется с решением более
сложных задач. Если контрольная работа написана на «2», то учащийся обязан сделать
работу над ошибками сам или с помощью учителя. Если ученик хочет исправить оценку
«3» на «4» или «5», то ему необходимо сделать работу над ошибками (можно дома), а
потом после уроков написать другой вариант. Такая организация учебной работы учащихся
на уроке дает возможность каждому ученику в силу своих возможностей, способностей,
собранности постепенно, но неуклонно углублять и закреплять полученные и получаемые
знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, формировать у себя потребности в
самообразовании.
Индивидуальная работа с учащимися на уроке математики и во внеурочное время.
Основное требование, предъявляемое к учителю в настоящее время, полное
использование потенциальных возможностей каждого ученика. Было бы хорошо, если бы
каждый ученик в течении всего урока был занят решением посильной для него задачи, так
как только при этом условии можно поддержать у учащихся интерес к учению.
Поэтому одним из важнейших факторов успешного усвоения программного
материала каждым учеником является сочетание фронтальных и индивидуальногрупповых
форм работы, основанных на систематическом изучении особенностей учащихся. Перед
учителем всегда стоит задача: не только видеть в каждом уроке общую учебно
воспитательную проблему, но и определять пути разрешения этой проблемы применительно
к каждому ученику.
Сочетание индивидуализации обучения с классноурочной коллективной работой
задача весьма нелёгкая. Оно необходимо как условие, обеспечивающее работу каждого
ученика в доступном ему темпе, для поощрения перехода от одного уровня развития к
другому, для стимулирования способностей одних и создания перспективы другим.
Индивидуальная работа должна проводиться как с сильными, так и со слабыми учащимися.
В основе работы с сильными учащимися должна быть постоянно увеличивающаяся по
содержанию нагрузка.
При этом следует учитывать, что на активности сильных учеников особенно
отрицательно сказывается однообразие и трафарет в работе. Индивидуальная работа со слабыми учащимися должна быть основана на систематическом изучении трудностей,
которые они испытывают в усвоении материала. Необходимо при этом учитывать недостатки
в развитии внимания, речи и памяти. Установлено, например, что только слуховые
упражнения у слабых учащихся часто вызывают затруднения, что нередко приводит к
непроизвольному выключению их из общей работы. По этому таким ученикам полезно
сочетать слуховые упражнения со зрительным восприятием. И наоборот, ученикам с
заторможенной зрительной памятью полезно предлагать выполнение упражнений с
проговариванием. Медлительных учащихся необходимо максимально освобождать от
непроизводительных затрат времени.
Индивидуальную работу по математике следует проводить как на уроке, так и во
внеурочное время. “Внеурочные занятия по математике проводятся либо с целью углубления
и расширения знаний, полученных на уроках, либо с целью ликвидации пробелов в знаниях,
умениях и навыках. В первом случае это осуществляется через различные формы
внеклассной работы по математике, во втором случае организуются индивидуальные или
групповые учебные занятия по мере надобности с теми детьми, у которых обнаружилось
отставание по предмету и они не могут далее продвигаться вперёд вместе с классом.
Пробелы в знаниях, умениях и навыках могут появиться у учеников в результате
пропуска уроков по болезни, а также в результате систематического отставания ученика на
уроке по причине понижения работоспособности, недостаточного внимания к его работе со
стороны учителя, особенностей нервной системы и др. К внеурочным занятиям учитель
тщательно подбирает материал, продумывает методику работы. Особенно ценны упражнения
с наглядными пособиями, которыми оперирует сам ученик, а также упражнения в пояснении
приёмов решения примеров и задач с опорой на рисунки, схемы, чертежи. Наметившиеся
сдвиги в знаниях и умениях ученика учитель поддерживает и развивает на уроках, предлагая
ученику во время самостоятельных работ специально подобранные упражнения”.
Совершенствование общей методики обучения, соответствие её научным требованиям
очень важное условие предупреждения отставания учащихся. “Дополнительные задания
нужны главным образом не тогда, когда выяснилось, что они отстали от класса в усвоении
какихто разделов программы, а значительно раньше, перед тем как новый материал будет
введён в класс. На этих занятиях нужно давать дополнительные упражнения, необходимые
данной группе детей, для того чтобы овладеть новым материалом”.
Говоря о необходимости дополнительных занятий для слабоуспевающих учащихся,
следует помнить, что решающее значение имеет особый подход к этим учащимся во время
занятий с целым классом и активное вовлечение их в коллективную работу, терпеливая и настойчивая работа учителя, благожелательное отношение к ребёнку, своевременное
оказание необходимой ему помощи, поощрение успехов.
Организация самостоятельной работы на уроке математике с
дифференцированными заданиями
Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения формирование
самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Это требование
времени, социальная задача, которую решать призвана, прежде всего, школа.
Проведение самостоятельной работы на уроках математики прочно вошло в практику
начальной школы.
Самостоятельная работа проводится без непосредственной помощи учителя в
процессе её выполнения, но это вовсе не исключает, а наоборот, предполагает
руководящую роль учителя, так как проведение самостоятельной работы это фактически
решение той или иной дидактической задачи, которую ставит учитель на уроке. Это
подготовка детей к изучению нового материала, усвоение новых знаний, расширение и
углубление их, формирование вычислительных навыков и другие задачи.
“Организуя самостоятельную работу, учитель обычно предлагает всему классу общее
задание или дифференцирует задания по разной степени трудности, но в такой системе,
чтобы слабые и средние ученики могли постепенно переходить от менее трудных заданий к
более сложным.
Дифференцированный подход к учащимся в опыте многих учителей осуществляется
в процессе самостоятельной работы учащихся, так как, когда дети работают
самостоятельно, можно учесть их индивидуальные способности.
Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности
ребёнка при условии, если он осуществляется в определённой последовательности и
системе, как непрерывный, чётко организованный процесс.
Исследовав на практике вопрос индивидуальной работы с детьми можно сделать
вывод, что организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей
учащихся на основе их самостоятельной работы позволяет обеспечить усвоение
обязательного уровня знаний, сформировать у школьников положительную учебную
мотивацию, активизировать их познавательные потребности и интересы.
Статья "Индивидуальная работа в изучении математике в средней школе"
Статья "Индивидуальная работа в изучении математике в средней школе"
Статья "Индивидуальная работа в изучении математике в средней школе"
Статья "Индивидуальная работа в изучении математике в средней школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.