Статья "Индивидуальная работа в изучении математике в средней школе"
Оценка 4.9

Статья "Индивидуальная работа в изучении математике в средней школе"

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
математика
9 кл—10 кл
31.03.2019
Статья "Индивидуальная работа в изучении математике в средней школе"
Основным выражением индивидуальности взрослого человека являются его дарование и способности, творческое мышление, опыт деятельности и отношений. Школьная практика и специальные исследования убеждают, что у разных учащихся неуспеваемость вызывается различными причинами. Принципы индивидуального подхода предполагают учет таких особенностей учащихся, которые влияют на его учебную деятельность и от которых зависят результаты учения.
Индивидуальная работа в изучении математики в средней школе.docx
Индивидуальная работа учащихся в рамках предмета «Математика» в  средней школе. “Учебный   процесс,   характеризуемый   недостаточной   индивидуальной   работой   с учащимися,   не   может   в   полной   мере   играть   ведущей   роли   в   умственном   развитии школьников, а в отдельных случаях даже “плетётся в хвосте развития” (Л.С. Выгодский). В современных условиях идея индивидуализации обучения приобретает особо важное значение, поскольку наше общество, заинтересовано в создании условий для выявления и развития задатков каждого ребёнка, в современном развитии его творческого потенциала, что позволяет в дальнейшем наиболее полно реализовать способности каждого в трудовой деятельности. Большой вклад в педагогическое обоснование индивидуальной работы с детьми в учебно­воспитательном процессе внесли работы П.П.Блонского, А.В. Луначарского, А.П. Пинкевича, С.Т. Шацкого. Сущность принципа индивидуального подхода состоит в изучении и учёте в учебном процессе индивидуальных особенностей каждого ученика с целью максимального развития положительных   и   преодоления   отрицательных   индивидуальных   особенностей, противоречащих   требованиям   общества,   и   обеспечения   на   этой   основе   всемерного повышения качества его учебной работы, всестороннего развития учащихся, расцвета их творческих   способностей   и   дарований.   Принцип   индивидуального   подхода   к   учащимся является психолого­гуманистическим принципом. Индивидуальную   форму   организации   учебной   деятельности   используют   на   всех этапах урока, при решении различных задач; для усвоения новых знаний и их закреплении, для   формирования   и   закрепления   умений   и   навыков,   для   обобщения   и   повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским опытом и так далее.  При   данной   форме   организации   работы   каждый   ученик   получает   для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и его возможностями. Когда учащиеся выполняют задание, необходимо контролировать ход их работы, помогать в разрешении возникающих затруднений. При   данной   форме   организации   работы   каждый   ученик   получает   для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его   подготовкой   и   его   возможностями.   Когда   учащиеся   выполняют   задание, контролируется   ход   их   работы,   оказывается   помощь   в   разрешении   возникающих затруднений.  Таким   образом,   при   закреплении   материала   используются   элементы   уровневой дифференциации,   ее   основная   особенность   состоит   в   дифференциации   требований   к знаниям и умениям учащихся: явно выделяется уровень обязательной подготовки, который задает достаточную нижнюю границу усвоения материала. На его основе формируются повышенные уровни овладения материалом. Дети получают право и возможность выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам, способностям. Каждый из уровней известен и понятен детям. Только в этом случае можно рассчитывать на познавательную активность школьников, на заинтересованность их в результатах своего труда. Ведь если цели известны и посильны, а их достижение поощряется, то появляется желание   и   стремление   к   их   осуществлению,   к   тому   же   в   такой   работе   формируется способность   к   самооценке   при   выборе   индивидуального   пути   своего   развития.   Ученик к     принятию имеет   право   выбрать   сам   для   себя   определенный   уровень,   это   способствует психологическому   комфорту   ученика   в   классе,   вырабатывает   ответственность   и способность решений.  Для   проверки   знаний   учащихся   провожу   самостоятельные   и   контрольные   работы.   При выполнении   самостоятельных   и   контрольных   работ   дети   так   же   выбирают   себе определенный уровень. Первый соответствует обязательным программным требованиям; второй­   среднему   уровню   сложности;   задания   третьего   уровня   предназначены   для учащихся, проявляющих повышенный интерес к математике. Это позволяет осуществлять дифференцированный контроль. Для выставления ученику повышенной оценки достаточно убедиться в том, что он проявляет полное владение обязательными результатами обучения, то есть имеет хорошую опорную подготовку, и при этом справляется с решением более сложных задач. Если контрольная работа написана на «2», то учащийся обязан сделать работу над ошибками сам или с помощью учителя. Если ученик хочет исправить оценку «3» на «4» или «5», то ему необходимо сделать работу над ошибками (можно дома), а потом после уроков написать другой вариант. Такая организация учебной работы учащихся на уроке дает возможность каждому ученику в силу своих возможностей, способностей, собранности постепенно, но неуклонно углублять и закреплять полученные и получаемые знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, формировать у себя потребности в самообразовании. Индивидуальная работа с учащимися на уроке математики и во внеурочное время. Основное   требование,   предъявляемое   к   учителю   в   настоящее   время,   ­   полное использование потенциальных возможностей каждого ученика. Было бы хорошо, если бы каждый ученик в течении всего урока был занят решением посильной для него задачи, так как только при этом условии можно поддержать у учащихся интерес к учению. Поэтому   одним   из   важнейших   факторов   успешного   усвоения   программного материала каждым учеником является сочетание фронтальных и индивидуально­групповых форм   работы,   основанных   на   систематическом   изучении   особенностей   учащихся.   Перед учителем   всегда   стоит   задача:   не   только   видеть   в   каждом   уроке   общую   учебно­ воспитательную проблему, но и определять пути разрешения этой проблемы применительно к каждому ученику. Сочетание индивидуализации обучения с классно­урочной коллективной работой ­ задача   весьма   нелёгкая.   Оно   необходимо   как   условие,   обеспечивающее   работу   каждого ученика в доступном ему темпе, для поощрения перехода от одного уровня развития к другому,   для   стимулирования   способностей   одних   и   создания   перспективы   другим. Индивидуальная работа должна проводиться как с сильными, так и со слабыми учащимися. В   основе   работы   с   сильными   учащимися   должна   быть   постоянно   увеличивающаяся   по содержанию нагрузка. При   этом   следует   учитывать,   что   на   активности   сильных   учеников   особенно отрицательно   сказывается   однообразие   и   трафарет   в   работе.   Индивидуальная   работа   со слабыми   учащимися   должна   быть   основана   на   систематическом   изучении   трудностей, которые они испытывают в усвоении материала. Необходимо при этом учитывать недостатки в   развитии   внимания,   речи   и   памяти.   Установлено,   например,   что   только   слуховые упражнения   у   слабых   учащихся   часто   вызывают   затруднения,   что   нередко   приводит   к непроизвольному   выключению   их   из   общей   работы.   По   этому   таким   ученикам   полезно сочетать   слуховые   упражнения   со   зрительным   восприятием.   И   наоборот,   ученикам   с заторможенной   зрительной   памятью   полезно   предлагать   выполнение   упражнений   с проговариванием.   Медлительных   учащихся   необходимо   максимально   освобождать   от непроизводительных затрат времени. Индивидуальную работу по математике следует проводить как на уроке, так и во внеурочное время. “Внеурочные занятия по математике проводятся либо с целью углубления и расширения знаний, полученных на уроках, либо с целью ликвидации пробелов в знаниях, умениях   и   навыках.   В   первом   случае   это   осуществляется   через   различные   формы внеклассной работы по математике, во втором случае организуются индивидуальные или групповые учебные занятия по мере надобности с теми детьми, у которых обнаружилось отставание по предмету и они не могут далее продвигаться вперёд вместе с классом. Пробелы   в   знаниях,   умениях   и   навыках   могут   появиться   у   учеников   в   результате пропуска уроков по болезни, а также в результате систематического отставания ученика на уроке по причине понижения работоспособности, недостаточного внимания к его работе со стороны  учителя, особенностей  нервной системы и  др. К внеурочным  занятиям учитель тщательно подбирает материал, продумывает методику работы. Особенно ценны упражнения с наглядными пособиями, которыми оперирует сам ученик, а также упражнения в пояснении приёмов решения примеров и задач с опорой на рисунки, схемы, чертежи. Наметившиеся сдвиги в знаниях и умениях ученика учитель поддерживает и развивает на уроках, предлагая ученику во время самостоятельных работ специально подобранные упражнения”. Совершенствование общей методики обучения, соответствие её научным требованиям ­ очень   важное   условие   предупреждения   отставания   учащихся.   “Дополнительные   задания нужны главным образом не тогда, когда выяснилось, что они отстали от класса в усвоении каких­то разделов программы, а значительно раньше, перед тем как новый материал будет введён в класс. На этих занятиях нужно давать дополнительные упражнения, необходимые данной группе детей, для того чтобы овладеть новым материалом”. Говоря о необходимости дополнительных занятий для слабоуспевающих учащихся, следует помнить, что решающее значение имеет особый подход к этим учащимся во время занятий с целым классом и активное вовлечение их в коллективную работу, терпеливая и настойчивая   работа   учителя,   благожелательное   отношение   к   ребёнку,   своевременное оказание необходимой ему помощи, поощрение успехов. Организация   самостоятельной   работы   на   уроке   математике   с дифференцированными заданиями Одна   из   главных   задач   воспитания   подрастающего   поколения   ­   формирование самостоятельности   мышления,   подготовка   к   творческой   деятельности.   Это   требование времени, социальная задача, которую решать призвана, прежде всего, школа. Проведение самостоятельной работы на уроках математики прочно вошло в практику начальной школы. Самостоятельная   работа   проводится   без   непосредственной   помощи   учителя   в процессе   её   выполнения,   но   это   вовсе   не   исключает,   а   наоборот,   предполагает руководящую роль учителя, так как проведение самостоятельной работы ­ это фактически решение   той   или   иной   дидактической   задачи,   которую   ставит   учитель   на   уроке.   Это подготовка  детей  к изучению   нового  материала,  усвоение  новых  знаний,  расширение  и углубление их, формирование вычислительных навыков и другие задачи. “Организуя самостоятельную работу, учитель обычно предлагает всему классу общее задание или дифференцирует задания по разной степени трудности, но в такой системе, чтобы слабые и средние ученики могли постепенно переходить от менее трудных заданий к более сложным. Дифференцированный подход к учащимся в опыте многих учителей осуществляется в   процессе   самостоятельной   работы   учащихся,   так   как,   когда   дети   работают самостоятельно, можно учесть их индивидуальные способности.      Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности ребёнка   при   условии,   если   он   осуществляется   в   определённой   последовательности   и системе, как непрерывный, чётко организованный процесс. Исследовав на практике вопрос индивидуальной работы с детьми можно сделать вывод,   что   организация   учебного   процесса   с   учётом   индивидуальных   особенностей учащихся   на   основе   их   самостоятельной   работы   позволяет   обеспечить   усвоение обязательного   уровня   знаний,   сформировать   у   школьников   положительную   учебную мотивацию, активизировать их познавательные потребности и интересы.

Статья "Индивидуальная работа в изучении математике в средней школе"

Статья "Индивидуальная работа в изучении математике в средней школе"

Статья "Индивидуальная работа в изучении математике в средней школе"

Статья "Индивидуальная работа в изучении математике в средней школе"

Статья "Индивидуальная работа в изучении математике в средней школе"

Статья "Индивидуальная работа в изучении математике в средней школе"

Статья "Индивидуальная работа в изучении математике в средней школе"

Статья "Индивидуальная работа в изучении математике в средней школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2019